- Преподавателю
- Математика
- Графическое решение квадратных уравнений
Графическое решение квадратных уравнений
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кислова Т.Н. |
Дата | 21.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема урока: Графическое решение квадратных уравнений.
Цели урока:
Каждый учащийся:
-
Систематизирует свои знания по теме «Построение графика квадратичной функции»,
-
Распознает квадратные уравнения,
-
Решает квадратные уравнения графическим способом,
-
Правильно определяет методы решения конкретного уравнения в знакомой ситуации.
Повторяем:
-
Построение параболы по алгоритму и с помощью метода выделения полного квадрата из квадратного трехчлена,
-
Преобразование графиков функций с помощью параллельного переноса вдоль осей координат.
Знания и навыки:
Каждый учащийся:
-
Знает определение квадратичной функции,
-
Знает алгоритм построения графика квадратичной функции,
-
Знает шаблоны графиков изученных функций,
-
Умеет строить графики изученных функций с помощью параллельного переноса вдоль осей координат,
-
Умеет решать квадратные уравнения графическим способом.
Наглядные пособия и раздаточный материал:
-
Презентация,
-
Демонстрационный материал (рисунки с графиками функций),
-
Интерактивная доска,
-
Раздаточный материал: шаблоны системы координат, кружки трех цветов.
Ход урока.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
-
Оргмомент.
Мотивация учебной деятельности.
Учитель настраивает учащихся на исследовательскую работу на уроке.
Здравствуйте, ребята. Наш сегодняшний урок я хотела бы начать словами великого мыслителя и философа Конфуция (551-479гг до н.э.)
Три пути ведут к знаниям:
Путь размышления самый благородный,
Путь подражания самый легкий,
Путь опыта самый горький.
-Как вы понимаете смысл этого высказывания?
Значит лучший способ изучить что-либо - это открыть самому. Сегодня мы с вами постараемся выполнить наставления этого великого человека и с помощью размышлений открыть что - то новое для себя.
Учащиеся, прослушав высказывание, дают объяснения
2. Актуализация опорных знаний учащихся, проверка домашнего задания
Учитель с помощью интерактивной доски проводит проверку домашнего задания
Одновременно с этим учитель проводит устную работу, выполнение которой дает возможность повторения знаний по построению графиков функций, необходимых для изучения нового материала.
Ученик выполняет построение графика функции у=2х2+8х+6 на макете системы координат и указывает свойства: ось параболы, промежутки возрастания, убывания, нули функции, промежутки знакопостоянства. После завершения отвечает на вопросы сверстников:
-
Какая функция называется квадратичной?
-
Что является осью параболы и как ее найти?
-
Что такое нули функции и как их найти?
Учащиеся работают с дидактическим материалом (приложение 1), отвечая устно, аргументируя правильность рассуждений по мере необходимости, повторяя теоретический материал.
3. Объяснение нового материала.
Учитель с помощью задания на интерактивной доске подводит учащихся к формулировке темы и целей урока.
- Так что же называют нулями функции?
-Подставьте в формулу данной функции значение переменной у=0 и скажите, что за равенство получилось? Почему?
- Что значит решить уравнение?
- Что называют корнем уравнения?
-Будут ли значения х=-3 и х=-1 корнями данного уравнения?
-Что это значит?
- Что бы вы хотели узнать об уравнениях такого вида? Мы ведь уже знакомы с линейными уравнениями и по вашему опыту работы с ними поставьте перед собой задачи.
- Вспомним определение квадратичной функции.
- Линейная функция - линейные уравнения, квадратичная функция -…
- Попробуйте сформулировать определение квадратных уравнений.
-Давайте рассмотрим это определение и попытаемся выделить существенные признаки, по которым мы будем распознавать квадратные уравнения.
-Что стоит в левой части уравнения? Правой части?
-Какую степень он имеет?
-Как можно переформулировать определение?
-Почему поставлено условие а≠0 и почему это условие накладывается только на а?
-Какие из уравнений будут квадратными:
2х2+5х-3=0
5х-х2=0
х-4=0
5х3-х2+4=0
х2-7+3х3=0 ?
-Что такое квадратное уравнение мы уже знаем. Перейдем к следующей цели: как решаются квадратные уравнения. Но мы ведь нашли корни данного уравнения, значит, мы его решили. Как?
-Что значит решить уравнение графически?
- А мы ведь строили только график левой части уравнения и назвали корни уравнения. Почему?
- Как бы вы сформулировали тему урока?
