Урок по математике для 2 класса

Данный материал может быть использован при проведении урока открытия новых знаний в 1 классе по теме «Объем». Урок составлен к учебнику «Математика» Л.Г. Петерсон (ОС «Школа 2100»).В проекте представлена диагностика уровня развития и обученности учащихся, психолого-педагогическая характеристика класса, описание исходного уровня знаний обучающихся для данной темы, теоретическое обоснование урока.На уроке дети узнают, как можно измерить объем, знакомятся с единицами измерения объема, с новыми прие...
Раздел Математика
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Проект урока





Математика 1 класс (1--4)

Тема: «Объем»

Программа «Школа 2100…»

Урок открытия нового знания



Выполнил учитель начальных классов

МОУ СОШ № 15

Автозаводского района

Новикова Елена Петровна



г. Нижний Новгород




Диагностика уровня развития и обученности учащихся


Диагностика уровня психологической готовности дошкольника к школе (диагностика уровня развития произвольного внимания, умения работать по образцу и общего уровня развития). Методика Керн-Йерасека.

«Срисовывание фразы, не имеющей смысла»,

«Рисование точек по образцу»,

«Рисунок человека» // Психодиагностика детей. Сост. А. С. Галанов.- М: 2002.

Диагностика уровня тревожности ребенка (модификация). Методика А. Н. Романовой «Рисунок человека» // К. В. Шевелев. Развивающие игры для дошкольников. - М: 2001.

Диагностика уровня развития произвольного внимания и умения работать по образцу. Методика И. В. Дубровиной «Домик» // Рабочая книга школьного психолога. Под редакцией И. В. Дубровиной. - М., 1999.

Распределение учащихся по уровням тревожности


Уровень развития


Н



С


СВ


В

Количество детей в процентах

5


80


10


5

Распределение учащихся по уровням развития мелкой моторики руки


Уровень развития


Н



С


СВ

Количество детей в процентах

40


50


10



- 2 -

Распределение учащихся по уровням развития внимания

Уровень развития


Н



С


СВ


В

Количество детей в процентах

20


60


10


10

Распределение учащихся по уровням развития логического мышления


Уровень развития


Н



С


СВ

Количество детей в процентах

15


70


15

Распределение учащихся по уровням общего развития


Уровень развития


Н



С


СВ


В

Количество детей в процентах

5


80


10


5








- 3 -

Психолого-педагогическая характеристика класса


В классе обучается 21 человек. Из них 14 девочек и 7 мальчиков. Класс с дополнительным образованием.

По уровню развития класс можно разделить на 3 группы.

К I группе относятся 5 человек. Это дети мотивация которых носит учебно-познавательный характер, есть интерес к процессу учебной деятельности. Дети умеют принимать, удерживать и пытаются самостоятельно ставить учебную задачу, умеют задавать вопросы, проявляют интерес к причинам своих ошибок, владеют первоначальными навыками самоконтроля.

II группа - 11 человек. Это дети, мотивация учения которых характеризуется переходом от низкого к высокому уровню познавательной активности. Эти дети чаще всего испытывают интерес не к процессу, а к результату действия. Отношение к процессу обучения не всегда осознанное. Дети умеют отвечать на вопросы, но затрудняются выполнять творческие задания, рассуждают, но выводы, обобщения делают с помощью учителя и сильных учеников.

К III группе относятся 5 человек. Это дети с преобладающим процессом возбуждения над процессами торможения. У этих детей процесс написания, решения, ответа опережает процесс обдумывания и анализа. Мотивация к процессу обучения находится на стадии эмоций. Дети нуждаются в постоянном напоминании, индивидуальной помощи, испытывают трудности в общении. У них слабо развита слуховая память, низкий объём и концентрация внимания. По характеру обучаемости - слабый уровень.

В эмоционально-волевой сфере класс в целом уравновешен. Большинство ребят способны к волевому усилию. Дети общительны, готовы к взаимопомощи, есть желание учиться.




- 4 -

Описание исходного уровня знаний, умений и навыков обучающихся для данной темы


Дети ознакомлены с понятиями: величина, измерение величин, единица измерения (мерка). Знакомы с величинами длина и масса, единицами их измерения и зависимостью между результатами измерения величины и меркой.

Изучили нумерацию чисел в пределах 10, Познакомились с сравнением чисел.

Познакомились с простыми задачами на нахождение части и целого, на разностное сравнение чисел, их графической интерпретацией.

На уроке технологии, предшествующем данному уроку математики, каждый ребенок сравнивал по объему сосуды, принесенные из дома, с помощью переливания.



















