Методические материалы для проведения общешкольной олимпиады по математике ( 5 класс)

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Олимпиада по математике. 5 класс.

  1. += Впишите в квадраты цифры от 0 до 9 (без повторения += так, чтобы получилось три верных примера на сложе- += ние. Найдите все решения, не считая полученных из- менением порядка слагаемых.


  1. Сколькими нулями заканчивается произведение натуральных чи-сел 1 ∙ 2 ∙ 3 ∙ 4 ∙ 5 ∙ 6 ∙ … ∙ 100?


3





На клетчатой бумаге нарисовали фигуру.

Разделите её на 4 равные части по линиям

клетчатой бумаги. Найдите все возможные

фигуры, на которые можно разделить дан-

ную фигуру согласно условию задачи.


  1. Три утёнка и четыре гусёнка весят 2 кг 500 г, а четыре утёнка и три гусёнка весят 2 кг 400 г. Сколько весит 1 гусёнок?


  1. Из пункта А в пункт В, расстояние между которыми равно 17 км, выехал велосипедист со скоростью 12 км/ч. Одновременно с ним из А в В вышел пешеход со скоростью 5 км/ч. Велосипедист дое-хал до пункта В, повернул обратно с той же скоростью. Через сколько часов после начала движения они встретятся?




Решения:

  1. 3 + 7 = 10 или 4 + 6 = 10

2 + 6 = 8 3 + 5 = 8

4 + 5 = 9 2 + 7 = 9


  1. Среди чисел от 1 до 100 ровно 20 делятся на 5, из них 4 числа де-лятся на 5 ∙ 5 = 25. Значит 24 произведения 2 ∙ 5 дадут 24 нуля.


3






3








3






3






  1. Запишем коротко условия задачи:

3у + 4г = 2500

4у + 3у = 2400.

Определим вес 7 утят и 7 гусят:

7у + 7г = 4900

1у + 1г = 4900 : 7 = 700г

3у + 3г = 700 ∙ 3 = 2100г

Сравнение полученного результата с первым условием (2500 - 2100 = 400) показывает, что 1 гусёнок весит 400г.


  1. 1) 12 + 5 = 17 (км/ч) - скорость сближения;

2) 17 ∙ 2 = 34 (км) - двойное расстояние от А до В;

3) 34 : 17 = через 2 (ч) - произойдёт встреча.



Олимпиада для 5 класса

Задача 1: Как, ничего не измеряя, отрезать от ленты длиной 1 м 44 см кусок длиной 27 см?

Задача 2: Вася задумал целое число. Коля умножил его не то на 5, не то на 6. Женя прибавил к результату Коли не то 5, не то 6. Саша отнял от результата Жени не то 5, не то 6. В итоге получилось 71. Какое число задумал Вася? Постарайтесь перечислить все возможные варианты ответа и объяснить, как Вы рассуждали.

Задача 3: Четыре приятеля собирали грибы. На вопрос: «Сколько грибов вы вместе собрали?" они ответили так. Петя: «Не меньше ста". Вася: «Белых - двадцать, а остальные я не считал". Миша: «Вас ошибается". Юра: «Не больше 99". Сколько ребят сказали правду? Ответ объясните.

Задача 4: На рисунке справа изображен план города. В городе четыре кольцевых автобусных маршрута. Автобус 1 ходит по маршруту В-Г-Д-Е-Ж-З-В, длина которого - 17 км. Автобус 2 ходит по маршруту А-Б-В-Е-Ж-З-А, длина которого - 12 км. Автобус 3 ходит по маршруту А-З-Ж-Е-Д-Г-В-Б-А, длина которого - 20 км. Автобус 4 ходит по маршруту В-З-Ж-Е-В. Найдите длину этого маршрута и объясните, как Вы это сделали.

Задача 5: В кучке - 64 спички. Двое по очереди делают ходы. За один ход можно взять из кучки любое нечетное число спичек, меньшее 16, причем запрещается повторять уже сделанные ходы - как свои, так и соперника (то есть, если кто-то очередным ходом взял какое-то число спичек, то в дальнейшем ни он, ни его соперник, брать такое число спичек не могут). Выигрывает тот, кто возьмет последнюю спичку. Кто выиграет при правильной игре: тот, кто делает первый ход, или его соперник, и как ему надо играть, чтобы выиграть?









