Рабочая программа надомного обучения по математике 6 класса. ( УМК Виленкин Н. Я.)

Рабочая программа разработана на основе УМК Виленкина Н.Я. и рассчитана на 3 часа в неделю (102 ч в год). Она состоит из пояснительной записки,  содержания, требований к математичес ким знаниям и умениям и календарно-тематического планирования, составлен- ного с учётом основных требований на каждый урок.     Данная программа  составлена на основе авторской программы по математике для 5- 6 классов Жохова (2010 г). Тематическое планирование кроме названия тем к каждому уроку, содержит такие раздел...
Раздел Математика
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лопазненская средняя общеобразовательная школа Суражского района Брянской области


Рекомендовано: Согласовано: Утверждено:

Педсоветом школы Заместитель директора по УВР Директор МБОУ

Протокол № _______________ / / Лопазненская СОШ

« » 20 г. « » 20 г. ___________________/ /

Приказ №

От « » 20


Рабочая программа

надомного обучения

по математике в 6 классе

Учитель Смоликова Татьяна Александровна








2013-2014 учебный год


Пояснительная записка

Цели обучения математике в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека даже если этот человек с ограниченными возможностями здоровья . Основной целью в данном случае является оказание помощи в освоении основ основной образовательной программы по математике т.к. ему придется в своей жизни выполнять довольно сложные устные и письменные расчеты , пользоваться различной вычислительной техникой , справочной литературой , выполнять геометрические измерения и преобразования, а для этого нужна базовая математическая подготовка. Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности вырабатываются умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивается логическое мышление, воображение, пространственные представления, возможность развивать у учащихся устную и письменную речь.
Математика - часть общечеловеческой культуры , играющая особую роль в общественном развитии, в воспитании культуры личности человека , а также способствует эстетическому воспитанию человека.
При отборе математического материала учитываются индивидуальные показатели скорости и качества усвоения математических представлений, знаний, умений практического их применения в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта обучающихся, что предусматривает необходимость индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
Предлагаемая программа по сравнению с традиционной программой для общеобразовательных учреждений составлена таким образом, чтобы обучение математике осуществлялось на доступном уровне категории школьников с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе, находящихся на индивидуальной форме обучения на дому.

Цели курса:
- овладение конкретными математическими знаниями и умениями, необходимыми для применения в практической деятельности в повседневной жизни и для изучения школьных естественных дисциплин на базовом уровне;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники,
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль для научно-технического прогресса в развитии общества;
-создание условий для социальной адаптации учащихся.
Задачи:
- развитие внимания, памяти учащихся, формирования у них умений логически мыслить, анализировать полученные знания, находить закономерности;
-овладение практически значимыми математическими умениями и навыками, их применение к решению математических и нематематических задач;
-развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами;
- развитие речи учащихся, обогащая ее математической терминологией;
- воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Межпредметные связи, преемственность:

  • косвенная теоретическая связь, когда для лучшего понимания и усвоения учебного материала используются аналогии, примеры из других областей;

  • практическая связь, когда учащимся предлагаются задачи из других школьных предметов, но их решение осуществляется с помощью методов и средств математики, тем самым происходит изучение математики, но на том учебном материале, который интересен учащимся.

Обучение математике носит предметно-практическую направленность и тесно связано с жизнью, другими учебными предметами.

Межпредметные связи в учебном процессе обеспечивают лучшее понимание учащимися материала и более высокий уровень владения навыками по математики.

Программа рассчитана на 102 часа (3 часов в неделю), ученик обучается на дому по медицинской справке с 1.09.13г., в том числе на контрольные работы - 7 часов (7 контрольных работ).

Содержание программы направлено на освоение учащимся знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике и авторской программой учебного курса.

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:

  1. Программа: Планирование учебного материала. Математика 5-6 классы / автор-составитель В.И. Жохов. - М. Мнемозина, 2010

  2. Учебник: Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. Математика 5 класс - М.: Мнемозина, 2008

Данный учебно-методический комплект полностью соответствует выбранной программе, требованиям федерального государственного образовательного стандарта на базовом уровне и особенностям учащихся данного класса. Все пособия рекомендованы Министерством образования и науки РФ в качестве учебников и учебных пособий.

