Конспект внеклассного мероприятия (устный журнал по истории математики) Знаешь ли ты?

Данная разработка может быть рекомендованна для проведения разового мероприятия или ее можно применить фрагментами на разных уроках математики. Математике чуждо многословие и общие рассуждения. Воспитательной роли этой науки придавали большое значение еще в древности. Человечество давно осознало важность математического познания как такового. Постижение этой науки расширяет горизонты и собственной профессии. В настоящее время возрастает пристижность массовых профессий, специфика которых требует ...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

__________________

«__»__________201_


УТВЕРЖДАЮ

Приказ №_____от___________

Директор МБОУ гимназии №59

______________Т.С.Пивоварова

«__»___________________201_

Конспект внеклассного мероприятия (устный журнал по истории математики) "Знаешь ли ты?"

учителя математики Шилиной Веры Андреевны

«Знаешь ли ты?»

  • Одна из причин, которые побудили человека начать считать, была необходимость следить за скотом. Осталось ли к вечеру то же количество овец, которые были утром? Камешки (а слово «исчисление» по - латыни и обозначает «маленький камень»), сложенные в кучу в начале дня, помогали установить, все ли животные вечером возвратились с пастбища. Каждый камень соответствовал одной овце. Так появился наиболее древний раздел математики - арифметика.

  • Геометрия возникла в связи с необходимостью устанавливать границы и площади земельных участков. Само слово «геометрия» обозначает в переводе с греческого «измерение земли». Многие геометрические теоремы были сформулированы в ходе практической деятельности, опытным путём.

  • Для того периода развития, когда складывались первые понятия, даже не общавшихся между собой, поразительно близки по форме и содержанию. Так, правила вычисления площадей и объёмов в Древнем Вавилоне и Древнем Китае. Свойства сторон прямоугольного треугольника, так называемая теорема Пифагора, были найдены для многих частных случаев треугольников с целочисленными сторонами ещё задолго до Пифагора в Древнем Вавилоне и Древнем Китае.

  • Уже в Древнем Вавилоне и Древнем Китае знание математике считалось необходимым для работы государственных чиновников. Для их обучения были созданы ещё за два тысячелетия до нашей эры специальные учебники, содержащие начальные сведения по геометрии и арифметике. Они частично сохранились до наших дней. Дошли до нас и «ученические тетради» тех времён. В них нет и намёка на выводы изучаемых математических правил. Изучение основывалось на зазубривании определенной последовательности математических действий - своеобразное программированное обучение.

  • Важность математики для человека, который своими руками создаёт материальные ценности, была очевидной уже в Древней Греции. Будущих ремесленников в специальных школах обучали математическим вычислениям, для бытовых «нужд», по выражению Платона.

В Древней Греции математика также использовалась для развития абстрактного мышления. Платон писал в своих «Диалогах», что математика должна быть направлена на познание не «бытного» а «сущего». Человечество осознало важность математического познания как такового, безотносительно к задачам конкретной практики.

Математика становилась школой дисциплинированного мышления. Геометрия стала символом испытания юного поколения. Платон даже начертал на стенах своей академии: «Да не войдёт никто, не знающий геометрии».

  • В средние века теорему Пифагора предлагали доказать каждому, кто держал экзамен на звание магистра математики. Знание её в те времена считалось свидетельством высокой образованности.

  • В Западной Европе в средние века математику относили к одному из семи «свободных искусств», овладение которыми признавалось желательными для верхушки феодального общества: «тривиум» - грамматика, риторика, диалектика; «квадривиум» - геометрия, арифметика, астрономия, музыка. На первый план выдвигалась воспитательная роль математики - оттачивание логичности мышления, строгость суждений, однозначность выводов.

  • Первый в мире задачник по арифметике был составлен 14 веков назад. Его автор армянский математик Давид Непобедимый. Экземпляр этого уникального учебного

пособия имеется в хранилище древних рукописей в Ереване - Матенадараме.

  • Первым предложил использовать последние буквы латинского алфавита x, y, z для обозначения неизвестных величин выдающийся французский математик Рене Декарт (1596-1650).

Начальными буквами алфавита A, B, C он обозначил постоянные величины, а также ввёл обозначения степеней.

  • В России первый учебник математики был издан в 1730 году в Москве. Полстолетия эта книга служила единственным учебным пособием. Это была знаменитая «Арифметика» Леонтия Магницкого. М. В. Ломоносов назвал её « вратами учёности».

По ней учились в Московской навигационной школе будущий исследователь Камчатки и Курильских островов С.И. Челюскин, геодезисты Ф. Ф. Лужин и И. М. Евреинов, составившие первые географические карты Камчатки, исследователь Каспийского моря,

Чукотского полуострова и Охотского моря Ф. И. Соймонов, адмиралы Н. Ф. Головин, М. М.Голицын и многие другие.

А для последующих поколений с «Арифметикой» вошли в русский язык такие слова, как «произведение», «делитель», «извлечение корня», «пропорции», «прогрессия», «миллион»…

  • В разработке программ и методов преподавания математики в России принимали участие учёные - математики Л. Эйлер, Р. И. Лобачевский, П. Л Чебышев и другие.

© 2010-2022