- Преподавателю
- Математика
- Технологическая карта урока на тему Производная по направлению. Градиент
Технологическая карта урока на тему Производная по направлению. Градиент
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Рыгалова Н.И. |
Дата | 05.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Преподаватель математики Рыгалова Н.И.
Курс 1 , группа 10 по специальности «Агрономия»
Тема урока: Производная по направлению. Градиент.
Тип урока: усвоение новых знаний
Цель: Создать условия для формирования свойств производной по направлению, умение использовать их при нахождении градиента .
Планируемые результаты: студенты должны научиться рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в группе; излагать и аргументировать свою точку зрения, оценивать себя и своих товарищей.
Личностные: способность к эмоциональному восприятию математических объектов, умение слушать, ясно и точно излагать свои мысли, развитие инициативы и активности при решении математических задач. Формировать умения работать в группах.
Метапредметные: Развитие понимания сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные: овладение языком математического анализа, умение вычислять производные по различным направлениям - X; Y; Z, вычислять градиент. Умение анализировать, обобщать и делать выводы.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.
Техническое оборудование: Компьютер, учебники по математике, раздаточный материал, электронная презентация, выполненная в программе Power Point.
Учебная литература: Учебник: С.Г. Григорьев, С.В.Задулина «Математика»
Задачи:
- формировать познавательные УУД: научить в процессе реальной ситуации использовать свойства производных по направлению. Решать примеры, используя свойство производных по направлению.
- Формирование коммуникативных и личностных УУД: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, выстраивать в группе сверстников продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность.
Формирование регулятивных УУД: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Методы:
-
По источникам знаний: словесные, наглядные;
-
По степени взаимодействия учитель - ученик: эвристическая беседа;
-
Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
-
Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично - поисковый.
Технология: системно - деятельностная
Метод обучения: репродуктивный, частично - поисковый.
Технологическая карта урока
№ п/п
Этапы урока
время
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1.
Организационный момент
2 мин
Создать благоприятный психологический настрой на работу.
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания студентов, психологический настрой студентов к общению.
Включаются в деловой ритм урока.
Записывают дату и тему урока.
Личностные:
самоопределение.
Регулятивные:
целеполагание.
Коммуникативные:
Учебное сотрудничество с преподавателем и сверстниками
2.
Актуализация и самоопределение.
6 мин
Актуализация опорных знаний и способов действий
Устный счёт:
1) y =x2 2) y =x5
3) y = x3 + 2x +5
4)y = 2x4 + 4x3 +5x2 +25
5) Y = (9x + 5)4
6) y = (2x +3)100
7) y = 2
8) y = x + 2
Ответить на вопросы:
В 1: Дайте понятие частной производной в точке.
В 2: Как вычислить частную производную?
В 3. Как вычислить частную производную второго, третьего порядка?
В 4: Дана функция
z = x3 + 4x2y - 6x y2 + y3
Найти частные производные второго порядка.
= 3x2 + 8xy - 6y2;
= 4x2 - 12xy + 3y2
= 6x + 8y;
Отвечают на поставленные вопросы:
Повторяют производные элементарных функций
Вспоминают алгоритм нахождения частных производных.
Решают пример у доски.
Регулятивные:
Целеполагание, постановка учебной задачи; определение и осознание того, что уже известно.
Коммуникативные
Планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками.
Познавательны
Воспроизведение опорных знаний и способов действий. Их осознание, связывание старых знаний с новыми условиями, с новыми данными.
3.
Усвоение новых знаний и способов действия.
10 мин
Обеспечение восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий для освоения
Z
М0(x0; y0; z0)
О
Y
X
Пусть задано пространственное скалярное поле, т.е. задана функция
u = (x;y;z)
Рассмотрим точку М9(x0: y0: z0) и луч
выходящий из этой точки.
Направление луча зададим углами - которые он образует с положительными направлениями осей 0
Единичный вектор направления имеет координаты (
, т.е. его проекциями будут направляющие косинусы:
Т - ма: Если функция u(x, y, z) непрерывно дифференцируема, то её производная по любому направлению
= + +
Замечание:
Если направление вектора задано координатами, т.е. ; ; ;
Производная по направлению, вычисленная в некоторой точке М0 скалярного поля
u, характеризует скорость изменения функции uв точке М0 по направлению .
2. Понятие градиента:
Z
X Y
О: Вектор, проекциями которого на оси координат будут служить частные производные в выбранной точке скалярного поля М(x;y;z).
Этот вектор получил название градиента скалярной функции U(x ;y;z) и обозначим его grad u или
= + + ;
()
т.о. каждой точке скалярного поля, определяемого функцией u (x;y;z) соответствует определённый вектор - градиент этой функции.
3. Свойства градиента:
1.(
2. (Сu) = CU
3. (;
4. = (u)u
Осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий. Активное участие и самостоятельность студентов в поиске новых знаний и способов действий.
Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.
Познавательные: построение логической цепочки рассуждений
Регулятивные:
саморегуляция
4.
Первичная проверка понимания
7 мин
Установить правильность и осознание усвоения нового учебного материала на уровне применения его в типичной ситуации; выявить пробелы и неверные представления с целью их своевременной коррекции.
Решение примеров у доски
Пример 1: Найти производную от функции
U = x2y - 3y z3 в точке М0(2;2;1) по направлению вектора
= -9 - 6 + 2
Пример 2:
Найти градиент функции:
U =
В точке А (6;10;-5)
Осмысление новых знаний. Правильность ответов, выполнения действий в процессе беседы.
Регулятивные:
Контроль, оценка, коррекция.
Познавательные
Умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения примеров, рефлексия способов и условий действия.
Репродуктивный:
Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий
Коммуникативные:
Умение слушать и вступать в диалог. Отстаивать свою точку зрения, контроль, коррекция.
5.
Закрепление знаний и способов действий.
15 мин
Самостоятельная работа студентов:
Пример 1; Найти производную функции
Z= 3x2 - 2xy + 3y2 + 2x
В точке М(2;-4) по направлению вектора MN, если N(-1;-8)
Пример 2: Найти производную функции
U = + z3) в точке М(3;2;1) по направлению, образующему с координатными осями равные тупые углы
Пример 3:
Найти градиент функции
U = в точке М0(; 1)
Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и изменённой ситуациях.
Познавательные
Освоение способа действий, моделируют, оценивают результат своей деятельности.
Регулятивные:
Контроль, коррекция, выделение и осознание того. Что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные:
самоопределение
6.
Подведение итогов.
Рефлексия
3 мин
Провести анализ и дать оценку успешности достижения цели, наметить перспективу последующей работы.
Мобилизовать учащихся на рефлексию своей деятельности (мотивации, способов деятельности, общения)
Осмысление способов саморегуляции и сотрудничества.
Адекватность самооценки студента оценке преподавателя. Получение информации о реальных результатах учения. Осознание своего вклада в урок. Открытость в осмыслении своих действий и самооценке.
7.
Информация о домашнем задании
2 мин
Обеспечить понимание и принятие цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверить соответствующие записи.
Д/з: стр. 183 № 6;7
Учебник: С.Г. Григорьев, С.В.Задулина «Математика»
Выполнение домашнего задания в соответствии с актуальным уровнем их развития ( по степени сложности)