Программа элективного курса по математике (11 класс)

Программа  элективного курса по математике по теме “Решение текстовых задач             на составление уравнений и задач прикладного содержания ” на 2013-2014 уч. год  предназначена для 9-х и 11-х классов.Элективный курс призван помочь старшеклассникам систематизировать знания и умения по теме: решение текстовых задач    на составление уравнений и задач прикладного содержания,  повысить свою математическую и  алгоритмическую культуру, достичь уверенных навыков в решении стандартных задач по алге...
Раздел Математика
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дать определение дисциплине и обозначить ее место в системе подготовки специалиста/бакалавра.

Перечислить цель и задачи дисциплины.

Определить конечный результат изучения дисциплины (студент должен знать, студент должен уметь).

Указать междисциплинарную интеграцию (см. таблицу).

Предшествующие дисциплины

Наименование дисциплины

Базисные ЗУН


Последующие дисциплины

Наименование дисциплины

Базисные ЗУН


Пояснительная записка (11 кл.) к элективному курсу по математике по теме "Решение текстовых задач на составление уравнений и задач прикладного содержания " на 2013-2014 уч. год

Элективный курс призван помочь старшеклассникам систематизировать знания и умения по теме: решение текстовых задач на составление уравнений и задач прикладного содержания, повысить свою математическую и алгоритмическую культуру, достичь уверенных навыков в решении стандартных задач по алгебре, освоить эвристические подходы к решению нестандартных, творческих задач, а также сформировать привычку поисковой активности, существенную отнюдь не только при занятиях математикой, но и в обыденной жизни.

Рабочая программа элективного курса по математике для 11 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по математике, 2004 г., примерной программой по математике для среднего (полного) общего образования (базовый уровень), программой по алгебре и началам математического анализа под ред. Ш.А. Алимова и др. (Программы

общеобразовательных учреждений. Алгебра и начала анализа 10-11 классы. - М., Просвещение, 2010г.).

Это программа для тех, кто изучает математику, физику, биологию, химию, кому завтра предстоят выпускные и вступительные экзамены, кому в повседневной жизни приходится считать.

Программа элективного курса направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Однако в результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи.

ЦЕЛЬ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА:

- познакомить учащихся с разными типами задач и различными способами их решения;

- подготовка учащихся к ЕГЭ по математике;

- повышение уровня их математической культуры.

ЗАДАЧИ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА:

- создать условия для подготовки учащихся к ЕГЭ;

- развивать познавательные интересы и способности самостоятельно добывать знания;

- расширение и углубление знаний учащихся по решению текстовых задач и задач прикладного содержания.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ:

- беседы;

- лекции (изложение теоретических вопросов учителем);

- практические занятия;

Одной из возможных форм проведения данных элективных занятий является разделение всего изучаемого материала на блоки по темам. Каждый блок изучается циклом: лекция практические занятия (тренировочные работы) самостоятельное выполнение заданий(диагностические работы), обсуждение подведение итогов.

После рассмотрения полного курса учащиеся должны иметь следующие РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ:

  • уметь определять тип текстовой задачи, знать особенности методики её решения, используя при этом разные способы;

  • уметь применять полученные математические знания в решении жизненных задач;

  • уметь использовать дополнительную математическую литературу.

  • находить наиболее рациональные способы решения текстовых задач и задач прикладного содержания;

  • применять полученные знания на уроках математики и в решении

жизненных задач.

В ходе освоения содержания учащиеся приобретают и совершенствуют ОПЫТ

- построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;

- выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; выполнения расчетов практического характера; использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев;

- самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;

- самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ

Программа рассчитана на 1один год.

Режим работы: 1 раз в неделю по 1 часу.

Всего в течение года 34 часа.



  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ


  1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

Семестр

ОТД

Всего аудитор.

занятия

В том, числе

СДС

Форма отчетности

(зачет, экзамен)

Лекции

Практические занятия

1


2


Итого


История болезни:

Курсовая работа:

  1. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1: Текстовые задачи на составление уравнений (16ч.).

