• Преподавателю
  • Математика
  • «Формирование духовно-нравственного потенциала младших школьников в процессе учебной и внеурочной деятельности»

«Формирование духовно-нравственного потенциала младших школьников в процессе учебной и внеурочной деятельности»

Предмет «Основы православной культуры» совсем недавно появился в школе. Именно поэтому важно выбрать технологию, с помощью которой удастся донести до детей очень важные духовно-нравственные ценности. Одним из инновационных методов, позволяющих добиваться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления. Цель ее состоит в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жи...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Формирование духовно-нравственного потенциала младших школьников в процессе учебной и внеурочной деятельности»«Формирование духовно-нравственного потенциала младших школьников в процессе учебной и внеурочной деятельности»«Формирование духовно-нравственного потенциала младших школьников в процессе учебной и внеурочной деятельности»

Введение.

В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, социальных явлений и традиций.

Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит их жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во Тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей! И нам, взрослым, важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей.

Цель уроков ОПК: Формирование у школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, привлечение Библии к нравственному воспитанию детей.

Задачи (по ФГОС):

  • Знакомство учащихся с основными понятиями предмета «Основы православной культуры»;

  • Развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;

  • Обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;

  • Формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  • Развитие способностей учащихся к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учитывая в полной мере цели и задачи преподавания основ православной культуры, учебную работу и внеурочную деятельность я строю на основе системно-деятельностного подхода и современных педагогических и информационно-коммуникативных технологий. В качестве наиболее важных механизмов в своей деятельности использую следующие методы:

  • Метод моральных дилемм и дискуссий - создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей не более двух вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательства правоты поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.

  • Эвристические методы - методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.



  • Исследовательский метод - организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.



  • Метод проектирования - особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.

Формы и варианты проведения уроков и их этапов:

  • эвристические беседы;

  • различные виды дискуссий

  • учебные и социальные проекты;

  • уроки-экскурсии;

  • деловые и ролевые игры;

  • практикумы;

  • различные викторины и другие конкурсные события;

  • творческие мастерские.

  • драматизация (театрализация)

  • интервью

  • составление словаря-глоссария

  • сочинения, эссе

  • создание галереи образов

Для достижения намеченных целей необходимо использовать формы и методы активного обучения.

Под активными методами обучения понимают такие способы и приемы педагогического воздействия, которые побуждают обучаемых к мыслительной активности, к проявлению творческого, исследовательского подхода и поиску новых идей для решения разнообразных задач.

Активные методы обучения (АМО) должны вызывать у обучаемых стремление самостоятельно разобраться в сложных вопросах и на основе анализа имеющихся факторов и событий выработать решение по исследуемой проблеме для реализации его в практической деятельности.

Одним из инновационных методов, позволяющих добиваться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления. Цель ее состоит в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений). Говоря иначе, данная технология способствует реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании школьников. Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

1 этап - «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.
2 этап - «Осмысление» (реализация осмысления).
На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).
3 этап - «Рефлексия» (размышление).
Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.

Вот несколько приемов развития критического мышления на уроках ОПК:

- чтение - суммирование в парах;

- синквейн;

- чтение с остановками;

- приём «Верите ли вы, что…»;

- мозговой штурм;

- работа с вопросниками;

- написание творческих работ;

- создание викторины на основе изученного материала, кроссвордов;

- логическая цепочка;

- уголки;

- кластер.

Рассмотрим подробнее каждый из этих приёмов.

Приём

Методика применения

Методическая цель

Чтение-суммирование в парах

Группа изучает свой текст, фиксирует его краткое содержание, воспроизводит полный текст с опорой на свои пометки. Коллективный вывод о главной мысли текстов, выявление новых представлений детей.

Нетрадиционное объяснение нового материала или закрепление нового

Синквейн

5 этапов:

Развитие творческих способностей детей, их самореализация

Чтение с остановками

1.Ученики по названию повествовательного текста пробуют определить, о чём пойдёт речь.

2.Текст читается по частям. Высказываются предположения о дальнейшем развитии сюжета.

Выработка внимательного отношения к точке зрения другого человека, спокойного отказа от своей, если она неверная.

Верите ли вы, что…

Класс делится на 2 команды, каждая из которых высказывает фантазийные предположения, а другая анализирует.

Развитие логики, творческих способностей.

Работа с вопросником

Предлагаются вопросы к тексту в косвенной форме, требующие ответа с опорой на собственный опыт.

Отработка умений анализировать и рассуждать на этапе самостоятельной работы учащихся

Мозговой штурм

Высказывают любое мнение по проблеме с целью выхода из затруднительной ситуации.

Активизация мыслительной деятельности школьников.

Уголки

1 группа готовит доказательства положительных качеств героя, 2 - отрицательных.

Обучение диалогу, культуре общения.

