Программа внеурочной деятельности по математике Мир математики, в мире математики (5-6 класс)

Раздел Математика
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная

Внеурочная деятельность - это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива.

Цель - содействовать интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию личности школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.

Основные задачи:


  • выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности;

  • создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

  • формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

  • развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;

  • создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

  • развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

  • расширение рамок общения с социумом.

Внеурочная деятельность является важной составной частью содержания образования, увеличивающая его вариативность и адаптивность к интересам, потребностям и способностям школьников.

Внеурочная деятельность по математике реализуется в том числе и в формах, отличных от классно-урочной: исследовательская деятельность, деловые игры, подготовка и участие во Всероссийких и Международных олимпиадах школьников, коллективно-творческих дел, проекты и т.д.

Система внеурочной работы по математике формирует и развивает личность ребенка, повышает мотивацию обучения по предмету, развивает самостоятельность и предоставляет возможность в самореализации личности.

Наиболее общими принципами в выборе форм и направлений внеурочной деятельности по математике является добровольность в выборе форм и направлений, с этой целью проводится анкетирование обучающихся.

Важно, чтобы любой вид занятий, в который включаются подростки, имел общественную или социально значимую направленность. При таких условиях у подростка возникает мотивация деятельности, осознание именно его роли в данном её виде, причастность к общему делу сверстников. Очень

важна при этом и опора на инициативу и самодеятельность обучающегося. Нельзя недооценивать степень самостоятельности, инициативности, новизны и неординарности мышления ребят в организации форм занятий.

Формы внеурочной деятельности по математике, по направлениям:

1. Общеинтеллектуальное:

  1. Предметные недели

  2. Конкурсы, конференции, деловые и ролевые игры и др.

  3. Участие в поисково-исследовательских конференциях на уровне школы, города.

  4. Участие в предметных олимпиадах

  5. Разработка мини проектов к урокам

  6. Интеллектуальные игры

2. Спортивно-оздоровительное:

1.Проведение бесед по охране здоровья.

2.Применение на уроках игровых моментов, физкультпауз.

3. Социальное:

  1. Беседы, ролевые игры, наблюдения, опыты.

  2. Практикумы, конкурсы.

  3. Участие в творческих конкурсах, в акциях.

4. Общекультурное:

  1. Беседы.

  2. Подготовка и участие в конкурсах, олимпиадах.

  3. Сюжетно-ролевые игры, игры - путешествия

  4. Математические гостиные.

  5. Творческие вечера к памятным датам.

5. Духовно-нравственное:

  1. Организация выставок исследовательских и творческих работ обучающихся;

  2. Проведение тематических классных часов, бесед

Внеурочная деятельность в рамках ФГОС ООО направлена, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы по математике основного общего образования. Поэтому основными критериями для отнесения той или иной образовательной деятельности к внеурочной выступают цели и задачи этой деятельности, а также ее содержание и методы работы.

План внеурочной деятельности по математике для учащихся 5-7 классов МБУ «Школа №15» разработан на основе образовательного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897, Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2. 2821 -10», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189.

Общие положения.

План внеурочной деятельности МБУ «Школа №15» г.о. Тольятти разработан с учетом особенности и специфики основной образовательной программы основного общего образования по математике.

План внеурочной деятельности определяет:

1. Основные направления развития личности обучающихся;

2. Перечень курсов, реализуемых в рамках внеурочной деятельности;

3. Количество часов внеурочной деятельности.

При конструировании плана внеурочной деятельности учитывался ряд особенностей организации образовательного процесса в школе:

 Направленность на развитие интеллектуальных и творческих

способностей, личностных достижений обучающихся, формирование универсальных учебных действий;

 Создание образовательной среды, стимулирующей творчество,

исследовательскую активность, инициативность обучающихся;

 Предоставление свободы выбора обучающимся и их родителям

направлений и курсов по математике для осуществления внеурочной деятельности;

 Интегративная связь урочной и внеурочной деятельности,

осуществляемая через единство целевых установок и форм организации образовательного процесса.