- Мы договорили следовать словам великого философа Конфуция и в данной ситуации мы не будем отступать от этого правила. Решать неравенства по шаблону мы не будем. Лучше решить одну задачу разными способами, чем несколько задач одним и тем же способом. Давайте применим правила, изученные еще в 6 классе: перенос слагаемых из одной части уравнения в другую, изменив при этом знак и умножение, деление обеих частей уравнения на число отличное от нуля.
- Какой из способов вам понравился больше всего?
- Перейдем к последней из задач, которые мы поставили перед собой: «Сколько корней может иметь квадратное уравнение?». Какое свойство функции нам поможет ответить на вопрос?
-Сейчас мы обратимся к учебнику. Изучая тему квадратичной функции, мы с вами работали с графиками парабол. Откройте страницу учебника 116, 126, 135. Проанализируйте, сколько точек пересечения с осью Ох может иметь парабола?
-Как тогда мы ответим на вопрос: «Сколько корней может иметь квадратное уравнение?»
Учащиеся формулируют тему и цели урока, отвечая на вопросы учителя.
- Нулями функции называют значения переменной х, при которых у=0
- 2х2+8х+6=0. Это уравнение, так как
равенство, содержащее переменную, называют уравнением.
- Решить уравнении - значит найти все его корни или доказать, что их нет.
- Корнем уравнения называют значение переменной, при подстановке которого в уравнение получается верное числовое равенство.
Да, так как точки (-3;0) и (-1;0) принадлежат графику функции. Мы в формулу подставили значение координаты у точки, значит, если подставим значение координаты х точки, то получим верное числовое равенство.
Нули квадратичной функции являются корнями соответствующего уравнения.
- Как эти уравнения называются?
-Сколько решений имеют?
- Как решаются?
Функцию вида у=ах2+вх+с , где а, в, с -произвольные числа, причем а≠0, называют квадратичной функцией.
-Квадратные уравнения.
Уравнения вида ах2+вх+с=0 , где а, в, с -произвольные числа, причем а≠0, называют квадратными уравнениями.
-Слева стоит многочлен, справа ноль.
- Вторую
- Квадратное уравнение это уравнение, в левой части которого многочлен второй степени, а в правой ноль.
- Если а=0, то слева получим многочлен первой степени, а если в=0 или с=0 или в=0 и с=0, то многочлен будет второй степени.
-2х2+5х-3=0
5х-х2=0
- Графически.
- В одной системе координат построить графики левой и правой частей уравнения и найти их точки пересечения, если они есть. Координата х почки пересечения графиков и будет ответом уравнения.
-Потому, что график правой части уравнения у=0 совпадает с осью Ох и ее можно было не строить, а лишь назвать точки пересечения графика с осью ОХ.
- Графическое решение квадратных уравнений.
Учащиеся выполняют перенос слагаемых и с помощью графического метода решения уравнений находят корни уравнения.
2х2+8х=-6. Слева парабола, которую нужно построить по алгоритму. Мы такой случай уже рассмотрели.
2х2+6= -8х
2х2= -8х-6
2х+8= -
Учащиеся называют способы, показавшиеся им более легкими и удобными.
-Свойство нулей функции.
-Две точки, одну точку пересечения и не иметь точек пересечения.
-Один корень, два корня и не иметь корней.
4. Закрепление изученного материала.
-А сейчас я вам предлагаю решить уравнение удобным для вас способом.
3х2+6х+1=0
-Выбран не совсем удобный способ? Давайте попробуем другим способом. А в чем проблема? Как вы думаете?
- Да, ребята графический способ решения уравнений иногда красив и удобен, но не дает стопроцентной гарантии решения. Значит это не единственный способ решения и существуют другие способы, с которыми нам еще предстоит познакомиться.
Один учащийся работает у доски, а остальные в тетрадях.
-Корни уравнения не являются целыми числами.
5. Итог урока.
Итак, что нового вы узнали на уроке?
-Что называют квадратным уравнением.
-Сколько оно может иметь корней.
- Корнями квадратного уравнения являются нули соответствующей квадратичной функции.
- Графически квадратное уравнение можно решить разными способами.
6.Домашнее задание.
Стр. 145 № 23.4(а,в), 23.6(б,в), 23.8(а)
Учащиеся записывают в дневники
7. Рефлексия.
Ребята, вам понравился урок? Для того, чтобы я это поняла, поднимите кружок с соответствующим цветом:
Красный - ничего не понял
Желтый - понял, но не до конца
Зеленый - мне все понятно.
Урок окончен. Спасибо за внимание.