Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Воронежской области

«Воронежский юридический техникум»















методические указания

по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

по дисциплине «Математика»






















Воронеж, 2015

Введение

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Математика» предназначены для студентов, обучающихся по специальностям 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет».

Объем самостоятельной работы студентов определяется государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальностям 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет».

Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы является обязательной для каждого студента, её объём в часах определяется действующим рабочим учебным планом Воронежского юридического техникума по данной специальности.

Самостоятельная внеаудиторная работа проводится с целью:

- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний студентов;

- углубления и расширения теоретических знаний;

- развития познавательных способностей и активности студентов, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. По математике используются следующие виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы:

для овладения знаниями: чтение текста (учебника, дополнительной литературы), работа со словарями и справочниками, учебно-исследовательская работа, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета;

для закрепления и систематизации знаний: повторная работа над учебным материалом (учебника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей), составление плана и алгоритма решения, составление таблиц для систематизации учебного материала, ответы на контрольные вопросы, подготовка сообщений к выступлению на уроке, конференции, подготовка сообщений, докладов, рефератов, тематических кроссвордов;

для формирования умений: выполнение схем, анализ карт, подготовка к деловым играм.

Требования к результатам освоения дисциплины:

При изучении курса математики на базовом уровне продолжаются и получают развитие содержательные линии: «Алгебра», «Функции», «Теория пределов», «Дифференциальное исчисление», «Основы дискретной математики», «Интегральное исчисление» «Линейная алгебра», «Комплексные числа», «Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики». В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи:

систематизация сведений о числах; изучение новых видов числовых выражений и формул; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе, и его применение к решению математических и нематематических задач;

расширение и систематизация общих сведений о функциях, пополнение класса изучаемых функций, иллюстрация широты применения функций для описания и изучения реальных зависимостей;

изучение неопределенных и определенных интегралов, методы вычисления, свойства, умения применять полученные знания для решения практических задач;

представление об основах дискретной математики, производить операции над множествами, составление логических таблиц;

знать понятия линейной алгебры, иметь представления о матрицах и операциях над ними, знать методы решения систем алгебраических уравнения п-ого порядка;

систематизация комплексных чисел и действия над ними, представлять комплексные числа в тригонометрической форме;

развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире, совершенствование интеллектуальных и речевых умений путем обогащения математического языка, развития логического мышления.

Цели

Изучение математики на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;

  • развитие логического мышления, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;

  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения точных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;

  • воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:

построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;

выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; выполнения расчетов практического характера; использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;

самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;

проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;

самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения математики на базовом уровне студент должен

уметь:

- решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности.

- вычислять пределы функции, находить непрерывность и точки разрыва функции;

- решать задачи на отыскание производной сложной функции, производных второго и высших порядков;

- исследовать функцию с помощью производных, строить графики функций по алгоритму исследованию;

- применять основные методы интегрирования при решении задач;

- вычислять системы линейных уравнений 2-го, 3-го, 4-го порядка;

- применять методы математического анализа при решении задач прикладного характера, в том числе профессиональной направленности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

- значение математики в профессиональной деятельности и при освоении профессиональной образовательной программы;

- основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности;

- основные понятия и методы математического анализа, дискретной математики, линейной алгебры, теории комплексных чисел, теории вероятностей и математической статистики;

- основы интегрального и дифференциального исчисления.

- основные понятия и методы математического анализа;

Перед выполнением внеаудиторной самостоятельной работы студент должен внимательно выслушать инструктаж преподавателя по выполнению задания, который включает определение цели задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.

В пособии представлены как индивидуальные, так и групповые задания в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности. В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов используются аудиторные занятия, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы.

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:

- уровень освоения студентом учебного материала;

- умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

- сформированность общеучебных умений;

- обоснованность и четкость изложения ответа;

- оформление материала в соответствии с требованиями.

В методических указаниях приведены теоретический (справочный) материал в соответствии с темой работы, обращение к которому поможет выполнить задания самостоятельной работы; вопросы для самоконтроля, подготавливающие к выполнению заданий и сами задания.

Самостоятельная работа №1 Подготовка сообщения «Основные понятия математического анализа». Решение примеров.

Цель: получить представление об основных понятиях математического анализа. История возникновения математики. Применение различных понятий математического анализа в различных областях науки

Самостоятельная работа: работа с литературой, интернет-ресурсами.

Форма контроля: сообщение на уроке, проверка работы


Теоретический материал и методические указания к выполнению заданий

Определение 1. Число a называется пределом функции f(x) в точке x0 (или при x→x0), если для каждого числа ε>0 существует такое число δ>0, что для всех x удовлетворяющих условию 0<|x−x0|<δ, выполняется неравенство |f(x)−a|<ε.

Число a - предел функции f(x) в точке x0:limx→x0, f(x)=a, если для ∀ε>0 ∃δ>0, ∀x: 0<|x−x0|<δ⇒|f(x)−a|<ε.

Число a - не является пределом функции f(x) в точке x0:limx→x0 f(x)≠a, если
∃ε>0 такое, что для ∀δ>0∃x:0<|x−x0|<δ⇒|f(x)−a|≥ε.

