- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа элективного курса «Практическая математика» основного общего образования 9 класс
Рабочая программа элективного курса «Практическая математика» основного общего образования 9 класс
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Нечаева О.А. |
Дата | 31.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Рабочая программа
элективного курса
«Практическая математика»
основного общего образования
9 класс
(2014 - 2015 учебный год)
Разработчик учитель математики:
Нечаева О.А.
Миасский городской округ
2014 г.
Оглавление
Оглавление 2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 5
Учебно-тематический план 7
Календарно-тематический план 8
Учебно-методическое обеспечение 10
ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ 11
Характеристика контрольно-измерительных материалов 12
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков 12
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса по математике для 9 класса является составной частью основной образовательной программы основного общего образования, составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования и следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
-
Приказ МО РФ № 1089 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
-
Приказ Министерства образования и науки Челябинской области №01/1839 от 30.05.2014 «О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования.
-
Примерные программы среднего (полного) общего образования по математике. Письмо Департамента государственной политики в образовании МО и Н РФ от 07.06.2005 г. №03- 1263).
-
Приказ Министерства образования РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
-
Приложение к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 30.06.2014 № 03-02/4959 «О преподавании учебного предмета «математика» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2014-2015 учебном году.
-
Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 № 03/3404 «О разработке рабочих программ курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждений Челябинской области».
Структура рабочей программы. Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание курса, календарно-тематический план, перечень учебно-методического комплекса, требования к уровню подготовки учащихся, характеристику контрольно-измерительных материалов.
Данный элективный курс обеспечивает межпредметную связь и является общекультурным, так как удовлетворяет естественное любопытство. Уровень сложности предлагаемых практических задач таков, что позволяет к их рассмотрению привлечь значительное число учащихся.
Элективный курс «Прикладная математика» рассчитан для учащихся 9 класса. При разработке данной программы учитывалось то, что курс должен быть направлен на удовлетворение познавательных потребностей и интересов школьников, на формирование у них новых видов познавательной и практической деятельности, которые не характерны для традиционных учебных курсов.
Научиться решать практические задачи значительно сложно в рамках уроков математике. Это связано с обилием различных типов практических задач и с многообразием приемов и методов их решения.
Основная трудность при решении этих задач обычно возникает по следующим причинам:
-
материал либо был плохо усвоен в основной школе, либо плохо сохранился в памяти;
-
для решения задачи нужно знать некоторые методы и приемы решения, которые либо не рассматриваются при изучении математике, либо не отрабатываются;
-
в «нетипичных» задачах, в которых представлены не самые знакомые конфигурации, надо уметь применять известные факты и решать базисные задачи, которые входят как составной элемент во многие задачи.
Цель курса:
Развитие интереса учащихся к математике, творческих способностей, логического мышления.
Задачи курса:
-
Дополнить знания учащихся задачами прикладного характера.
-
Расширить и углубить представления учащихся о приемах и методах решения математических задач.
-
Помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования.
-
Развивать логическое и пространственное мышление учащихся, формировать у них умение самостоятельно приобретать и применять знания.
-
Формировать умение выдвигать гипотезы, строить логические умозаключения, делать выводы, производить прикидку и оценку результатов вычисления.
-
Стимулировать познавательный интерес и положительную мотивацию изучения математики.
В учебном плане гимназии на изучение элективного курса «Практическая математика» отводится 1 час в неделю из вариативной части.
Элективное занятие проводится длительностью 45 минут.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
-
Различные приемы быстрого счета (2 часа)
Приемы быстрого счета.
Проверка действий.
Таблица умножения на пальцах.
Признаки делимости.
Основная цель - показать приемы для упрощения вычислений и для их проверки.
-
Процентные вычисления в жизненных ситуациях (3 часа)
Распродажа.
Банковские операции.
Голосование.
Основная цель -показать широту применения в жизни такого простого и известного учащимся математического аппарата, как процентное вычисление.
-
Теория графов (4 часов)
Графы в решении логических задач.
Использование графов в различных областях.
Основная цель - научить наглядно представлять различные объекты и связи между ними.