Требования к математической подготовке учащихся надомного обучения определяют итоговый уровень умений и навыков, который закреплен в Программе по математике для общеобразовательных школ.
Основными целями изучения курса математики в 6 классе надомного обучения являются систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению курсов алгебры и геометрии.

Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил.

В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.


В ходе изучения математики в 6 классе сокращение часов возможно при рассмотрении следующих тем:

  • Весь геометрический материал носит практический характер;

  • "Умножение и деление обыкновенных дробей», потому что действия изучаются одновременно;

  • "Решение уравнений", потому что изучение темы основано на правилах действий с положительными и отрицательными числами.

При изучении математики в 6 классе следующие темы не относятся к числу обязательных:

  • "Длина окружности и площадь круга";

  • "Столбчатые диаграммы".

В календарно-тематическом планировании, в разделе домашнего задания, приводятся лишь пункты учебника, что вызвано необходимостью корректировать домашнее задание по результатам изучения темы. Выполнение домашнего задания частично планируется на листах с печатной основой, которые создаются исходя из трудностей, испытываемых обучающимся и носят дифференцированный характер.

Сокращение учебных часов становится возможным за счет применения подачи материала блоками, с показом основных алгоритмов и предоставлением однотипных заданий для закрепления при самостоятельной работе учащегося. Кроме того, использование листов с печатной основой позволяет увеличить количество заданий по изучаемой теме. Также, уменьшено количество контрольных работ.

Концепция: традиционная программа с элементами личностно-ориентированного дифференцирован- ного, проблемного, развивающего обучения.

Цели обучения математике в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека.

В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В послешкольной жизни реальной необходимостью в наши дни становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом.

Изучение математики на базовом уровне направлено на достижение овладения математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественнонаучных дисциплин, продолжения образования и освоения избранной специальности.

Формы организации учебного процесса

Основной формой организации обучения является индивидуальная работа с ребенком.

Формы работы, используемые в курсе обучения: урок ознакомления с новым материалом, урок закрепления изученного, урок применения знаний и умений, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки и коррекции знаний и умений, комбинированный урок.

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальная;

  • практикумы

Методы организации учебного процесса:

По источникам информации

  • словесные

  • наглядные

  • практические

По уровням познавательной деятельности

  • проблемный

  • объяснительно-иллюстративный

  • репродуктивный

Педагогические технологии

Общей особенностью используемых технологий обучения является ориентация на развитие:

  • самостоятельности мышления;

  • исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности;

  • умения аргументировать свою позицию;

  • потребности в самообразовании.

Образовательный процесс строится на основе принципов личностно-ориентированного подхода. В качестве ведущих технологий используются традиционные и инновационные. Применение традиционных технологий в сочетании с инновационными технологиями позволяет повысить результативность обучения.

Информационно-коммуникационные технологии, основанные на использовании в учебном процессе ПК для мониторинга и диагностики, реализации индивидуального обучения, мультимедийного моделирования, проектирования.

Здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья обучающихся и их психическую поддержку.

Технология проблемного обучения ориентирована на освоение способов самостоятельной деятельности при решении проблемных ситуаций, развитие познавательных и творческих способностей учащихся.

Технология уровневой дифференциации направлена на углубление содержания образования.

Технология педагогики сотрудничества основана на личностно-ориентированном подходе в обучении и способствует развитию коммуникативных умений в отношениях «учитель-ученик», формированию общечеловеческих ценностей.

  1. Формы контроля и учета достижений

    1. Основные формы аттестации достижений учащихся:

1.Текущая успеваемость:

Контрольные и самостоятельные работы после изученной темы; тесты; зачеты.

2.Аттестация по итогам четверти, по итогам учебного года.