- 5 -


Тема: «Объем»

( Л. Г. Петерсон. Математика. 1 класс. Часть 3. Стр.10. Урок 6. «Объём»).

Цель: познакомить детей с новой величиной - объёмом.

Задачи урока:

Образовательные:

1. Сформировать представление об объеме (вместимости) тела, познакомить с единицами измерения объема. Закрепить знания о величинах и общем принципе их измерения.

2. Учить практически сравнивать предметы по объему, выявить зависимость между результатом измерения объема и величиной мерки и необходимость измерения объема одинаковыми мерками.

3. Отрабатывать приёмы сравнения чисел и решение текстовых задач.

Развивающие:

  1. Развитие логического мышления (операций анализа, синтеза, сравнения и обобщения), внимания, памяти, математической речи.

  2. Развитие самоанализа, самоконтроля и взаимоконтроля.

  3. Развитие интереса к математике.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение выслушивать своих одноклассников.

2. Создать условия, способствующие развитию чувства товарищества и взаимоуважения.




- 6 -

Оборудование и демонстрационный материал

Демонстрационный:

учительский ноутбук, проектор, сосуды различной формы и объема, подкрашенная вода, опорные сигналы по алгоритму измерения объема и зависимости единицы измерения от ее значения, аудиозапись физ. минутки, тренажер для глаз, игрушка Незнайка.

Раздаточный:

детские ноутбуки, листы с заданиями, сигнальные карточки.








- 7 -


План урока с хронометражем



Этап урока

Время

(мин)

I

Орг. момент.

2

II

Актуализация знаний:

а) натурального ряда чисел;

б) сравнения чисел;

в) об изученных величинах;

г) о приёме сравнения объёмов сосудов путём переливания

6

III

Постановка темы и цели урока.

1

IV

Изучение нового материала:

а) практическая работа по сравнению по объёму сосудов, не требующих непосредственного измерения;

3


б) первичное закрепление

2

V

Физ. минутка.

2


в) работа с проектором и детскими ноутбуками.

8

VI

Физ. минутка для глаз.

1

VII

Первичное закрепление.

3

VIII

Самостоятельная работа. Дифференциация по степени помощи.

5

IX

Итог урока.

2


- 8 -

Конспект занятия


Этап

Ход занятия

Теоретическое обоснование

I. Орг. момент



II. Актуализация знаний:

а) натурального ряда чисел;





б) сравнения чисел;





в) об изученных величинах;










г) о приеме сравнения объёма сосудов путём переливания.







III Постановка темы и цели урока




IV. Изучение нового материала:

а) практическая работа по сравнению по объёму сосудов, не требующих непосредственного измерения;



б) первичное закрепление











в) работа с проектором и детским

ноутбуком



V. Физ.минутка

«Дождик».






























VI. Физ.минутка





VII. Первичное закрепление






VIII. Самостоятельная работа. Решение задачи.















VIII. Итог урока

-- Сегодня у нас на уроке гости. Поздороваемся с ними улыбкой. Повернитесь, улыбнитесь.

-- Кто из литературных героев жил со своими друзьями-коротышками в Цветочном городе?

Незнайка.


-- Незнайка пришел к нам на урок, чтобы учиться вместе с нами, и снова приготовил нам интересные задания. Чтобы справиться с ними, нам нужно сначала вспомнить то, что мы уже знаем.

-- Сосчитайте от 1 до 20 в прямом и обратном порядке.

-- Сосчитайте от 2 до 20 в прямом и обратном порядке.

-- Назовите предыдущее число числа 6, 11.

-- Как получить предыдущее число?

Шагнуть по числовому лучу на один шаг влево или вычесть один.


-- Назовите последующее число числа 8, 12.

-- Как получить последующее число?

Шагнуть по числовому лучу на один шаг вправо или прибавить один.

(На доске: 7<9)

-- Прочтите неравенство.

-- Почему 7<9?

Т.к. 7 стоит левее на числовом луче.

-- На сколько 7<9?

-- Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?

Надо из большего числа вычесть меньшее число.

-- Сравните 4 и 6, 8 и 5.

4<6 на 2, т.к. 6-4=2

8>4 на 4, т.к. 8-4=4

-- Незнайка спрашивает, какой цвет больше: красный или жёлтый?

Нельзя сравнить, потому что цвет нельзя измерить.

-- Какие же свойства предметов можно сравнивать?

Длину, температуру, массу.

-- Чем являются длина и масса?

Это величины.

-- Что мы называем величиной?

Это то, что можно измерить, можно сравнить.

-- Что значит измерить длину чего-либо?

Узнать, сколько это шагов, см.

-- Является ли величиной сантиметр? Почему?