Решения: олимпиада 5 класс

Задача 1: Как, ничего не измеряя, отрезать от ленты длиной 1 м 44 см кусок длиной 27 см?

Решение: Сложим ленту вдвое, потом - еще раз вдвое, потом - еще и еще раз. В результате линии сгибов разделят ленту на 16 равных частей длиной по 144:16 = 9 см каждая. Осталось отрезать три таких части.

Задача 2: Вася задумал целое число. Коля умножил его не то на 5, не то на 6. Женя прибавил к результату Коли не то 5, не то 6. Саша отнял от результата Жени не то 5, не то 6. В итоге получилось 71. Какое число задумал Вася? Постарайтесь перечислить все возможные варианты ответа и объяснить, как Вы рассуждали.

Решение: Саша отнял от результата Жени либо столько же, сколько Жен прибавил к результату Коли, либо на единицу больше, либо на единицу меньше. Поэтому результат Коли равен либо 70, либо 71, либо 72. Из трех этих чисел на 5 делится только число 70, а на 6 - только число 72. Поэтому Вася задумал либо число 70:5 = 14, либо число 72:6 = 12.

Задача 3: Четыре приятеля собирали грибы. На вопрос: «Сколько грибов вы вместе собрали?" они ответили так. Петя: «Не меньше ста". Вася: «Белых - двадцать, а остальные я не считал". Миша: «Вас ошибается". Юра: «Не больше 99". Сколько ребят сказали правду? Ответ объясните.

Решение: Заметим, что если Петя прав, то Юра неправ, и наоборот. Кроме того, если Вася прав, то Миша неправ, и наоборот. Таким образом, в паре Петя - Юра ровно один мальчик сказал правду и в паре Вася - Миша тоже. Получается, что правду сказали ровно двое.

Задача 4: На рисунке справа изображен план города. В городе четыре кольцевых автобусных маршрута. Автобус 1 ходит по маршруту В-Г-Д-Е-Ж-З-В, длина которого - 17 км. Автобус 2 ходит по маршруту А-Б-В-Е-Ж-З-А, длина которого - 12 км. Автобус 3 ходит по маршруту А-З-Ж-Е-Д-Г-В-Б-А, длина которого - 20 км. Автобус 4 ходит по маршруту В-З-Ж-Е-В. Найдите длину этого маршрута и объясните, как Вы это сделали.

Решение: Обведем карандашом маршруты автобусов 1 и 2. Тогда все отрезки на рисунке окажутся обведенными один раз, кроме отрезков ЖЗ и ЖЕ, обведенных дважды, а общая длина проведенных линий составит 17 + 12 = 29 км. Теперь вычтем из этой суммы отрезки, входящие в маршрут 3. После этого отрезки ЗА, АБ, БВ, ВГ, ГД и ДЕ исчезнут, отрезки ЖЗ и ЖЕ будут входить в разность по одному разу, и, кроме того, там останутся отрезки ЗВ и ВЕ, по которым маршрут 3 не проходит. Но отрезки ЗВ, ВЕ, ЖЕ и ЖЗ вместе как раз и составляют маршрут 4. Значит, его длина равна 29 - 20 = 9 км.

Задача 5: В кучке - 64 спички. Двое по очереди делают ходы. За один ход можно взять из кучки любое нечетное число спичек, меньшее 16, причем запрещается повторять уже сделанные ходы - как свои, так и соперника (то есть, если кто-то очередным ходом взял какое-то число спичек, то в дальнейшем ни он, ни его соперник, брать такое число спичек не могут). Выигрывает тот, кто возьмет последнюю спичку. Кто выиграет при правильной игре: тот, кто делает первый ход, или его соперник, и как ему надо играть, чтобы выиграть?

Решение: По условию в игре есть ровно 8 разрешенных ходов: 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15. Заметим, что 1 + 3 + 5 + 7 + 9 + 11 + 13 + 15 = 64. Поэтому, независимо от того, как сложится игра, она закончится тогда, когда будут сделаны по разу все 8 разрешенных ходов. Ясно, что при этом последним будет ходить второй. Он и победит.


© 2010-2022