Интегрированный урок математики и литературы

Раздел Математика
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок математики и литературыИнтегрированный урок математики и литературыИнтегрированный урок математики и литературыИнтегрированный урок математики и литературыИнтегрированный урок математики и литературыИнтегрированный урок математики и литературыИнтегрированный урок математики и литературыИнтегрированный урок математики и литературыИнтегрированный урок математики и литературыИнтегрированный урок математики и литературыИнтегрированный урок математики и литературыИнтегрированный урок математики и литературыИнтегрированный урок математики и литературыИнтегрированный урок математики и литературыИнтегрированный урок математики и литературыИнтегрированный урок математики и литературыИнтегрированный урок математики и литературыИнтегрированный урок математики и литературыИнтегрированный урок

(математика - литература)

Тема. Исследование функции развития личности Ивана Северьяновича Флягина, героя повести Н.С.Лескова «Очарованный странник».

Цели:

  1. Исследовать образ Ивана Северьяновича Флягина с применением математических технологий.

  2. Развивать межпредметные связи на уроках; формировать кругозор обучающихся, способность применять свои знания в различных ситуациях.

  3. Воспитывать личностные качества на примере развития образа Ивана Северьяновича Флягина.

Задачи.

- установить связь между предметами;

- рассмотреть в литературе и жизни действие математических понятий, законов;

- сформировать представления о математике как части общечеловеческой культуры;

- построить график развития личности (линию жизни), формирование характера литературного героя;

- увидеть эстетический потенциал в математике;

- развитие навыков построения и исследования функций;

- рассмотреть ключевые эпизоды формирования личности Флягина;

- акцентировать внимание на сложности жизненного пути героя, проследить духовный рост героя;

- ответить на вопрос: «Что полнее и объективнее отражает многообразную и противоречивую сущность человеческой жизни - литература или математика?»

Оборудование. Мультимедийный проектор, экран, текст повести «Очарованный странник», оценочная инструкция для учащегося, видеоматериал, выставка книг Н.С. Лескова, цветной мел.








Ход урока.


  1. Слово учителей математики и литературы.


Математик:

Математика и литература -
Две ветви человеческой культуры,

Литератор:
Две книги из одной библиотеки,

Математик:
Две песни из единой фонотеки.

Литератор:
Такие разные, как буква и число,

Математик:

Неразделимые, как лодка и весло.

Литератор:
Что их роднит, объединяет в вечность?

Математик:

Великой мысли дух и бесконечность!

Литератор:
Ведь сколько сил приложил граф Толстой,
Чтоб математике учить народ простой.

Математик:

Он «Арифметику» создал для них понятную,
Без лишней сложности и для ума приятную!

Литератор:
А первою любовью Софьи Ковалевской
Был молодой ещё писатель Федор Достоевский.

Математик:

Который, позже, в размышлениях беспечных
Блуждал по миру линий бесконечных.

Литератор:

А Лейбниц Брюсовым воспет
Как мудрости, пророчества рассвет!

Математик:

И Пушкин алгеброй гармонию поверил.
В лицее кто б о том поверил?

Литератор:
Отметил Карцов в изречении своём:
У вас, дражайший, всё кончается нулём!

Математик:

Великий Лермонтов любил решать задачи,
С числом и слово ярче, веселей, богаче!

Литератор:
И подтверждает это Грибоедов, дипломат,
Окончив в МГУ физмат.

Математик:

И «человек есть дробь» - сказал Толстой, учитель,
Что представляешь ты собой, - есть твой числитель.

Литератор:

А что ты мыслишь о себе, - есть знаменатель.
Сочти какая дробь ты, дорогой приятель!

Математик:

Сегодня урок математики мы проводим совместно с уроком литературы. Мы попробуем найти связь этих двух предметов и в целом двух направлений - гуманитарного и математического, и средствами литературы и математики решить задачу: что объективнее и полнее отражает многообразную и противоречивую сущность человеческой жизни: литература или математика???

Литератор:

Литература - «наука» о душе, что не скажешь о математике.

