Методические подходы в обучении математике с применением информационных технологий

Методические  подходы в обучении математике с применением информационных технологий “Воспитание, полученное человеком,  закончено, достигло своей цели,  когда человек настолько созрел,  что обладает силой и волей  самого себя образовывать  в течение дальнейшей жизни,  и знает способ и средства,  как он это может осуществить  в качестве индивидуума,  воздействующего на мир”.  А. Дистервег   Совершенствование качества обучения и воспитания в средней школе напрямую зависит от уровня подготовки п...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические подходы в обучении математике с применением информационных технологий

"Воспитание, полученное человеком,

закончено, достигло своей цели,

когда человек настолько созрел,

что обладает силой и волей

самого себя образовывать

в течение дальнейшей жизни,

и знает способ и средства,

как он это может осуществить

в качестве индивидуума,

воздействующего на мир".

А. Дистервег

Совершенствование качества обучения и воспитания в средней школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование - есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.

Самообразование - процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности,

Вот как определяет понятие "самообразование" педагогический словарь:

"Самообразование, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала".

(Источник: педагогический словарь на сайте dictionary.fio.ru)

Если процесс образования …:

Осуществляется добровольно;

Осуществляется сознательно;

Планируется, управляется и контролируется самим человеком;

Необходимо для совершенствования каких-либо качеств или навыков,

… то речь идет о самообразовании.

Самообразование педагога.

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше , чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. . Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.

Однако, как бы ни были высоки способности учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя - это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Это всего лишь проявление инертности мышления и ленности ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:

Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации

Желание творчества. Учитель - профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.

Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как "несовременного человека"

Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у администрации, методического совета, отдела народного образования, он имеет больше прав в выборе классов, нагрузки и др.

Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его "хорошим" или "плохим". Плохим учителем быть обидно.

Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды - все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

Интерес. Учиться просто интересно. Говорят: "Врачу - исцелись сам!" Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда преподавать?

1. Общешкольная тема: " Совершенствование учебно-воспитательного процесса на основе внедрения новых технологий, формирование творческого потенциала личности учащегося с ориентацией на гражданское становление личности в условиях сельской школы".

2. Индивидуальная тема самообразования:

"Методические подходы в обучении математике с применением информационных технологий".

3. Работа над темой начата в 2009 году.

4. Предполагается закончить работу над темой в 2016 году.

5. Цели и задачи самообразования:

Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности, учитель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Сегодня в век информационно- коммуникативных технологий в области образования я ставлю перед собой и своими учениками новые задачи и проблемы:

Проблема: повышение качества преподавания учебных предметов, внедрение в учебный процесс новых технологий обучения, формирование ключевых компетенций обучающихся по математике.

Целевые установки:

Повышение профессионального уровня.

Ведение активной подготовки к ЕГЭ.

Введение новой содержательной линии "Вероятность и статистика" в 5, 6, 7 классах.

Осуществление предпрофильной подготовки школьников.

Компьютеризация учебного процесса школьников.

Задачи:

Усиление роли гражданской позиции уроков математики, как одного из условий подготовки школьников, использование материалов истории математики на уроках и во внеклассной работе.

Реализация творческих возможностей учителя, как основы успешной учебной деятельности учащихся.

Повышение влияния инновационных процессов на качество учебно-воспитательной работы по математике.

6. Основные вопросы, намечаемые для изучения:

в ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:

1. Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.

2. Внедрение в свою практику новых технологий обучения таких как:

Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя "по кирпичикам" новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

Модульная технология обучения и воспитания обеспечивает ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, коллективизма, склонностей, умений осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Модульное обучение и воспитание интегрирует в себе все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике: накопленные обобщения теории и практики дифференциации, оптимизации обучения, проблемности.

Компьютерные технологии обучения - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью

Дифференциация обучения - обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.

Мультимедиа технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты, мультипрограммирование различных ситуаций. Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения.

3. Укрепление материально - технической базы кабинета. Научить каждого ученика умению работать на компьютере.

План реализации проблемы:

7. Изучить литературу по данной проблеме:

"На свете есть с десяток книг, которые действительно

стоит прочитать.

Но, для того, чтобы понять,

что это за книги,

нужно прочесть тысячу".

Сократ

Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат - М.:2000

Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42.

Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001. - 272 с.

Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И.Дика. А.В.Хуторского. М., 2002.

ioso.ru/distant/proiect/meth%20proiect/metod%20pro.htm

iteach.ru/index/news.html

Изучить вопрос "Профессиональная компетенция учителя математики

Документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования.

журнал "Математика в школе";

журнал "Математика для школьников";

газета "Первое сентября. Математика" -из Интернета;

журнал "Завуч";

журнал "Классный руководитель";

мировая компьютерная сеть Интернет.

Учебная исследовательская работа:

а) Включить в план по реализации проектной деятельности на уроках математики и предложить для разработки учащимся примерные темы проектов. (Темы представлены с учетом прикладной направленности курса математики в условиях профилизации образования.)

Геометрические формы в искусстве

Графы и их применение в архитектуре.

Симметрия в природе.

Математический бильярд.

Алгебра логики в информационных процессах.

Моделирование экологических процессов.

Приложение математики в педиатрии. А именно: расчет максимального и минимального артериального давления (формула Молчанова); расчет прибавки массы детей; расчет прибавки роста детей; расчет питания (объемный и калорийный способы);

Вирусы и бактерии. (Геометрическая форма, расположение в пространстве, рост численности.)

