Воспитательная направленность урока-один из способов повышения интереса учащихся к математике

Раздел Математика
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









Воспитательная направленность уроков -

один из способов повышения интереса учащихся

к математике.




Из опыта работы

Белимовой Валентины Павловны,

учителя математики




Воспитательная направленность уроков - один из способов повышения интереса учащихся к математике.

Воспитательная направленность урока-один из способов повышения интереса учащихся к математике

В.П. Белимова - учитель математики

высшей категории КГУ» Каратальская СШ с ДМЦ», акимата Ескельдинского района

Алматинской области.

стаж 45 лет



Когда речь идет о воспитании у молодого поколения моральных принципов, то обычно считают, что основная роль в решении этих задач принадлежит гуманитарным дисциплинам.

Существуют ли весы, которые позволили бы оценить воздействие той или иной дисциплины на моральный облик человека?

Среди черт, которые воспитывает математика, нужно отметить честность, правдивость, настойчивость и мужество.

В математике каждая задача нуждается в творческом подходе, приносить радость, вызывать интерес.

Одним из способов повышения интереса к математике у учащихся является усиление практической направленности преподавания. По словам К.Д. Ушинского «воспитатель не должен забывать, что ученье, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения… убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет». (т.2 с. 327-328).

Несомненную тягу учащиеся проявляют к задачам практического содержания. На примерах таких задач учащиеся убеждаются в значении математики для различных сфер человеческой деятельности, в её пользе и необходимости для практической работы, роли в современном обществе.

Формирование интереса школьников к математике предполагает использование на уроках, внеклассных и факультативных занятиях таких приемов обучения, которые учитывали бы различную степень развития познавательных интересов, а также способностей учащихся и проявлялись не только в содержании, но и в организации деятельности учеников, в приемах их активизации.

Хочу поделиться опытом проведения уроков математики, учитывая выше предложенные рекомендации (разработки уроков прилагаются).

Вопросы методики работы по воспитанию интереса к урокам математики разработаны ещё недостаточно, но, делясь опытом через методические журналы, раскрываются большие возможности учителей математики вносить свой особый и ценный вклад в важнейшие аспекты формирования личности современной молодёжи.

Урок алгебры в 8 классе


Учитель Белимова В.П.

Процветание и совершенствование

математики тесно связаны

с благосостоянием государства

Наполеон Бонапарт

Тема: Упражнения по теме «Линейные неравенства с одной переменной».

Цели: 1. Проверить, обобщить и углубить знания учащихся по теме.

2. Развивать познавательный интерес, мотивацию к учению.

Формировать устойчивый интерес к математике, желание изучать

её глубже.

3. Выявить неформального лидера класса, поднять престиж учащихся,

которые хорошо учатся.

Форма урока: Игра «Выборы Президента»

Вид урока: Урок-зачёт.

Оборудование: Портрет Наполеона, тесты, карточки, таблицы.

I. Организационный момент.

Сообщение цели урока, формы его проведения. Представление наблюдателей - отличниц учёбы 11-б класса:

1 ряд - Анжелла,

2 ряд - Марина,

3 ряд - Анар.

Учитель - председатель избирательной комиссии.

II. Вступительное слово учителя:

- Давайте представим сегодня, что наш класс - это государство «Ума палаты», и от каждого из вас зависит его успех, а успех - это умные, воспитанные, эрудированные люди, компетентные специалисты, от которых зависит благосостояние народа, авторитет государства.

Итак, качественные знания - сила государства, поэтому сегодня мы изучаем государственный документ «Концепция развития образования в Республике Казахстан до 2015 года», которая предусматривает дать качественное образование на всех его ступенях, начиная со школы. И нам предстоит немало потрудиться. Для осуществления любой государственной программы нужен лидер, руководитель. Таковым является Президент.

И нам с вами сегодня надо выбрать такого Президента в ходе урока-зачёта, который называется «Выбор Президента».