-
Различные способы решения квадратных уравнений (5 часов)
Решение уравнений выделением полного квадрата и по формуле.
Способ переброски.
Графический способ.
Решение с помощью номограммы.
Геометрический способ.
Основная цель - познакомить учащихся с 10 способами решения квадратных уравнений, которые быстро и рационально позволяют решать многие уравнения.
-
Приближенные методы извлечения квадратного корня (2 часа)
Основная цель - показать учащимся некоторые методы нахождения корней, позволяющие быстро получать результат.
-
Теорема Пифагора (3 часа)
Решение старинных задач.
Связь теоремы Пифагора с историей, с физикой, с географией.
Основная цель - показать различные способы доказательства теоремы Пифагора и ее значение в жизни.
-
Геометрические построения (4 часа)
Геометрические построения в технологии.
Практическая работа.
Основная цель - показать применение геометрических знаний в жизненной практике, научить быть экономными, приобщить к производительному труду, приобщать к определенной профессии.
-
Логика и жизнь (4 часа)
Понятие доказательства и структура доказательства.
Способы и правила доказательства и опровержения.
Основная цель -показать применение логики в юриспруденции.
-
Арифметическая и геометрическая прогрессия (4 часа)
Решение задач.
Деловая игра.
Основная цель - показать использование знаний по смежным дисциплинам и развить умение анализировать происходящие изменения.
-
Методы решения неравенств (3 часа)
Применение доказательства неравенств в самой математике.
Применение доказательства неравенств в решении задач на оптимизацию.
Применение доказательства неравенств в решении различных прикладных задач.
Основная цель - раскрыть перед учащимися теоретическую и практическую значимость доказательства неравенств, и показать их применение к решению прикладных задач.
Учебно-тематический план
№
НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА
Количество часов в рабочей программе
Различные приемы быстрого счета
2 часа
Процентные вычисления в жизненных ситуациях
3 часа
Теория графов
4 часа
Различные способы решения квадратных уравнений
5 часов
Приближенные методы извлечения квадратного корня
2 часа
Теорема Пифагора
3 часа
Геометрические построения
4 часа
Логика и жизнь
4 часа
Арифметическая и геометрическая прогрессия
4 часа
Методы решения неравенств
3часа
Всего
34 часа
Календарно-тематический план
1 час в неделю, всего 34 часа
Кол-во часов
Тема урока
Дата
Планируемая
Фактическая
1. Различные приемы быстрого счета (2 часа)
1
1
Приемы быстрого счета. Проверка действий.
2
1
Таблица умножения на пальцах. Признаки делимости.
2. Процентные вычисления в жизненных ситуациях (3 часа)
3
1
Распродажа.
4
1
Банковские операции.
5
1
Голосование.
3. Теория графов (4 часов)
6
1
Графы в решении логических задач.
7
1
Графы в решении логических задач.
8
1
Использование графов в различных областях.
9
1
Использование графов в различных областях.
4. Различные способы решения квадратных уравнений (5 часов)
10
1
Решение уравнений выделением полного квадрата и по формуле.
11
1
Способ переброски.
12
1
Графический способ.
13
1
Решение с помощью номограммы.
14
1
Геометрический способ.
5. Приближенные методы извлечения квадратного корня (2 часа)
15
1
Приближенные методы извлечения квадратного корня
16
1
Приближенные методы извлечения квадратного корня
6.Теорема Пифагора (3 часа)
17
1
Решение старинных задач.
18
1
Связь теоремы Пифагора с историей, с физикой, с географией.
19
1
Связь теоремы Пифагора с историей, с физикой, с географией.
7. Геометрические построения (4 часа)
20
1
Геометрические построения в технологии.
21
1
Практическая работа.
22
1
Практическая работа.
23
1
Практическая работа.
8. Логика и жизнь (4 часа)
24
1
Понятие доказательства и структура доказательства.
25
1
Понятие доказательства и структура доказательства.
26
1
Способы и правила доказательства и опровержения.
27
1
Способы и правила доказательства и опровержения.
9. Арифметическая и геометрическая прогрессия (4 часа)
28
1
Арифметическая прогрессия.