Режим организации внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность организуется по выбору обучающихся и их родителей во внеурочное время. Между уроками и занятиями внеурочной деятельности организуется перерыв не менее 40 минут. Продолжительность занятий - 40 минут. Количество используемых часов не более 34 часов на каждый класс.

Календарно - тематическое планирование кружка по математике для 5-6 классов «В мире математики, мир математики»

п/п

Тема

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Примеча-ние

теория

практи-ка

1.

Из истории математики о математике. Приёмы счёта

1

0,5

0.5

-

2.

Приёмы рационального счёта

2

1

1

-

3.

Мини проекты к урокам математики в 5-6 классах «Интересные приёмы устного счёта»

1

0,5

0,5

-

4.

В мире чисел. Чётность, нечётность чисел

1

0,5

0.5

-

5.

Решение текстовых задач на «Переливание»

1

0,5

0,5

-

6.

Решение текстовых задач на «Взвешивание»

1

0,5

0,5


7.

Участие в международнойдистанционной олимпиаде проекта «Инфоурок»

1,5

-

-

1.5

8.

Кроссворды (из истории создания кроссвордов)

1

0,5

0,5

-

9.

Головоломки и числовые ребусы

1,5

0,5

0,5

0,5

10.

Логические задачи

1

-

0,5

0,5

11.

Задачи на отыскание части от целого и целого по его части

1

-

0,5

0,5

12.

Задачи на проценты

1,5

0,5

0.5

0,5

13.

Задачи на составление уравнений

1

-

1

-

14.

Участие в международной олимпиаде проекта «Инфоурок»(сез-он «Осень- 2015» по математике

1,5

-

-

1,5

15.

Задачи-шутки

1

-

1

-

16.

Задачи клетчатой бумаги

1

0,5

0,5


17.

Задачи на разрезание и складывание фигур

1

-

1

-

18.

Задачи со спичками

1

-

1

-

19.

Геометрические головоломки

1

-

1

-

20.

Участие в международной олимпиаде проекта «Инфоурок»(сез-он «Зима- 2015-2016» по математике

1,5

-

1,5

-

21.

Задачи на движение

1

-

1

-

22.

Решение олимпиадных задач

2

-

2

-

23.

Участие во Всероссийской олимпиаде школьников по математике, задач Международной математической игры «Кенгуру»

1,5

-

1.5

-

24.

Принцип Дирихле

1

0,5

0,5

-

25.

Решение текстовых задач

2

-

1,5

0,5

26.

Координаты

1

0,5

0.5

-

27.

Симметрия

1

0.5

0,5

-

28.

Итоговое занятие «Математи-ческая гостиная»

1

-

1

-

Содержание программы

Тема 1.Из истории математики о математике. Приёмы счёта (1 час).

Сообщается история возникновения слова «математика. Происходит знакомство обучающихся с приёмами устного счёта, начиная от счёта на камнях и пальцах до счёта в наши дни. Запись чисел в Древнем Египте, на Руси, позиционная нумерация.

Тема 2.«Интересные приёмы устного счёта»(3 часа).

Показ интересных приёмов устного счёта, выгодность их применения при выполнении вычислений, расчётов.

Тема 3. В мире чисел. Чётность, нечётность чисел(1 час).

Сообщается классификация натуральных чисел: чётные, нечётные числа, их формулы, свойства чётных чисел. Решаются задачи практического характера с применением свойств чётных чисел.

Тема 4. Решение текстовых задач на «Переливание»(1 час).

Показ практической значимости темы. Решение текстовых (практических) задач на «переливание».

Тема 5. Решение текстовых задач на «Взвешивание»(1 час). Показ практической значимости темы. Выстраивание алгоритма рассуждений, поиск рациональных путей решения. Решение текстовых (практических) задач на «взвешивание».

