Устный журнал В мире чисел

Устный журнал "В мире чисел" адресован учителям математики. Для того, чтобы заинтересовать обучающихся математикой, недостаточно только хорошо проводить уроки. Важную роль в этом играет внеклассная работа по математике. В данной разработке приведен конспект проведения мероприятия в форме устного журнала. Эта форма почти забыта на нынешний день, но, я думаю, что она всё-таки представляет интерес и для учителей, и для обучающихся. Устный журнал предназначен для обучающихся 5-6 классов.Но для подго...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


УСТНЫЙ ЖУРНАЛ

( Для обучающихся 5-6 классов)

В МИРЕ ЧИСЕЛ

Цель .Способствовать более глубокому восприятию у

учащихся понятия числа. Содействовать развитию

интереса к математике, склонности к анализу,

сопоставлению, исследованию. Содействовать

развитию творческих способностей у учащихся,

развитию культуры математической речи

Эпиграф. «ЧИСЛА РУКОВОДЯТ МИРОМ»

(Пифагорийцы)

Страница1. СТРАНА ЦИФИРИЯ.

Страницу ведут 3 учащихся.

1.ученик .Рассказывает из истории возникновения цифр

у разных народов.

2 ученик. В юмористической форме рассказывает, на что

похожа каждая цифра .

Например. Цифра вроде буквы О -

Это ноль иль ничего.

Круглый ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки.

Похожа единица на крючок,

А может, на обломленный сучок.

Два похожа на гусёнка

С длинной шеей,

Шеей тонкой.

Погляди на цифру 3 -

Точно ласточка, смотри.

Гляди, 4 - это стул,

Который я перевернул.

Это- фокусник пятёрка.

Вы за ней следите зорко.

Кувыркнётся - раз и два! -

Обернётся цифрой 2.

Цифра шесть - дверной замочек:

Сверху крюк, внизу кружочек.

На крыше флаг. Смотрите все!

Ведь он похож на цифру семь!

Цифра восемь так вкусна:

Из двух бубликов она.

Я важней всех потому.

Что запутать вас могу.

Если я перевернусь,

То другою окажусь.


  1. ученик. СКАЗКА О СТРАНЕ ЦИФИРИИ.

Далеко-далеко, за морями и горами была страна

Цифирия. Жили в ней очень честные числа. Только Ноль отличался ленью и нечестностью.

Однажды все узнали, что далеко за пустыней появилась королева Арифметика, зовущая к себе на службу жителей Цифири. Служить королеве захотели все. Между Цифирией и королевством Арифметики пролегала пустыня, которую пересекали 4 реки: Сложение, Вычитание, Умножение и Деление. Как добраться до Арифметики? Числа решили объединиться и попробовать перейти пустыню. Рано утром, как только солнце своими лучами коснулось земли, числа двинулись в путь. Долго шли они и , наконец, добрались до реки Сложение. Числа бросились к реке , чтобы напиться, но река сказала: «Станьте по парам и сложитесь, тогда дам вам напиться». Все исполнили приказание реки. Исполнил желание и лентяй Нуль, но число, с которым он сложился, осталось недовольно: ведь воды река давала столько, сколько единиц было в сумме, а сумма не отличалась от числа

. Солнце ещё больше печёт. Дошли до реки Вычитание. Она тоже потребовала за воду платить: стать парами и вычесть меньшее число из большего; у кого ответ получится меньше, тот получит воды больше. И снова число, стоящее в паре с Нулём , оказалось в проигрыше и было расстроено.

Побрели числа дальше по знойной пустыне. Река Умножение потребовала от чисел перемножиться. Число, стоящее в паре с Нулём, вообще не получило воды. Оно еле добрело до реки Деление.

А у реки Деление никто не захотел становиться в пару с Нулём. С тех пор ни одно число не делится на Нуль.

А королева Арифметика примирила все числа с этим лентяем: она стала просто приписывать Нуль рядом с числом, которое от этого увеличивалось в 10 раз.

