Информационная компетентность учителя и ИКТ в его педагогической деятельности

В системе непрерывного образования взрослых компетентность является одной из основных характеристик результативности образования взрослых, в цепочке понятий грамотность компетентность культура менталитет. Колесникова И.А., отмечает, что компетентность – это интегральная личностная характеристика, отражающая готовность и способность человека выполнять профессиональные функции, способность к деятельности “со знанием дела”. В отличие от термина “квалификация”, нейтрального в нравственно-этическом о...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Информационная компетентность учителя

и ИКТ в его педагогической деятельности



В статье рассматриваются понятия «компетентность», «информационная компетентность», определяются требования к знаниям компетентного человека, приводится таблица соотношений между теоретическими знаниями, практическими навыками и выделенными структурными компонентами..

Информационная компетентность учителя и ИКТ в его педагогической деятельности

Особенности современного этапа развития образования в России связаны со следующими общемировыми тенденциями:

  • быстрым развитием современных компьютерных технологий и расширением сферы их применения в образовательном процессе как школьников, так и взрослых;

  • насыщением образовательных учреждений техническими средствами, обеспечивающих реализацию информационных процессов хранения, передачи и обработки информации в новом, цифровом формате;

  • использованием ресурсов глобальной информационной сети Интернет в учебном процессе.

Информатизация образования проявляется через комплекс мер по преобразованию педагогических процессов на основе внедрения в обучение информационной продукции и информационно-коммуникационных технологий. Использование в обучающем процессе современных технических устройств (персональных компьютеров, теле- и видеоаппаратуры, различных устройств для преобразования информации из одного вида в другой) и информационно-коммуникационных технологий ведет к анализу и новому пониманию дидактического процесса, установлению новых принципов обучения.

В Федеральной целевой программе развития образования на 2006 - 2010 годы (Постановление правительства РФ от 23 декабря 2005 г. № 803) выделяются главные направления данной научной и практической проблемы, которые предусматривают не только обеспечение образовательных учреждений компьютерной техникой, но также касаются изменения методов, форм и содержания обучения в связи с проникновением в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий. Все факторы, обеспечивающие процесс обучения изнутри, через его компоненты, на основе взаимосвязи и преемственности всех структурных составляющих и этапов процесса обучения, представляют педагогические условия информатизации процесса обучения. В связи с этим, в настоящее время в общеобразовательной школе существует проблема педагогического характера: не разработана система, обеспечивающая эффективное использование компьютерной техники. Данная проблема затрагивает не только процесс обучения, она непосредственно связана с уровнем квалификации педагогов.

В последние годы широко развернута система обучения педагогов информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ). Однако не все учителя, освоившие ИКТ, могут эффективно использовать полученные знания и навыки в профессиональной педагогической деятельности, так как владение персональным компьютером на уровне пользователя не сопровождается разработкой педагогических основ организации обучения с использованием компьютерной техники и не означает умения эффективно использовать персональный компьютер в решении профессиональных задач. Заметим, что эффективность деятельности отражает компетентность субъекта в данной области деятельности, что следует из анализа данного понятия.

В научной литературе по педагогике чаще всего, обращаясь к общей психологии, используют определение понятия компетентность, которое дают Вахромов Е.Е., Равен Дж, Растянников А.В., Холодная М.А. Холодная М.А., рассматривая психологические механизмы компетентности, вводит следующее определение - «компетентность это особый тип организации знаний, обеспечивающий возможность принятия эффективных решений в определенной предметной области деятельности (в том числе и в экстремальных условиях)». Далее отмечает, что знания компетентного человека отвечают следующим требованиям:

  • разнообразие;

  • артикулированность;

  • гибкость;

  • быстрота актуализации в данный момент в нужной ситуации;

  • возможность применения в широком спектре ситуаций;

  • выделенность ключевых элементов;

  • категориальный характер;

  • владение не только декларативным знанием, но и процедурным знанием;

  • наличие знания о собственном знании.