Написание творческих работ

Написание продолжения понравившегося произведения или сочинить свой рассказ (по выбору).

Развитие творческих и речевых способностей детей на этапе закрепления изученной темы.

Создание викторины

Дети самостоятельно на основе учебного текста готовят вопросы, объединившись в группы.

Развитие навыка самостоятельной и групповой работы на этапе обобщения материала.

Логическая цепочка

После прочтения текста дети выстраивают события в логической последовательности

Развитие логического мышления, отработка умения пересказа текста.

Кластер (грозди)

Центр - тема, лучи - крупные смысловые единицы, от них - термины и понятия.

Выработка умения графической систематизации материала.

Также в своей работе я использую такие приемы:

1. Верные и неверные утверждения («верите ли вы»), ключевые слова.

2. Денотатный граф.

3.Инсерт.

4.Эффективная лекция.

5.Дерево предсказаний.

6.Дневники и бортовые журналы.

7.Толстые и тонкие вопросы.

8.Таблицы.

9.Дискуссии.

10.Стратегия «Fishbone».

11.Ранжирование.

12.Пирамида приоритетов.

Приемы стадии вызова

•Верные и неверные утверждения («верите ли вы»)

Этот прием может быть началом урока. Учащиеся, выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).

•Ключевые слова (можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал)

Денотатный граф

Денотатный граф - [от лат. denoto - обозначаю и греч. - пишу] - способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.

Инсерт (авторы Воган, Эстес)

«V» - уже знал

«+» - новое

« -» - думал иначе

«?» - не понял, есть вопросы

вопросы

Самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления

I - interactive
N - noting
S - system
E - effective
R - reading and thinking

Во время чтения необходимо делать на полях пометки:

Во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.
Сформулируем некоторые правила: "Как читать текст, сохраняя интерес к теме?"
Делайте пометки. Предлагается несколько вариантов пометок: 2 значка "+" и "V", 3 значка "+", "V", "?" , или 4 значка "+" , "V", "-", "?" . Ставьте значки по ходу чтения текста на полях. Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям, вспомните, что вы знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится. Следующим шагом может стать заполнение таблицы ("Инсерт"), количество граф которой соответствует числу значков маркировки.

Бортовой журнал

На смысловой стадии работа может быть организована так: один из членов пары работает со списком в графе "предположения", ставит знаки "+" и "-", в зависимости от правильности предположений; второй записывает только новую информацию. Учащиеся работают индивидуально.
«Дерево предсказаний» (Дж.Белланс)
(осмысление)

Предположения по поводу развития сюжетной линии. Ствол дерева -тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), «листья» - обоснования этих предположений.

Вариант 2

Вариант 1

Что будет дальше?

Чем закончится рассказ

Как будут развиваться события после финала?





Вариант 3

«Бортовой журнал»

Что нового я узнал из текста?

Что мне известно по данной теме?





«Двухчастный дневник»

Комментарии
Цитата



«Толстые и тонкие вопросы»

(вызов, осмысление, рефлексия)

Кто ?
Что ?
Когда ?
Может ..?
Будет ...?
Мог ли ... ?
Как звать ...?
Было ли ...?
Согласны ли Вы ...?
Верно ли ...?

Дайте 3 объяснения, почему...?
Объясните, почему...?
Почему Вы думаете ...?
Почему Вы считаете ...?
В чем различие ...?
Предположите, что будет, если... ?
Что, если ... ?

Тонкие ?

Толстые ?





Приемы проведения рефлексии.
Письменная рефлексия.


•Эссе

•«Бортовой журнал»

•Дневники: обычный, дневник - художественный альбом, двухчастный дневник и др.

•Письменное интервью

•Стихотворные формы (например, синквей)

•Портфолио

Способы анализа проблем и принятия решений



Стратегия «Fishbone» (постановка и решение проблемы)

«Формирование духовно-нравственного потенциала младших школьников в процессе учебной и внеурочной деятельности»





Модель постановки и решения проблемы позволяет описать и попытаться решить целый круг проблем (поле проблем). Учащимся предлагается информация (текст, видеофильм, лекция) проблемного содержания и схема Fishbone (рыбная кость) для систематизации этого материала.
На верхней "косточке" записывается формулировка проблемы, а на нижней - факты, подтверждающие, что данная проблема существует. Работа (исследование) может проводиться индивидуально или по группам. Важным этапом станет презентация заполненной схемы, которая продемонстрирует взаимосвязь проблем, их комплексный характер.

Особое место стоит отвести внеурочной деятельности и работе с родителями.

Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований, участие в акциях, праздниках. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

Что важно?