Чтобы определить, кто может претендовать кандидатом в Президенты, прошу показать свои знания.

Каждый получает карточку № 1-№ 3 в соответствии с 3 уровнями. Результат решения зашифрован буквами, из которых надо составить имя одного из великих глав государств, исторической личности (работа по карточкам). Таблички с верными ответами и буквами:

7

№ 1 а) х >2,5 б) х ≤ 2 2) х = 5 № 2 а) х ≤-1 б) а >10

«Н» «А» х < 5 «П» «О» «Л»

х > 5

№ 3 а) х > 5 б) х ≥ 4 2) а < 25

«Е» «О» «Н»

Слово Н А П О Л Е О Н



- 2 -

Сведения из истории: Наполеон Бонапарт был единственным среди глав государств своего времени, кто получил научное образование. Он принимал участие в заседаниях Парижской Академии. Во время похода в Египет вместе с наполеоновской армией на берега Нила отправилась научная экспедиция.

Наполеон занимался математикой, особенно геометрией. По преданию, существует теорема, которую открыл Наполеон, и она до сих пор носит его имя (высшая математика).

Итак, для улучшения образования в нашем государстве нам нужен умный Президент. Им может стать любой из вас.

III. Для этого необходима программа выборов.

1. Визитная карточка кандидата в Президенты.

а) Фронтальная беседа по вопросам:

  • что такое неравенство?

  • виды неравенств (простые, двойные, строгие, нестрогие)

  • свойства неравенств (теоремы)

  • решение неравенств в виде числовых промежутков

  • координатная прямая (числовая ось)

  • алгоритм решения линейных неравенств.

Самые активные - кандидаты в Президенты (Наблюдатели раздают «бюллетени» всем, кто отвечает).

2. Компетентность кандидатов в различных отраслях:

2.1. Знание языков. Задача: В Республике Казахстан проживает более 130 национальностей. Но в общении и оформлении документов употребляются

2 языка: государственный и русский. На государственном языке говорят более

6 млн. человек, на русском - менее 10 млн. человек. Сколько человек говорят на 2-х языках?

6 < х < 10

х Є (6; 10) : 7, 8, 9 - цел. решения Ответ: х Є (6; 10)

2.2. Торговля, бизнес. Задача: Машиностроительный завод г. Тольятти «ВАЗ» поставляет в Республику Казахстан автомобили «Жигули» весом 1,2 т и «Нива» весом 2 т. На платформу, куда грузится не более 12 т, разместили 8 машин. Сколько среди них может быть «Жигулей» и «Нив»?

х - «Жигули», (8 - х) - «Нива»

1,2 х + 2(8 - х) ≤ 12 -0,8х ≤ -4

1,2х+16-2х ≤ 12 х ≥ 5

х Є [5;8] : 5; 6; 7; 8;

3 2 1 Ответ: х Є[5;8]

2.3. Образование. Связь алгебры с геометрией. Задача. Длина стороны прямоугольника 6 см. Какова должна быть ширина, чтобы периметр прямоугольника был меньше периметра квадрата со стороной 4 см?

х - ширина, 2(6+х) < 4 ∙ 4

6+х < 2 ∙ 4

+х < 8-6

х < 2

х Є (0; 2); 1; 1,5; 1,8; 1,9... Ответ: х Є (0; 2).


- 3 -

2.4. Экология. Валеология. Задача. Ещё с древних времён кровь человека отождествляли с жизненной силой и здоровьем. Потеря крови определяла: жить человеку или нет. Это связано с тем, что кровь является той биологической жидкостью организма человека, которая обеспечивает полноценное функционирование всех органов, доставку кислорода к клеткам организма. Переносчиком кислорода является гемоглобин - вещество, входящее в красные кровяные тельца, или эритроциты. При этом, для образования полноценного гемоглобина необходим микроэлемент - железо, который поступает в организм с продуктами питания. Поэтому каждому человеку необходимо знать, какие это продукты, и что кушать, чтобы железа в крови было достаточно, чтобы человек не страдал анемией, которая влечёт за собой головокружение, слабость, быструю утомляемость и т.д. (Анемия - низкий состав гемоглобина в крови).

