- Преподавателю
- Математика
- Формативное оценивание на уроках математики
Формативное оценивание на уроках математики
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Борода Н.Ю. |
Дата | 15.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Формативное оценивание
Мы часто анализируем многие моменты нашей жизни, и как следствие этого оцениваем результат. А оценивание в деятельности педагога всегда занимает особое место. На мой взгляд, это сложнейшая педагогическая проблема.
В процессе введения инновационных форм и методов обучения, планов и программ должны найти свое место изменения в системах оценивания, в том числе, на уроках математики. Необходимость оценивания отмечают все участники образовательного процесса.
Cлово «оценивать» происходит от латинского глагола - «сидеть с». При оценивании мы сидим с учеником. Мы делаем это с ним и для него. А не просто применяем к ученикам процедуру.
Современное оценивание должно быть гибким многоинструментальным, понятным, психологически комфортным, двусоставным: сочетать в себе суммативное и формативное оценивание.
Суммативное или итоговое оценивание (экзамен, итоговый тест, срез и др.) выявляет результат обученности учащихся за определенный период времени. Формы и способы оценки определяет учитель. Центром в классе является учитель.
Формативное оценивание используется - в повседневной практике (ежеурочно, ежедневно). При данном виде оценивания обязательно должна осуществляться обратная связь, обеспечивающая прогресс в обучении. Формативное оценивание помогает учителю отслеживать успеваемость в классе.
Таким образом, оно несет в себе формирующую, стимулирующую и мотивирующую функции. Если представить, что дети - цветы, то Summative assessment растений - это просто их измерение. Может быть интересно сравнить и проанализировать результаты измерений, но это никак не влияет на рост растений.
Formative assessment - эквивалентно уходу за растением и его поливу, соответствующему потребностям растений, что непосредственно влияет на их рост. Для формативного оценивания необходимы:
1) Знание и понимание учащимися целей обучения.
Цели должны быть широкие, формулироваться в виде вопросов. Ребенок должен четко знать к какому результату он должен прийти. Результаты должны быть конкретные, наблюдаемые, измеримые, должны формулироваться с помощью глаголов, отвечать на вопрос учебной цели. Как сделать, чтобы ученик понимал цели обучения?
На начальном этапе учитель разрабатывает, доводит до сведения и обсуждает со школьниками цели урока. Регулярные обсуждения в последующем могут перерасти в традицию совместной разработки учебных целей. В результате ее использования ученик научится ставить цель: конкретную (Specific), измеримую (Measurable), достижимую (Achievable), значимую (Relevant), определенную во времени (Timed/Timed-bound). Сравните два вида формулирования цели: 1) «улучшить знания по математике»- цель неконкретная, измерить ее сложно, для ее достижения не определен срок;
2) «научиться решать задачи двумя способами в течение двух недель»- она конкретна, значима, достижима.
2) Эффективная обратная связь с учениками.
Должна быть чёткой, понятной, своевременной и по теме. Она дает представление о том, как идет процесс обучения, информирует о достижениях и пробелах в знаниях каждого ученика, проходит в атмосфере взаимоуважения и доброжелательности, предоставляет время для того, чтобы ученики дали верный ответ, исправили ошибки или сменили направление мышления, обеспечивает успех обучения.
Примеры эффективной обратной связи:
1.Учитель в конце урока просит учеников выделить три основные идеи изученной темы и выразить их своими словами.
2. В начале урока учитель записывает на доске ключевые термины темы и просит учеников дать им свое определение. По мере изучения темы учитель вновь предлагает ученикам дать определение этих же терминов и сравнить их с первоначальными.
3. Учитель предлагает ученикам прочитать текст из учебника и пометить непонятные слова и фразы с последующим их обсуждением.
Также можно использовать методику «Недельные отчеты», где каждый учащийся дает ответы на следующие вопросы:
• Чему я научился за эту неделю?
• Какие вопросы остались для меня неясными?
• Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?
Обратная связь является положительной. Учитель - позитивен, предлагает ученику свою помощь в выполнении задания и сконцентрирован на задаче обучения. Чем больше информации получает учитель о том, что знают и думают учащиеся, как они учатся, тем больше у него возможностей для совершенствования преподавания и повышения успехов своих учеников
3) Активное участие учащихся в процессе собственного познания.
Чтобы знание становилось инструментом, ученик должен с ним работать:
- применять его;
- искать условия и границы применимости;
- преобразовывать, расширять и дополнять;
- находить новые связи и соотношения;
- рассматривать в разных моделях и контекстах.
4) Знание и понимание учащимися критериев оценивания.
Практика показывает, что разработка критериев делает процесс оценивания прозрачным и понятным для всех. Совместная разработка критериев позволит сформировать позитивное отношение к оцениванию:
- правильно выработанные критерии оценивания позволяют всесторонне измерить глубину понимания учебного материала;
- критерии и их градация ясно демонстрируют учащемуся, как будут оцениваться его знания, и что от него ожидается.
5) Возможность и умения учащихся анализировать собственную работу (рефлексия)
Ученики должны научиться самооценке с тем, чтобы могли понимать цель своего учения и как достигать успеха.
Для самооценивания можно использовать:
- различные формы выходных карт,
- таблицы самооценки и взаимооценки,
- вопросы для размышления и т.д.
6) Корректировка подходов к преподаванию с учетом результатов оценивания.
Применение формативного оценивания является сущностью эффективного преподавания, оно может стать мощным инструментом для улучшения обучения. Формативное оценивание - необходимая составляющая интерактивного преподавания, при котором:
- внедряется культура совместного обсуждения в классе
- развиваются навыки критического и творческого мышления
- формируется среда, поощряющая вопросы учащихся
- поддерживается уверенность учеников в том, что каждый из них способен улучшить свои результаты
- предоставляются учащимся примеры того, что от них ожидают.
Готовясь к урокам, я нахожусь в постоянном поиске, стараюсь найти такие методы оценивания, чтобы реализовать концепцию «Оценивание для обучения». Хотелось, чтобы учащиеся видели результаты своей работы и свои оценки на разных этапах урока.
Используя технологии формативного оценивания, я научилась видеть каждого ученика.
Использованная литература:
1. Глухова И.В. «Безотметочное оценивание знаний учащихся в начальной школе»
2. Пинская М. «Оценивание - способ повышения эффективности обучения»
3. Руководство для учителя, 2012 г.
4. Репкина А.Б., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. -Томск: Пеленг,1993.
5. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. - М.: Рассказовъ, 2002.
Матвеева Е.И., Панкова О.Б., Патрикеева И.Е. Критериальное оценивание в начальной школе. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011