Программа по внеурочной деятельности для 5 класса Занимательная математика

Курс «Математика для любознательных» предназначен для внеклассной работы  и рассчитан на учащихся 5 классов, интересующихся математикой. Проведение такого курса способствует самоопределению учащихся при переходе к профильному обучению в средней и старшей школе. Его содержание можно варьировать с учетом склонностей, интересов, уровня подготовленности детей, а также совмещать с другими формами внеклассной работы по математике. Курс рассчитан на 34 часа. Рекомендуемая продолжительность одного занят...
Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Курс «Математика для любознательных» предназначен для внеклассной работы и рассчитан на учащихся 5 классов, интересующихся математикой. Проведение такого курса способствует самоопределению учащихся при переходе к профильному обучению в средней и старшей школе.

Его содержание можно варьировать с учетом склонностей, интересов, уровня подготовленности детей, а также совмещать с другими формами внеклассной работы по математике.

Курс рассчитан на 34 часа. Рекомендуемая продолжительность одного занятия для 5-го класса - 30-40 минут. В качестве основной формы проведения курса выбрано комбинированное тематическое занятие, на котором решаются упражнения и задачи по теме занятия, заслушиваются сообщения учащихся, проводятся игры, викторины, математические эстафеты и т.п., рассматриваются олимпиадные задания, соответствующей тематики.

Основной акцент делается на тему «Решение задач». Рассматриваются:

- типовые текстовые задачи (задачи на движение, переливание, взвешивание и т.д.) и их более трудные вариации из текстов олимпиад;

- логические задачи, которые не требуют дополнительных знаний, но зато практика их решения учит мыслить логически, развивает сообразительность, память и внимание, решать логические задачи полезно и интересно;

- геометрические задачи со спичками, на разрезание и перекраивание не рассматриваются в курсе математики 5-6 классов, хотя они часто встречаются в олимпиадных заданиях, решая их, учащиеся развивают геометрическую зоркость, внимание, знакомятся со свойствами геометрических фигур.

В процессе проведения данного курса ставятся следующие цели:

- развить интерес учащихся к математике;

- расширить и углубить знания учащихся по математике;

- развить математический кругозор, мышление, исследовательские умения учащихся;

- воспитать настойчивость, инициативу в процессе учебной деятельности;

- формировать психологическую готовность учащихся решать трудные и нестандартные задачи.

Задачами курса являются:

- достижение повышения уровня математической подготовки учащихся;

- приобретение опыта коммуникативной, творческой деятельности;

- знакомство с различными типами задач как классических, так и нестандартных;

- практика решения олимпиадных заданий.

Оценка знаний


Для проверки степени усвоения материала по каждой теме рекомендуется проводить тематический контроль в форме проверочных самостоятельных работ, тестов, кроссвордов по темам блока занятий, устную олимпиаду и т.п.

Такие проверочные работы должны носить не столько оценивающий, сколько обучающий характер и являться продолжением процесса обучения. Оценки за такие работы можно ставить условно - например, в баллах по числу верно выполненных заданий. Учитывая возраст учащихся, проверочные работы можно проводить в форме игр, викторин, соревнований.

Планируемый результат


Предполагается, что знакомство учащихся с нестандартными (как по формулировке, так и по решению) задачами будет способствовать повышению их успеваемости на уроках математики и развитию у них интереса к предмету.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения содержания курса


личностные:

- готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

-умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

-первоначального представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

-критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

-креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач;

-умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

-формирования способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

метапредметные:

  1. способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  2. умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;

  3. способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

  4. умения устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

  5. умения создавать, применять и преобразовывать знаковосимволические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  6. развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  7. формирования учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентностй);

  8. умения понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

  9. умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;

  10. понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

  11. умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для рещения учебных математических проблем;

  12. способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

предметные:

1) умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию;

  1. умения пользоваться изученными математическими формулами,"

  2. знания основных способов представления и анализа статистических данных; умения решать задачи с помощью перебора всех возможных вариантов;

  3. умения применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

дата

Тема занятия

Форма проведения

1

Что дала математика людям? Зачем ее изучать? Когда она родилась, и что явилось причиной ее возникновения?

2

Старинные системы записи чисел. Упражнения, игры, задачи.

3

Иероглифическая система древних египтян. Упражнения, игры, задачи.

4

Римские цифры. Упражнения, игры, задачи.

5

Римские цифры. Как читать римские цифры?

6

Решение задач из стенгазеты № 1.

7

Пифагор и его школа. Упражнения, игры, задачи.

8

Бесконечный ряд загадок. Упражнения, игры, задачи.

9

Архимед. Упражнения, игры, задачи.

10

Умножение. Упражнения, игры, задачи.

11

Конкурс знатоков. Математические горки. Задача в стихах. Логические задачи. Загадки.

12

Деление. Упражнения, игры, задачи.

13

Делится или не делится.

14

Решение задач из стенгазеты № 2.

15

Новогодние забавы.

16

Математический КВН. Решение ребусов и логических задач.

17

Знакомство с занимательной математической литературой. Старинные меры длины.

18

Игра «Веришь или нет».

19

Решение олимпиадных задач, счёт. Загадки-смекалки.

20

Экскурсия в компьютерный класс.

21

Время. Часы. Упражнения, игры, задачи.

22

Математические фокусы.

23

Конкурс знатоков.

24

Открытие нуля. Загадки-смекалки.

25

Решение задач из стенгазеты № 3.

26

Денежные знаки. Загадки-смекалки.

27

Решение задач повышенной трудности.

28

Игра «Цифры в буквах».

29

КВМ «Царица наук».

30

Задачи с многовариантными решениями.

31

Игра «Смекай, решай, отгадывай».

32

Игра «Поле чудес».

33

Решение занимательных задач в стихах.

Отгадывание ребусов.

34

Интеллектуальный марафон.



© 2010-2022