Итак, задача. Сколько железа вы употребляете в день, если кушаете:

завтрак - 2мг < 100 г гречневой каши < 3мг

обед - 1,5 < мясо курицы < 2

+

полдник - 1 < салат капустный < 1,9

ужин - 0,1 < кефир < 0,3

0,2 < апельсин < 0,4

4,8 < день < 7,6

Найти целые решения неравенства: Д Є (4,8; 7,6): 5; 6; 7.

Но из общего количества железа только 5% поступает в кровь. Посчитайте 5% от 6

6 х 0,05 = 0,3 мг

Всасывание замедляется, если сразу пить чай или кофе. Поэтому рекомендуется употреблять эти напитки спустя 30΄ после приёма пищи.

Учащиеся, решающие вместе с кандидатами, отдают голос (бюллетень) за более компетентного, на их взгляд, кандидата (передать бюллетени наблюдателю).

IV. Популярность кандидатов (тайное голосование). Работа с тестами. На листе ответов написать свою фамилию и фамилию кандидата. Количество правильных ответов - голос за кандидата.

V. Итоги голосования. Оценки. Определение лидера. Награждение Президента медалью. Исполнение Гимна Республики Казахстан.

VI. Домашнее задание. П 30-31, №№ 793, 801, 803.





Приложение

Задача: В Республике Казахстан проживает более 130 национальностей. Но в общении и оформлении документов употребляются 2 языка: государственный и русский. На государственном языке говорят более 6 млн. человек, на русском - менее 10 млн. человек. Сколько человек говорят на 2-х языках?

Задача: Машиностроительный завод г. Тольятти «ВАЗ» поставляет в Республику Казахстан автомобили «Жигули» весом 1,2 т и «Нива» весом 2 т. На платформу, куда грузится не более 12 т, разместили 8 машин. Сколько среди них может быть «Жигулей» и «Нив»?

Задача: Длина стороны прямоугольника 6 см. Какова должна быть ширина, чтобы периметр прямоугольника был меньше периметра квадрата со стороной

4 см?

Задача: Сколько железа вы употребляете в день, если кушаете:

завтрак - 2мг < 100 г гречневой каши < 3мг

обед - 1,5 < мясо курицы < 2

+

полдник - 1 < салат капустный < 1,9

ужин - 0,1 < кефир < 0,3

0,2 < апельсин < 0,4


Задача: В Республике Казахстан проживает более 130 национальностей. Но в общении и оформлении документов употребляются 2 языка: государственный и русский. На государственном языке говорят более 6 млн. человек, на русском - менее 10 млн. человек. Сколько человек говорят на 2-х языках?

Задача: Машиностроительный завод г. Тольятти «ВАЗ» поставляет в Республику Казахстан автомобили «Жигули» весом 1,2 т и «Нива» весом 2 т. На платформу, куда грузится не более 12 т, разместили 8 машин. Сколько среди них может быть «Жигулей» и «Нив»?

Задача: Длина стороны прямоугольника 6 см. Какова должна быть ширина, чтобы периметр прямоугольника был меньше периметра квадрата со стороной

4 см?