Свойства предела:

1) Если f(x) и g(x) имеют пределы в точке x0, то функции f(x)±g(x) и f(x)g(x) также имеют пределы в точке x0, причем limx→x0(f(x)±g(x))=limx→x0 f(x)±limx→x0 g(x);

limx→x0 (f(x) g(x))=(limx→x0 f(x))(limx→x0 g(x))

2) Для любого числа C,limx→x0 (Cf(x))=C limx→x0 f(x)

3) Если функции f(x)

и g(x) имеют пределы в точке x0 и limx→x0 g(x)≠0, то функция f(x)g(x) также имеет предел в точке x0, причем

limx→x0 f(x)g(x)=limx→x0 f(x)limx→x0 g(x).

4) Пусть существует limx→x0 f(x)=a (f(x)≠a при x≠x0) и limy→a g(y); тогда в точке x0 существует предел композиции g(f(x)), причем limx→x0 g(f(x))=lim y→a g(y).

Если разность f(x)−g(x)

представляет собой неопределенность вида ∞/∞, или частное f(x)/g(x) представляет собой при неопрделенность вида ∞/∞ или 0/0, то вычисление пределов называют "раскрытием неопределенностей."

ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЕЛЫ

Первый замечательный предел

Рассмотрим следующий предел: Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

Согласно нашему правилу нахождения пределов подставить ноль в функцию: в числителе у нас получается ноль (синус нуля равен нулю), в знаменателе, очевидно, тоже ноль. Таким образом, мы сталкиваемся с неопределенностью вида Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы , которую, к счастью, раскрывать не нужно. В курсе математического анализа, доказывается, что:

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

Данный математический факт носит название Первого замечательного предела. Нередко в практических заданиях функции могут быть расположены по-другому, это ничего не меняет:

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы - тот же самый первый замечательный предел.

! Но самостоятельно переставлять числитель и знаменатель нельзя! Если дан предел в виде Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы , то и решать его нужно в таком же виде, ничего не переставляя.

На практике в качестве параметра Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы может выступать не только переменная Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы , но и элементарная функция, сложная функция. Важно лишь, чтобы она стремилась к нулю.

Примеры:
Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы , Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы , Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы , Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

Пример 1

Найти предел Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы
Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы
Теперь только осталось избавиться от трехэтажности дроби:
Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы
Пример 2

Найти предел Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

Пример 3

Найти предел Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

Подставляем ноль в выражение под знаком предела:

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

Получена неопределенность Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы ,

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

Второй замечательный предел

В теории математического анализа доказано, что:

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

Данный факт носит название второго замечательного предела.

Пример 6

Найти предел

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

Нетрудно заметить, что при Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы основание степени Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы , а показатель - Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы , то есть имеется, неопределенность вида Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы :

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы
При этом сам значок предела перемещаем в показатель:
Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

Найти предел Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы


Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

Пример 8

Найти предел Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

Самостоятельная работа

1 вариант

1.Какая последовательность называется числовой последовательностью?

2.Какая связь существует между бесконечно малой и бесконечно большой величиной?

3. Формула первого замечтельного предела.

4.Вычислить предел функции:

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы


Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы


Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы


Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

2 вариант

1.Каким может быть характер изменения переменной величины?

2.Сформулируйте определение предела переменной величины.

3. Формула второго замечательного предела.

4.Вычислить предел функции:

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы


Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы


Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы


Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы



3 вариант

1.Какомуу условию должна удовлетворять ограниченная переменная величина?

2.Перечислите основные свойства бесконечно малых величин.

3. Формула первого замечтельного предела.

4.Вычислить предел функции:

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы


Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы


Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы


Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы


Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

4 вариант

1.Дайте определение бесконечно малой переменной.

2.Перечислите свойства пределов функций.

3. Формула второго замечательного предела.

4.Вычислить предел функции:

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы


Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы


Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы


Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

Самостоятельная работа №2 Подготовка сообщения «История развития понятия производных функций», создание электронной презентации на тему «Дифференцирование элементарных функций». Решение примеров.

Цель: получить представление о дифференциале функции, истории развития понятия производной функции и ее применении в различных областях науки, познакомиться с правилами дифференцирования на основе определения нахождения производных некоторых элементарных функций, научиться применять формулы дифференцирования и таблицу производных .

Самостоятельная работа: работа с литературой, интернет-ресурсами, электронными презентациями Power Point, разбор формул дифференцирования и таблицы производных.

Форма контроля: сообщение на уроке, представление презентации, ответ на уроке, проверка работы


Теоретический материал и методические указания к выполнению заданий


  1. ПРАВИЛА И ФОРМУЛЫ ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЯ

Если С - постоянная, u = u(x), v(x) - некоторые дифференцируемые функции, то справедливы следующие правила дифференцирования:

  1. Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

  2. Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

  3. Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

  4. Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

  5. Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

  6. Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

ТАБЛИЦА ПРОИЗВОДНЫХ

  1. Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы,

  2. Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы,

  3. Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы,

  4. Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы,

  5. Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы,

  6. Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы,

  7. Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы,

  8. Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы,

  9. Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы,

  10. Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы,

  11. Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы,

  12. Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы,

  13. Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы,

  14. Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы,

  15. Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы,

  16. Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы,

  17. Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы.


ПРОИЗВОДНАЯ СЛОЖНОЙ ФУНКЦИИ

Определение: Функция называется сложной, если ее аргумент сам является функцией.

Пусть y=y(u) и u=u(x)- дифференцируемые функции. Тогда сложная функция y=y(u(x)) есть также дифференцируемая функция, причем

y/x=y/u *u /x или Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

Примеры:

  1. Найти производные заданных функций

а) Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы ;

Решение. Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы .

б) Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы ;

Решение. Используем формулу Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы .

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы.

в) Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы ;

Решение. Используем формулу Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы .

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы.

  1. Найти точки, в которых производная функции равна нулю: Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

Решение.

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

  1. Найти производные функций:

а) Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы ; б) Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы .

Решение. а) Функция Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы - это произведение двух функций Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы и Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы , поэтому по третьему правилу дифференцирования:

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы.

Из таблицы производных находим, что Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы , и так как Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы , то Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы ; Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы .

Значит, Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы .

б) Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы.

  1. Найти производные функций:

а) Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

Решение. Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

б) Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

Решение. Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы


Задания:


Вариант 1


1. Найти производные

  1. Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы,

  2. Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы,

  3. Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы,

Вариант 2

1. Найти производные

  1. Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы,

  2. Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы,

  3. Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы,

  4. Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы,

Вариант 3

1. Найти производные

  1. Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы,

  2. Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы,

  3. Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы,

  4. Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы,

Вариант 4

1. Найти производные

  1. Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы,

  2. Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы,

  3. Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы,

  4. Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы,

Самостоятельная работа №3 Подготовка сообщения «Полное исследование функций и построение ее графика», «Функции. Историческая справка»


Цель: получение более углубленной информации об исследовании функции, методам построения графиков, иметь полное представление о непрерывностях и разрывах функции, осознать роль функции и графиков в изучении явлений реальной действительности, в человеческой практики.

Самостоятельная работа: работа с литературой, интернет-ресурсами.

Форма контроля: сообщение на уроке


Самостоятельная работа №4 Подготовка сообщения «Неопределённый интеграл. Основные методы вычисления неопределённых интегралов», «Определённый интеграл. Основные свойства определённого интеграла и его вычисление. Использование понятия определённого интеграла в экономике.». Решение примеров.


Цель: получить представление об истории возникновения интегрального исчисления, применение интеграла в нахождении площадей фигур, объема тел, связь интегрального исчисления с другими науками. Изучить таблицу неопределенных интегралов. Уметь находить определенный интеграл по правилу Ньютона-Лейбница.

Самостоятельная работа: работа с литературой, интернет-ресурсами.

Форма контроля: сообщение на уроке, проверка работы.



Теоретический материал и методические указания к выполнению заданий

Таблица неопределенных интегралов

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы


Определенный интеграл и формула Ньютона-Лейбница


Формула Ньютона-Лейбница - даёт соотношение между операциями взятия определенного интеграла и вычисления первообразной. Формула Ньютона-Лейбница - основная формула интегрального исчисления.

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы


Данная формула верна для любой функции f(x), непрерывной на отрезке [а, b], F - первообразная для f(x). Таким образом, для вычисления определенного интеграла нужно найти какую-либо первообразную F функции f(x) , вычислить ее значения в точках a и b и найти разность F(b) - F(a).

Самостоятельная работа

1 вариант

1.Вычислите интегралы:

  1. Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

  2. Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

  3. Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы;

  4. Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы;

  5. Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы.



2.Найдите площадь фигур, ограниченных линиями:

  1. у=-x2+x+6 и у=0;

  2. у= x2 -8x+18, у=-2x+18.

2 вариант

1.Вычислите интегралы:

  1. Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

  2. Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

  3. Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы;

  4. Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы;

  5. Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы.

2.Найдите площади фигур, ограниченных линиями:

  1. у= х2+2х+3 и у=0;

  2. у=-х2+10х-16, у=х+2.

Самостоятельная работа №5 Решение логических задач


Цель: закрепить навыки решения основных задач дискретной математики и математической логики; составление логических таблиц.

Самостоятельная работа: индивидуальная домашняя работа

Форма контроля: проверка работы

Виды заданий:

  1. Сравнение множеств

  2. Операции над множествами

  3. Правило суммы

  4. Правило произведения

Теоретический материал и методические указания к выполнению заданий

МНОЖЕСТВА И ОПЕРАЦИИ НАД НИМИ

Напомним основные обозначения, понятия, относящиеся к множествам.

Начнем с основного понятия, которое встречается практически в каждом разделе математики - это понятие множества.

Множество - это совокупность, набор элементов, объединенных общими свойствами.

Множества обозначаются заглавными латинскими буквами Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы , а элементы множества строчными латинскими буквами Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы .

Запись Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы означает, что есть множество Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы с элементами Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы , которые связаны между собой какой-то функцией Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы .

Замечание. Элементы в множество входят по одному разу, т.е. без повторений.

Основные операции:

  1. Принадлежность элемента множеству:

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

где Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы -- элемент и Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы -- множество (элемент Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы принадлежит множеству Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы ).

  1. Непринадлежность элемента множеству:

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

где Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы -- элемент и Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы -- множество (элемент Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы не принадлежит множеству Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы ).

  1. Объединение множеств: Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы .

Объединением двух множеств Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы и Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы называется множество Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы , которое состоит из элементов множеств Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы и Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы , т.е.

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы илиМетодические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

  1. Пересечение множеств: Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы .

Пересечением двух множеств Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы и Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы называется множество Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы , которое состоит из общих элементов множеств Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы и Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы , т.е.

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы иМетодические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

  1. Разность множеств: Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы .

Разностью двух множеств Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы и Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы , например, множество Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы минус множество Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы , называется множество Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы , которое состоит из элементов множества Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы , которых нет в множестве Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы , т.е.

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы иМетодические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

  1. Симметрическая разность множеств: Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы .

Симметрической разностью двух множеств Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы и Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы называется множество Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы , которое состоит из не общих элементов множеств Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы и Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы , т.е.