Текущая, промежуточная и итоговая аттестация обучающихся производится по 5-ти балльной системе.

Требования к математической подготовке учащихся

Числа и вычисления

В результате изучения курса математики учащиеся должны:

• правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи: целое, дробное, рациональное, иррациональное, положительное, десятичная дробь и др.; переходить от одной формы записи чисел к другой (например, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной, проценты - в виде десятичной или обыкновенной дроби);

• сравнивать числа, упорядочивать наборы чисел; понимать связь отношений «больше» и «меньше» с расположением точек на координатной прямой; выполнять арифметические действия с рациональными числами; находить значения степеней; сочетать при вычислениях устные и письменные приемы;

• составлять и решать пропорции, решать основные задачи на дроби, проценты;

• округлять целые числа и десятичные дроби, производить прикидку результата вычислений.

Выражения и их преобразования

В результате изучения курса математики учащиеся должны:

• правильно употреблять термины «выражение», «числовое выражение», «буквенное выражение», «значение выражения», понимать их в тексте, в речи учителя, понимать формулировку заданий: «упростить выражение», «найти значение выражения», «разложить на множители»;

• составлять несложные буквенные выражения и формулы; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления; выражать из формул одни переменные через другие;

• находить значение степени с натуральным показателем.

Уравнения и неравенства

В результате изучения курса математики учащиеся должны:

• понимать, что уравнения - это математический аппарат решения разнообразных задач из математики, смежных областей знаний, практики;

• правильно употреблять термины «уравнение», «неравенство», «корень уравнения»; понимать их в тексте, в речи учителя, понимать формулировку задачи «решить уравнение, неравенство»;

• решать линейные уравнения с одной переменной.

Функции

В результате изучения курса математики учащиеся должны:

• познакомиться с примерами зависимостей между реальными величинами (прямая и обратная пропорциональности, линейная функция);

• познакомиться с координатной плоскостью, знать порядок записи координат точек плоскости и их названий, уметь построить координатные оси, отметить точку по заданным ее координатам, определить координаты точки, отмеченной на координатной плоскости;

• находить в простейших случаях значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком;

• интерпретировать в несложных случаях графики реальных зависимостей между величинами, отвечая на поставленные вопросы.

Геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометрических величин

В результате изучения курса математики учащиеся должны:

• распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, многоугольники, окружность, круг); изображать указанные геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи;

• владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также для нахождения длин отрезков и величин углов;

• решать задачи на вычисление геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), применяя изученные свойства фигур и формулы.

Содержание обучения

1. Делимость чисел (17 ч).

• Делители и кратные числа. Общий делитель и общее кратное. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители.

• Основная цель - завершить изучение натуральных чисел, подготовить основу для освоения действий с обыкновенными дробями.

• Завершается изучение вопросов, связанных с натуральными числами. Основное внимание уделяется знакомству с понятиями делитель и кратное, которые находят применение при сокращении обыкновенных дробей и при приведении их к общему знаменателю. Упражнения полезно выполнять с опорой на таблицу умножения - прямым подбором.

Определенное внимание уделяется знакомству с признаками делимости, понятиям простого и составного чисел. При их изучении целесообразно формировать умения проводить простейшие умозаключения, обосновывая свои действия ссылками на определение, правило.

Учащиеся должны уметь разложить число на множители. Например, они должны понимать, что 36 = 6-6 = 4-9 = 2- 18 и т.п. Не обязательно добиваться от всех учащихся умения разложить число на простые множители.

2. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (15 ч).

• Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Понятие о наименьшем общем знаменателе нескольких дробей. Сравнение дробей. Сложение и вычитание дробей. Решение текстовых задач.

• Основная цель - выработать прочные навыки преобразования дробей, сложения и вычитания дробей.

• Одним из важнейших результатов обучения является усвоение основного свойства дроби, применяемого для преобразования дробей: сокращения, приведения к новому знаменателю. Умение приводить дроби к общему знаменателю используется для сравнения дробей.