Финансовая математика.

Чертежи, фигуры, линии и математические расчеты в кройке и шитье.

б) Принять участие в областной научно-практической конференции ".

в) Разработать программу и задания по диагностике знаний учащихся (материал скачать с Интернет и из методической литературы использовать материал сайтов образовательных ресурсов) - проводить диагностику 1-2 раза в год.

8. Изучение опыта учителей - новаторов, методистов, передового опыта.

- Опыт лучших учителей-математиков, чьи работы представлены в предметных журналах, на сайтах:

Газета "Математика" Издательского дома "Первое сентября".

mat.1september.ru

EqWorld: Мир математических уравнений.

eqworld.ipmnet.ru

Exponenta.ru: образовательный математический сайт.

exponenta.ru

Вся элементарная математика: Средняя математическая интернет-школа.

bymath.net

Геометрический портал.

neive.by.ru

Графики функций.

graphfunk.narod.ru

Дидактические материалы по информатике и математике.

comp-science.narod.ru

ЕГЭ по математике: подготовка к тестированию.

uztest.ru

Задачи по геометрии: информационно-поисковая система.

zadachi.mccme.ru

Задачник для подготовки к олимпиадам по математике.

tasks.ceemat.ru

Занимательная математика - школьникам (олимпиады, игры, конкурсы по математике).

math-on-line.com

Интернет-проект "Задачи".

problems.ru

Математические этюды.

etudes.ru

Математика в помощь школьнику и студенту (тесты по математике online).

mathtest.ru

Математические олимпиады и олимпиадные задачи.

zaba.ru

Международный математический конкурс "Кенгуру".

kenguru.sp.ru

Методика преподавания математики.

methmath.chat.ru

Сайт элементарной математики Дмитрия Гущина.

mathnet.spb.ru

Турнир городов - Международная математическая олимпиада для школьников.

turgor.ru

Использовать материалы сайта "Сеть творческих учителей" по вопросам использования ИКТ.

9. Творческое сотрудничество с учителем информатики Дундуковой В.И. по вопросам работы в программах: Графический редактор "Paint", редактора электронных таблиц Microsoft Excel, Miсrosoft Ofisse , Power Point.

а) Участие в системе школьной методической работы:

Провести открытые уроки, на которых показать применение указанных технологий.

Установить творческое сотрудничество с учителями начальных классов по вопросам темы самообразования.

Изучить передовой опыт учителей района по применению технологий.

б) Участие в заседаниях МО по математике, педагогических советах.

Контроль знаний, умений и навыков учащихся.

- Применение здоровьесберегающих технологий в преподавании математики;

- Внедрение инновационных технологий в преподавание математики.

10. Практические выходы (доклады, рефераты) - на районной секции учителей математики информатики, на занятиях школьного методического объединения, педагогические советы школы.

Участие во всех конкурсах районных и областных по информатике.

Участие в системе школьной методической работы: Участие в заседаниях МО школы по математике и по внеклассной работе, в работе педагогических советов и МО района по математике и информатике.

Подготовить задания по олимпиадам - математика, информационные технологии и информатика. Провести олимпиады в школе. (ежегодно).

Организовать участие детей в международном конкурсе по математике "Кенгуру" (Январь )

Подготовить и провести недели информатики и математики в феврале 2010 года.

Участие в неделе открытого урока (согласно общешкольного плана);

открытого внеклассного мероприятия (согласно общешкольного плана).

11. Изучение передового опыта:

Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы;

Взаимопроверка тетрадей, проведение срезовых контрольных работ 1-2 раза в год;

Изучение нормативных документов и их обсуждение на секции МО и педсоветах;

Изучение трудных тем программы по математике;

Оказание методической помощи учителям начальных классов по преподаванию уроков информатики.

По мере необходимости оказывать помощь учителям при освоении информационных технологий;

Научить учителей работать с компьютерными технологиями, пополнять общешкольный cайт.

Подготовить выступления для педсовета, внеклассных мероприятий:

a) Презентации учителя и учеников по проектам.

b) Вредные привычки.

Участие во Всероссийском конкурсе "Фестиваль педагогических идей 2009-2010".

Результаты самообразования на указанном этапе.

Повысить качество преподавания предмета до 70%.

Научиться работать в программе 3D See Builder.

На уроках алгебры использовать мультимедийное пособие "Функции и графики", которое прекрасно иллюстрирует построение графиков элементарных и более сложных функций и преобразование графиков.

Научиться:

- Использовать мультимедийные средства при разработке комплексов учебно-методических материалов.

- Определять в каком соотношении возможно включение различных мультимедиа эффектов по сравнению с обычным текстом.

- Видеть границу применимости мультимедиа вставок в документ, поскольку нарушение гармонии, меры целесообразности применения ярких вставок и эффектов может привести к снижению работоспособности, повышению утомляемости обучающихся, снижению эффективности работы

Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах, проектах.

Разработать и провести и открытые уроки по собственным, новаторским технологиям

создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на школьном сайте.

Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.

Разработать дидактические материалы, тесты, создать собственную медиатеку, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.

Результаты работы над темой самообразования обобщить на педагогическом совете школы.

12. Выводы по окончании работы.


© 2010-2022