Моделирование реальной ситуации на языке алгебры, сводящаяся к составлению и решению уравнения.

Задачи на движение.

Движение по прямой( навстречу и вдогонку). Движение по замкнутой трассе. Движение по воде. Задачи на среднюю скорость. Движение протяженных тел.

Задачи на работу.

Понятие работы. Алгоритм решения задач на работу Совместная работа. Задачи на производительность. Задачи на бассейны и трубы.

Задачи на проценты, концентрацию, части, доли.

Понятие процента. Различные виды задач на проценты. Разные задачи на проценты Задачи на простые проценты. Задачи на сложные проценты. Понятие концентрации. Задачи на концентрацию, смеси и сплавы (в том числе в химии).Задачи на части и доли.

Задачи на прогрессии.

Задачи на арифметические прогрессии. Задачи на геометрические прогрессии.

Разные виды текстовых задач

Раздел II: Задачи прикладного содержания (18ч.).

Текстовое задание на анализ практической ситуации, моделирующей реальную ситуацию (экономические, физические, химические и другие процессы).Составление уравнения или неравенства, решением которого является искомая величина

Разные виды текстовых задач.

Задачи, приводящие к линейным уравнениям и неравенствам

Задачи, приводящие к квадратным уравнениям и неравенствам

Задачи, приводящие к степенным уравнениям и неравенствам

Задачи, приводящие к рациональным уравнениям и неравенствам

Задачи, приводящие к иррациональным уравнениям и неравенствам

Задачи, приводящие к показательным уравнениям и неравенствам

Задачи, приводящие к логарифмическим уравнениям и неравенствам

Задачи, приводящие к тригонометрическим уравнениям и неравенствам



  1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

1 семестр

Наименование разделов, тем

Распределение часов

Лекции

Практические занятия

СДС


Раздел I

Текстовые задачи на составление уравнений

16

Тема 1

Вводное занятие. Текстовые задачи и техника их решения

1

Тема 2

Задачи на движение

4

Тема 3

Задачи на работу

4

Тема 4

Задачи на проценты.

2

Тема 5

Задачи на концентрацию, части, доли

3

Тема 6

Задачи на прогрессии

2

Всего часов в семестре

16

2 семестр

Наименование разделов, тем

Распределение часов

Лекции

Практические занятия

СДС


Раздел II

Задачи прикладного содержания

18

Тема 7

Разные виды текстовых задач. Обзорное занятие.

1

Тема 8

Задачи, приводящие к линейным уравнениям и неравенствам

2

Тема 9

Задачи, приводящие к квадратным уравнениям и неравенствам

2

Тема 10

Задачи, приводящие к степенным уравнениям и неравенствам

2

Тема 11

Задачи, приводящие к рациональным уравнениям и неравенствам

2

Тема 12

Задачи, приводящие к иррациональным уравнениям и неравенствам

2

Тема 13

Задачи, приводящие к показательным уравнениям и неравенствам

2

Тема 14

Задачи, приводящие к логарифмическим уравнениям и неравенствам

2

Тема 15

Задачи, приводящие к тригонометрическим уравнениям и неравенствам

2

Тема 16

Итоговое занятие

1

Всего часов в семестре

18


  1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ

Семестр 1

темы

Темы лекций

Кол-во часов





Всего часов


Семестр11

темы

Темы лекций

Кол-во часов





Всего часов


1.5 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семестр 1

темы

Темы практических занятий

Кол-во часов

1

Вводное занятие. Текстовые задачи и техника их решения

1

2

Задачи на движение. Движение по прямой ( навстречу и вдогонку). Движение по замкнутой трассе. Движение по воде. Задачи на среднюю скорость. Движение протяженных тел.

4

3

Задачи на работу. Понятие работы. Алгоритм решения задач на работу Совместная работа. Задачи на производительность. Задачи на бассейны и трубы

4

4

Задачи на проценты. Понятие процента. Различные виды задач на проценты. Задачи на простые проценты. Задачи на сложные проценты.

2

5

Задачи на смеси, сплавы, растворы. Понятие концентрации. Задачи на концентрацию, смеси и сплавы (в том числе в химии).Задачи на части и доли.