При рассмотрении действий с дробями используются правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, понятие смешанного числа. Важно обратить внимание на случай вычитания дроби из целого числа.

3. Умножение и деление обыкновенных дробей (18 ч).

• Умножение и деление обыкновенных дробей. Основные задачи на дроби.

• Основная цель - выработать прочные навыки арифметических действий с обыкновенными дробями и решения основных задач на дроби.

• Завершается работа над формированием навыков арифметических действий с обыкновенными дробями. Навыки должны быть достаточно прочными, чтобы учащиеся не испытывали затруднений в вычислениях с рациональными числами, чтобы алгоритмы действий с обыкновенными дробями могли стать в дальнейшем опорой для формирования умений выполнять действия с алгебраическими дробями.

Расширение аппарата действий с дробями позволяет решать текстовые задачи, в которых требуется найти дробь от числа или число по данному значению его дроби.

4. Отношения и пропорции (10 ч).

• Пропорция. Основное свойство пропорции. Решение задач с помощью пропорции. Понятия о прямой и обратной пропорциональностях величин. Задачи на пропорции. Масштаб. Формулы длины окружности и площади круга. Шар.

• Основная цель -- сформировать понятия пропорции, прямой и обратной пропорциональностей величин.

• Необходимо, чтобы учащиеся усвоили основное свойство пропорции, так как оно находит применение на уроках математики, химии, физики. В частности, достаточное внимание должно быть уделено решению с помощью пропорции задач на проценты.

Понятия о прямой и обратной пропорциональностях величин можно сформировать как обобщение нескольких конкретных примеров, подчеркнув при этом практическую значимость этих понятий, возможность их применения для упрощения решения соответствующих задач.

Даются представления о длине окружности и круга. Соответствующие формулы к обязательному материалу не относятся. Рассмотрение геометрических фигур завершается знакомством с шаром.

5. Положительные и отрицательные числа (7 ч).

• Положительные и отрицательные числа. Противоположные числа. Модуль числа и его геометрический смысл.

• Сравнение чисел. Целые числа. Изображение чисел на координатной прямой. Координата точки.

• Основная цель - расширить представления учащихся о числе путем введения отрицательных чисел.

• Целесообразность введения отрицательных чисел показывается на содержательных примерах.

• Учащиеся должны научиться изображать положительные и отрицательные числа на координатной прямой. В дальнейшем она будет служить наглядной основой для правил сравнения чисел, сложения и вычитания чисел.

Специальное внимание уделяется усвоению вводимого понятия модуля числа, прочное знание которого необходимо для формирования умения сравнивать отрицательные числа, а в дальнейшем для овладения и алгоритмами арифметических действий с положительными и отрицательными числами.

6. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел (7 ч).

• Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.

• Основная цель - выработать прочные навыки сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел.

• Действия с отрицательными числами вводятся на основе представлений об изменении величин: сложение и вычитание чисел иллюстрируется соответствующими перемещениями точек координатной прямой.

Отрабатываются алгоритмы сложения и вычитания при выполнении действий с целыми и дробными числами.

7. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел (7 ч).

• Умножение и деление положительных и отрицательных чисел. Понятие о рациональном числе. Десятичное приближение обыкновенной дроби. Применение законов арифметических действий для рационализации вычислений.

• Основная цель - выработать прочные навыки арифметических действий с положительными и отрицательными числами.

• Навыки умножения и деления положительных и отрицательных чисел отрабатываются сначала при выполнении отдельных действий, а затем в сочетании с навыками сложения и вычитания при вычислении значений числовых выражений.

Учащиеся должны усвоить, что для обращения обыкновенной дроби в десятичную достаточно разделить (если это возможно) числитель на знаменатель. В каждом конкретном случае они должны знать, в какую дробь обращается данная обыкновенная дробь - в десятичную или периодическую. Учащиеся должны знать представление в виде десятичной дроби таких дробей, как 1/2, 1/4, 1/5, 1/20, 1/25, 1/50.

8. Решение уравнений (9 ч).