Задача: Сколько железа вы употребляете в день, если кушаете:

завтрак - 2мг < 100 г гречневой каши < 3мг

обед - 1,5 < мясо курицы < 2

+

полдник - 1 < салат капустный < 1,9

ужин - 0,1 < кефир < 0,3

0,2 < апельсин < 0,4


Протокол

итогов выборов Президента государства «Ума палаты» в 8 классе



№ п/п

ФИ кандидатов

Уро-вень

Количество голосов

Итого

Оценки

кар-точки

фронт опрос

решение задач

тесты

1

2

3

4

1

Алтунин Саша

III

4

5




4

5

18

4

2

Хашагулова Наташа

III

5

5




4

5

19

4

3

Аликупов Саят

III

4

5




4

5

18

4

4

Сушкова Олеся

III

5

5




5

5

20

5

5

Леонтьева Марина

III

4

5




4

5

18

4

6

Ахмадулин Мансур

III

4

5




5

4

18

4

7

Бедельбаева Жанна

II

4

4



4


5

17

4

8

Мудрая Вера

II

3

4



4


4

15

4

9

Баратова Айжан

II

3

3



4


4

14

3

10

Шутов Миша

II

3

4


4



4

15

4

11

Исаева Заира

II

3

4


4



5

16

4

12

Бутин Дима

II

4

4


4



5

17

4

13

Аминова Алфира

II

3

4


4



5

16

4

14

Исабеков Алмас

II

3

3


3



4

12

3

15

Аникин Алёша

I

3

3

3




4

13

3

16

Ахмадулин Рафаэль

I

3

3

4




4

14

3

17

Каштанова Вера

I

3

3

4




4

14

3

18

Турарбеков Максат

I

4

3

3




4

14

3

19

Трескин Денис

I

3

3

3




3

12

3

20

Безверхняя Анжелла

I

3

2

3




3

11

3

21

Нигмашева Дина

I

3

2

3




2

10

3

22

Ефремов Женя

I

3

2

3




2

10

3

Сушкова Олеся - «Президент»


Председатель

избирательной комиссии ______________ В.П. Белимова

Наблюдатели ______________ Заманбекова Анжелла

_______________ Салимбаева Марина

_______________ Жакамбаева Анар



Урок алгебры и начал анализа в 10 классе.


Учитель Белимова В.П.

Тема: Применение производной в физике и технике.

Цели: 1. Формировать умения и практические навыки в упражнениях

по применению производной функции.

2. Воспитывать познавательный интерес к предмету,

желание заниматься математикой.

3. Развивать гибкость мышления, умение делать выводы,

находить рациональные решения.

Оборудование: Таблицы, тесты, бюллетени, ящик для голосования,

Медаль Президента.

Тип урока: Интеллектуальная игра «Выборы Президента».

I. Организационный момент.

Сообщение темы, цели, формы проведения урока. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Вступительное слово учителя.

Эпиграф «Процветание и совершенствование математики тесно связаны с благосостоянием государства». Наполеон Бонапарт.

Наполеон Бонапарт был единственным среди глав государств своего времени, кто получил научное образование. Он принимал участие в заседаниях Парижской Академии.

Во время похода в Египет вместе с наполеоновской армией на берега Нила отправилась научная экспедиция.

Наполеон занимался математикой, особенно геометрией. По преданию, существует теорема, которую открыл Наполеон, и она до сих пор носит его имя.

Этот человек увековечил своё имя не только как полководец, но и мудрый человек, предвидящий будущее только с людьми высоко образованными, умеющими анализировать, делать выводы. А развитию этих качеств способствует математика. И в подтверждение слова М. Ломоносова: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит».

Наше государство - Республика Казахстан - сегодня занимает достойное место в мировом пространстве: это успешно работающая рыночная экономика, улучшение социального положения народа. Наше государство независимое, демократическое, многонациональное. Мы смотрим в будущее с надеждой, потому что:

  1. Ученик. Без современной системы образования и современных менеджеров, мыслящих широко, масштабно, по-новому, мы не сможем создать инновационную экономику. Задача казахстанских вузов - представлять образование на уровне мировых стандартов.

  2. Ученик. Мы должны гарантировать каждому казахстанцу реальную возможность получения высшего образования. Правительство должно увеличить объём образовательных грантов на 50% за счёт кредитов.

- 2 -


  1. Ученик. Гранты будут увеличены, в первую очередь, по техническим специальностям, где необходимы знания математики, физики.