3

6

Задачи на прогрессии. Задачи на арифметические прогрессии. Задачи на геометрические прогрессии.

2


Всего часов

16

Семестр II

темы

Темы практических занятий

Кол-во часов

7

Разные виды текстовых задач.

1

8

Задачи, приводящие к линейным уравнениям и неравенствам

2

9

Задачи, приводящие к квадратным уравнениям и неравенствам

2

10

Задачи, приводящие к степенным уравнениям и неравенствам

2

11

Задачи, приводящие к рациональным уравнениям и неравенствам

2

12

Задачи, приводящие к иррациональным уравнениям и неравенствам

2

13

Задачи, приводящие к показательным уравнениям и неравенствам

2

14

Задачи, приводящие к логарифмическим уравнениям и неравенствам

2

15

Задачи, приводящие к тригонометрическим уравнениям и неравенствам

2

16

Итоговое занятие

1


Всего часов

18


  1. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Наименование темы

Количество часов

Вид отчетности

студента

Тема 1

Тема 2

Тема N


Темы рефератов

1.

2.

3.


  1. КОНТРОЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Форма проведения и содержания семестровых контрольных мероприятий

Темы

Вид контроля

Форма

проведения

Тема 1_ Вводное занятие. Текстовые задачи и техника их решения

Подбор заданий из ЕГЭ

Тема2 Задачи на движение

Промежуточный контроль

Итоговый контроль

Тренировочные работы. Диагностические работы

Тема 3 Задачи на работу

Промежуточный контроль

Итоговый контроль

Тренировочные работы. Диагностические работы

Тема 4 Задачи на проценты

Промежуточный контроль

Итоговый контроль

Тренировочные работы. Диагностические работы

Тема 5 Задачи на концентрацию, части, доли.

Промежуточный контроль

Итоговый контроль

Тренировочные работы. Диагностические работы

Тема 6 Задачи на прогрессии

Итоговый контроль

Тренировочные работы. Диагностические работы

Тема7 Разные виды текстовых задач. Обзорное занятие.

Промежуточный контроль

Итоговый контроль

Тренировочные работы. Диагностические работы

Тема8 . Задачи, приводящие к линейным уравнениям и неравенствам

Промежуточный контроль

Итоговый контроль

Тренировочные работы. Диагностические работы

Тема 9. Задачи, приводящие к квадратным уравнениям и неравенствам

Промежуточный контроль

Итоговый контроль

Тренировочные работы. Диагностические работы

Тема 10. Задачи, приводящие к степенным уравнениям и неравенствам

Промежуточный контроль

Итоговый контроль

Тренировочные работы. Диагностические работы

Тема11. Задачи, приводящие к рациональным уравнениям и неравенствам

Промежуточный контроль

Итоговый контроль

Тренировочные работы. Диагностические работы

Тема12. Задачи, приводящие к иррациональным уравнениям и неравенствам

Промежуточный контроль

Итоговый контроль

Тренировочные работы. Диагностические работы

Тема13. Задачи, приводящие к показательным уравнениям и неравенствам

Промежуточный контроль

Итоговый контроль

Тренировочные работы. Диагностические работы

Тема14. Задачи, приводящие к логарифмическим уравнениям и неравенствам

Промежуточный контроль

Итоговый контроль

Тренировочные работы. Диагностические работы

Тема15. Задачи, приводящие к тригонометрическим уравнениям и неравенствам.

Промежуточный контроль

Итоговый контроль

Тренировочные работы. Диагностические работы

Тема16. Итоговое занятие


Подбор заданий из ЕГЭ

Примечание.

Форма проведения и содержание итоговых контрольных мероприятий

Вид мероприятия

Форма проведения

Структура экзаменационного задания (билета)

Итоговая работа

Письменно,

Подбор заданий в виде теста

Подбор задач можно составить из интернет ресурсов типа ege.edu.ru, Fipi.ru, Решу ЕГЭ.ru и др.

