Конспект выступления на РМО по теме Организация учебного взаимодействия на уроках математики

Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Смолкина М. В., МКОУ «Гоноховская СОШ им. Парфенова Е. Е.»

Организация учебного взаимодействия на уроках математики.

Глубокие и прочные знания каждого ученика - задача, требующая постоянного совершенствования собственных знаний учителя и серьезного продумывания всех элементов учебного процесса. Все усилия учителя, однако, могут оказаться бесплодными, если первым помощником в решении этого вопроса не будет сам ученик. Поэтому организация взаимодействия на уроке играет огромную роль в процессе обучения математике. А успешность взаимодействия напрямую зависит от заинтересованности ребёнка предметом, от его отношения к учёбе.

Основной стимул учения - интерес к знаниям, и он должен систематически развиваться у каждого ученика. Однако, главным условием формирования познавательной активности школьников, является содержание и организация урока. Отбирая материал и продумывая приемы, которые будут использованы на уроках, учителю надо оценивать их с точки зрения возможности возбудить интерес учащихся к изучаемому материалу и поддержать его как можно дольше.

Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики.

В 5-6 классах важно не только дать детям твердые знания, но и не отпугнуть школьников холодной твердостью, строгостью царицы наук, увлечь их этим предметом. Большое значение имеет организационный момент каждого урока. Как быстро настроить детей на работу, но сделать это без понуканий и строгости? Хороший настрой на работу показывает организационный момент, проведенный в виде математической зарядки. Для этого учитель заранее готовит карточки с решенными примерами, примеры даются с ответами. Они простые и обычно решаются устно. На одних карточках ответы верные, на - других неверные. Каждое упражнение зарядки состоит из двух движений. Учитель поочередно показывает карточки с решенными примерами, а ученики дают ответ определенными движениями. Например, если ответ верный - руки вперед, если ответ неверный - руки вверх. Сначала дети не могут сосредоточиться, не попадают в ритм. Но постепенно сосредотачиваются и темп игры - зарядки убыстряется. В результате 2-3 минут мы получаем класс, полностью подготовленный к работе. Зарядка может состоять из 2-3 упражнений и проводится по самым разным темам.

Очень помогают активизировать учащихся во время урока диктанты. Учитель читает: «Чтобы найти неизвестное слагаемое нужно … »; «Дробь равняется нулю, если …»; « Равенство, верное при любых значениях переменной, называется …»; « Значение переменной, при котором уравнение обращается в верное равенство, называется …» и др. Задания даются разной трудности: сначала предлагаются очень легкие, а затем все сложнее и сложнее.

Немаловажная роль в формировании интереса к предмету отводится дидактическим играм на уроках математики - современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса.

Дидактические игры очень хорошо уживаются с « серьезным » учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Игра должна рассматриваться как могущественный незаменимый рычаг умственного развития ребенка.

Дидактическую игру можно использовать на различных этапах урока и с разной целью. Например, игра может быть контролирующей, обучающей и обобщающей. Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причем результат усвоения знаний будет тем лучше, чем четче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании математического материала.

Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участия в ней каждому ученику необходима определенная математическая подготовка.

Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, они направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях.

Во время игры учитель может применять прием передачи своих функций на школьника. Например, он может поручить ученику проконсультировать отстающих товарищей. Не секрет, что иногда отстающий школьник чувствует себя с товарищем более раскованно и занимается более успешно, чем с учителем. Конечно, такой прием усложняет работу учителя, так как требует гибкого руководства познавательной деятельностью во время дидактической игры, удачного подбора групп (команд) и их руководителей, организации эффективного общения на уроке.

Ценность дидактических игр заключается в том, что в процессе игры дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом. При использовании дидактических игр очень важно следить за сохранением интереса школьников к игре. При угасании интереса ни в коем случае не следует принудительно навязывать игру детям, так как игра потеряет свое развивающее значение. При потере интереса к игре учителю следует своевременно принять действия, ведущие к изменению обстановки. Этому могут служить эмоциональная речь, приветливое отношение, поддержка отстающих. При наличии интереса дети занимаются очень охотно, что благотворно влияет и на усвоение ими знаний.

Очень важно проводить игру выразительно. Если разговаривать с детьми сухо, равнодушно, монотонно, то дети относятся к занятиям безразлично, начинают отвлекаться. В таких случаях трудно сохранять у детей желание слушать, смотреть, участвовать в игре, уроке. В этом случае игра не приносит никакой пользы и вызывает только утомление. Возникает отрицательное отношение к занятиям.

(Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. Для устного счета подбираются такие задания, которые быстро и эффективно настраивают ребят на продуктивную работу в течение всего урока.

Можно провести игру « Обгонялки ».