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

  1. Дополнение множества: Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы .

Если предположим, что множество Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы является подмножеством некоторого универсального множества Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы , тогда определяется операция дополнения:

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы иМетодические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

  1. Вхождение одного множества в другое множество: Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы .

Если любой элемент множества Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы является элементом множества Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы , то говорят, что множество Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы есть подмножество множества Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы (множество Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы входит в множество Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы ).

  1. Не вхождение одного множества в другое множество: Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы .

Если существует элемент множества Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы , который не является элементом множества Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы , то говорят, что множество Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы не подмножество множества Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы (множество Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы не входит в множество Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы ).

Основные числовые множества

N

{1,2,3,...,n} Множество всех натуральных чисел

Z

{0, ±1, ±2, ±3,...} Множество целых чисел. Множество целых чисел включает в себя множество натуральных.

Q

Множество рациональных чисел.

Кроме целых чисел имеются ещё и дроби. Дробь - это выражение вида Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы , где p - целое число, q - натуральное. Десятичные дроби также можно записать в виде Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы . Например: 0,25 = 25/100 = 1/4. Целые числа также можно записать в виде Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы . Например, в виде дроби со знаменателем "один": 2 = 2/1.

Таким образом любое рациональное число можно записать десятичной дробью - конечно или бесконечной периодической.

R

Множество всех вещественных чисел.

Иррациональные числа - это бесконечные непериодические дроби. К ним относятся:

  • число Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы - отношение длины окружности к её диаметру;

  • число Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы - названное в честь Эйлера и др.;

Вместе два множества (рациональных и иррациональных чисел) - образуют множество действительных (или вещественных) чисел.

Если множество не содержит ни одного элемента, то оно называется пустым множеством и записывается Ø.

Операции над множествами

Два множества А и В равны (А=В), если они состоят из одних и тех же элементов.
Например, если А={1,2,3,4}, B={3,1,4,2} то А=В.

Объединением (суммой) множеств А и В называется множество А ∪ В, элементы которого принадлежат хотя бы одному из этих множеств.
Например, если А={1,2,4}, B={3,4,5,6}, то А ∪ B = {1,2,3,4,5,6}

Пересечением (произведением) множеств А и В называется множество А ∩ В, элементы которого принадлежат как множеству А, так и множеству В.
Например, если А={1,2,4}, B={3,4,5,2}, то А ∩ В = {2,4}

Разностью множеств А и В называется множество АВ, элементы которого принадлежат множеству А, но не принадлежат множеству В.
Например, если А={1,2,3,4}, B={3,4,5}, то АВ = {1,2}

Симметричной разностью множеств А и В называется множество А Δ В, являющееся объединением разностей множеств АВ и ВА, то есть А Δ В = (АВ) ∪ (ВА).
Например, если А={1,2,3,4}, B={3,4,5,6}, то А Δ В = {1,2} ∪ {5,6} = {1,2,5,6}

Свойства операций над множествами

Свойства перестановочности

A ∪ B = B ∪ A
A ∩ B = B ∩ A

Сочетательное свойство

(A ∪ B) ∪ C = A ∪ (B ∪ C)
(A ∩ B) ∩ C = A ∩ (B ∩ C)

Пример. Найти пересечение множеств: а)А=1,3,5,7,9Б=1,2,3,4,5,6
b) Множество А состоит из букв слова Математика. Множество Б состоит из букв слова Алгебра. Найти пересечение А∩Б.
Решение:
а) Множество А состоит из нечетных чисел первого десятка. Множество Б все натуральные числа до 6. Пересечением множеств будет множество из общих элементов: А∩Б=1;3;5.
b) Запишем элементы множества А=А;Е;И;К;М;ТБ=А;Б;Г;Е;Л;Р. Пересечение множеств : А∩Б=А;Е.
Объединением множеств А и Б называется множество состоящее из всех элементов принадлежащее каждому множеству. Обозначается как АUБ. Давайте так же нарисуем нашу операцию с помощью кругов Эйлера:
Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

Давайте запишем на математическом языке: АUБ=y|yϵAилиyϵБ.
Объединять так же можно любое количество множеств.

Пример. Объедините множества:
а)А=1,3,5,7,9Б=2,4,6,8b)A=(1;3)Б=[2;6].
с) А - множество всех точек плоскости абсцисса которых больше одного. Б - множество всех точек плоскости ордината которых не больше двух.

Решение:
а) Множество А состоит из нечетных чисел первого десятка. Множество Б состоит из четных чисел первого десятка. Объединением будут все числа первого десятка:
АUБ=1;2;3;4;5;6;7;8;9.
b) Множество А состоит из всех чисел открытого интервала (1;3). Множество Б состоит из всех чисел интервала [2;6]. Объединением АUБ будут все числа принадлежащие сразу двум интервалам.
На интервале от двух до трех, множества содержат одинаковые числа тогда объединение можно записать в виде:
АUБ=(1;6]

с) Нашу задачу лучше решить графически: Нарисуем множество точек множества А: Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы Нарисуем множество точек множества Б: Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы Нарисуем объединение: Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы
Задачи для самостоятельного решения.
1. Найти пересечение множеств: а) А=1,4,8,10,13Б=2,5,8,10,11,13
b) Множество А состоит из букв слова Алгоритм. Множество Б состоит из букв слова Программирование. Найти пересечение А∩Б.
с) А - множество всех точек плоскости абсцисса которых больше двух. Б - множество всех точек плоскости ордината которых больше одного.