Нет. Это мерка, единица измерения.

-- Какие еще единицы измерения вы знаете?

Метр, шаг, дюйм, кг…

-- Почему массу называют величиной?

Её можно измерить, сравнить.

--Сегодня мы с вами познакомимся с новой величиной. Какой? Попробуйте догадаться сами.

( На столе два сосуда разной формы и объема).


--Как вы думаете, в какой сосуд войдет больше воды? Докажите.

Нужно налить полный сосуд воды, затем перелить её в другой сосуд. Если вода вся войдёт и второй сосуд будет тоже полным, то они равны. Если вода вся войдёт, но второй сосуд не будет заполнен полностью, значит он больше первого. Если вода полностью не войдёт во второй сосуд, значит он меньше.

--Сделайте записи, используя знаки.

-- Каким способом мы сравнивали сосуды?

--По какому признаку?

-- Верно, нас интересовала вместимость, или объем сосудов.

-- Мы узнали новое свойство предметов - объем. Как вы думаете, какова тема нашего урока?

(На доске появляется надпись «Объём»)

-- Тема нашего урока «Объём».

-- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

--Мы узнаем, как можно измерить объём, познакомимся с единицами измерения объёма, с новыми приёмами сравнения, узнаем, как влияет величина мерки на результат измерения.

-- Мы с Незнайкой подготовили для вас много разных ёмкостей. Подберите любые два сосуда одинакового объема.

-- Как бы вы научили других определять, у каких сосудов объем одинаковый.

-- Сравните по объему эти сосуды.

(Детям даются трехлитровая и литровая, две двухлитровых банки, ведро и ложка).

-- Всегда ли для сравнения по объему необходимо переливание?

-- Когда мы сравниваем объемы сосудов с помощью переливания?

Когда ёмкости нельзя сравнить на глаз, кода они разной формы и разного размера

.

Работа с учебником

№ 2 стр. 10

-- Сравни по объёму банки а и б.

Урок по математике для 2 класса


Урок по математике для 2 класса



Урок по математике для 2 класса

-- Проверьте работу соседа, поменяйтесь с ним тетрадями. Если согласны с его решением, поставьте знак «+», если нет - «-».

--Вы бывали в деревне или на даче летом? Как там красиво!

(Слайд 1)


--Вспомните, без чего не могут жить растения?

Без почвы, воды, воздуха, света и тепла.

-- Верно, без почвы, Света, тепла, воздуха и воды.

Физ. минутка «Дождик».

-- Но бывает засушливое лето, когда дожди идут редко. Кто тогда помогает растениям выжить?

--Верно, люди. Люди наливают воду в большие ёмкости, чтобы она нагрелась для полива.

-- Какие емкости для воды вы видели?

-- Незнайка был на даче у друга и видел там большие бочки и баки.

(Слайд 2)

-- Ребята, Незнайка спрашивает, как узнать, какая бочка больше по объему? Бочки очень тяжелые, их не поднимешь.

-- Как сравнивать большие по размеру сосуды? Посоветуйтесь с соседом по парте.

(Дети должны догадаться, что бочки можно сравнить с помощью мерки. Для измерения объема нужно узнать, сколько мерок в нем содержится).

(Слайд 3)

-- Откройте папку «Урок». Нажмите большую кнопку.

-- Что вы видите?

-- Щёлкните на кнопке с надписью «Ведро». Налейте в бочку воды ведром. Для этого нужно сначала сделать один щелчок на ведре, затем один щелчок на бочке.

(В результате виртуального переливания дети выясняют, что в высокую бочку можно налить 2 ведра, а в бак - 3 ведра)

-- Сделаем записи:

В = 2 в.

Н = 3 в.

В < Н

Н > В

-- Как мы узнали, объём какой бочки больше, высокой или низкой?

Узнали, сколько воды входит в каждую бочку и полученные результаты сравнили.

-- Верно, мы сначала измерили объём бочек, а затем полученные результаты сравнили.

--Как же измерить объём сосуда?

(Плакат 1)

--Чтобы измерить объём сосуда, нужно выбрать мерку и узнать, сколько таких мерок содержится в этом сосуде.

-- Из высокой бочки воду взяли для полива огурцов. Вылейте воду из высокой бочки.

-- Родители попросили Юру, друга Незнайки, снова налить туда воды. Он взял ведёрко и налил воды в бочку.

-- Налейте воду в бочку ведерком.

-- Сколько ведёрок вошло в бочку?

Три.

(Пишу на доске: В = 3 в).


-- Что ты говоришь, Незнайка? Мы где-то допустили ошибку? В бочке 3 ведра и в баке 3 ведра, они равны по объему.