Математик:

Но, быть может, это только на первый взгляд…?

Итак, тема урока «Исследование функции развития личности главного героя повести Н.С.Лескова «Очарованный странник».

Интегрированный урок математики и литературы


  1. Актуализация опорных знаний.

1. Вспомним определение понятия функция.

Математик:

"График - это говорящая линия,

которая может о многом рассказать"

М.Б. Балк

Интегрированный урок математики и литературы

- Что такое функция?

(Функция - это зависимость переменной у от переменной х, при которой каждому значению х соответствует единственное значение у).

- Что называется графиком функции?

(Графиком функции называется множество всех точек (х;у) координатной плоскости, где у=f(х), а х «пробегает» всю область определения функции f.)

Интегрированный урок математики и литературы

Литератор:

- Попробуем связать это понятие с человеческой жизнью. Можно ли назвать судьбу человека функцией? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к образу главного героя повести Н.С. Лескова «Очарованный странник» - Ивана Флягина, жизненный путь которого сложен и противоречив.

- В каждый момент времени человек под воздействием или благодаря каким-то внешним факторам, которые сегодня мы не берем во внимание, совершает те или иные поступки.

Вспомним народную мудрость: посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу.

Интегрированный урок математики и литературы

Таким образом, из поступков складывается судьба, происходит становление личности. Что по-вашему мнению означает понятие «личность»?

(Учащиеся высказывают свои мнения)

Интегрированный урок математики и литературы

Математик:

В каждый момент времени мы совершаем единственный поступок, а значит, наша судьба есть функция зависимости от времени.

Назовем эту функцию k - коэффициент развития личности. Итак, мы задали функцию y = k(t), зависящую от времени.

Интегрированный урок математики и литературы

А теперь на примере художественного образа Ивана Северьяновича Флягина мы построим график функции, который, по сути, будет являться линией жизни героя и исследуем эту функцию.

Литератор:

- Сюжет повести мы разбили на эпизоды, которые являются аргументами нашей функции. Это промежутки времени, главные в жизни героя, характеризуют основные этапы становления его личности, Слайд путь простого человека до личности праведника, высоко нравственной: от t1 до t8.

Интегрированный урок математики и литературы

(Портрет Флягина)

Математик:

- У Вас на партах имеется инструкционная карта, в течение занятия которую вы должны заполнить в соответствии с указаниями. Оценивая поведение Ивана Северьяновича, его поступки в каждый заданный момент времени. Вы в зависимости от степени Вашего согласия определяете значение функции по шкале, предложенной в инструкционной карте и отображаете его на графике.

2. Рассмотрим каждый эпизод!

Эпизод t1 - «Юность Ивана Голована»

Слайд 8(дополнение1)


- Анализ эпизода.

- Каким мы видим Ивана в юности? (герой по-разному себя ведёт) Приведите примеры. (убийство монаха, спас господ, рискуя своей жизнью, отрубил кошке хвост, защищая голубей, хотел приласкать птенчика, но не рассчитав своих сил, задушил его). То есть в герое мы видим и хорошее, и плохое. Природная доброта ещё не нашла своего русла, своей дороги.

Ключевая фраза: «…всю жизнь свою я погибал, и никак не мог погибнуть…».

Данный эпизод - исходная точка в формировании главного героя.

- На инструкционных листах, в системе координат с абсциссой t1 , отметьте значение Вашего отношения к герою произведения на данном этапе его жизни на графике, которое может принимать значения от -4 до +4 в зависимости от вашего личного мнения.

Эпизод t2 - «В няньках»

Слайд 8(дополнение2)


- Этот эпизод мало исследован, но значим в судьбе героя.

- Чтение отрывка произведения по ролям.

Ключевая фраза: « … русский человек со всем справится». Таким образом, опять в поступках героя мы наблюдаем противоречивость.(не сдержал слово перед барином, а отдал девочку матери).

- От пророды Иван был очарован красотой лошади, и эта любовь развила в нём дар - он стал конэссером.

- Выразительное чтение отрывка.