2. Найти объединение множеств:
а) А=10,20,30,40Б=5,15,25,35
b) A=(0;5)Б=[−1;3).
с) Множество А состоит из корней уравнения (х+5)(х−2)=0. Множество Б состоит из решения неравенства х>1.
d) А - множество всех точек плоскости абсцисса которых меньше нуля. Б - множество всех точек плоскости ордината которых больше трех.

Самостоятельная работа №6 Решения систем линейных уравнений методом Крамера, методом Гауса.


Цель: научится решать системы линейных уравнений с тремя и четырьмя переменными методом Гауса и методом Крамера.

Самостоятельная работа: работа в мини группах, обмен заданиями, поиск ошибок.

Форма контроля: проверка работ


Теоретический материал и методические указания к выполнению заданий

Определение. Определитель, составленный из коэффициентов при неизвестных, называется определителем системы и обозначается Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы (дельта).

Определители Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

получаются путём замены коэффициентов при соответствующих неизвестных свободными членами:

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы;

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы.

Формулы Крамера для нахождения неизвестных:

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы.

Найти значения Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы и Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы возможно только при условии, если

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы.

Этот вывод следует из следующей теоремы.

Теорема Крамера . Если определитель системы отличен от нуля, то система линейных уравнений имеет одно единственное решение, причём неизвестное равно отношению определителей. В знаменателе - определитель системы, а в числителе - определитель, полученный из определителя системы путём замены коэффициентов при этом неизвестном свободными членами. Эта теорема имеет место для системы линейных уравнений любого порядка.

Решить систему уравнений методом Крамера.

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы Ответ: 1, -1


Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работыОтвет: (1, 0, -1)


Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работыОтвет: (2, -1, 1)


Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работыОтвет: Определители при неизвестных не равны нулю, следовательно, система несовместна, то есть не имеет решений.

Ме́тод Га́усса - классический метод решения системы линейных алгебраических уравнений (СЛАУ). Это метод последовательного исключения переменных, когда с помощью элементарных преобразований система уравнений приводится к равносильной системе треугольного вида, из которой последовательно, начиная с последних (по номеру), находятся все переменные системы.

Пусть исходная система выглядит следующим образом.

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

Матрица Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы называется основной матрицей системы, Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы - столбцом свободных членов.

Тогда, согласно свойству элементарных преобразований над строками, основную матрицу этой системы можно привести к ступенчатому виду (эти же преобразования нужно применять к столбцу свободных членов):

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

При этом будем считать, что базисный минор (ненулевой минор максимального порядка) основной матрицы находится в верхнем левом углу, то есть в него входят только коэффициенты при переменных Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы .

Тогда переменные Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы называются главными переменными. Все остальные называются свободными.

Если хотя бы одно число Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы , где Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы , то рассматриваемая система несовместна, т.е. у неё нет ни одного решения.

Пусть Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы для любых Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы .

Перенесём свободные переменные за знаки равенств и поделим каждое из уравнений системы на свой коэффициент при самом левом Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы (Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы, где Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы - номер строки):

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы,
где Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

Если свободным переменным системы (2) придавать все возможные значения и решать новую систему относительно главных неизвестных снизу вверх (то есть от нижнего уравнения к верхнему), то мы получим все решения этой СЛАУ. Так как эта система получена путём элементарных преобразований над исходной системой (1), то по теореме об эквивалентности при элементарных преобразованиях системы (1) и (2) эквивалентны, то есть множества их решений совпадают.

Решить систему уравнений методом Гауса.

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы Ответ: (-1, 2, 2)


Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работыОтвет: Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы


Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работыОтвет: (1, 2, 3)


Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работыОтвет: (1, 2, 3)


Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работыОтвет: Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы


Самостоятельная работа №7 Подготовка к практической работе. Показательная форма комплексного числа. Формула Эйлера.


Цель: получить полное представление о комплексных числах, производить действия с ними заданными в алгебраической и тригонометрической форме, извлекать модуль из комплексного числа, знать геометрическую интерпретацию комплексного числа, иметь четкое различие между вещественным и комплексным числом

Самостоятельная работа: работа с литературой, интернет-ресурсами.

Форма контроля: проверка работы

Теоретический материал и методические указания к выполнению заданий

КОМПЛЕКСНЫЕ ЧИСЛА И ДЕЙСТВИЯ НАД НИМИ


Комплексным числом Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы (в алгебраической форме) называется выражение

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

где Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы - произвольные действительные числа, Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы - мнимая единица, определяемая условием Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы .

Число Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы называется действительной частью комплексного числа Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы , обозначается Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы (от латинского «realis»), число Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы называется мнимой частью комплексного числа Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы и обозначается Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы (от латинского «imaginarius»).

Два комплексных числа Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы и Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы равны тогда и только тогда, когда равны их действительные и мнимые части: Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы , Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы . Два комплексных числа равны либо не равны (понятия «больше» и «меньше» для комплексных чисел не вводятся).

Комплексно-сопряженными числу Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы называется число Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы . Очевидно, комплексно-сопряженное число к числу Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы совпадает с числом Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы : Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы .

Арифметические операции. Сложение, вычитание и умножение комплексных чисел производят по обычным правилам алгебры.

Пусть Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы , Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы . Тогда

сумма Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы ,

разность Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы ,

произведение Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы ,

частное (при Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы )

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работыМетодические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работыМетодические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

Пример 1. Заданы комплексные числа Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы , Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы .

Найти Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы , Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы , Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы .

Решение. Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы ;

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы;

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы. ☻

Задача 1. Пусть Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы и Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы - пара комплексно-сопряженных чисел. Показать, что их сумма есть действительное число, разность - мнимое число, а произведение есть действительное неотрицательное число.


Пример 2. Найти Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы , Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы .

Решение. Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы ; Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы .

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы, Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

Замечание. Степени числа Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы можно представить в виде таблицы

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

Пример 3. Перемножить числа Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы и Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы .

Решение. Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работыМетодические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работыМетодические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

Пример 4. Вычислить а) Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы ; б) Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы ; в) Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы .

Решение. а) Раскроем квадрат разности:

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы.

б) Раскроем куб суммы:

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы.

в) По биному Ньютона:

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы.

Можно было считать так: Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы . ☻

Пример 5. Найти частное Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы , если Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы .

Решение.

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работыМетодические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы. ☻

Пример 6. Вычислить а) Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы , б) Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы .

Решение. а) Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы .

б) Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы . ☻

Запомним: Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы .


Геометрическая интерпретация комплексного числа. Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы Рассмотрим декартову прямоугольную систему координат. Отложим по оси абсцисс действительную часть Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы комплексного числа Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы , а по оси ординат - его мнимую часть Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы . Получим точку с координатами Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы . При этом каждому комплексному числу Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы соответствует одна точка плоскости. Верно и обратное: каждой точке Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы плоскости можно поставить в соответствие комплексное число Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы , действительная часть которого Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы равна абсциссе точки, а мнимая часть Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы равна ординате точки. Таким образом, между комплексными числами и точками плоскости устанавливается взаимно однозначное соответствие. (Ранее мы говорили о взаимно однозначном соответствии между действительными числами и точками числовой прямой).

Плоскость, точки которой изображают комплексные числа, называется комплексной плоскостью. Для отличия её от действительной плоскости в правом верхнем углу пишут букву Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы , обведенную кружком. Ось абсцисс на такой плоскости называют действительной осью, а ось ординат - мнимой осью. Комплексно-сопряженное число - это зеркальное отражение заданного комплексного числа относительно действительной оси. Начало координат называется нуль-точкой. Расстояние комплексного числа от начала координат называется модулем этого числа:

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работыМетодические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

Задача 2.Доказать, что Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы .

Модуль разности двух комплексных чисел - это расстояние между соответствующими точками:

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы.

Каждой точке комплексной плоскости поставим в соответствие вектор с началом в нуль-точке и концом в данной точке. Очевидно, это соответствие взаимно однозначно. В такой интерпретации действительная и мнимая части комплексного числа - это первая и вторая компоненты вектора. Сумма Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы представляется теперь диагональю параллелограмма, построенного на векторах Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы и Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы , разность Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы понимается как Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы . Модуль комплексного числа представляет собой длину вектора. Геометрически очевидным является неравенство треугольника в комплексной плоскости: Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы .

Умножение и деление комплексных чисел в тригонометрической форме.Пусть числа Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы и Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы заданы в тригонометрической форме: Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы , Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы . Перемножим их:

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы.

Вспоминая формулы для косинуса и синуса суммы двух углов, получаем

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы. (1)

Мы видим, что при умножении комплексных чисел их модули перемножаются, а аргументы складываются. Геометрический смысл этой операции: представляя числа Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы и Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы векторами на комплексной плоскости, исходящими из нуль-точки, видим, что вектор Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы получается из вектора Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы «растяжением» в Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы раз и поворотом на угол Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы .

Для частного получаем формулу:

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы. (2)

Возведение комплексного числа в степень. Из формулы (1) следует, что возведение в степень Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы комплексного числа Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы производится по правилу

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

Показательная форма комплексного числа. Формула Эйлера (будет доказана позже):

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы, (6)

позволяет записать комплексное число в показательной форме:

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы, где Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы .

Из формулы Эйлера и из Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы -периодичности синуса и косинуса следует:

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы.

Значит, Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы , т.е. Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы .

Пример 7.Числа Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы записать в показательной форме.

Решение. В примере 10 нашли Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы ,

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы, Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы , Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы , Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы, Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы , Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы , Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы . ☻

Легко проверить справедливость соотношений:

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

Сравните эти соотношения с правилами умножения, деления и возведения в степень комплексных чисел в тригонометрической форме.

Задания для самостоятельной работы 1

1 вариант

  1. Даны комплексные числа

z1=15-5i, z2=1+2i

Найдите:

а) сумму z1+z2 и укажите её вещественную и мнимую часть ;
б) разность z1+z2b и укажите комплексные числа, сопряжённые и противоположные к z ;

в) произведение z=z1*z2;

г) частное z =Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы.

2. Разложите на множители по формуле разности квадратов (а>0)

а+16

3.Вычислить

а) (2-3i)2+(1+i )(1-i )

б) Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

в) (2i)6+Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы.

4. Решить уравнение

а) z2 -2z +5 =0 ;

б) (1+i)z=6-2i.

5. Найдите действительные x и y из равенства

(5+3i)x+(2-i)y=-1-5i

2 вариант

  1. Даны комплексные числа

z1=5+10i, z2=2-i

Найдите:

а) сумму z1+z2 и укажите её вещественную и мнимую часть ;
б) разность z1+z2b и укажите комплексные числа, сопряжённые и противоположные к z ;

в) произведение z=z1*z2;

г) частное z =Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы.

