- Преподавателю
- Математика
- Программа элективного курса Линейные уравнения с параметрами
Программа элективного курса Линейные уравнения с параметрами
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Тутынина Д.М. |
Дата | 21.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МКОУ «Малоатлымская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено
на заседании МО
протокол № 1
от « » _______20___
Согласовано
на педагогическом совете
протокол № ______
от « » ___________20___
Утверждено
директором
приказ № ______
от « » ________ 20__
Рабочая учебная программа элективного курса по теме:
«Дробно-линейные уравнения и неравенства с параметрами»
для основной общеобразовательной школы 9 класса (базовый уровень)
Год разработки 2014
Срок реализации программы один год
Составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерных программ по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), «Временных требований к минимуму содержания основного общего образования» (приказ МО РФ от 19.05.98. № 1236),
Программу составила Тутынина Дания Магфуровна
Пояснительная записка
Задачи с параметрами практически не представлены в школьном курсе математики. В обязательном минимуме этот материал представлен, но в школьном курсе алгебры такие задачи рассматриваются пока крайне редко, бессистемно, поэтому вызывают трудности у школьников. Между тем они часто встречаются на вступительных и выпускных экзаменах. Для решения задач с параметрами не требуется обладать знаниями, выходящими за рамки школьной программы. Однако непривычность формулировки обычно ставит в тупик учащихся, не имеющих опыта решения подобных задач.
Знакомство с параметрами в школьной алгебре полезно не только для поступления в ВУЗ но и само по себе. Ведь задача с параметром предполагает умение производить не только какие-то выкладки по заученным правилам, а так же и понимание цели выполняемых действий. Для успешного решения таких задач необходимо рассматривать различные случаи, что приучает к внимательности и аккуратности. Подчас задачи с параметрами требуют довольно тонких логических рассуждений. Решение уравнений и неравенств с параметрами, открывает перед учащимися значительное число эвристических приемов общего характера, ценных для математического развития личности, применимых в исследованиях и на любом другом математическом материале. Поэтому, параметрические задачи, считаются довольно сложными и даются в числе последних на вступительных экзаменах.
Занятия на элективном курсе позволят сформировать у учащихся отчётливое представление о параметрических задачах и основных принципах их решения. Данный курс освещает задачи с параметрами, которые вызывают учащихся наибольшие трудности. Навыки решения задач с параметрами необходимы всем учащимся, которые стремятся хорошо подготовиться к успешной сдаче выпускных экзаменов, ведь все чаще подобные задачи встречаются в материалах выпускных экзаменов и Федерального Центра тестирования.
Курс "Линейные и дробно-линейные уравнения и неравенства с параметрами" сокращает разрыв между требованиями, которые предъявляет к выпускнику школа, и требованиями, которые предъявляет к абитуриенту ВУЗ. Он ориентирует учащихся на выбор профиля, связанного с математикой, а в дальнейшем профессии технического направления.
Курс позволит школьникам систематизировать, расширить и укрепить знания, связанные с параметрами, подготовиться для дальнейшего изучения тем, использующих это понятие, научиться решать разнообразные задачи различной сложности.
Учителю курс поможет наиболее качественно подготовить учащихся к математическим олимпиадам, сдаче ЕГЭ.
Программа элективного курса предполагает знакомство с теорией и практикой рассматриваемых вопросов и рассчитана на 34 часа: 7,5 часов лекций и 26,5 часов практических занятий.
Преподавание элективного курса строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических задач, требующих применения высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое и алгоритмическое мышление. Тематика задач не выходит за рамки основного курса, но уровень их трудности - повышенный.
Содержание курса состоит из пяти разделов, включая и итоговое занятие. Учитель, в зависимости от уровня подготовки учащихся, уровня сложности изучаемого материала и восприятия его школьниками, может взять для изучения не все темы, увеличив при этом количество часов на изучение других. Учитель также может изменить уровень сложности представленного материала.
Анализ материалов выпускных экзаменов и Федерального тестирования позволил выделить группу задач, которые составили основу данного курса. Предлагаемые задачи различны по уровню сложности: от простейших линейных неравенств и уравнений с параметрами до достаточно трудных, конкурсных и олимпиадных задач.
В программе приводится примерное распределение учебного времени, включающее план занятий. Каждое занятие состоит из трех частей: лекции (включает и задачи, решаемые учителем), задачи, решаемые с учителем, и задачи для самостоятельной работы учащихся. Основные формы организации учебных занятий: лекция, объяснение, практическая работа, семинар, самостоятельная работа.
В процессе изучения данного курса предполагается использование различных методов активизации познавательной деятельности школьников, а также различных форм организации их самостоятельной работы.
Цели курса:
-
Изучение методов решения задач избранного класса и формирование умений, направленных на реализацию этих методов;
-
Сформировать у учащихся представление о задачах с параметрами как задач исследовательского характера, показать их многообразие;
-
Научить применять аналитический и графический методы решения задач с параметрами;
-
Научить осуществлять выбор рационального метода решения задач и обосновывать сделанный выбор;
-
Способствовать подготовке учащихся к выпускному экзамену по математике.