Ребята, откуда взяты эти фразы? Да, ежегодное Послание Президента народу Казахстана даёт настрой на достойное будущее, в нём ответы на волнующие нас вопросы. И мы убеждаемся, что лидер государства - это человек, от которого зависит его успех, благосостояние народа.

Давайте представим, что наш класс - это государство «Ума палаты», и от каждого из вас зависит авторитет класса, а авторитет - это на сегодня качественные знания; в них сила государства под названием школа.

Но государство не может существовать без лидера, и нам предстоит сегодня

его определить, т.е. выбрать Президента.

Роль председателя избирательной комиссии буду выполнять я - учитель.

I. Чтобы определить кандидатов в Президенты, предлагаю выполнить задание (группа выдвигает кандидата).

Защита домашнего задания каждой группой.

II. Фронтальная беседа по теме «Производная»:

  1. Что такое производная? Обозначение. Геометрический смысл производной, физический смысл производной.

  2. Правила нахождения производной.

  3. Формулы производной (по таблице).

Лидер 1 группы -

Лидер 2 группы -

Лидер 3 группы -

III. Кандидатам необходима Программа выборов, и чтобы она оказалась лучшей, группа поддержки помогает решать все задания.

  1. Визитная карточка (применение производной)

  2. Компетентность (задачи из физики)

  3. Популярность (тестирование)

III. Итоги выборов.

IV. Итог урока.

V. Домашнее задание (дифференцированно по группам).

1 гр. - № 270, 2 гр. - № 274, 3 гр. - № 277

п. 2

Пословицы. Вставить имя числительное:

  1. Все за одного, … за все.

  2. Не имей … рублей, а имей … друзей.

  3. … раз примерь, … отрежь.

  4. За … зайцами погонишься, ни … не поймаешь.

  5. Ум хорошо, а … лучше.


Урок «В мире животных» в 5 классе.

Учитель Белимова В.П.

Тема: Десятичные дроби

Цели: Сформировать понятие десятичной дроби

Развивать у учащихся кругозор

Воспитывать любознательность, стремление узнать новое.

Оборудование: таблицы, картинки, карточки, глобус, книги о животных.

I. Устные упражнения.

  1. Игра в карты (определения, правила)

  2. Решить уравнения: 3 4 11 7 г 6 г 1 7

5 5 25 25 7 7 9 9 9

3. Выразить в метрах: 17 м 8 см; 8 м 17 см; 4 см; 15 дм

в тоннах: 3 т 8 ц 67 кг; 1244 кг; 710 кг.

II. В гостях у бобра.

1. Всё о бобрах. В нашей стране водится много бобров. Бобр - крупный грызун, ведёт полуводный образ жизни, обитает ро лесным рекам, сооружает из ветвей и ила домик, поперёк реки делает плотины длиной 5-6 м.

Задача 1. Узнайте длину тела бобра в см, округлив числа, находящиеся в удивительном квадрате. Округлив до единиц

  1. из первой строки выберите наименьшее число

  2. из второй - наибольшее

  3. из третьей - не наименьшее и не наибольшее

  4. найдите сумму и вы получите ответ

36+27+37=100 см

Cколько это дм, м? Сравните со своим ростом.

Задача 2. Узнайте массу бобра (в кг), используя схему (2).

Какую часть центнера составляет 25 кг? Запишите в виде обыкновенной и десятичной дроби, округлите до десятых долей.

Вопросы: 1) Как называются геометрические фигуры, используемые в этом

задании? Какая фигура лишняя? Почему?

2) На сколько 100 > 39, во сколько раз 25 < 100. На сколько надо

умножить 39, чтобы получить 156?

- Очень ценятся мех и кожа бобра. Из жира бобра изготавливают лекарство.

Задача 3. Узнайте, сколько стоит 100 г жира бобра (в тенге). Ответить поможет вам блок-схема. А сколько стоит 1 кг?

1000:100=10; 50 х 10=500 (т).

