• Преподавателю
  • Математика
  • Статья на тему Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики как фактор повышения качества образования

Статья на тему Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики как фактор повышения качества образования

Использование ИКТ обеспечивает: привлечение актуального опыта учащихся в области интерактивных коммуникаций; концентрацию внимания, обусловленную законами восприятия; изучение визуально организованного материала. В результате у учащихся формируется устойчивый учебно-познавательный интерес, а он и служит основой для достижения ими высоких результатов, что позволяет эффективно решать проблему повышения качества образования. И это опять обращает нас к поискам новых подходов к преподаванию, к изучен...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Омельченко Т.М.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

МОУ СОШ №20 о.Русский, г.Владивосток

В связи с введением единого государственного экзамена перед учителем стоит проблема ещё более качественной подготовки учащихся. Как в сочетании с постоянным тренингом, необходимым для успешной сдачи экзамена, поддерживать эмоциональную составляющую уро­ка? В чём кроется резерв для повышения качества образования? Опыт применения информаци­онно-коммуникационных технологий на уроках математики дает ответ на этот вопрос.

Создание в школе информационного пространства и его освоение проходило поэтапно. Сейчас в оснащение нашей школы входят компьютер, проектор, интерактивная доска, есть выход в интернет.

Одним из направлений использования ИКТ являются мультимедийные презентации. Используя их, учитель имеет уникальную возмож­ность интенсифицировать каждый этап процесса обучения, сделать его более ярким и динамич­ным, а изучаемый материал более структурированным. Пре­зентации

может готовить сам учитель, можно использовать готовые, преобразуя их в соответствии с целями и задачами своих уроков. Пре­зентации можно

делать совместно с учащимися в рамках проектной деятель­ности. Например, изучение темы »Степенная функция» в 9 классе по алгебре проходил в 3 этапа. Первый этап проекта включал в себя преобразование гиперболы, понятие асимптоты, которой нет в учебнике. (Презентация Шерстнева и Степановой). Второй этап - «Решение уравнений систем уравнений графическим способом». Третий этап- контрольная работа. Работа над ошибками в компьютерном кабинете по программе »Аграфер»,проверка ответов по специальной кнопке. Обобщающий урок по теме «Решение уравнений и систем уравнений графическим способом» с применением интерактивной доски при устной работе т, к, доска быстро чертит прямую, окружность, параболу.( Технологическая карта, карточки.) г геометрии в седьмом классе мы начали с работы над проектом «Незнакомлая страна - Геометрия». Материал, который был наработан, затем использовался на уроках и во внеклассной деятельности.

Параллельно с работой над проектом шло изучение нового материала. Таким образом, состоялось своеобразное погружение в геометрию.

Использование игровых технологий во внеклассной работе позволяет по-новому взглянуть на этот вид деятельности. На неделе естественных наук в нашей школе интеллектуальные игры между классами прошли с использованием презентаций, где содержались вопросы по математике, биологии, физике, химии, информатике, технологии.

Новый этап в применении мультимедийных презентаций начался, когда появились ин­терактивные доски. Такая доска не просто отображает объекты, как это делает проектор, а позволяет управлять про­цессом презентации. На уроке очень удобно делать дополнительные записи, чертежи, вносить поправки в готовую презентацию. Мне кажется особенно эффективным использовать заготовку презентации на уроках геометрии. Записи, созданные с помощью интерактивных досок, сохраняются, они могут редактироваться и исполь­зоваться повторно. Страницы можно листать вперед и назад, и в конце урока можно быстро просмотреть основные положения учебного материала, алгоритмы решения задач, сделать выводы, ответить на возможные вопро­сы учащихся. Объекты можно вырезать и стирать с экрана, копировать и вставлять, а рисунки и тексты перетас­кивать с одной страницы на другую. Экранное меню позволяет использовать «Гале­рею», которая содержит необходимый набор объектов по алгебре и геометрии. Теперь у учителя отпадает не­обходимость чертить фигуры, а если нужно строить, то поможет «умное перо», которое исправит погрешности чертежа. Схемы, таблицы и графики помогают лучше усвоить изучаемый материал.

На уроке теперь можно выйти на Интернет-страницу. Мы регулярно участвуем в олимпиадах Центра творческих инициатив «Snail» и сейчас появилась возможность работать в чате прямо в кабинете математики. Использование интерактивных тестов позволяет привлечь к работе даже самых инертных учеников, а возможность сразу отследить результат своей деятельности снимает вопрос об уровне подготовки и предвзятости. При этом осуществляется самооценка, вырабатываются навыки самоконтроля. Это тоже способствует повышению качества образования.

На уроках математики в нашей школе используются программы «Живая математика», «Математический конструктор». Осваивается интерактивное учебное пособие, созданное под руководством В.В. Шеломовского «Interactive Mathematical Art». Хорошо также зарекомендовали себя следующие учебные электронные издания: серия «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки», серия «Открытая математика» («Фи­зикон») и другие цифровые образовательные ресурсы. Программы учебных электронных изданий содержат задачи различного уровня слож­ности, а также подсказки, алгоритмы и справоч­ные материалы. Все это служит большим подспорьем для учителя, но существуют определенные трудности, связанные с отбором материала, что, возможно, изменится в скором времени, так как в рамках национального проекта создаются электронные учебники, соответствующие программам и действующим учебникам.

Учитель может использовать ИКТ на различных этапах урока. Информация о теме, пла­не урока, его целях, преподнесенная в определенном виде, (например, с использованием анимации) позволяет макси­мально быстро привлечь внимание, настроить учащихся на работу. Информационные технологии применяются на этапе проверки домашнего задания в начале урока (можно использовать и документ - камеру), при организации фронтального опроса, (можно в форме «Своя игра»), на этапе актуализации знаний. При изучении нового материала сочетание рассказа учителя с демонстрацией презентации, в которую вносятся записи «вживую», с привлечением инструментов Star Board, позволяет акцентировать внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала и на более длительное время.

Использование ИКТ обеспечивает: привлечение актуального опыта учащихся в области интерактивных коммуникаций; концентрацию внимания, обусловленную законами восприятия; изучение визуально организованного материала. В результате у учащихся формируется устойчивый учебно-познавательный интерес, а он и служит основой для достижения ими высоких результатов, что позволяет эффективно решать проблему повышения качества образования. И это опять обращает нас к поискам новых подходов к преподаванию, к изучению широких возможностей информаци­онно-коммуникационных технологий, а техническая оснащённость нашей школы позволяет шагать нам в ногу со временем.

© 2010-2022