В системе непрерывного образования взрослых компетентность является одной из основных характеристик результативности образования взрослых, в цепочке понятий грамотность компетентность культура менталитет. Колесникова И.А., отмечает, что компетентность - это интегральная личностная характеристика, отражающая готовность и способность человека выполнять профессиональные функции, способность к деятельности "со знанием дела". В отличие от термина "квалификация", нейтрального в нравственно-этическом отношении, имеется в виду способность оплачиваемого работника принимать ответственные решения и действовать адекватно требованиям служебного и общественного долга. В этом контексте компетентность понимается как личное качество субъекта специализированной деятельности в системе социального и технологического разделения труда. Автор считает, что понятие компетентность используется при определении меры профессионализма человека, подразумевая таким образом профессиональную компетентность специалиста, отмечая её динамичность и ориентированность на практическую деятельность.

Авторы Акулова О.В., Вахромов Е.Е., Дахин А.Н., Колесникова И.А., Растянников А.В., Холодная М.А. выделяют в качестве ключевого момента в определении понятия компетентность - применение знаний в практической деятельности человека. Рассматривая понятие информационной компетентности учителя, можно зафиксировать разные подходы.

Первый связан с формированием понятия информационная компетентность в соответствии с цепочкой понятий: компьютерные технологии (информационно-коммуникационные технологии) → информационная компетентность. В данном случае основной смысл понятия информационная компетентность идет от технического компонента, акцент ставится на умении использовать технические средства для организации хранения, обработки и передачи информации при выделении данного процесса в деятельности учителя.

Второй подход определяет информационную компетентность преподавателя в контексте информационного подхода, в котором исходным является термин информация и рассматривается процесс восприятия информации человеком, операции с информацией в профессиональной деятельности учителя. О.Н. Шилова определяет информационную компетентность преподавателя в данном случае следующим образом: его способность решать задачи формирования и освоения информационно-педагогической среды как профессионально-педагогической деятельности на базе теоретических знаний и выработанных на их основе практических способах использования современных информационных технологий. Данное определение включает необходимые в деятельности преподавателя знания и профессионально-педагогические способности.

Структура определяемой таким образом информационной компетентности выражается через компоненты, ориентируемые на работу с информационным потоком, которые, в соответствии с системным подходом, предполагают синтез теоретических знаний и практических навыков и включают ряд способностей профессионально-педагогической компетентности учителя.

Теоретические знания согласно определению компетентности Холодной М.А. носят как фактуальный, так и концептуальный характер. Это:

  • методологические основы работы с информацией, которые включают в себя законы организации информационного потока и информационного взаимодействия, психологические законы восприятия, понимания, усвоения информации человеком, гносеологические корни методов обработки, хранения и передачи информации;

  • дидактические основы представления не только учебной информации на уроке, но и эффективные методы и методики обучения, образовательные технологии, назначение которых организация обучающего процесса наиболее оптимально с точки зрения представления, передачи и присвоения информации учащимися;

  • теоретические основы представления и организации информационных потоков с использованием персональных компьютеров на уроке.

Практические навыки:

  • направлены на реализацию теоретических знаний по организации и проведению уроков с представлением различного вида учебной информации с использованием современных технических средств, систем обучения и информационно-коммуникационных технологий для передачи, получения, обработки и хранения информации;

  • включают те способности профессионально-педагогической компетентности учителя, которые обеспечат эффективность построения урока, т.е. умение строить педагогическую деятельность.

Синтез теоретических знаний и практических навыков мы представляем в виде трех структурных компонентов:

  • методологического компонента;

  • методического компонента;

  • информационно-коммуникационно технологический компонент (ИКТ компонент).

Соотношение между теоретическими знаниями, практическими навыками и выделенными структурными компонентами можно представить следующей таблицей.

Информационная компетентность учителя и ИКТ в его педагогической деятельности

Выделенные компоненты взаимосвязаны и обуславливают развитие друг друга.

Развитие и совершенствование методологического составляющего является необходимым для формирования методического, без которого практическое использование современной компьютерной техники (информационно-коммуникационных технологий) на уроке может не дать ожидаемый эффект.