- Бобр - отличный пловец и ныряльщик, под водой он может находиться несколько минут.

Задача 4. В строки таблицы вписать названия чисел 900, 600, 500, 1000.

В одном из столбцов вы прочтете, сколько минут бобр находится под водой

(5 минут). Сколько это секунд? Какую часть 5 минут составляют от 1 часа? Можно ли выразить эту дробь десятичной? Почему?

- Итак, бобр (кундыз по-казахски) - длина тела - 10 дм, вес - 25 кг.


- 2 -

III. Знаете ли вы?

На островах Тихого океана живут черепахи-гиганты. Они такой величины, что дети могут кататься, сидя у них на панцире.

Узнать название самой крупной черепахи в мире вам поможет следующее задание (схема 3) (ДЕРМОХЕЛИС)

Из животных дольше всех живет черепаха. Если вы правильно решите уравнение, то узнаете, сколько лет живет черепаха и сколько она весит.

Х+421=621 Х+245=845

Х=621-421 Х= 845-245 Х=600 (кг)

Х=200 (лет) Х=600 (кг) Сколько это тонн? (0,6 т)

Сколько это веков? Какую часть 600 кг составляет от 1 тонны?

2 века. 600:1000=0,6

Черепаха Дермохелис: вес - 600 кг, живет - 200 лет.

IV. О заповедниках.

В заповедниках природа должна находиться в полной неприкосновенности. В заповедниках нельзя охотиться, рвать цветы, собирать лекарственные растения, ловить рыбу, рубить деревья. Но как хороша природа нашей местности: луга, леса, горы. Вы летом часто ходите за цветами или за грибами в тугай. Когда вы выходите на прогулку, то ищите чистое место, где можно посидеть, даже полежать, перекусить. Кто бывал у нас в Соловьиной роще, тот видел, сколько срублено деревьев, сколько там грязи, мусора: бумага, бутылки, целлофановые мешки, банки. Особенно вредны целлофан и банки. Целлофан: под ним ничего не растет 200 лет, банки из-под консервов разлагаются 90 лет. Поэтому, когда вы выходите на отдых, берите все это домой, а остатки продуктов закопайте. Пусть после вас в природе не останется ни одной банки, ни бумаги, ни бутылки. Оглянитесь! Приятно ли после вас другим побывать здесь? Помните, что природа нужна не только вам, но и будущим поколениям! Так берегите же её!

Очень полезно запомнить четверостишье Е. Евтушенко:

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку, любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

V. Итог урока. Оценки.

VI. Домашнее задание: повторить стр. 48-49, №№ 896, 897





Урок-улей в 6 классе

Учитель Белимова В.П.

Тема: Действия с рациональными числами.

Приведение подобных слагаемых.

Цели: Обеспечить усвоение учащимися законов действий над числами,

сформировать новое понятие - приведение подобных слагаемых.

Воспитывать добросовестное отношение к труду, учитывая способности

учащихся.

Развивать интерес к предмету, самостоятельность, инициативу,

уверенность в своих силах.

Оборудование: карточки, тесты.

I. Сообщение темы, цели и формы проведения урока.

Ребята, все вы любите мультфильмы. Какие вам больше всего нравятся и почему? А кто смотрел мультфильм «Пчела Майя»? Кто главный герой? Чем он вам нравится? А вообще, что вы знаете о пчелах? Сегодня наш урок, это урок-улей, а мы с вами - трудолюбивые пчелы. Нектар, который мы будем откладывать в ячейках - это ваши знания. Надеюсь, что среди вас не найдется сегодня пчел-трутней, все будут стараться работать так, чтобы заполнить все ячейки против своей фамилии (познакомить с правилами игры).