2. Разложите на множители по формуле разности квадратов (а>0)

а+49

3.Вычислить

а)(3+2i)2-(1-iМетодические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы)(1+iМетодические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы)

б) Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

в) Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

4.Решить уравнение

а)z2+4z+13=0 ;

б) (1-i)z=8+6i.

5. Найдите действительные x и y из равенства

(4-3i)x+(1+2i)y=2-7i.



Задания для самостоятельной работы 2



1 вариант

1. Представьте данные комплексные числа в тригонометрической форме:

а) z=Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы;

б) z=cosМетодические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы.

2. Выполните действия и представьте ответ в тригонометрической форме :

а) Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы ;

б) Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы .

3. Вычислите и представьте ответ в алгебраической форме :

а) Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы ;

б) Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы .

4. Разложите на линейные множители :

z4+2z2+4.

5. Решите уравнение :

(z+i)6=z2+2iz-1.



2 вариант

1. Представьте данные комплексные числа в тригонометрической форме:

а) z=Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы;

б) Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы ;

2. Выполните действия и представьте ответ в тригонометрической форме :

а) Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы ;

б) Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы .

3 Вычислите и представьте ответ в алгебраической форме:

а) Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы ;

б) Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы .

4. Разложите на линейные множители:

z4-4z2+16.



5. Решите уравнение:

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы



Самостоятельная работа №8 Решение задач по теме. Проект «Применение теории вероятностей в повседневной жизни»

Цель: получить представление об основных понятиях теории вероятности, случайных величинах, распределении случайных величин, возможных формах и характеристиках надежности.

Самостоятельная работа: работа с литературой, интернет-ресурсами.

Форма контроля: проверка работ


Теоретический материал и методические указания к выполнению заданий

ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТИ


Теория вероятностей - это математическая дисциплина, изучающая закономерности массовых случайных явлений.

Теория вероятностей не может предсказать результат отдельного опыта со случайными исходами, но она достаточно надежно предсказывает результат большого числа таких опытов.

Основными объектами изучения в теории вероятностей являются случайные события и случайные величины.

Случайное событие - это качественное понятие. Событие либо происходит, либо не происходит. Случайная величина - понятие количественное: в результате опыта случайная величина принимает одно из множества своих возможных значений.

Математической статистикой называется раздел прикладной математики, изучающий методы сбора, обработки и анализа статистических данных для научных и практических целей. Математическая статистика занимается изучением закономерностей, которым подчиняются массовые явления, на основе результатов наблюдений.

Случайным событием (или просто событием) называется любой факт, который может иметь место при наличии определенной совокупности условий.

Каждое осуществление требуемой совокупности условий называется испытанием или опытом.

События, которые могут произойти в результате испытания, называются исходами данного испытания. События принято обозначать заглавными (прописными) буквами начала латинского алфавита: А, В, С и т.д. Словесное описание события часто дается в такой форме:

А = {выпадение "орла" при бросании монеты}.

В теории вероятностей различают виды событий.

Достоверное событие. Так называют событие, которое обязательно происходит в результате испытания.

Невозможное событие - событие, которое не может произойти в данном испытании.

Совместные и несовместные события. Два события называются несовместными, если они не могут произойти вместе в одном испытании, в противном случае их называют совместными. События А1, А2, ..., Аn , называют попарно несовместными, если никакие два из них не могут произойти вместе в одном испытании.

Противоположным событию А называется событие А, состоящее в непоявлении события А. Очевидно, что события А и А являются несовместными.

Говорят, что события А1, А2 ,...,Аn в некотором испытании образуют полную группу, если в результате испытания обязательно должно произойти хотя бы одно из них.

Условимся полную группу несовместных исходов называть пространством элементарных событий.

Исходы испытания называют равновозможными, если нет объективных причин считать, что какие-либо из них могут происходить чаще, чем другие.

Событие В называется благоприятствующим событию А, если появление события В означает одновременно появление события А.

Пример 2.5. Событие В={выпадение двух очков на игральной кости} благоприятствует событию А={выпадение четного числа очков}.

Определение (классическое). Вероятностью события А в данном опыте называется отношение числа т исходов опыта, благоприятствующих событию А, к общему числу п исходов опыта, образующих полную группу попарно несовместных равновозможных событий:

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

Комбинаторика - это раздел математики, посвященный решению задач выбора и расположения элементов конечного множества в соответствии с заданными правилами. В теории вероятностей формулы комбинаторики широко используются для подсчета числа исходов опыта.

Основной принцип комбинаторики. Пусть требуется выполнить одно за другим k действий, причем первое действие можно выполнить п1, способами, второе - п2 способами и т.д., тогда все k действий можно выполнить следующим числом способов:

п = п1п2..пk.

Все приводимые ниже формулы комбинаторики выводятся как следствия из этого основного правила.

Сочетания. Пусть  - множество из п элементов. Произвольное (неупорядоченное) т-элементное подмножество множества из п элементов называется сочетанием из п элементов по т. Сочетаниями из трёх элементов по два являются следующие неупорядоченные подмножества множества {а, b, c}: {a,b},{a,c},{b,c}.

Число сочетаний из п элементов по т

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

Определение. Множество называется упорядоченным, если каждому элементу этого множества поставлено в соответствие некоторое число (номер элемента) от 1 до п (п - число элементов множества) так, что различным элементам соответствуют различные числа.

Перестановки. Различные упорядоченные множества, которые отличаются лишь порядком элементов (т. е. могут быть получены из того же самого множества), называются перестановками этого множества. Например, перестановками множества {а, b, с} являются упорядоченные множества (а, b, с), (а, с, b), (b, а, с), (b, с, а), (с, а, b), (с, b, а).

