Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений

Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Открытый урок



«Решение

тригонометрических уравнений»









Преподаватель математики

Григорьева Д.В.
















2015









Тема урока:

«Решение тригонометрических уравнений»


Тип урока: урок-консультация.

Цели и задачи урока:

1) образовательные - отработать умения систематизировать, обобщать знания, полученные в процессе изучения темы, применять их к решению задач; решать тригонометрические уравнения, используя различные приемы и способы; отработать умение применять справочные материалы;

2) развивающие - развивать логическое мышление, грамотную математическую речь, умение делать выводы и обобщения;

3) воспитательные - воспитывать у учащихся аккуратность, культуру поведения, чувство ответственности, умение видеть и достигать цель.

Оборудование урока: магнитная доска, карточки; компьютер для демонстрации презентаций; тетради; таблицы по тригонометрии:

а) таблица значений тригонометрических функций некоторых углов;

б) формулы решения простейших тригонометрических уравнений (в том числе частные простейшие тригонометрические уравнения);

в) основные формулы тригонометрии.

Содержание урока.



Деятельность учителя


Деятельность ученика

  1. Организационный этап.

Задача: подготовить учащихся к работе на уроке.

Взаимное приветствие; проверка подготовленности учащихся к уроку (рабочее место, внешний вид); организация внимания.

Готовятся к уроку.

  1. Исторические сведения.

Задача: поддержать интерес к изучаемому предмету.

Слово тригонометрия происходит от двух греческих слов: тригонон - треугольник и метрейн - измерять и в буквальном переводе означает измерение треугольников.

Градусное измерение углов возникло в Древнем Вавилоне (в середине II тысячелетия до нашей эры). Вавилонская система измерения углов оказалась достаточно удобной, и ее применяли и сохранили математики Древней Греции и Рима (Гиппарх, Птолемей, Пифагор).

Принятая сегодня система обозначения величин углов получила широкое распространение на рубеже XVI-XVII веков; ею уже пользовались известные астрономы Николай Коперник и Тихо Браге.

Синус - латинское слово и означает изгиб, кривизна; косинус - «дополнительный синус» или синус дополнительной дуги Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений. Термины «тангенс» (в буквальном переводе - «касающийся») и «котангенс» произошли от латинского языка и появились в Европе значительно позднее. Среднеазиатские ученые называли соответствующие линии «тенями»: котангенс - «первой тенью», тангенс - «второй тенью».

Современный вид тригонометрия получила благодаря крупнейшему математику XVIII столетия Леонарду Эйлеру (1707 - 1783), швейцарцу по происхождению. Долгие годы он работал в России и являлся членом Петербургской Академии наук. Именно Эйлер впервые ввел известные определения тригонометрических функций, стал рассматривать функции произвольного угла, получил формулы приведения.

В настоящее время тригонометрия является одним их основных разделов современной математической науки.


  1. Актуализация опорных знаний и умений.

Задачи: повторить основные понятия, связанные с решением тригонометрических уравнений; совершенствовать знания, умения и навыки учащихся в области решения тригонометрических уравнений.


  1. А теперь мы проведем небольшую устную разминку. Послушайте предысторию: «Ученик решил отправить на автобусе за город в лес. Прибыв на место он пустился на поиски грибов. Вечерело. Стало темнеть, и он стал плутать». У вас на столе лежит карта местности, по которой бродил ученик. Ваша задача состоит в том, чтобы решая пример за примером и двигаясь в том направлении, угол который вы найдете, выяснить, куда же вышел горе-путешественник.


  1. Обратим свое внимание на опорный конспект. С помощью этого конспекта определите, какие из предложенных вам уравнений не имеют корней и почему?

1) sin x = 0; 2) cos x = Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений; 3) tg x = 2; 4) sin x = 1,5; 5) cos x = -2.

3. Давайте обратим внимание на решения уравнений, которые вам предложены. Правильно ли решено это уравнение?

Пример 1. Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений.

Разделим обе части уравнения на 4.

Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений,

Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений.

Пример 2. Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений.

Разделим обе части уравнения наОткрытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений.

Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений,

Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений,

уравнение не имеет корней, так как Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений.

Учитель предлагает найти ошибку при решении этих уравнений и исправить ее, выясняет в каком случае можно производить деление на Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравненийбез потери корней.


Учащиеся работают в парах.