Для этого класс делится на две команды. Учащимся задаются примеры на устное вычисление, кто первый ответит, получает 1 балл. Побеждает та команда, которая набрала большее число баллов. Примеры можно дать такого содержания:

60*30= 27:3=

5*25= 17*3=

75:3= 400-17=

120:4= 12*30=

100*0,1= 22:11=

Игра « Лучший счетчик».

По просьбе учителя каждый ученик дома придумывает 3-4 примера для устного счета. Класс делится на три команды. В каждой команде выбирается «счетчик», защищающий честь своего коллектива. Члены других команд предлагают ему свои примеры до тех пор, пока он не собьется. Тогда его сменяет следующий «счетчик» из той же команды. Побеждает та команда, в которой было наименьшее число «счетчиков», решивших наибольшее количество примеров.

Игра « Молчанка».

Каждому ученику дается сигнальная карточка, с помощью которой он высказывает свое мнение (молча) об ответе на заданный вопрос.

Игра « Кодированные упражнения».

Все учащиеся делятся на две команды и каждой группе предлагаются

кодированные задания следующего типа:

1)х-132=а

2)а:12=в

3)в+72=с

4)с*11=

Вычислить при х1=240, х2=360, х3,х4 и т.д. Значение х для каждого варианта выбираются кратным 12 и большим, чем 132. Побеждает та группа, которая раньше всех выполнила задание с наименьшим количеством ошибок.

« Магические квадраты».

Каждая команда должна составить свой «магический» квадрат. Перед объявлением заданий учащимся следует показать несколько «магических» квадратов.

Конспект выступления на РМО по теме Организация учебного взаимодействия на уроках математики.

Играть можно в процессе закрепления, обобщения и проверки знаний. Например, после изучения темы « Тождества сокращенного умножения» (7 класс) для закрепления и проверки знаний учащихся можно предложить игру « Смотри не ошибись! ». На доске записано несколько примеров по данной теме.

Правила игры: Учитель вызывает поочередно по одному ученику из каждой команды и просит вместо квадратика написать букву или число так, чтобы выполнялось равенство. После окончания этой работы предлагается всем внимательно просмотреть и проверить записи. Дальше закрывается вначале первая часть тождества и требуется воспроизвести левую, затем наоборот. Далее игра усложняется: закрываются все записи, и требуется по памяти воспроизвести их. Игру ведет учитель. К доске вызываются учащиеся поочередно из каждой команды. Выполнивший задание приносит команде 5 очков, не справившийся с заданием лишает команду 3 очков.

Можно предложить поиграть учащимся 8 класса при усвоении теоремы « Сумма внутренних углов выпуклого п-угольника ». Для этого предлагается игра « Диалог », направленная на повышение активности учащихся в процессе усвоения новых знаний. Идея игры состоит в том, что учитель формулирует учебную проблему или создает проблемную ситуацию, а учащиеся стараются решить эту проблему. Они понимают, что для решения проблемы им недостаточно имеющихся знаний. По правилам игры каждая команда имеет право задать учителю минимальное число вопросов с тем, чтобы извлечь из его ответов максимум информации для решения поставленной проблемы. В игре учитель как бы не желает выдавать информацию, а ученики умело поставленными вопросами вынуждают его к этому. И если в таком диалоге при минимальном числе вопросов у учеников наступит «озарение», то можно сказать, что учитель выполнил задачу по развитию творческого мышления учащихся.

Игру можно использовать, когда объем материала достаточно большой. После изучения нескольких разделов возникает необходимость повторить теоретический материал, проверить, как учащиеся усвоили правила, формулы, определения. Обыкновенный опрос скучен и не вызывает должного интереса. Тогда можно организовать игру «Математическая перестрелка». Такую игру можно считать теоретическим зачетом, игровым повторением. Заранее определяются те вопросы, которые будут главным содержанием игры. Эти вопросы вывешиваются в классе. Класс делится на 2 команды. Каждому игроку присваивается личный номер. По жеребьевке определяется начинающий игрок. Он имеет право задать вопрос любому игроку из команды соперницы. Через 5-7 секунд должен быть дан ответ. Если участник верно ответил на вопрос, то очередь задавать вопрос предоставляется ему. Если же участник не смог выполнить задание, он выбывает из игры, команда теряет игрока и очко. А игрок команды соперницы отвечает на свой вопрос и имеет право задать новый вопрос другому игроку. Игру оценивает жюри. Выигрывает та

Команда, которая меньше потеряла игроков.)

Эффективно активизирует деятельность учащихся на уроке метод создания проблемной ситуации. Перед учащимися ставится маленькая проблема типа: «Что бы это означало?» - и учитель совместно с ними старается ответить на поставленный вопрос.