И стали числа жить-поживать да добра наживать.

1 ученик. Вот и познакомились мы с цифрами от 0 до 9. Давайте вспомним всё, о чём мы узнали на этой странице, и помогут нам в этом стихи!

От нуля и до нуля

Не дойти без костыля, (1)

Не добраться без лошадки, (2)

Без витой ватрушки сладкой, (3)

Без винтовки со штыком, (4)

Без кошёвки с облучком, (5)

Без шёлкового кнутика, (6)

Без кривого прутика, (7)

Без шаров и бубенца (8,9)

Не отъехать от крыльца!




Страница 2. ЧИСЛА-ВЕЛИКАНЫ И ЧИСЛА-КАРЛИКИ.

Страницу ведут 2 обучающихся.

1 ученик.

В повседневной жизни нам чаще всего приходится встречаться со сравнительно небольшими числами, так что люди не имеют правильного представления о соотношении между большими числами и малыми. Приведём несколько примеров, когда мы имеем дело с очень большими числами (числами -великанами ) и очень маленькими ( числами- карликами).

Расстояние от Земли до Солнца приближённо равно 1,5*1013см, а расстояние до Плутона 6*1014см.

Объём шара, который вмещает в себя всю Солнечную систему, не превышает 1045 см3.

Масса Солнца приближённо равна 2*1036г.

Свет от Солнца до ближайшей к нему Звезды α Центавра проходит за 108 секунды.

Число молекул в одном киломоле вещества равно 6,02*1026.

За минуту сердце делает в среднем 70 ударов, за сутки-около

100 000, за год 36 500 000, а в течение 60 лет около 2 200 000 000 ударов.

2 ученик.

С чрезвычайно малыми числами ( числами-карликами) очень часто встречаются исследователи элементарных частиц.

Масса атома водорода 1,6733*10-24г.

Масса электрона 9,108*10-28г.

Период жизни элементарной частицы составляет около 1,8*10-16с.

Время, за которое муха делает 1 взмах крыльями - 10-3 сек.

Время, за которое свет проходит сквозь оконное стекло 10-11 сек.

(Можно найти ещё много примеров чисел-великанов и чисел-карликов из разных источников информации. Во время проведения мероприятия используется мультимедийная доска. При необходимости объяснить детям, что значит 10-п.)



Страница 3. ЭТО ИНТЕРЕСНО!

Страницу ведёт 1 ученик.

Всем известна таблица умножения на 9. Оказывается, что на неё очень похожа таблица умножения числа, состоящего из девяток:

9999 × 2 = 19 998

9999 × 3 = 29 997

9999 × 4 = 39 996

9999 × 5 = 49 995

Обучающимся можно дать задание продолжить таблицу и проверить её.

Интерес представляют квадраты чисел, составленных из девяток:

92 = 81

992 = 9 801

9992 = 998 001

99992 = 99 980 001

Предложить присутствующим дописать две строчки в таблице и проверить.

Интересно выглядит следующая таблица:

9 × 9 + 7 = 88

98 ×9 + 6 = 888

  1. ×9 + 5 = 8 888

  1. ×9 + 4 = 88 888

98765 × 9 + 3 = 888 888

987654 × 9 + 2 = 8 888 888

9876543 × 9 + 1 = 88 888 888

98765432 × 9 + 0 = 888 888 888

Следующую таблицу с проверкой результатов обучающиеся могут дописать сами: 1 × 8 + 1 = 9

12 × 8 + 2 = 98

123 × 8 + 3 = 987

(В литературе по математике можно найти при необходимости много различных примеров для этой страницы)



Страница 4. ТЕАТРАЛЬНАЯ.

Группа обучающихся показывают театрализованную сценку

ЛЕГЕНДА О ШАХМАТНОЙ ДОСКЕ

( Материал взят из книги Я.И Перельмана « Живая математика»)

© 2010-2022