- Отметьте значение Вашего отношения к поведению главного героя в данный момент времени t2.


Эпизод t3 - «Поединок»

Слайд 8(дополнение3)


- Просмотр фрагмента фильма.

Вывод. Противоречивость характера - восхищаясь красотой лошади, в борьбе за неё, он убивает татарина.

- Отметьте значение Вашего отношения к поступку героя на данном этапе его жизни при t= t3.

Эпизод t4 - «Плен»

Слайд 5(дополнение4)


- Анализ эпизода.

- В чём особенность жизни героя в плену? (2 жены, дети, но не считает их своими, т.к. они иноверцы)

Ключевая фраза: «…я русский!… Я здесь уже одиннадцатый год в плену томлюсь…».

Интегрированный урок математики и литературы

- Отметьте значение Вашего отношения к утверждению в этот момент времени t4.


Эпизод t5 - «Побег»

Слайд 10 (дополнение1)


- Анализ эпизода.

Почему Флягин рвётся домой? Ведь в плену уважали, лучших жён дали ему…

Какие качества проявил Иван Флягин на данном этапе? (сила духа, преодоление себя, патриотизм просыпается в душе героя…)

- В точке с координатой t5 отметьте значение Вашего отношения к нравственным качествам главного героя в этот период жизни.

Эпизод t6 - «Любовь к Груше»

Слайд 10(дополнение2)



- Анализ эпизода.

- Скажите, что для вас значит «любовь»? Любить это значит получать или отдавать? Может ли любовь изменить человека?

- Какое чувство испытывает Флягин к Груше? (он очарован женской красотой, эта любовь перерастает в высокое чувство, в котором нет ревности, обиды). Любит, готов взять на себя её грех: чтобы она сама не совершила самоубийство, не стала самой постыдной женщиной. Он помогает ей уйти из жизни.

Обсуждение понимания любви в целом, и восприятие чувства Ивана Северьяновича по отношению к Груше.

- Отметьте точку с абсциссой t6, соответствующую вашей оценке любви Ивана к Груше.

- История любви к Груше - главное испытание в судьбе Ивана Флягина, оно изменило его жизнь, лишило имени. Итак, эпизод t7 - «Служба».

Эпизод t7 - «Служба»

Слайд 10(дополнение3)


- Анализ эпизода. Что мы можем отметить в герое на этом этапе? (искал смерти, возможности искупить свою вину, защищал Отечество).

Ключевая фраза: Определили служить на Кавказ «…где я могу за веру умереть…Пробыл на Кавказе более 15 лет и никому не открывал ни настоящего своего имени ни звания, а всё назывался Пётр Сердюков»

- Отметьте точку, соответствующую вашей оценке длительной службы в армии при t= t7.

Путь Флягина долгий, но особое внимание в своём рассказе он уделяет пребыванию в монастыре. Он чувствовал, что церковь его не принимает за грехи. В наказание Ивана сажают в колодец, где он приходит к духовному прсветлению.


Эпизод t8 - «Монастырь»

Слайд 10(дополнение4)

Интегрированный урок математики и литературы


Просмотр фрагмента фильма.

- Отметьте последнюю точку с абсциссой t8.

-Каким вы видите Флягина в этом эпизоде? (Высшая точка в духовном становлении героя).

Интегрированный урок математики и литературы

Интегрированный урок математики и литературы

- Постройте график функции, соединив последовательно точки, отмеченные вами в течение урока.

3. Анализ графиков (исследование функций).

Прежде чем провести исследование построенных вами функций, давайте повторим их основные свойства:

- Область определения функции:

(Областью определения функции Интегрированный урок математики и литературы называют множество всех значений x , для которых функция имеет смысл.

Область определения функции Интегрированный урок математики и литературы обозначается как Интегрированный урок математики и литературы или Интегрированный урок математики и литературы).

- Область значений функции:

(Областью значений функции y = f(x) называется множество всех значений функции, которые она принимает при переборе всех x из области определения Интегрированный урок математики и литературы.

Область значений функции обозначают как E(f).)