1. Привлечение Библии к нравственному воспитанию детей

Методика формирования нравственных ориентаций в связи с религиозно-культурным просвещением учащихся на основе систематических представлений, эмоционально окрашенных впечатлений о складывании через верования народа содержания его нравственного идеала и развитие ценностного отношения к нему как к духовному наследию. Не меньшая методическая проблема состоит в нахождении верной интонации чтения Библии как "величавого памятника" (К. Чуковский) культуры, ее ключевого текста. Раскрытие учащимся причин создания славянской письменности, назначения грамоты (чтобы "ясен стал язык гугнивых" - "Повесть временных лет") формирует их взгляд на владение грамотой, чтением как на путь к духовному просвещению, а знакомство со славянской азбукой стимулирует интерес к чтению на ее основе.

2. Духовно-нравственное состояние души человека

Надо подчеркнуть, что формирование нравственных понятий - это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий учителя, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

Очень много нужно еще сделать начальной школе, чтобы воспитывать в детях нравственное чувство, вести их к подлинной духовности. Одной из находок был обобщающий урок в 4-м классе на тему " Заповеди". Общий разговор убедил учащихся, что десять заповедей можно разделить на 2 условные группы и они составляют "костяк" нравственности христианина, его конституцию.

Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества. Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни - важнейшее условие развития России. Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных.

3. Внеурочная деятельность по нравственному воспитанию

В нравственном воспитании учащихся начальных классах весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств.

В этом плане в школе с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Однако, чтобы вся эта система воспитательных мероприятий была эффективной, необходимо, чтобы каждое воздействие педагога имело силу формирующего.

Важным механизмом, обеспечивающим успешное вхождение ребенка в школьную жизнь, является психологическая готовность, которая включает определенный уровень интеллектуального и личностного развития ребенка, в том числе и коммуникативные компоненты готовности к школьному обучению.

Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Классные часы, праздники посвященные "Дню Победы", литературные вечера, "Дни духовности и культуры", встречи с интересными людьми.

В школе проводятся свои праздники:

  • сентябрь (День знаний);

  • октябрь (Посвящение в ученики-первоклассники);

  • ноябрь (Дни духовности и культуры);

  • декабрь (Крещенские чтения);

  • январь (Рождество Христово);

  • февраль (Неделя патриотической песни);

  • март (Масленица);

  • апрель (Пасха);

  • май (День славянской письменности и культуры).

4. Краеведение - одна из форм воспитания духовно-нравственной личности

Краеведение предполагает комплексное изучение родного края, ведь только на основе знаний можно убедить учащихся в необходимости заботливо относиться к природе. Для этого необходимо выбирать разнообразные формы и методы ознакомления: экскурсии, беседы, творческие работы, встречи с людьми разные профессий на уроках ОПК и вр внеурочной деятельности.

Что достигнуто?

- 3 учащихся: Борзенкова Марина, Каплиева Мария и Маснева Ирина - призеры районной олимпиады по ОПК;

- проект «Воскресный колокольчик» - победитель областного конкурса « Старая, старая сказка », Всероссийского конкурса 100 лучших школ России в номинации « Лучший проект года»;

- программа по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию « Родник» - победитель Всероссийского конкурса 100 лучших школ России в номинации « Духовно- нравственное и патриотическое воспитание учащихся»;

- апрель - РМО ОПК;

- октябрь - зональный семинар по практическому применению в учебном процессе пособия « Дорога к храму»;

- декабрь - открытый урок, презентация в рамках школьного конкурса « Учитель года», постоянные встречи с отцом Виталием и отцом Максимом.

- январь, 2014 - Рождественский концерт в Казанском Храме.

Я считаю, что УЧИТЕЛЮ недостаточно просто знать свой предмет. Ты должен обладать самое главное - обаянием и умением донести до учеников материал так, чтобы они это правильно усвоили и поняли себя, свою культуру, работали над своим поведением. А для этого ты должен постоянно совершенствоваться: совершенствовать свои знания, умения, наращивать опыт преподавания и общения с детьми. Качественное образование - это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа. А также неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека - значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, Богом, природой, культурой, цивилизацией. Православие - это не система, это жизнь в любви. И православным наше воспитание получается только тогда, когда мы начинаем совершать его в любви.

Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во "взрослую" жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.















Литература

Данилюк А.Я. Кондаков А.М. Тишков В.А. Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Учебное издание. Серия «Стандарты второго поколения» - М.: ОАО «Издательство «Просвещение», 2009

Фундаментальное ядро общего образования. Проект - М.: ОАО «Издательство «Просвещение», 2009

Левин Э.А., Прокофьева О.И. Самообразование детей в школе: новаторская методика - Ростов н/Д: Феникс, 2008

Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки: Из опыта работы школ г. Донецка - М.: Педагогика, 1979

Матрос Д.Ш. Менеджмент качества в школе на основе стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9000-2001, новых информационных технологий и образовательного мониторинга - М.: Центр педагогического образования, 2008

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов] - М.: ОАО «Издательство «Просвещение», 2010

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова - М.: Просвещение, 2008

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010



© 2010-2022