• Простейшие преобразования выражений: раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых. Решение линейных уравнений. Примеры решения текстовых задач с помощью линейных уравнений.

• Основная цель - подготовить учащихся к выполнению преобразований выражений, решению уравнений.

• Преобразования буквенных выражений путем раскрытия скобок и приведения подобных слагаемых отрабатываются в той степени, в которой они необходимы для решения не сложных уравнений.

Введение арифметических действий над отрицательными числами позволяет ознакомить учащихся с общими приемами решения линейных уравнений с одной переменной.

9. Координаты на плоскости (7 ч).

• Построение перпендикуляра к прямой и параллельных прямых с помощью чертежного треугольника и линейки. Прямоугольная система координат на плоскости, абсцисса и ордината точки. Примеры графиков, диаграмм.

• Основная цель - познакомить учащихся с прямоугольной системой координат на плоскости.

• Учащиеся должны научиться распознавать и изображать перпендикулярные и параллельные прямые. Главное внимание следует уделить отработке навыков их построения с помощью линейки и чертежного треугольника, не требуя воспроизведения точных определений.

Основным результатом знакомства учащихся с координатной плоскостью должны явиться знания порядка записи координат точек плоскости и их названий, умения построить координатные оси, отметить точку по заданным ее координатам, определить координаты точки, отмеченной на координатной плоскости.

Формированию вычислительных и графических умений способствует построение столбчатых диаграмм. При выполнении соответствующих упражнений найдут применение полученные ранее сведения о масштабе и округлении чисел.

10. Повторение. Решение задач (5 ч).

Требования к уровню подготовки ученика

В результате изучения математики ученик должен знать/ понимать:

- существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;

- существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;

- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;

- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

Уметь:

-правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи: натуральные числа, десятичные и обыкновенные дроби;

- сравнивать числа, упорядочивать наборы чисел, понимать связь отношений «больше» и «меньше» с расположением точек на координатной прямой;

- переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную дробь в виде десятичной, проценты в виде дроби и дробь в виде процентов;

- выполнять арифметические действия с натуральными числами, десятичными и обыкновенными дробями, применять микрокалькулятор;

- округлять натуральные числа и десятичные дроби;

- составлять несложные буквенные выражения и формулы, осуществлять в них числовые подстановки;

- решать линейные уравнения;

- владеть первоначальными геометрическими понятиями: отрезок, прямая, луч, плоскость, угол, треугольник, прямоугольник;

- владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также для нахождения длин отрезков и величин углов;

- решать задачи на вычисление геометрических величин, применяя изученные свойства фигур и формулы;

- вычислять проценты;

- пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;

- решать текстовые задачи, включая задачи на проценты.

  1. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- решения несложных расчетных практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;

- устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;

- интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.






Основная литература.


1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом МО РФ от 05.03.2004. № 1089.

2. Программа: Планирование учебного материала. Математика 5-6 классы / автор-составитель В.И. Жохов. - М. Мнемозина, 2010

3. Учебник: Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. Математика 5 класс - М.: Мнемозина, 2008

4. Программы для общеобразовательных учреждений. Математика. / Сост. Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк.- М., 2000.

5. Чесноков А.С, Нешков К. И. Дидактические материалы по математике для 6 класса.- М., 1991-2006.

6. Жохов В.И. Обучение математике в 5 и 6 классах.- М., 2004.

7. Жохов В.И. и др. Математический тренажер. 6 класс.- М., 2001- 2006.

8. Жохов В.И. Математические диктанты. 6 класс.- М., 2003-2006.

9. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Книга для учащихся 5-6 классов. - М., 1989-2006.

10. Жохов В.И., Крайнева Л.Б. Контрольные работы по математике.6 класс- М., 2004.

  1. Математика. 5 класс: поурочные планы по учебнику Н. Я. Виленкина и др. / автор - составитель З. С. Стромова, О. В. Пожарская. - Волгоград: Учитель, 2006.


© 2010-2022