Итак:

II. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА (по таблицам №№ 1, 2, 3)

  1. Определить коэффициент

  2. Сравнить числа

  3. Знак произведения

  4. Произведение равно 0, если

III. ПРОВЕРКА УСВОЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО.

  1. Красные - тестирование

  2. Синие - игра в карты

  3. Зеленые - работа по карточкам

IV. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

  1. Красные - № 1009 (1.1)

  2. Синие - № 1008 (1.2)

  3. Зеленые - № 1007 (3.1)

V. Неплохо потрудились пчелки, кому-то пришлось туговато. А теперь руки пусть отдохнут, а голова поработает. Как вы думаете, пчелы летят, куда вздумается, или они знают места, где побольше цветов? Значит, они тоже соображают.

Давайте понаблюдаем за числами квадрата, как таблица чисел составлена:

-3

-2

-1

- 2

2

-1

-3

-2

-1

-8

0

8

32

-16

-2

9

4

1

-5

-2

3

-8

-4

2

-27

-8

-1

- 2 -



Ребята! Пчела Майя в мультфильме была очень сообразительная, веселая, любила сочинять различные истории, которые вы с интересом воспринимали. Среди учащихся в любом классе тоже всегда найдутся девочка или мальчик, любящие придумывать сказки, героями которых являются не только люди, животные, но и математические понятия. Вот одна из сказок ученика 6 класса о числах, она называется «Дети» (стр. 124). «Спасибо за урок». Верно ли рассуждал в своей сказке ученик? дробь - прав. часть числа, % - 100 часть числа. Попробуйте и вы сочинить сказку о числах, с которыми знакомы.

VI. Мы научились складывать и умножать рациональные числа, возводить в квадрат и куб, а сегодня попробуем заменять громоздкие длинные выражения более короткими:

3а-2а+6а-2а+7а=а(3-2+6-2+7)=12а

  1. Определение подобных слагаемых

  2. Приведение подобных слагаемых

VII. Работа с учебником. Стр. 203 пр. 2) (1,2) 3) пр. 1 4) самостоятельн

Красные - (3)

Синие - (2)

Зеленые - (1)

VIII. Закрепление. № 1027 (цепочкой)

№ 1028 (красные - 1,2; синие - 3,4; зеленые - 5,6)

IX. Итог урока. Оценки. Домашнее задание № 1029. Сочинить сказку.

X. ЗАМОМНИ быстрое умножение двухзначных чисел, одно из которых четно.

1) 13х64 2) 451х8 3) 233х16

XI. О пчелах.

В семействе пчел около 20 тысяч видов. Отдается предпочтение и слава одному виду - медоносной, или благородной.

Мед на пирах пили русские князья; мед, судя по рисункам на древних храмах, обожали египтяне.

Вчера на уроке истории вы говорили о том, как Александр Македонский завоевал Персию и погиб там. Так вот, тело Македонского привезли в Египет в гробу, доверху наполненном медом. Это один из древнейших способов бальзамирования тела, т.е сохранение его после смерти.

Итак, полетим за нектаром в страну знаний. Я буду выполнять роль пчеловода и строго следить за тем, как заполняются ячейки!




Работа с одаренными детьми.

Особые способности к предмету встречаются нечасто (это природный дар).

Их, как правило, легко заметить, поскольку одаренный ребенок проявляет активность, общую любознательность.

В этом случае на первый план выступает не выявление одаренности,

а создание условий для максимального ее развития. Чаще всего можно наблюдать проявление общего высокого потенциала ученика без четко выраженной склонности к какому-либо предмету, и учителю необходимо направить свое внимание, прежде всего, на стимулирование интереса ребят к этой науке, на выявление их действительных способностей к ней. Вместе с тем, в любом ученическом коллективе всегда есть такие школьники, способности которых скрыты: они пассивны, застенчивы, и поэтому не участвуют в обсуждениях и диспутах.

Чтобы выявить талантливых ребят, надо внимательно наблюдать за их самостоятельной работой, процессом усвоения нового материала, отношением

к учебе. Для одаренных детей характерна высокая познавательная активность. Среди главных критериев способностей школьников к физике можно назвать: наблюдательность, физическую интуицию в установлении причинно-следственных связей между явлениями, построение собственных гипотез о механизме протекания физических процессов.