(Дети должны заметить, что воды вошло в высокую бочку больше, чем в первый раз потому, что наливали маленьким ведерком).

-- Скажите, отчего же у нас получился другой результат?

Мы взяли другую мерку.

-- Сравнивать объем можно только тогда, когда он измерен одинаковыми мерками.

-- Бочка одна и та же, а результат получился разный. Как изменяется результат измерения в зависимости от мерки?

(Плакат 2)

--Чем меньше ведро, тем больше таких вёдер входит в бочку. Чем меньше мерка, тем больше результат. И чем больше мерка, тем меньше её значение.

Давайте проверим. В низкой бочке 3 ведра. Сколько же в неё войдёт ведёрок? Вылейте воду из низкой бочки и налейте снова маленьким ведерком.

«Палец двоится»: вытянуть руку вперёд, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнёт двоиться. Повторить 6-8 раз.

«Зоркие глазки»: глазами нарисуйте 6 кругов (слева направо) по часовой стрелке и 6 кругов (справа налево) против часовой стрелки.

«Стрельба глазами»: двигайте глазами из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево - на окно, вправо - на дверь, вверх - на потолок, вниз - на пол.

«Письмо носом»: закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, напишите слог ма.

Работа с учебником

№ 3 (б) стр. 10

-- Сравни по объему сосуды а и б,

если а = 5с, б = 8с.

-- С помощью какой мерки измерили объёмов сосудов?

Стакана.

--Сколько стаканов входит в сосуд а?

--Сколько стаканов входит в сосуд б?

-- Что значит сравнить сосуды по объёму?

Узнать какой больше и на сколько.

-- Какой сосуд больше по объёму? Почему?

--На сколько? Как узнали?

Работа с учебником

№ 4 стр. 10

Мама варила кашу и положила 8 столовых ложек крупы и 2 столовые ложки сахарного песку. На сколько меньше она положила сахара, чем крупы?

Какая здесь единица измерения?

-- О ком говорится в задаче? Что она делает? Что ей для этого потребовалось?

О чём спрашивается в задаче?

-- Какая здесь единица измерения?

I гр. Решите задачу.

Урок по математике для 2 класса

II гр. Дополните схему и решите задачу.

Урок по математике для 2 класса

III гр. Выберите нужную схему, дополните её и решите задачу.

Урок по математике для 2 классаУрок по математике для 2 классаУрок по математике для 2 класса

-- Что вам понравилось на занятии?

-- С какими трудностями встретились?

-- Кто нам помог столько узнать нового?

-- Покажите, как вы работали.

(Дети показывают на карандаше)

-- Спасибо за работу. Спасибо Незнайке за интересные задания.

Воспитание доброжелательного отношения друг к другу и окружающим.

Развитие познавательной мотивации с помощью эмоциональной. Готовлю детей к активному восприятию материала, заинтересовываю.

Воспроизведение отрезка натурального ряда чисел всеми детьми вслух. Отношения последовательности чисел натурального ряда, сравнение натуральных чисел.

Активизация мыслительной деятельности детей. Повторение приёмов сравнения чисел.

Фронтальная работа.






Уточнение представления детей о величине как количественной характеристике свойств предметов, с помощью которой их можно сравнивать (т.е. устанавливать отношения «больше», «меньше», «равно»).







Актуализация приёмов непосредственного сравнения объёмов предметов.

Предметная деятельность. Дети сравнивают путем переливания.






Развитие познавательной мотивации.




Постановка конкретно- практической задачи, вынуждающей детей к действию сравнения.

Развитие операционного компонента учебной деятельности на основе анализа, синтеза, обобщения.

Фронтальная работа.


Развитие мыслительной операции анализа.

Развитие регулирующего компонента учебной деятельности на основе взаимоконтроля.









Развитие познавательной деятельности на основе эмоциональной.

Межпредметная связь.


Снятие мышечного напряжения. Повышение эмоционального тонуса. Концентрация внимания детей для дальнейшей работы.




Постановка проблемы.

Частично-поисковый метод работы.

Развитие операционного компонента учебной деятельности на основе анализа и сравнения.

Индивидуальная работа.














Развитие операционного компонента учебной деятельности на основе анализа, синтеза и обобщения.

Коллективная работа. Проговаривание в громкой речи с опорой на сигнал.

Постановка проблемы.



Индивидуальная работа.

Облегчает зрительную работу на близком расстоянии.



Снижает напряжение в области глаз.

Развитие мыслительных операций анализа и сравнения.






Дифференциация по степени помощи.















Развитие регулирующего компонента учебной деятельности.





© 2010-2022