Интегрированный урок математики и литературы


Интегрированный урок математики и литературы

Интегрированный урок математики и литературы


- Непрерывность функции:

(Если график функции на всей своей области определения не имеет точек разрыва, то функция непрерывна)

Интегрированный урок математики и литературы

- Чем отличается чётная и нечётная функция, и как это возможно увидеть на графике?

(Функция у = f (x) называется чётной, если она не меняется, когда независимая переменная изменяет только знак, то есть, если f (-x) = f(x). Если же меняет знак, т.е. f (-x) = - f (x), то функция f (x) называется нечётной.

График чётной функции симметричен относительно оси Оу, график нечётной функции симметричен относительно начала координат.)

Интегрированный урок математики и литературы


Интегрированный урок математики и литературы

- Периодическая функция:

(Периоди́ческая фу́нкция ― функция, повторяющая свои значения через какой-то период, т.е. при добавлении к аргументу фиксированного числа (периода).)

Интегрированный урок математики и литературы


- Как с помощью графика определить нули функции?

(Точки пересечения графика с осью абсцисс, на которой откладываются аргументы х, называются нулями функции.

Поэтому на графике достаточно найти точку, в которой график пересекается с осью абсцисс)

Интегрированный урок математики и литературы

- Промежутки знакопостоянства:

( Числовые промежутки, на которых непрерывная функция сохраняет свой знак и не обращается в нуль, называются промежутками знакопостоянства.

График функции лежит выше оси абсцисс, если f(x)>0.

График функции лежит ниже оси абсцисс, если f(x)<0.)

Интегрированный урок математики и литературы

- Ограниченность функции:

(Функция y=f(x), определенная на множестве Х, называется ограниченной снизу, если множество её значений ограниченно снизу, то есть если существует такая постоянная М, что для каждогоИнтегрированный урок математики и литературывыполняется неравенство Интегрированный урок математики и литературы.

Функция y=f(x), определенная на множестве X, называется ограниченной сверху, если множество её значений ограниченно сверху. Иначе говоря, функция f ограничена сверху, если существует такая постоянная М, что для каждого Интегрированный урок математики и литературы выполняется неравенство Интегрированный урок математики и литературы.)

Интегрированный урок математики и литературы

- Монотонность функции:

(Функцию называют монотонно возрастающей, если с увеличением аргумента, значение функции увеличивается.

Функцию называют монотонно убывающей, если с увеличением аргумента, значение функции уменьшается.)

Интегрированный урок математики и литературы

- Точки экстремума:

(Точка является точкой максимума для функции f(x), если значение в этой точке больше, чем значение функции в ближайших соседних точках.

Точка является точкой минимума для функции f(x), если значение в этой точке меньше, чем значение функции в ближайших соседних точках.)


Интегрированный урок математики и литературы

Интегрированный урок математики и литературы

- Выпуклость функции:

(Функция Интегрированный урок математики и литературыназывается выпуклой вниз (или просто выпуклой) на интервале Интегрированный урок математики и литературы, если график функции Интегрированный урок математики и литературыидёт не выше хорды, соединяющей любые две точки графика Интегрированный урок математики и литературыи Интегрированный урок математики и литературыпри Интегрированный урок математики и литературы.

Функция Интегрированный урок математики и литературыназывается выпуклой вверх (или вогнутой) на интервале Интегрированный урок математики и литературы, если график функции Интегрированный урок математики и литературыидёт не ниже хорды, соединяющей любые две точки графика Интегрированный урок математики и литературыи Интегрированный урок математики и литературыпри Интегрированный урок математики и литературы.)

Интегрированный урок математики и литературы


Теперь приступаем к исследованию функции, которая получилась у каждого из Вас. Для точности исследования будем считать t0 =0, t1 = 1, …, t8 =8. Исследование проводим по плану, представленному на экране.

План исследования функции

  1. Область определения;

  2. Область значений;

  3. Непрерывность;

  4. Четность-нечетность;

  5. Периодичность;

  6. Нули функции;

  7. Промежутки знакопостоянства;

  8. Ограниченность;

  9. Промежутки возрастания, убывания;

  10. Точки экстремума и экстремумы;

  11. Выпуклость.