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для обучающихся:


  1. ЕГЭ математика с теорией вероятностей и статистикой. 3000 задач с ответами под ред. И.В. Ященко, А.Л. Семенова. Москва, "Экзамен" 2012год

  2. ЕГЭ 2014. Математика: Сборник тренировочных работ под. ред. А.Л.Семёнова и И.В.Ященко. - М.,МЦНМО, 20013г.-72с.

  3. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ 2014: Математика, авт.-сост. И.Р.Высоцкий, Д.Д.Гущин, П.И.Захаров и др.; под ред. А.Л.Семёнова, И.И.Ященко. - М., АСТ: Астрель, 2013.-93с.

Литература для учителя:



  1. Балаян Э.Н. Практикум по решению задач. Рациональные уравнения, неравенства и системы. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.

  2. Саакян С.М. Задачи по алгебре и началам анализа для 10-11 классов. - М., «Просвещение», 2009 г.

  3. И.В. Ященко, С.А. Шестаков, А.С. Трепалин, П.И. Захаров. Подготовка к ЕГЭ по математике. Методические указания. МЦМНО, М. 2014 г.

  4. Математика. ЕГЭ 2014. Д.Д. Гущин, А.В. Малышев Задача В-12. Задачи прикладного содержания. МЦМНО, М. 2014 г.

  5. Математика. ЕГЭ 2014. С.А.Шестаков Задача В-13. Задачи на составление уравнений . МЦМНО, М. 2014 г.

Рекомендуемый сайт mathege.ru

Периодические издания: Журнал "Математика", приложение к газете "1 сентября".

.



  1. ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Компьютерные и мультимедиа средства обучения

Вид

Наименование

Темы

Электронная* презентация

Решение текстовых задач

Решение задач на движение, решение задач на проценты.

Интернет-страница

edu.ru ege.edu.ru mathege.ru school-test.ru 1september.ru mathnet.spb.ruи другие







Интерактивные технологии обучения

Вид

Наименование

Темы

Лекция

Семинар-диспут

Учебная дискуссия

Дидактическая игра





  1. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Вид

Наименование

Темы

Таблицы

Алгебра и начала анализа

Все темы курса

В таблицах приведены примеры инновационных технологий обучения



  1. ПРИЛОЖЕНИЯ.


Приложение 1.

Протокол согласования содержания рабочей программы по смежным дисциплинам

Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину

Кафедра

Предложения об изменениях, решение

Дата

Ф.И.О., должность, подпись


Приложение 2

Лист внесения изменений:

п/п

стр.

Описание изменений

Причина /

Основание

Дата и

номер протокола

Ф.И.О.

ответственного

Подпись























Приложение 3

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Владивостокский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации







Аннотация

рабочей программы дисциплины

______________________________________________________

(название дисциплины в соответствии ФГОС (учебным планом) специальности (направления))

направление подготовки (специальности)_____________________

(шифр-наименование специальности(направления))

профиль ________________________________________

(только для бакалавриата)


Квалификация (степень) выпускника ________________


Срок освоения ООП - _______________

(нормативный по ФГОС)

Кафедра __________________


Зав. кафедрой__________________





Владивосток, 2011

1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Указать место дисциплины в структуре ООП (к какому блоку и части дисциплины относится).

Краткая характеристика дисциплины с точки зрения содержания, назначения и иных особенностей (носит пояснительный характер).

Цель и основная задача должны быть сформулированы кратко.

2. ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Указать все формы организации учебного процесса (лекции, практические занятия, выполнение научно-исследовательской работы и т.д.).

3. СРЕДСТВА ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНКИ

Указать все виды контроля оценки обучающегося (текущий контроль, рубежный контроль, итоговый контроль).

4. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:_______________________________________________________

Уметь:______________________________________________________

Владеть:____________________________________________________

5. ОБЩАЯ ТРУДОЕМКОСТЬ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СОСТАВЛЯЕТ

Указать общую трудоемкость дисциплины в зачетных единица и часах. Сколько предусмотрено часов лекционных, практических, лабораторных часов занятий и самостоятельной работы обучающегося.

© 2010-2022