«Система подготовки учащихся к государственной (итоговой) аттестации по математике в 11 классе»

Раздел Математика
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №34»

МО Динской район
















ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ учителей математики ПО ТЕМЕ

«Система подготовки учащихся к государственной (итоговой) аттестации

по математике в 11 классе»













Подготовили:

Ветюгова С.А., учитель математики

высшей квалификационной категории,

Галактионова Н.В., учитель математики

первой квалификационной категории.







2013 год


В Краснодарском крае ЕГЭ по математике проводится десять лет, В своём выступлении представим систему работы по подготовке детей к ЕГЭ по математике, которая сложилась в течение трех последних лет в нашей школе, давшую хорошие результаты.

Результаты экзаменационной сессии по математике за курс полной средней школы


Учебный год

Ф.и.о. учителя

По краю

По району

По школе

2010-2011

Галактионова Н.В.

42,5

42,1

43,2

2011-2012

Галактионова Н.В.

42,3

42,3

45,5

2012-2013

Ветюгова С.А.

44,8

45,1

47,1

Задания ЕГЭ составлены в пределах школьной программы, но все они рассчитаны на максимальную стимуляцию нестандартного мышления при его выполнении. Невольно встал вопрос: «Как подготовить всех детей к успешной сдаче экзамена?».

Огромная ответственность за результат легла на учителя ещё и потому, что ЕГЭ был призван заменить собой два экзамена - выпускной за среднюю школу и вступительный в высшие и средние учебные заведения.

Задачи по подготовке выпускников к ЕГЭ:

1. Начинать подготовку к ЕГЭ с 5 класса;

2. Создавать учебный материал (по типу ЕГЭ) для обучающих программ, тренингов и использовать готовые печатные и электронные пособия;

3. Учить школьников «технике сдачи теста»;

4. Психологическая подготовка к ЕГЭ;

5. Через систему дополнительных занятий (элективных курсов, индивидуальных консультаций) повышать интерес к предмету и личную ответственность школьника за результаты обучения.

А теперь расскажем, как мы решаем поставленные задачи. С чего мы начинаем эту работу.

Во-первых , в течение всего года знакомим детей с материалами ГИА и ЕГЭ. Устный счёт на каждом уроке строим только на основе упражнений ЕГЭ и ГИА. Кроме этого, еженедельно каждому раздаем тест: в 5-9 классах - за основную школу, в 10,11 классах - за полную среднюю школу. Просим ребят найти в тесте те задания, с которыми они могут справиться уже сегодня и решить их. Стараемся выслушать все подходы к решению каждой задачи, и только потом раскрываем секрет, где и как можно было решить задачу быстро и хитро, чтобы сэкономить время.

В-вторых, в 8-9 классе учащихся, знакомим их с особенностями новой формы итоговой аттестации: со структурой теста, временными рамками, нормами оценивания экзаменационной работы, условиями проведения экзамена и начинаем обучать «технике сдачи теста»:

- обучаем строгому самоконтролю времени;

- учим определять трудность заданий;

- знакомим с приёмом «прикидки» результата подстановкой.

Начнем с первого пункта. Говорим ученикам, чтобы успешно выполнить тест, на каждое задание первой части надо затрачивать не более двух, трёх минут. И из урока в урок отрабатываем тесты на скорость: например, за 12 минут школьникам необходимо решить 4 - 6 заданий теста. При этом даем тесты ГИА или ЕГЭ с отмеченными в нём заданиями, посильными на данный момент. Обязательно отмечаем количество человек уложившихся во времени, и сразу анализируем ситуацию и даем совет, какое задание можно было решить рациональнее. Постепенно приучаем ребят к методу «пристального взгляда» - внимательно посмотри: «Нет ли короткого пути решения? Так как ты ограничен во времени». Поверьте, если разбирать тест, над которым ученик уже потрудился, то заинтересованность и внимание 100%. Все рекомендации учителя воспринимаются более осознанно.

Обязательно напоминаем о том, что полученный результат можно проверить подстановкой, т. е. «прикинуть» имеет ли он смысл. Двигаясь по тесту, дети знают, что сложность заданий нарастает, поэтому всегда советуем настойчиво и добросовестно отрабатывать первую часть, только затем можно приступать ко второй части - это и есть принцип «спирального движения» по тесту. По результатам достижений сами определяем двух, трёх учеников, которых можно подготовить к выполнению более сложных заданий и работаем с ними строго индивидуально.

