- Преподавателю
- Математика
- Конспект внеклассного мероприятия (устный журнал по истории математики) Знаешь ли ты?
Конспект внеклассного мероприятия (устный журнал по истории математики) Знаешь ли ты?
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шилина В.А. |
Дата | 23.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР __________________ «__»__________201_ |
| УТВЕРЖДАЮ Приказ №_____от___________ Директор МБОУ гимназии №59 ______________Т.С.Пивоварова «__»___________________201_ |
Конспект внеклассного мероприятия (устный журнал по истории математики) "Знаешь ли ты?"
учителя математики Шилиной Веры Андреевны
«Знаешь ли ты?»
-
Одна из причин, которые побудили человека начать считать, была необходимость следить за скотом. Осталось ли к вечеру то же количество овец, которые были утром? Камешки (а слово «исчисление» по - латыни и обозначает «маленький камень»), сложенные в кучу в начале дня, помогали установить, все ли животные вечером возвратились с пастбища. Каждый камень соответствовал одной овце. Так появился наиболее древний раздел математики - арифметика.
-
Геометрия возникла в связи с необходимостью устанавливать границы и площади земельных участков. Само слово «геометрия» обозначает в переводе с греческого «измерение земли». Многие геометрические теоремы были сформулированы в ходе практической деятельности, опытным путём.
-
Для того периода развития, когда складывались первые понятия, даже не общавшихся между собой, поразительно близки по форме и содержанию. Так, правила вычисления площадей и объёмов в Древнем Вавилоне и Древнем Китае. Свойства сторон прямоугольного треугольника, так называемая теорема Пифагора, были найдены для многих частных случаев треугольников с целочисленными сторонами ещё задолго до Пифагора в Древнем Вавилоне и Древнем Китае.
-
Уже в Древнем Вавилоне и Древнем Китае знание математике считалось необходимым для работы государственных чиновников. Для их обучения были созданы ещё за два тысячелетия до нашей эры специальные учебники, содержащие начальные сведения по геометрии и арифметике. Они частично сохранились до наших дней. Дошли до нас и «ученические тетради» тех времён. В них нет и намёка на выводы изучаемых математических правил. Изучение основывалось на зазубривании определенной последовательности математических действий - своеобразное программированное обучение.
-
Важность математики для человека, который своими руками создаёт материальные ценности, была очевидной уже в Древней Греции. Будущих ремесленников в специальных школах обучали математическим вычислениям, для бытовых «нужд», по выражению Платона.
В Древней Греции математика также использовалась для развития абстрактного мышления. Платон писал в своих «Диалогах», что математика должна быть направлена на познание не «бытного» а «сущего». Человечество осознало важность математического познания как такового, безотносительно к задачам конкретной практики.
Математика становилась школой дисциплинированного мышления. Геометрия стала символом испытания юного поколения. Платон даже начертал на стенах своей академии: «Да не войдёт никто, не знающий геометрии».
-
В средние века теорему Пифагора предлагали доказать каждому, кто держал экзамен на звание магистра математики. Знание её в те времена считалось свидетельством высокой образованности.
-
В Западной Европе в средние века математику относили к одному из семи «свободных искусств», овладение которыми признавалось желательными для верхушки феодального общества: «тривиум» - грамматика, риторика, диалектика; «квадривиум» - геометрия, арифметика, астрономия, музыка. На первый план выдвигалась воспитательная роль математики - оттачивание логичности мышления, строгость суждений, однозначность выводов.
-
Первый в мире задачник по арифметике был составлен 14 веков назад. Его автор армянский математик Давид Непобедимый. Экземпляр этого уникального учебного
пособия имеется в хранилище древних рукописей в Ереване - Матенадараме.
-
Первым предложил использовать последние буквы латинского алфавита x, y, z для обозначения неизвестных величин выдающийся французский математик Рене Декарт (1596-1650).
Начальными буквами алфавита A, B, C он обозначил постоянные величины, а также ввёл обозначения степеней.
-
В России первый учебник математики был издан в 1730 году в Москве. Полстолетия эта книга служила единственным учебным пособием. Это была знаменитая «Арифметика» Леонтия Магницкого. М. В. Ломоносов назвал её « вратами учёности».
По ней учились в Московской навигационной школе будущий исследователь Камчатки и Курильских островов С.И. Челюскин, геодезисты Ф. Ф. Лужин и И. М. Евреинов, составившие первые географические карты Камчатки, исследователь Каспийского моря,
Чукотского полуострова и Охотского моря Ф. И. Соймонов, адмиралы Н. Ф. Головин, М. М.Голицын и многие другие.
А для последующих поколений с «Арифметикой» вошли в русский язык такие слова, как «произведение», «делитель», «извлечение корня», «пропорции», «прогрессия», «миллион»…
-
В разработке программ и методов преподавания математики в России принимали участие учёные - математики Л. Эйлер, Р. И. Лобачевский, П. Л Чебышев и другие.