Задачи курса:
-
вооружить учащихся системой знаний по теме «Линейные и дробно-линейные уравнения и неравенства с параметрами»;
-
сформировать навыки применения данных знаний при решении разнообразных задач различной сложности;
-
подготовить учащихся к ЕГЭ;
-
сформировать навыки самостоятельной работы;
-
сформировать навыки работы со справочной литературой;
-
способствовать развитию алгоритмического мышления учащихся;
-
способствовать формированию познавательного интереса к математике;
-
способствовать владению исследовательской деятельностью.
Формой итогового контроля является защита творческой работы одной из тем:
-
Текстовые задачи и методы их решения.
-
Линейные неравенства с параметром.
-
Системы уравнений с параметром.
-
Дробно-линейные уравнения и неравенства с параметром.
Требования к уровню усвоения учебного материала
В результате изучения программы элективного курса «Линейные и дробно-линейные уравнения и неравенства с параметрами» учащиеся получают возможность знать и понимать:
определение линейного и дробно-линейного уравнения и неравенства с параметрами;
алгоритмы решения уравнений, неравенств, систем уравнений и неравенств, содержащих параметры.
Уметь:
применять определение, свойства к решению конкретных задач;
решать уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств, содержащих параметры.
Учебно-тематический план
Дата по плану
Дата по факту
Тема урока
Количество часов
Формируемые компетенции (знания, умения)
примечания
всего
теории
практики
1.
2.09
Введение. Задачи с параметром. Первое знакомство.
1
0,5
0,5
Понятие параметра, применение, методы решения задач с параметрами
аукцион знаний, анкета, записи
2-6
9.09-30.09
Линейные уравнения с параметрами
5
1
4
Определение уравнений и неравенств с параметрами, необходимость их изучения
лекция опорный конспект
практикум решение заданий
7-11
7.10-28.10
11.11
Системы линейных уравнений с параметрами
5
1
4
Составление схемы исследования систем линейных уравнений с параметрами. Понятие определителя системы.
лекция опорный конспект практикум решение заданий
12-
22
18.11-30.12
13.01-3.02
Линейные неравенства с параметрами
11
3
8
Составление схемы исследования линейного неравенства с параметрами.
лекция опорный конспект практикум решение заданий
23-
29
10.02-23.03
Дробно-линейные уравнения и неравенства с параметрами
7
2
5
умение решать уравнения (неравенства) с параметрами и уравнения (неравенства)
лекция опорный конспект практикум решение заданий
30-33
6.04-27.04
Итоговое повторение. Подготовка к контрольной работе.
4
4
практикум схемы решений,
решенные задания
34-35
4-05-18.05
Защита творческой работы
2
2
Итого:
35
7,5
27,5
Содержание программы.
Тема 1. Введение. Задачи с параметром. Первое знакомство.
Понятие параметра, применение, методы решения задач с параметрами. Первое занятие предполагает актуализацию знаний. Здесь помимо знакомства с основными теоретическими положениями, ведется разговор о возможностях применения знаний из данной темы. Прогнозируется форма отчета по изучению курса, намечаются темы будущих проектов.
Тема 2. Линейные уравнения.
Определение уравнений и неравенств с параметрами, необходимость их изучения (погружение в тему). Составление схемы исследования линейного уравнения с параметрами. Разбор примеров и решение задач. Теоретическая часть занятий предполагает лекции с элементами проблемного изложения. На всех практических занятиях должна присутствовать самостоятельная работа учащихся: индивидуально, в парах, в группах.
Тема 3 Системы линейных уравнений с параметрами
Составление схемы исследования систем линейных уравнений с параметрами. Понятие определителя системы. Составление схемы исследования системы линейных уравнений. Разбор примеров и решение задач. Большое внимание следует уделить практической составляющей данной темы.
Тема 4. Линейные неравенства.
Составление схемы исследования линейного неравенства с параметрами. Разбор примеров и решение задач. Методика изучения данной темы является традиционной. Здесь рассматриваются как частные случаи решения неравенств, так и обобщенный метод решения. Особое внимание следует уделить графическому способу решения неравенств.
Тема 5. Дробно-линейные уравнения и неравенства с параметрами.
Разбор примеров и решение задач. Теоретическая часть занятий предполагает лекции с элементами проблемного изложения. На всех практических занятиях должна присутствовать самостоятельная работа учащихся: индивидуально, в парах, в группах.
Тема 6. Итоговое повторение
Разбор примеров и решение задач.
Литература
-
Алгебра и начала анализа: Сборник задач для подготовки и проведения итоговой аттестации за курс средней школы/Под ред. С.А. Шестакова. - М.: МИОО, МЦНМО, Интерактивная линия,
2002. -
Амелькин В.В., Рабцевич ВЛ. Задачи с параметрами: Справочное пособие по математике. - 2-е изд. - Минск: Асар, 2002.
-
Вавилов В.В. и др. Задачи по математике. Алгебра: Справочное пособие. - М.: Наука, 1987.
-
Горнштейн П.И., Полонский В.В., Якир М.С. Задачи с параметрами. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: Илекса; Харьков:Гимназия, 2002.
-
Гусев ВЛ., Мордкович А.Г. Математика: Справочные материалы. - М.: Просвещение, 1988.
-
Крамор B.C. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начал анализа. - М.: Просвещение, 1990.
-
Родионов Е.М. Математика. Решение задач с параметрами: Пособие для поступающих в вузы. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.
-
Смыкалова Е.В. Модули, параметры, многочлены. Учебное пособие для учащихся 8-9-х классов. - СПб.: СМИО Пресс, 2006.
-
Интернет ресурсы.