С введением новой формы аттестации у нас появилось ещё несколько методических приёмов и хитростей. Чтобы работу по подготовке к экзамену проводить в течение всего учебного года в кабинете необходимо иметь огромное количество тестового материала. Вот тут нам на помощь приходят родители наших учеников, т.к. в первую очередь в результатах сдачи ЕГЭ заинтересованы они. Кроме этого активно используем опыт своих коллег в районе, края и рекомендации ККиДППО.

Отдельно хотим сказать о консультациях. Класс разбивается на три группы : слабоуспевающие учащиеся, так называемые середнячки и более сильные учащиеся. Проводим во внеурочное время, во второй половине дня, и для каждой группы в определенный день недели. Консультации индивидуальные отдельных слабоуспевающих учащихся закрепляем за другими учителями математики нашей школы, с которыми они работают в другое дополнительное время по индивидуальному маршруту, который согласован с учителем, работающим в данном классе. Ребята знают, что с вопросами по части В, можно подойти в любое время. График консультаций, предстоящих КДР по математике, вносится в дневник на отдельную страницу и в еженедельное расписание ученика, доводится до сведения родителей под роспись. Ведется регулярный учет и анализ посещаемости консультаций учащимися, отслеживается результативность подготовки к ЕГЭ по математике через диагностические карты. По результатам контроля . проводится профилактическая работа с учащимися и их родителями: беседы с составлением акта, письменные уведомления

Коротко расскажем ещё о некоторых факторах успешности на ЕГЭ. Для хорошей подготовки к экзамену необходимо целенаправленное повторение. Однако, упражнения для повторения в учебниках очень объёмны и трудоёмки, требуют письменного выполнения. Поэтому на каждом уроке, организуем повторение через систему упражнений составленных на основе материалов ЕГЭ. Мы стали экономить время на теории, чтобы использовать его на практику. Всегда стараемся выдать теорию по теме за 1-2 урока и лекцию построить так, чтобы она содержала все необходимые сведения для решения текущей проверочной работы и экзаменационного материала. Остальные уроки посвящаем практике. Уроки-практикумы попутно дополняем недостающим теоретическим материалом. И еще учителя математики знают, что учебники абсолютно не готовят детей к ЕГЭ, в них по-прежнему традиционные формулировки заданий. Какой мы нашли выход: сразу после объяснения нового материала и его первичного закрепления показываем, как эта тема выявляется в заданиях на ЕГЭ. Стараемся при этом продемонстрировать всё разнообразие заданий из второй части, используя сборники с материалами ЕГЭ разных лет.

Для развития самостоятельных навыков в освоении отдельных тем учащийся обязан выполнять домашние зачетные работы, составленные с использованием сборника под ред. Семенова А.Л., Ященко И.В. « ЕГЭ 3000 задач с ответами», а так же заданий сайта Димы Гущина , генератора тестов Александра Ларина. Зачетные работы проверяются учителем и принимается зачет по этой теме индивидуально. Обычно это происходит во внеурочное время, на дополнительном занятии. После проведения КДР, разбираем задания вызвавшие затруднения по всем вариантам, которые так же включаются в домашнее задание.

Еженедельно проводим диагностические срезы для определения пробелов в знаниях учащихся. Полученные результаты определяют индивидуальную и дифференцированную работу с выпускником. Мониторинг и диагностику планируем на основе полученных результатов срезов и КДР. Работая с КИМами с 8 класса, ребята привыкают к структуре теста, к необычности формулировок заданий, разнообразию методов и приёмов при решении задач, систематическому пополнению копилки по теории (набору шпаргалок для запоминания).

Четвёртую четверть в 9, 11 классах посвящаем переходу к комплексным тестам, учим ребят оценивать итоги работы над тестом в целом. Ученики с удовольствием обмениваются и печатными и электронными пособиями по подготовке к ЕГЭ, проверяют свой уровень подготовки к экзамену, решая тесты в системе онлайн. Ребят, успешно справляющихся с 1,2 частями, привлекаем в качестве консультантов.

Конечно, за последнее время научились максимально использовать урочное время для подготовки к экзамену, но этого недостаточно, поэтому в учебные планы для 9 - 11 классов систематически вводим элективные курсы по предмету: «Решение уравнений и неравенств с параметрами», «Решение геометрических задач», «Решение тестовых задач».

В заключении хотим сказать, что такая система подготовки детей к итоговой аттестации дала результаты выше районных и краевых в течение трех последних лет.

Сравнительные результаты по среднему тестовому баллу за последние три года

«Система подготовки учащихся к государственной (итоговой) аттестации по математике в 11 классе»

5

© 2010-2022