Учащиеся поднимают руки и дают ответы с комментариями.


Ошибка заключена в делении на 4.


Ошибка заключена в делении на выражение, содержащее переменную.


  1. Постановка учебной задачи.

Задача: повторить методы решения тригонометрических уравнений.

Обращает внимание учащихся на магнитную доску, где расположены карточки с записью тригонометрических уравнений, и предлагает учащимся назвать способы решения уравнений.

По способу решения тригонометрические уравнения можно классифицировать следующим образом:

- уравнения, сводящиеся к квадратным;

- уравнения, решаемые путем разложения на множители;

- однородные тригонометрические уравнения;

- уравнения, решаемые с помощью тождественных преобразований.

Учащиеся перечисляют способы решения тригонометрических уравнений.

  1. Самостоятельная работа учащихся с последующей проверкой.

Задача: проверить умение учащихся решать тригонометрические уравнения, выбирая оптимальный способ решения.

Решите уравнение:

I ряд. Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений (МГУ, геологический ф-т, 2004 г.)

II ряд. Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений (ЕГЭ, 2002 г.)

III ряд. Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений(учебно-тренировочные материалы к ЕГЭ, 2004 г.)

IV ряд. Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений (ЕГЭ, 2003 г.)

Решение уравнений проверяются с помощью компьютера.


Учащиеся решают самостоятельно, затем выполняется проверка с помощью компьютера.

  1. Изложение нового материала.

Задачи: показать учащимся нетрадиционный способ решения тригонометрических уравнений.

Пример 1.

Предлагаю решить вам следующее уравнение Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений.

Использование тригонометрических формул не упростит уравнение.

Решение некоторых тригонометрических уравнений может быть основано на неравенствах Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений, Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений.

Так как наибольшее значение, которое могут принять функции Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений и Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений равно 1, то уравнение равносильно системе уравнений Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений

Решим каждое уравнение.

Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений, Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений,

Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений. Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений.

Все корни первого уравнения являются корнями второго (Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений).

Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений,

Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений,

Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений,

Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений.

Следовательно, решением исходного уравнения является множество Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений.

Ответ: Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений.

Таким образом, тригонометрические уравнения можно решать с помощью оценки их левой и правой частей.

Пример 2.

Решим уравнение Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений.

Решение. О.Д.З.: Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений,

Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений.

Упростим исходное уравнение, применив тригонометрические формулы.

Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений,

Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений,

Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений,

Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений,

Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений.

Это уравнение может иметь решение только в том случае, когда

Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений.

  1. Если Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений, то Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений, тогда Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений.

  2. Если Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений, то Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений, тогда Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений , а Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений.

Таким образом, исходное уравнение равносильно совокупности уравнений

Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравненийи Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений.

Следовательно, корнями исходного уравнения являются числа Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений.

Ответ: Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений.

Пример 3.

Решите уравнение Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений.

Решение. Заметим, что Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений.

Поэтому, если Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений, то Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений.

Тогда исходное уравнение примет вид:

Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений,

Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений,

Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений,

Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений, Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений.

  1. Если Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений, то Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений.

Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений,

Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений,

Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений,

Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений.

  1. Если Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений, то Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений.

Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений.

Аналогично: Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений,

Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений,

Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений.

Ответ: Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений; Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений.

Таким образом, при решении тригонометрических уравнений иногда используют такую замену переменной, как Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений или Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений.


Изложение учителя.

Учащиеся отвечают на текущие вопросы.

  1. Закрепления нового материала.

Задачи: закрепить у учащихся знания и умения, которые они получили на уроке.

Предлагает учащимся назвать вид уравнения и способ решения уравнений:

а) Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений; - однородное уравнение (Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений).

б) Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений; - ур-е, решаемое путем разложения на множ.

в) Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений; - ур-е, сводящееся к квадратным (замена пер.).

г) Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений; - ур-е, решаемое с пом. триг. преобразований

д) Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений. - однородное уравнение (Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений).

Учащиеся называют вид уравнения и способ решения.

VII. Постановка домашнего задания.

Задача: закрепить умение решать тригонометрические уравнения, выбирая подходящий способ решения.

Решите уравнения:

1. Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений.

2. Открытый урок на тему Решение тригонометрических уравнений.

3. Подберите уравнение, которое имеет нестандартный способ решения и решите его.


© 2010-2022