- Преподавателю
- Математика
- Внеклассное мероприятие Путешествие в страну Геометрия
Внеклассное мероприятие Путешествие в страну Геометрия
Раздел | Математика |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Сиковая Т.А. |
Дата | 03.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Внеклассное мероприятие ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ «ГЕОМЕТРИЯ» предназначено для учеников 7 класса. Цель игры: повысить интерес к математике, снять усталость, способствовать развитию внимания, взаимопомощи, чувства товарищества. Подготовка: разделите класс на три команды, подготовьте квадратики трёх цветов и проведите жеребьёвку. Можно сформировать команды и по желанию участников.
ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ «ГЕОМЕТРИЯ»
Цель игры: повысить интерес к математике, снять усталость, способствовать развитию внимания, взаимопомощи, чувства товарищества.
Цель урока: повторить изученный материал, расширить кругозор учащихся.
Девизы игры: 1. «Не знающий геометрии да не войдёт в «Академию»
Платон.
2. «Геометрия есть искусство правильно рассуждать на неправильных чертежах
Пойа Д.
3. «Геометрия показалась мне очень интересной и какой - то волшебной наукой»
Андронов И.К.
Вступительное слово учителя.
Одно из самых красивых и долговечных творений-Геометрия-создана в 7 веке. Геометрия - наука о свойствах геометрических фигур. Слово «геометрия» - греческое, в переводе на русский язык означает «землемерие». Такое название связано с её применением для измерений на местности, но она также широко применяется и на практике. Геометрию надо знать всем - и рабочему, и инженеру, и архитектору, и художнику.
Сегодня в знаниях по геометрии будут соревноваться три команды по 6 учеников: «Шар», «Цилиндр», «Конус». На доске вывешена таблица, где будут заноситься полученные командами баллы за каждый конкурс.
1 станция. «Ребусная».
Отгадайте ребусы. Каждый правильно отгаданный ребус оценивается в один балл.
1.Слово, от которого произошло название одного из разделов геометрии - планиметрии.
2.Какая геометрическая фигура, по мнению Евклида, «есть то, что не имеет частей»?
3.Название древнейшего чертёжного инструмента.
4. Название важного элемента любого треугольника.
5.Название фигуры, у которой нет ни начала, ни конца, зато есть длина.
6.Каким инструментом можно начертить самую совершенную, по мнению древних греков, плоскую фигуру.
……
2 станция. «Теоретическая».
Какие из следующих утверждений верны? (За верный ответ + 1 балл).
-
Угол, смежный с тупым углом, не может быть острым.
-
Если смежные углы равны, то они прямые.
-
Если один из смежных углов увеличить на 5°,то и другой увеличится на 5°.
-
Вертикальные углы равны.
-
Если углы равны, то они вертикальные.
-
Треугольник, в котором есть равные стороны, - равнобедренный.
-
Любой равносторонний треугольник является равнобедренным.
-
Любой равнобедренный треугольник является равносторонним.
-
Любая прямая, проходящая через точку окружности и перпендикулярная радиусу, является касательной к окружности.
-
Касательные к окружности, проходящие через концы диаметра, не имеют общих точек.
3 станция. Занимательная страница. «Геометрия и оптические иллюзии».
Нередко, решая в школе какие-либо задачи, некоторые учащиеся делают вывод лишь на основании того, что они видят на чертеже; часто они даже уверены, что после этого никаких доказательств уже не нужно.
Но вот несколько примеров, когда наблюдение над чертежом может нас привести к грубо ошибочным выводам.
-
Разве вам не кажется, что четырёхугольник, изображённый на рисунке 39, -трапеция (у которой «верхнее» основании меньше «нижнего»)?
А на самом деле это квадрат.
-
Линия на рисунке 40, расположенная за двумя параллельными полосками, кажется ломаной, а на самом деле-это прямая.
-
Параллельны ли заштрихованные прямые (рис.41)? Ответ: да.
-
Стороны прямоугольника кажутся кривыми! (рис.42.).
-
Кривыми кажутся также стороны треугольника! (рис.43.).
-
При продолжительном рассматривании фигуры вам будут казаться выступающими вперёд то два кубика вверху, то два кубика внизу. Вы можете вызвать то или иное представление по желанию (усилием воображения)
-
.
Обман зрения при рассматривании рисунков представляет большой интерес для художников, конструкторов. Рассмотрим несколько примеров.
-
Что перед вами: ваза или два силуэта в окне? (рис.1)
-
Высота цилиндра кажется больше диаметра. Так ли это?(рис.2)
-
Дано изображение двух женщин, старой и молодой (рис.3). Черты лица старой женщины представлены полнее, чем молодой, но, в конце концов, оказывается видным и молодое лицо. Найдите его.
А вот ещё два примера «Загадочных картин», на которых при первом взгляде видится одно, а при более (или менее) внимательном - другое. Такие картинки на протяжении многих лет публиковались в журнале «Наука и жизнь».
4 станция. «Кроссвордная».
Отгадайте кроссворд. Команде, правильно разгадавшей кроссворд, присуждается 5 баллов.
По горизонтали:1. Фигура, которая состоит из трёх точек, не лежащих на одной прямой, и трёх отрезков, попарно соединяющих эти точки. 2.Точка, из которой выходят стороны угла. 3. Прямоугольный параллелепипед, все рёбра которого равны. 4. Наука о свойствах геометрических фигур. 5. Часть прямой, которая имеет начало, но не имеет конца. 6.Прямоугольник, у которого все стороны равны. 7. Четырёхугольник, у которого все углы прямые.
По вертикали: 1.Фигура, которую можно получить, соединив две точки линией по линейке. 2.Геометрическая фигура, которая состоит из двух лучей, выходящих из одной точки. 3.Сумма длин всех сторон треугольника. 4.Угол, величина которого равна 90°. 5.Фигура, которую можно получить из отрезка, если неограниченно продолжить его в оба конца по линейке. 6.Прибор для измерения углов в градусах. 7.Единица длины.
5 станция. Складывание фигур. «Танграм».
Каждой команде предлагается из кусочков, на которые разрезан квадрат, сложить различные фигурки. В каждую фигуру должны войти непременно все семь кусочков - ни один не должен оставаться; кусочки не должны также налегать друг на друга, а только примыкать один к другому без пробелов. За каждую правильно собранную фигуру присуждается один балл.
Подведение итогов игры. Награждение команд.
Использованная литература:
-
«Школьникам о математике и математиках». Составитель Лиман М. (Москва) Просвещение, 1981.
-
Н.М.Карпушина. «Развивающие задачи по геометрии, 7 класс». Москва. « Школьная пресса», 2004.
-
И.А.Воротников. «Занимательное черчение». Москва. «Просвещение»,1990.
-
«Наука и жизнь». 3 (2005).
-
М.Б.Балк, Г.Д.Балк. «Математика после уроков». Москва. «Просвещение», 1971.
-
«Математика». 2 (2002). Издательский дом «Первое сентября».