В понимании детей - учитель это компьютер, который не может ошибиться никогда, и они, обычно, слепо копируют его решения. Необходимо показать, что учитель обычный человек и может ошибиться. Например, педагог решает на доске:

(3х+7)*2-3=17

(3х+7)*2=17-3 умышленная ошибка

(3х+7)*2=14

3х+7=14:2

3х+7=7

3х=7-7

3х=0

х=0

При проверке ответ не сходится. Учитель удивляется, делает вид, что не понимает, в чем же тут дело. Среди учеников - ажиотаж. А далее он предполагает: «А, может быть, я допустил ошибку?» В результате все увлеченно решают пример еще раз самостоятельно и с восторгом находят ошибку учителя. Они решили проблему, решили увлеченно и самостоятельно. Тренировки такого рода заставляют учеников очень внимательно следить за мыслью и решением учителя и, естественно, за своими записями. Результат - внимательность и заинтересованность на уроках.

Так же одной из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей является групповая работа. Групповая работа - это совместная деятельность детей и учителя, где реализуются все виды взаимодействий: "учитель - ученик, ученик- ученик, ученик - группа, ученик - учитель", где на смену репродуктивной деятельности приходит исследовательская, поисковая, коллективно - распределенная деятельность. Групповую работу характеризует непосредственное взаимодействие между учащимися, их совместная согласованная деятельность.

Результаты совместной работы учащихся в группах, как правило, всегда значительно выше по сравнению с выполнением того же задания каждым учащимся индивидуально. И это потому, что члены группы помогают друг другу, несут коллективную ответственность в результатах отдельных членов группы, а также потому, что работа каждого ученика в группе особенно индивидуализируется при регулировании темпа продвижения при изучении какого-либо вопроса.

При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и учащихся. Причем помогающий ученик получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику. Итак: результаты применения групповой формы работы -

  • растет самокритичность ребенка,

  • возрастает глубина изучаемого материала,

  • растет познавательная и творческая самостоятельность учащихся,

  • возрастает сплоченность класса,

  • меняется характер взаимоотношений между детьми, дети согласовывают свои действия,

  • учатся делать выводы по предметному содержанию,

  • формируется терминологическая речь.

Одним из главных условий качественной работы группы является взаимопонимание между членами группы, умение вести диалог, вести споры, дискуссии, но избегать конфликтов. Для этого нужно предоставить "готовые" правила работы в группе или предложить учащимся разработать их самостоятельно.

Примерные правила могут быть следующими:

1. Работай в группе дружно, помни - вы одна команда.
2. Принимай активное участие в работе, не стой в стороне.
3. Не бойся высказывать своё мнение.
4. Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других участников группы.
5. Думай сам, а не рассчитывай на других.
6. Отвечай у доски громко, чётко, кратко.
7. В случае неправильного ответа группы не вини никого, отвечай за себя. Помни, что каждый человек имеет право на ошибку.
8. Если вы не можете выбрать того, кто будет представлять вашу группу у доски, то примените считалочку или жребий.

Каждому учителю при организации групповой деятельности необходимо помнить следующее:

- нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;

- следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;

- нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить "продукт" совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);

- нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, всё осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя кропотливой работы.

Групповые формы работы можно использовать на разных этапах урока, например,

- этап актуализации знаний (при выполнении устной работы);

- на этапе закрепления и повторения (при проведении самостоятельной работы);

- на этапе открытия новых знаний (при реализации проблемных ситуаций);

- при подведении итога урока (при выполнении обобщений и формулировки выводов).

Но групповая форма несет в себе и ряд недостатков. Среди них наиболее существенными являются:

- трудности комплектования групп и организации работы в них;

- учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения. В результате слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях, задачах;

- некоторые дети отмалчиваются, теряются;

- необходим дополнительный раздаточный материал, который готовит учитель

- объективность оценки за работу иногда нарушается.

Учителю в своей работе надо обратить внимание на то, что при комплектовании групп важно учитывать характер межличностных отношений учащихся. Психолог Ю.Н.Кулюткин по этому поводу пишет: "В группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае возникает психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, снимаются тревожность и страх".

Только в сочетании с другими формами обучения учащихся на уроке - фронтальной и индивидуальной - групповая форма организации работы учащихся приносит ожидаемые положительные результаты.

Большую роль в развитии познавательной активности учащихся играют нетрадиционные формы проведения уроков. Широкое применение на практике получили уроки-соревнования, уроки-КВН, уроки-путешествия, уроки-игры, уроки-сказки и т.д.

Активизация деятельности учащихся на уроке - одно из основных направлений совершенствования учебно-познавательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому учителю необходимо работу на каждом уроке организовывать так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика. Каждый учитель огорчается, видя на своих уроках скучающие лица ребят, когда же ученики работают азартно, увлеченно, то учитель испытывает удовлетворение от своей педагогической деятельности. Умение увлечь учеников работой и есть, в конечном счете, педагогическое мастерство к которому нужно стремиться.

В процессе своей педагогической деятельности я стараюсь использовать вышеизложенные методы и приемы. Многие задания уже апробированы и дают положительный результат.



© 2010-2022