Формирование УУД на уроках математики

Раздел Математика
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование УУД на уроках математики.Формирование УУД на уроках математики.Формирование УУД на уроках математики.Формирование УУД на уроках математики.Формирование УУД на уроках математики.Формирование УУД на уроках математики.Формирование УУД на уроках математики.Формирование УУД на уроках математики.Формирование УУД на уроках математики.Формирование УУД на уроках математики.Формирование УУД на уроках математики.Формирование УУД на уроках математики.Формирование УУД на уроках математики.Формирование УУД на уроках математики.Формирование УУД на уроках математики.Формирование УУД на уроках математики.Формирование УУД на уроках математики.Формирование УУД на уроках математики.Формирование УУД на уроках математики.Формирование УУД на уроках математики.Формирование УУД на уроках математики.Формирование УУД на уроках математики.Формирование УУД на уроках математики.Формирование УУД на уроках математики.Формирование УУД на уроках математики.Формирование УУД на уроках математики.Формирование УУД на уроках математики.Формирование УУД на уроках математики.Формирование УУД на уроках математики.Формирование УУД на уроках математики.Формирование УУД на уроках математики.Формирование УУД на уроках математики.Формирование УУД на уроках математики.Формирование УУД на уроках математики.Формирование УУД на уроках математики.Формирование УУД на уроках математики.Формирование УУД на уроках математики.Формирование УУД на уроках математики.Формирование УУД на уроках математики.Формирование УУД на уроках математики.Формирование УУД на уроках математики.Формирование УУД на уроках математики.Формирование УУД на уроках математики.Актуальность проблемы формирования универсальных учебных действий на уроках математики не подлежит сомнению. В процессе обучения на своих уроках я стараюсь всецело использовать УУД, «научить учиться» - одна из главных задач образования в наши дни, таким образом, механизмы формирования УУД играют важную роль для современного процесса образования в целом, и как частный случай, на уроках математики.

Примеры формирования универсальных учебных действий

на уроках математики

Личностные УУД: проявление внимания,

интереса, желания больше узнать.

Для приготовления лекарственного сбора

берут 2 части мяты и 6 частей зверобоя.

Сколько надо взять мяты, чтобы получить 800 г

лекарственного сбора?

Регулятивные УУД Создание проблемной

ситуации учителем и формирование проблемы

учениками.


Поиск решения

проблемы учениками Пусть масса одной части хг

Мята

2х г

800г

Зверобой

6х г

2х + 6х = 800

8х = 800

х = 100, 2х = 200

Решение задачи

Решение. Пусть масса одной части напитка х г. Тогда масса мяты 2х г, а масса зверобоя 6х г. Масса лекарственного сбора будет (2х + 6х)г. По условию задачи лекарственного сбора равна 800 г. Получим уравнение: 2х + 6х = 800. Отсюда 8х = 800, х = 800 : 8 и х = 100, то есть масса одной части равна 100 г. Поэтому мяты надо взять 200 г (100 • 2 = 200) и зверобоя 600 г (100 • 6 = 600). Проверка: 200 + 600 = 800. Ответ: 200 г.


Определение степени успешности

выполнения своей работы.

Коммуникативные УУД: воспринимать текст

с учетом поставленной учебной задачи,

находить в тексте информацию, необходимую для решения.


Проблемная ситуация

В соревнованиях по бегу, на 500м Даша, Света, Арина и Валя заняли со второго по пятое места. Света обогнала Дашу на 21 с, но отстала от Вали на 34 с. Арина была впереди Вали на 15 с, но отстала от победителя на 10 с. В каком порядке финишировали девочки и с каким отставанием от победителя?

Проблемный вопрос

П

С

ДРешение. Проиллюстрируем условие задачи с помощью рисунка. В соревнованиях участвовали Даша, Света, Арина и Валя. Кроме них в задаче говорится о «победителе». Отметим точками каждого из участников: Познавательные УУД:

В

Априменять схемы,

модели для получения

информации,

устанавливать причинно-

следственные связи.

С

21сЕсли один из участников отстал от другого, будем на рисунке ставить стрелку от одного к другому и указывать время отставания. В задаче сказано, что «Света обогнала Дашу на 21 с». Это значит, что Даша отстала от Светы на 21 с:

Д

А

В

П

21сСвета отстала от Вали на 34с: Поиск решения

С

34с

Д

П

А

В

П10с

15с

С

21с

34с

В

Д

А

Арина была впереди Вали на 15 с, значит, Валя отстал от Арины на 15 с, и Арина отстала от победителя на 10 с:

Вывод

По рисунку видно, что первой финишировала Арина, отстав от победителя на 10 с, за ней - Валя, отстав от победителя на (10 с + 15 с) = 25 с. Затем финишировала Света с отставанием 25 с + 34 с = 59с. И последней была Даша, отставшая от победителя на 59 с + 21с = 80с= 1мин 20с .