29
1
Решение задач. Деловая игра.
30
1
Геометрическая прогрессия.
31
1
Решение задач. Деловая игра.
10. Методы решения неравенств (3 часа)
32
1
Применение доказательства неравенств в самой математике.
33
1
Применение доказательства неравенств в решении задач на оптимизацию.
34
1
Применение доказательства неравенств в решении различных прикладных задач.
Учебно-методическое обеспечение
Учебник
Методические и дидактические пособия
-
Элективные курсы по математике: [учебное пособие] / О.Н. Брюхова. - Челябинск: «Академия новых технологий», 2005.
-
За страницами учебника математики: Пособие для учащихся средней школы - М.: Просвещение, 1989г./ Депман И. Я., Виленкин Н.Я..
-
Проценты на все случаи жизни: Учебное пособие для учащихся, учителей.-Челябинск: Юж-Урал.кн.из-во, 1996г./ Петрова И.Н..
-
Учебное пособие для 7-9 классов средней школы. .Факультативный курс по математике./Сост. И.Л.Никольская - М.: Просвещение, 1991г.
-
Учебное пособие для классов с углубленным изучением математики./Атанасян Л.С., БутузовВ.Ф. и др М.: Просвещение, 2004г.
-
Тавгень О. И. Математика в задачах. Теория и методы решений / О. И. Тавгень, А. И. Тавгень. - Минск : Аверсэв, 2005.
-
Березин, В. Н. Сборник задач для факультативных и внеклассных занятий по математике: кн. для учителя / В. Н. Березин, Л. Ю. Березина, И. Л. Никольская. - М. : Просвещение, 1985Математические загадки, развивающие упражнения (компакт-диск). - Волгоград : Учитель, 2010.
-
Кривоногов В.В. Нестандартные задания по математике:5-11 классы.- М.: Издательство «Первое сентября»,2002г.
ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ
Элективный курс даёт возможность учащимся:
-
систематизировать знания о математических методах, приемах, используемых при изучении математики;
-
получить и углубить представление о процентах, теореме Пифагора, доказательстве неравенств, логических рассуждениях;
-
получить представление о строгих доказательствах (их точности, общности, объективности), уметь проводить доказательства повышенной сложности.
-
научиться применять методы решения в нестандартных и практических задачах;
При этом учащиеся должны:
-
знать и правильно использовать математические термины;
-
уметь формулировать определения понятий:
-
признаки делимости;
-
банковские операции;
-
граф;
-
квадратное уравнение;
-
номограмма;
-
теорема Пифагора;
-
доказательство и опровержение;
-
арифметическая прогрессия;
-
геометрическая прогрессия;
-
неравенство.
-
Уметь:
-
выдвигать гипотезы;
-
делать выводы;
-
представлять результаты работы в виде таблиц и графов;
-
собирать и обрабатывать информацию;
-
участвовать в дискуссии.
Характеристика контрольно-измерительных материалов
Для оценивания результативности проводимой работы возможны следующие виды деятельности учащихся:
-
устные сообщения учащихся с последующей дискуссией;
-
составление графов на компьютере; участие в деловых играх;
-
проведение вычислительных экспериментов
-
задания для самостоятельного решения. (Приложение1)
Предложена зачетная система оценивания. Ученик получает зачет при условии, что участвует в трех различных видах деятельности, выполняет определенную работу и проводит отчет о проделанной работе. Дополнительные баллы выставляются за использование Интернет-технологий и публичную презентацию своей работы.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков
Оценка «Зачет»:
-
учащийся освоил теоретический материал курса;
-
учащийся получил навыки его применения при решении конкретных задач;
-
в работе над индивидуальными домашними заданиями учащийся продемонстрировал умение работать самостоятельно;
-
показатели по проведенным работам составляют 60% и более.
Оценка «Незачет»:
-
учащийся слабо освоил теоретический материал курса;
-
индивидуальные домашние задания учащийся выполнил частично;
-
учащийся не освоил даже наиболее простые идеи и методы решений, что не позволяет ему достаточно успешно решать даже простые задачи;
-
показатели по проведенным работам составляют менее 60%.