Число перестановок из п элементов

Рп =12... (n-1) n = n!

Размещения. Упорядоченное m-элементное подмножество множества из п элементов называется размещением из п элементов по т. Например, размещениями из трёх элементов по два являются следующие упорядоченные подмножества множества (а, b, с): (а, b), (b, а), (а, с), (с, а), (b, с), (с, b).

Число размещений из п элементов по т

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

Задания для самостоятельной работы

1 вариант

  1. Вычислить

а) Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

б) Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

2. Сколькими способами можно составить расписание одного учебного дня из 6 различных уроков?

3. Сколькими способами из7 членов президиума собрания можно выбрать председателя, его заместителя и секретаря?

4. Сколькими способами из 10 игроков волейбольной команды можно выбрать стартовую шестерку?

5. Решить уравнение:

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

2 вариант

  1. Вычислить

а) Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

б) Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

2. Сколько различных пятизначных чисел можно составить из цифр 1, 2, 3, 4, 5 (цифры в одном числе не должны повторяться)?

3. Сколькими способами из9 учебных предметов можно составить расписание учебного дня из 6 различных уроков?

4. Сколькими способами из 25 учеников класса можно выбрать четырех для участия в праздничном концерте?

5. Решить уравнение:

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы


Самостоятельная работа №8 Доклад «Математическая статистика и ее роль в различных сферах деятельности»

Цель: получить представление об основных понятиях статистики, ее роли различных сферах деятельности, связь статистики с другими предметами.

Самостоятельная работа: работа с литературой, интернет-ресурсами.

Форма контроля: сообщение на уроке





Перечень рекомендуемой основной

и дополнительной литературы


1. Богомолов, Н.В., Самойленко, П.И. Математика: учеб. для бакалавров/ Н.В.

Богомолов, П.И.Самойленко. 5-е изд., - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 396 с.

2. Богомолов, Н.В. Сборник задач по математике: учебное пособие для ссузов / Н.В.

Богомолов. - 8-е изд., - М: Дрофа, 2012. - 204 с.

3. Башмаков, М.И. Математика. Учеб. для обучающихся в учреждениях начального

и среднего профессионального образования/М.И. Башмаков. - 5-е изд., М.:

Издательский центр "Академия", 2013. - 251 с.

4. Башмаков, М.И. Математика. Задачник для обучающихся в учреждениях

"Академия", 2013. - 416 с.

5. Алимов, Ш.А. и др. Алгебра и начала анализа. 10 -11 кл. общеобразовательных

учреждений - М. Просвещение, 2012. - 460 с.

6. Мордкович А. Г. Алгебра и начала мат. ан. 10-11 кл. Учебник и

задачник для учащихся общеобраз. уч. - М.: Мнемозина, 2013. 402 с.

7.Колмогоров, А.Н. Алгебра и начала анализа. Учебник. / под ред. А.Н.

Колмогорова. - М.: Просвещение, 2010. - 365 с.

8.Математика в таблицах и схемах. Изд. 2-е,испр. СПб, «Полиграфуслуги», 2010.-

224 стр.

9. Болтянский, В.Г. Математика: учебное пособие / под ред. В.Г. Болтянского, Ю.В.

Сидорова. - М.: Наука, 2011. - 592 с.

10. Богомолов, Н.В. / Практические занятия по математике: учеб. пособие для сред.

спец. учеб. заведений: рекомендовано МО РФ/ Н.В. Богомолов.- М.: Высш. школа,

2011.- 495с.

11. Погорелов, А.В. / Геометрия: учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений

/А.В. Погорелов.- М.: Просвещение, 2010.- 128с.

12. Подольский, В.А. / Сборник задач по математике: учеб. пособие для студ.

техникумов / В.А.Подольский, А.М.Суходский, В.С. Мироненко.- М.: Высш. школа,

2010. - 207 с.

Периодические издания:


  1. Журнал «Математика и логика»

  2. Журнал «Журнал вычислительной математики и математической физики»

Интернет-ресурсы:


  1. Единое информационно-образовательное пространство колледжа NetSchool. Форма доступа: sgtek.ru

  2. riis.ru/PS/inet-class.html - Internet-класс по высшей математике: Вся математика, от пределов и производных до методов оптимизации, уравнений математической физики и проверки статистических гипотез в среде самых популярных математических пакетов

  3. exponenta.ru/educat/class/class.asp - Образовательный математический сайт «Экспонента»

  4. edunews.ru/task/pre_c_math.htm - Государственное централизованное тестирование. Тест по математике

  5. matembook.chat.ru/ - Математика, высшая математика, алгебра, геометрия, дискретная математика

  6. homebook.narod.ru/index.html - Литература по математике (алгебра, геометрия, математический анализ, дискретная математика, дифференциальные уравнения)

  7. mathem.h1.ru/ - Математика on-line. В помощь студенту. Основные математические формулы по алгебре, геометрии, тригонометрии, высшей математике, исторические данные

  8. helen.ukrbiz.net/index.htm - Контрольные работы по математике

  9. history.ru/progmath.htm - Обучающие программы по математике

  10. elib.ispu.ru/library/math/sem1/, elib.ispu.ru/library/math/sem2/ - Онлайн-учебник по высшей математике (1-ый и 2-ой семестры)

  11. mozg.ru/g3/rating/catalog - Каталог тестов

  12. allmath.ru/ - Математический портал






© 2010-2022