Тема 6. Решение задач Международной олимпиады проекта «Инфоурок» по математике. Решение олимпиадных задач. Участие во Всероссийской олимпиаде школьников по математике, задач Международной математической игры «Кенгуру»(8часов).

Решение задач повышенного уровня сложности. Развитие логики, мышления обучающихся. Применения их знаний, умений, выстраивание алгоритма рассуждений к решению нестандартных задач.

Тема 7. Кроссворды (из истории создания кроссвордов) (1 час).

Знакомство обучающихся с историей создания кроссвордов. Развивается умение анализировать ситуацию, логическое мышление. умение находить рациональные пути решения.

Тема 8. Головоломки и числовые ребусы(1.5 часа).

Развивается логическое мышление, умение анализировать ситуацию, находить рациональные пути решения. Головоломки и числовые ребусы - это задания, которые способствуют совершенствованию вычислительной культуры обучающихся.

Тема 9. Логические задачи(1 час).

Развивается логическое мышление, умение анализировать условие задачи, находить рациональные, альтернативные пути их решения. логические задачи - это те задачи, которые учат обучающихся культуре рассуждений. развиваются коммуникативные способности.

Тема 9. Задачи на отыскание части от целого и целого по его части(1 час).

Развитие навыков анализа условия задачи. Овладение приёмами рассуждений, которые применяются при решении задач на части. Задачи этой темы имеют большую практическую значимость и межпредметную связь.

Тема 10. Задачи на проценты(1,5 часа).

Развитие навыков анализа условия задачи. Овладение приёмами рассуждений, которые применяются при решении задач на части. Задачи этой темы имеют большую практическую значимость.

Тема 11. Задачи на составление уравнений. (1 час).

Развитие навыков анализа условия задачи. Объяснить алгоритм решения задач данного типа, установить его преимущества и недостатки.

Тема 12. Задачи клетчатой бумаги. Задачи на разрезание и складывание фигур. Задачи со спичками. Геометрические головоломки. (4 часа).

Задачи на клетчатой бумаге, спички, геометрические головоломки, разрезание и складывание фигур способствуют развитию логического мышления, умению анализировать ситуацию, находить рациональные пути решения задач.

Тема 13. Задачи на движение. Решение текстовых задач (3 часа).

Показ способов рассуждения и приёмов решения задач основных типов задач на движение, текстовых задач. Показ значимости и удобства записи краткого условия в виде схематического рисунка.

Тема 14. Принцип Дирихле(1 час).

Сообщить историческую справку обучающимся о П.Г. Дирихле, дать простейшую формулировку его принципа. Задачи на применение принципа Дирихле относятся к классу логических задач. Поэтому главное научить обучающихся, анализировать условие задач, находить логические связи в задаче.

Тема 15. Задачи - шутки (1 час).

Задачи - шутки не требуют от обучающихся специальных математических знаний. Они призваны развивать их мышление, умение вдумчиво работать с текстом задачи, способствуют развитию интереса к изучению математики.

Тема 16. Итоговое занятие призвано привлечь внимание обучающихся к истории математики, её изучению.

Литература


1. Спивак А.В. «Тысяча и одна задача по математике». М.: «Просвещение», 2013 год.

2.Горбачёв Н. В. Сборник олимпиадных задач по математике.

М.: МЦНМО, 2004г.

3.Подготовка к решению олимпиадных задач по математике
Автор: П. Ф. Севрюков
Издательство: Илекса. Народное образование. Ставрополь
Год издания: 2009г.

4.Олимпиадные задачи Международных дистанционных конкурсов проекта «Infourok».

5. Олимпиадные задачи Международного математического конкурса «Кенгуру-2015», «Кенгуру -2013».



Программа

внеурочной деятельности для учащихся 6-х классов

по математике «Мир математики, в мире математики»








Составила: учитель математики

МБУ «Школа №15» г.о. Тольятти

Михайленко Л.Л.

© 2010-2022