Задания, способствующие формированию универсальных учебных действий

Виды УУД

Виды заданий

Личностные

Участие в проектах;

подведение итогов урока;

творческие задания;

мысленное воспроизведение картины, ситуации;

самооценка события, происшествия;

дневники достижений.

Познавательные

«Найди отличия» (можно задать их количество);

«Поиск лишнего»;

«Лабиринты»;

«Цепочки»;

хитроумные решения;

составление схем-опор;

работа с разного вида таблицами;

составление и распознавание диаграмм;

работа со словарями.


Регулятивные

«Преднамеренные ошибки»;

поиск информации в предложенных источниках;

взаимоконтроль;

взаимный диктант (метод М.Г. Булановской);

диспут;

заучивание материала наизусть в классе;

«Ищу ошибки»;

КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).

Коммуникативные

Составь задание партнеру;

отзыв на работу товарища;

групповая работа по составлению кроссворда;

магнитофонный опрос;

«Отгадай, о ком говорим»;

диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);

«подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...»

На уроках и во внеурочной деятельности, работая над развитием универсальных учебных действий следую следующим правилам:

Личностные УУД

 Каждый ребенок - индивидуален. Помоги найти в нем его индивидуальные личные особенности.

. Помоги раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения.

 Организуй учебную деятельность по предмету, учитывая индивидуально-психологические особенности каждого ученика.

 Помни, что главным является не предмет, которому учу, а личность, которую формирую.

Регулятивные УУД

 Научи ребенка контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике.

 Научи ребенка контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу.

 Помоги ребенку научиться адекватно оценивать выполненную им работу. Научи исправлять ошибки.

Познавательные УУД

 Научи ребенка мыслить системно (например, основное понятие (правило) - пример - значение материала).

 Помоги ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учи их учиться.

 Научи ребенка применять свои знания.

 Творческое мышление развивай всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решай несколькими способами, чаще практикуй творческие задачи.

Коммуникативные УУД

 Научи ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавай ему наводящие вопросы, составь алгоритм пересказа текста.

 Не бойся «не стандартных уроков», попробуй, различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала.

 Приучи ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу (например, Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда? и т.д.), переспрашивать, уточнять.

 Изучай и учитывай жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.

Ежедневно задавая себе вопросы «Чему учить? Как учить? Что ожидать? Использую следующую памятку для учителя

Чему учить?

Как учить?

Что ожидать?

Коммуникативные УУД

сотрудничеству с учителем и сверстниками

разрешению конфликтов

управлению поведением партнѐра

умению с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Составить задание партнеру

отозваться о работе партнѐра

организовать групповую работу по составлению кроссворда

выполнить задания «отгадай, о ком говорим»

сформулировать вопросы для обратной связи в диалоговое слушание

«подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.

Умения отстаивать свою точку зрения, аргументировать ее

умения подтверждать аргументы фактами

критичного отношения к своему мнению

понимать точку зрения другого (в том числе автора)

организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений

Познавательные УУД

формулирование цели

 поиск и выделение необходимой информации

 выбор наиболее эффективных способов решения задач

 постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем

 анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

 выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов

 подведение под понятие, выведение следствий

 установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений

 выдвижение гипотез и их обоснование

формулирование проблемы

 самостоятельное создание способов решения проблем различного характера

Выполнить задания:

 «Найди отличия» (можно задать их количество)

 «Поиск лишнего»

 «Лабиринты»

 Упорядочивание

 «Цепочки»

 «Хитроумные решения»

 Составить схем-опор

 Работать с разного вида таблицами

 Составить и распознать диаграммы

Умение находить литературу

 умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

 умение выявлять причины и следствия явлений

 умение делать выводы

 умение использовать полученную информацию в проектной деятельности

 умение представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с помощью ИКТ

 составлять план текста

 уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развѐрнутом виде

Регулятивные УУД

 личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

 смыслообразование;

 нравственно-этическая ориентация

 Найти информацию в предложенных источниках

 взаимоконтроль

 взаимный диктант

 диспут

 заучивать материал наизусть в классе

 выполнить задание «Ищу ошибки»

 КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему)

 Составлять план выполнения проекта

 совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки

 в ходе представления проекта уметь давать оценку его результатам

Личностные УУД

 личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

 смыслообразование;

 нравственно-этическая ориентация

 Участвовать в проектах

 подводить итоги урока

 выполнять творческие задания

 развивать зрительное, моторное, вербальное восприятие

 давать самооценку событию, происшествию

 оформлять дневник достижений

 Оценивать поступки

 прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей

 учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями

 объяснять оценки поступков

 объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми

 объяснять самому себе:

- свои некоторые черты характера; - свои отдельные ближайшие цели саморазвития; - свои наиболее заметные достижения

 искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений

 стремиться к взаимопониманию с представителями иных культур

 осуществлять добрые дела

 вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта







© 2010-2022