На кружковых занятиях по физике широко используем лекционную форму обучения. В работе с одаренными детьми велика роль проблемного обучения. Создание проблемных ситуаций активизирует учащихся, вызывает у них интерес к предмету.

На кружковых занятиях по математике провожу уроки решения задач различной степени сложности. Провожу турнир юных математиков. Участники этого турнира имеют хорошую способность проявить свои творческие способности.

Для максимального раскрытия способностей одаренных детей мы организуем специальные семинары, на которых обсуждаем задачи повышенной трудности; проводим занятия о математике, способствующие изучению материала на более высоком уровне; составляем для ребят индивидуальные планы их самостоятельной работы с учетом интересов и возможностей каждого.

Каждое занятие математического кружка начинается с решения устных задач, устного счета, задач занимательного характера, но большая часть времени отводится на решение сложных задач по программе, решению нестандартных задач по подготовке к олимпиаде. Занятия проводятся по полтора-два часа, где планирую краткие сообщения по вопросам истории математики, о жизни и деятельности великих математиков. В процессе работы кружков проводятся математические викторины. Пользуюсь книгой «Математические кружки в 8-10 классах», журналами «Математика в школе», «Квант», «Репетитор».

Воспитание таланта - довольно тонкое дело, ведь его проявления подчас непредсказуемы. Необходимо создать для одаренного школьника такие условия, которые не «глушили» бы его способностей, а содействовали их развитию.




Плохой учитель преподносит истину,

а хороший - учит её находить.


А. Дистервег



В современной школе первостепенное значение отводится задаче развития

у учащихся творческого мышления, умению самостоятельно и быстро ориентироваться в проблемах науки, техники и производства.

Проблемное обучение развивает самостоятельность творческого мышления. Постановкой проблемных вопросов и проблемных ситуаций можно создать определенные организационные условия для активизации мыслительной деятельности, стимулируя поиск недостающих знаний для разрешения познавательного противоречия. Поиск может происходить как во время школьных занятий, так и при самостоятельных занятиях учащихся дома.

Существуют различные виды школьных занятий. Очень широко в своей работе использую лекцию, так как лекция выполняет ряд функций:

  • информативную

  • ориентирующую, стимулирующую познавательный интерес

  • методологическую

  • развивающую

  • воспитывающую.

Проблемная лекция предполагает мыслительный диалог преподавателя

с учащимися: учитель постоянно обращается к ним с вопросами, возбуждает мысль, которая мобилизует использовать имеющиеся знания для последующего познания нового материала.

Умственная деятельность учащихся на информативных или ориентировочных лекциях не выходит за рамки репродуктивной. Это добросовестное осмысливание излагаемого материала. На таких лекциях учащиеся приобщаются к продуктивной деятельности, задавая вопрос сами себе, своему однокласснику, учителю, чтобы докопаться до истины.

Кроме лекции, использую различные формы и методы обучения. В своей работе часто использую занимательные факты, описание интересных событий. Такой прием обеспечивает внимание учащихся и снимает напряжение. После этого делаю переход на решение более сложных заданий. Широко использую дополнительный материал.

Одним из инновационных методов является «Уровневая дифференциация при обучении математике».

Сущность изменений, происходящих сейчас в школьном математическом образовании, можно определить как переход от унифицированного к дифференцированному обучению. Реальностью, обуславливающей необходимость дифференцированного обучения математике в 5-9 классах, являются объективно существующие различия учащихся в темпах овладения учебным материалом,

а также в способностях самостоятельно применять усвоенные знания и умения.

По проявлениям в этих отношениях различиях учащиеся могут быть условно разделены на группы. Учитывая их способности, соответственно уровню получают задания. Тем самым минимальный уровень стандарта усваивается всеми учащимися.


© 2010-2022