Самоанализ урока «Что такое математическая модель» (А. Г. Мордкович АЛГЕБРА, 7 класс)

Раздел Математика
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Самоанализ урока

«Что такое математическая модель»

(«АЛГЕБРА, 7 класс », автор А.Г. Мордкович,

провела учитель математики Семёнова Л.М.

МАОУ СОШ № 145 г.Перми)

Урок математики, который вы посмотрели, входит в главу «Математический язык. Математическая модель».

Тема урока «Что такое математическая модель».

Ставилась следующая цель: помочь учащимся научиться переводить описанные обычным языком явления на математический язык, и наоборот, по заданной математической модели описывать словами реальную ситуацию; собирать воедино уже имеющиеся по данной теме знания, обосновывать их и систематизировать поступающие данные.

Задачи урока. Формировать универсальные учебные действия:

  1. Через организацию пространства поиска, диалога, творчества;

  2. Через обмен содержания субъективного опыта между учениками;

  3. Через общение с учениками на принципах сотрудничества;

  4. Через включенность каждого ученика в работу класса.



Положительные результаты урока.

Урок построен в соответствии с программными требованиями в технологии проблемно-диалогического обучения с использованием приемов развития критического мышления обучающихся.

На сегодняшний день современный урок немыслим без «тактики сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Чтобы вовлечь ребят в учебу, необходимы все новые и новые формы урока, где за основу берется формирование универсальных учебных действий учащихся.

Такая форма проведения урока существенно повышает мотивацию учения; эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечила работу всего класса, позволила учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» их мышление.

В основу построения данного урока положены коммуникативные универсальные учебные действия, наилучшим образом способствующие реализации одной из главных задач обучения: работе с различными видами информации. Для этого использованы следующие приемы ТРКМ:

  • Прием «Составление кластера» - учит принимать различные точки зрения на вопрос, договариваться, находить общее решение.

  • Творческий прием «Круги на воде» - умение договариваться, убеждать, уступать, аргументировать, находить общее решение.

Познавательные универсальные учебные действия формировались на всех этапах урока:

  1. Стадия вызова - прием «Верные - неверные утверждения» - установление причинно-следственных связей, выбор наиболее эффективных способов решения проблемы, последующая рефлексия выбранных способов.

  2. Стадия осмысления - прием «Кластер»

Здесь формируется целый блок познавательных УУД. Это:

  • Общеучебные умения: структурирование и моделирование знаний, извлечение необходимой информации, умение строить речевое высказывание, явления, описанные простым языком переводить на математический;

  • Логические: анализ текста, выбор оснований, логические связи и доказательство.

Стадия рефлексии - прием «Круги на воде»

  • Общеучебные: умение длинные предложения записывать краткой выразительной записью, контроль и оценка результата

  • Универсальные: отражение реальной ситуации с помощью числовых и алгебраических выражений, уравнений, неравенств.

В течение всего урока формировались регулятивные универсальные учебные действия:

  • Прогнозирование темы урока

  • Целеполагание урока

  • Волевая саморегуляция при самостоятельной работе

  • Осознание качества и уровня усвоеня учебного материала

Методы обучения и используемые приемы ТРКМ послужили способом создания максимальных условий для активной мыслительной деятельности учащихся. Выбранные мною методы и приемы ТРКМ соответствовали, характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся.

На уроке отрабатывался перевод обычного языка данной реальной ситуации на математический язык, и, наоборот, по заданной математической модели описывали словами реальную ситуацию.

При выполнении заданий учащиеся использовали разные правила, свойства, законы, выработанные в алгебре. Математические модели учились разделять на виды:

- алгебраическая модель (аналитическая);

- графическая модель ( геометрическая);

- словесная модель;

- табличная модель.

Так же на уроке отрабатывался навык перехода от одного вида математической модели к другому.

Применение математики к реальной действительности, связь с жизнью заставляли учащихся мобилизовать свои силы и все имеющиеся в арсенале знания, умения и навыки.

Данная тема подготовила учащихся к методу математического моделирования при решении простых текстовых задач. Суть метода заключается в том, что словесную модель (условие задачи) учащиеся переводят на математический язык, получают и решают математическую модель, при этом выделяют 3 этапа работы с полученной математической моделью.

На протяжении всего урока использовала: практические, логические задания для формирования интереса к предмету.

Для организации деятельности учащихся на уроке применяла различные формы работы с детьми:

  • Фронтальная (во время проверки раннее изученного материала)

  • Групповая ( во время систематизации имеющихся знаний)

  • Работа в парах (для развития сотрудничества среди учащихся).

Способы взаимодействия продуманы с учетом индивидуальных способностей учащихся и их интересов. При подготовке к уроку мною были учтены и возрастные, и индивидуальные особенности, а также уровень развития учащихся (класс среднего и ниже среднего развития):

Учитывала психологические особенности детей: визуалы, кинестетики, аудиалы.

Контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся осуществлялся на всех этапах урока методами само- и взаимоконтроля учащихся и корректного контроля за само- и взаимоконтролем учащихся со стороны учителя.

Активность и работоспособность ребят на уроке хорошая.

Психологическая атмосфера на уроке характеризовалась дружественностью, оптимизмом и равенством как учащихся между собой, так и между учащимися и учителем.

Отрицательные результаты урока.

Урок был немного затянутым, прошел в недостаточном темпоритме. Причиной того считаю - слабо развитую математическую речь учащихся, затруднение некоторых учащихся кратко и четко излагать свои мысли. Эти «минусы» будем отрабатывать на последующих уроках. Учитывая индивидуальные способности учащихся, необходимо создать на уроке условия для оптимальной организации активной познавательной их деятельности, добиваться от каждого из них четкой формулировки правил, осознания и усвоения материала.

Всё же результаты урока я оцениваю как хорошие. Поставленные задачи и план урока удалось реализовать. Программный материал урока учащимися усвоен.

© 2010-2022