Интегрированный урок математики и литературы

Ученики комментируют построенные графики и проводят исследование своей функции по плану (план исследования представлен на экране).

Ученик.

  1. Область определения функции: от … до … .

  2. Область значений: от … до … .

  3. Функция непрерывна

  4. Функция не является ни четной, ни нечетной

  5. Функция ни периодическая.

  6. Нули функции: х=…; х=…; х=….

  7. Функция принимает положительные значения от … до … и от … до …; и отрицательные значения от … до ….

  8. Функция ограничена снизу.

  9. Функция убывает от … до …; функция возрастает от … до … и от … до ….

  10. Точка максимума х=…, максимум функции у=…; точка минимума х=…, минимум функции у=….

  11. Функция выпукла вверх от… до…, функция выпукла вниз от… до…

  1. Заключение.

Литератор:

Таким образом, мы наглядно с помощью математической интерпретации жизненных этапов проследили линию судьбы главного героя, отобразив её с помощью графика. Очевидно, что прослеживается трудная жизнь героя полная взлётов и падений, смерти и воскрешения человеческой души. Несмотря на которые наблюдается духовная эволюция героя и его нравственное совершенствование.

Подведем итоги.

  1. Подумайте, есть ли смысл в такой неожиданной интеграции - литературы и математики?

(Конечно, есть!)

  1. Ответим на вопрос, поставленный в начале урока: «Что полнее и объективнее отражает многообразную и противоречивую сущность человеческой жизни - литература или математика?»

(Полнее - литература, точнее и объективнее - математика).

- Спасибо, за Вашу работу на уроке.

Интегрированный урок математики и литературы

Домашнее задание.

Взгляните на свою жизнь со стороны, постарайтесь определить временные интервалы, связанные с событиями вашей жизни, проанализируйте их, исследуйте график развития вашей личности, предварительно построив график в заданной вами системе координат.

Заключительные слова учащихся:

Великий граф, великий человек,
Прославил Родину, Россию, век.

Число и слово для него едины,
Всесильны и неразделимы!


Что есть число: основа жизни нашей!


А слово делает её уютней, краше!


Число расставит, наведёт порядок,


А слово раздаёт награды и наряды.


Число направит жизнь в логическое русло,

Без слова в этой жизни будет грустно!


Числу присущи нормы и задачи,

От слова ждём добра, успеха и удачи.


Великие умы числу начала льстили,
И возвеличивали, и превозносили!


Но величать «Число» они призвали «Слово»!
Так что важней, что есть первооснова?


Как в жизни нашей каждый день единствен,
Великолепен, положителен, таинствен.


Так слово и число едины в мирозданье,
Два величайших человеческих создания!

Содержание данного урока - попытка интеграции личности в системе научного и художественного познания мира.



Инструкция для учащегося.

Перед тобой высказывание: «Поведение Ивана Северьяновича Флягина представляет формирование личности».

Оцени степень вашего согласия по следующей шкале:

+4 - несомненно, да (очень сильное согласие);

+3 - да, конечно (сильное согласие);

+2 - в общем, да (среднее согласие);

+1 - скорее, да, чем нет (слабое согласие);

0 - ни да, ни нет;

-1 - скорее нет, чем да;

-2 - в общем, нет (слабое несогласие);

-3 - нет, конечно (сильное несогласие);

-4 - нет, абсолютно неверно (очень сильное несогласие).

k - коэффициент согласия, время - этап жизни

t0 - эпизод «Юность»

t1 - эпизод «В няньках»

t2 - эпизод «Поединок»

t3 - эпизод «Плен»

t4 - эпизод «Побег»

t5 - эпизод «Любовь к Груше»

t6 - эпизод «Служба»

t7 - эпизод «Монастырь»

+4

+3

+1

+2

-4

-3

-2

0, t0

-1

k

t

t8

8

t7

t6

t 5

t 4

t3

t2

t1

© 2010-2022