Рассматривая содержание ИКТ компонента, становится понятно, что он представляет способность учителя эффективно применять информационно-коммуникационные технологии не только для подготовки методического и дидактического материала к уроку, но знать и использовать их возможности при проектировании урока, что невозможно без знаний особенностей дидактического цикла и его реализации в образовательном процессе. Фактически, указанные в выше приведенной таблице теоретические знания и практические навыки ИКТ компонента являются проявлением компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий, ИКТ компетентности учителя, которая ориентирована на организацию процесса хранения, передачи и обработки учебной информации посредством компьютерных технологий. При этом, возникает вопрос - трактуемая таким образом информационная компетентность учителя является ли сегодня неотъемлемой частью профессионально-педагогической компетентности учителя? Ответ можно дать, сравнив педагогическую деятельность учителей со стажем (от 10 лет и более) и выпускников РГПУ им А.И.Герцена:

Учителя со стажем более 10 лет испытывают затруднения при использовании ИКТ на уроке, которые связаны с особенностями работы на персональном компьютере, но уровень их профессионально-педагогической компетентности выше, чем у выпускника. В то же время, молодые специалисты выполняют "техническую" работу на персональном компьютере увереннее, но имеют проблемы при проектировании, организации и проведении урока. Обращаясь к работам Кузьминой Н.В., посвященным исследованию вопроса компетентности выпускника педагогического вуза можно предположить, что компетентность в области ИКТ стала сегодня неотъемлемой составной частью компетентности выпускника педагогического вуза, что является результатом огромной работы преподавателей высшей школы. И, в тоже время, более опытным учителям, потребуется не только освоить компьютерные технологии, но и научиться применять их на уроках с целью повышения эффективности обучения учащихся.

В целом можно сделать вывод о необходимости направленного обучения учителей применению информационно-коммуникационных технологий в обучающем процессе с целью формирования их информационной компетентности, причем её становление и дальнейшее развитие осуществляется через практическую педагогическую деятельность.

О присвоении учителем информационной компетентности, можно судить на основе анализа его практической деятельности, которой присущи, в этом случае, следующие особенности:

  • внутренняя мотивация, потребность и готовность к проведению уроков с использованием ИКТ;

  • осознанное перенесение полученных теоретических знаний и практических навыков методологического и методического компонентов в практическую педагогическую деятельность в целом, что способствует развитию профессионально-педагогической компетентности учителя;

  • самостоятельная разработка методических и дидактических материалов для урока с использованием ИКТ, вовлечение в эту работу учащихся и других учителей;

  • формирования авторской системы использования ИКТ в педагогической деятельности, которая включает не только обучающий, но и воспитательный процесс;

  • участие в научно-практических конференциях, фестивалях, обучающих семинарах, проведение мастер-классов для своих коллег данной предметной области.

Данные характеристики зафиксированы нами в процессе педагогического наблюдения за решением учителями профессионально-педагогических задач. Осуществление процесса присвоения информационной компетентности учителя можно фиксировать как устойчивую тенденцию учителя к реализации развитых способностей (на основе содержания методологического, методического и технологического компонентов) в педагогической деятельности.

Литература:

  1. Акулова О.В., Ключевые компетенции как цель и результат современного образования. // Академические чтения СПб РГПУ им. А.И.Герцена, вып. №3, 2002. стр. 35-37

  2. Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. М., 2001. 160с.

  3. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М. «Совершенство», 1998. 512c.

  4. Каракозов С.Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности. // Педагогическая информатика, Академия информатизации образования, №2, 2002.

  5. Колесникова И.А. Основы андрагогики. М. ACADEMIA, 2003. - 240с.

  6. Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория повышения подготовки специалистов образования. М., 2001. 144с.

  7. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. М., 2002. 396с.

  8. Растянников А.В. Рефлексивное развитие компетентности в современном творчестве. М., 2002.

  9. Холодная М.А. Психология интеллекта. Томск-Москва, 1997. - 370с.

  10. Шилова О.Н. Информационно педагогический тезаурус и его функции в системе профессиональной подготовки специалиста образования: теоретические основы становления. СПб., 2001. 158с.


© 2010-2022