Об особенностях формирования самостоятельности на уроках математики и контроле за этим процессом

   Одним из методов решения проблемы развития творческих способностей учащихся как личностного качества является самостоятельная работа. Она способствует выработке навыков и умений практического характера, развитию волевых качеств личности, умений преодолевать трудности в работе, формированию уверенности в своих действиях, являясь идеалом деятельности, моделью той работы, которой человек должен заниматься всю жизнь. Стремясь к повышению роли и места самостоятельной работы в учебном процессе, уч...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Об особенностях формирования самостоятельности на уроках математики и контроле за этим процессом.

Одним из методов решения проблемы развития творческих способностей учащихся как личностного качества является самостоятельная работа. Она способствует выработке навыков и умений практического характера, развитию волевых качеств личности, умений преодолевать трудности в работе, формированию уверенности в своих действиях, являясь идеалом деятельности, моделью той работы, которой человек должен заниматься всю жизнь. Стремясь к повышению роли и места самостоятельной работы в учебном процессе, учитывая особенности материала и степень подготовленности учащегося, создавая ситуацию успеха в обучении определяем последовательность использования дидактических игр, лекций, обучающей, проверочной, контролирующей и творческой самостоятельных работ. Практика показывает, что такой нужный вид самостоятельной работы как работа с книгой и тестирование по схеме "вопрос - несколько вариантов ответов" не дает положительного ответа результата, если не выстроить операционализацию этого процесса, кратко представим эти особенности:

1). Дидактическая игра: проводится чаще на заключительном уроке изучения определенного раздела в качестве итогового контроля или самоконтроля; вызывает интерес и желание работать; способствует развитию духа творчества. Контроль за игрой осуществляет группа сольных учащихся или жюри, составленное из старшеклассников по системе КВН.

2). Самостоятельная работа по заданному алгоритму (работа по "кругу") приучает или самостоятельное составление алгоритма. Приучает учащихся к четкому, последовательному выполнению заданий, целенаправленно организует их мыслительную деятельность. Контроль осуществляет учитель по готовым ответам к каждому заданию поэтапно, т.е. от действия к действию, от задания к заданию.

3). Решение задач практического содержания с избыточными или недостающими данными способствует развитию практических навыков, помогает видеть связь теории с конкретной задачей, вызывает желание читать дополнительную литературу из различных областей жизни.

4). Самостоятельная работа по составлению и решению уравнений по рисункам, и, наоборот, толкование к данных аналитическим выражениям, позволяет видеть одну и ту же задачу под разным углом зрения, что способствует развитию мышления. Контроль осуществляет учитель путем беседы с классом в форме "вопрос-ответ", "правильно - неправильно" и "почему?".

5). Многовариантные задания с готовыми ответами позволяют установить обратную связь, выявить пробелы в знаниях и разрешить неясные ситуации.. Контроль осуществляется либо учителем, либо путем взаимообмена карточками. Ответы спроектированы на доску.

6). Кратковременные математические диктанты позволяют увидеть, усвоено ли основное содержание ранее изученного материала. Контроль проводит или сам учитель, или учащиеся путем взаимообмена или самопроверки. Правильные ответы спроектированы на доску, где указана "цена" каждого задания в баллах.

7). Самостоятельная работа по схемам развивает видение логической связи между отдельными величинами и способность выстроить план действий по нахождению неизвестного. Контроль осуществляет весь класс путем решения составленной задачи выноса ее решения на доску. Оценка ставится тому ученику, который придумал наиболее интересную задачу.

Таким образом, установив на практике особенности операционализации уроков математики, способствующих формированию самостоятельности, констатируем, что применение и внедрение различных видов самостоятельной работы способствует развитию повышенного интереса к математике, выработке знаний, умений и навыков по применению их на практике; умению находить нестандартные решения одной и той же задачи; развитию логического мышления.




2



Веприцкая Наталья Алексеевна, МОУ СОШ №74 Верх-Исетского района г.Екатеринбурга.

© 2010-2022