Особенности обучения математике в специальных (коррекционных) классах VIII вида

Для многих ребят с нарушением интеллекта  предмет является сложным, хотя при всем этом математика входит в число любимых предметов учащихся. Обучающиеся специальных (коррекционных) классах VIII вида   с трудом усваивают программный материал.В связи с наличием ряда трудностей при обучении детей математике, существуют  особенности обучения предмету Как показывает практика, в процессе выполнения заданий на уроках математики, использование продуманной системы заданий, позволяют развить несформирован...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности обучения математике в специальных (коррекционных) классах VIII вида

Вряд ли кто-нибудь будет возражать, что математика один из самых трудных предметов и в массовой, и в коррекционной школе. Опытные педагоги знают, что обучение математике можно сравнить с лестницей, на которой нельзя пропустить ни одной ступеньки. А ступенек таких при освоении каждой темы, каждого нового математического понятия очень много. Одна пропущенная ступенька, один слишком быстро сделанный шаг - и уроки математики превращаются в мучение и для ребенка, и для педагога на долгие годы.

Отставание в развитии мыслительной деятельности у детей с интеллектуальным недоразвитием проявляется в крайне низкой познавательной активности (вплоть до отказа от задания). Для них характерна слабая сформированность логических приёмов умственных действий и замедленный тип мыслительных процессов; такие умственные операции как анализ, синтез, сравнение и обобщение на низком уровне. Бедность словаря, непонимание значения слов и выражений создают значительные трудности в обучении математике, особенно в обучении решению задач. Нередко учащиеся не решают задачу потому, что не понимают значения слов, выражений, предметной ситуации задачи, а также той математической «нагрузки», которую несут такие слова, как «другой», «второй», «оба», «каждый». Бедность словаря проявляется и при составлении задач: уча­щиеся оперируют словами-штампами, не могут избежать слов-штампов в формулировке вопросов, заменяя специфические слова в вопросах общим словом сколько. Например: «Сколько расстоя­ние...» вместо «Каково расстояние...», «Сколько равен периметр?» вместо «Чему равен периметр?» и т.д.

Учащимся школы VIII вида свойственны некритичность в выполнении действий, слабость самоконтроля. Они редко сомневаются в правильности своих действий, не проверяют ответов, не замечают даже абсурд­ных ошибок, например, таких, когда частное больше делимого или произведение меньше множимого: 735:3=1145 2015x3=645 300 - 670=370

Требуется целая система наводящих вопросов, чтобы ученик почувствовал и осознал абсурдность ответов. Некритичность мышления проявляется и при решении задач. Учащихся не смущает, что ответ часто не соответствует ни усло­вию, ни вопросу задачи. Некоторые учащиеся бывают не уверены в своих действиях, они часто обращаются к учителю за поддержкой, не пишут ответа, пока не получат одобрения со стороны учителя. Без всякого критического обсуждения они могут тут же изменить ответ, реше­ние задачи, не вдумываясь в то, что делают.

В связи с наличием ряда трудностей при обучении детей математике, существуют особенности обучения предмету.

  • Дети усваивают материал медленно и с большим трудом, при этом затрачивая очень много усилий, поэтому следует дозировано подавать материал.

  • Без достаточно длительной подготовки детям сложно усвоить новый материал. Всегда есть пропедевтический период.

  • Дети с трудом выделяют в понятиях существенные признаки, отличающие или объединяющие понятия, поэтому следует опираться на приемы сравнения, сопоставления и противопоставления (сложение и вычитание,уменьшение на и увеличение на).

  • Материал повторяется и закрепляется на каждом уроке.

  • Наряду с формированием практических умений, детям дается и необходимое количество теоретических знаний. Материал подается путем обобщения наблюдений над конкретными явлениями действительности, практических операций с предметами.

  • Материал нужно делать более образным, эмоциональным, запоминающимся. Только образы наполняют математические понятия содержанием. Понятия без образов звучит как без-образ-ны, пусты. Следует применять большое количество наглядности, разнообразные таблицы, счетный материал, карточки, дидактические игры, натуральные предметы и т.п.

Обучающиеся специальных (коррекционных) классах VIII вида усваивают программный материал не полностью; плохо запоминают и слабо удерживают в памяти то, что преподносится им на уроке; их знания недостаточно чётки. Этим детям требуется дополнительная помощь учителя, специфические приёмы обучения.

В зависимости от темы и целей каждого отдельного урока математики я подбираю самые разные методы преподнесения учебного материала. Но в работе с детьми со сниженным интеллектом, имеющими недостаточную математическую подготовку, предпочтение отдаю коррекционным методам, направленным на развитие познавательной активности, мышления и речи этих учащихся.

Опытный учитель знает, как важно, чтобы урок с самого начала «заладился». Устный счёт является неотъемлемой частью почти каждого урока математики. В начале урока предлагаю какое- нибудь многофункционально упражнение , например «Числовой ряд».

Один ученик на доске записывает числа под диктовку учителя, затем ведется работа с данным числовым рядом: 1, 12, 6, 50, 31, 7, 25

-назвать только однозначные;

-назвать только двузначные;

-назвать только круглые десятки;

-назвать число, в котором 3 дес. и 1 ед и т.д.;

-прочитать числа в прямом порядке;

-число, которое стоит третьим по счету;

-прочитать числа в обратном порядке;

-записать по памяти.

Делаем вывод:- Сколько чисел записано на доске?

- Сколько различных цифр использовали для записи данных чисел?

- В чем отличие числа от цифры.

Задания, подобранные с расчетом пробудить у учащихся интерес, сыграют свою роль - подготовят детей к восприятию нового материала, к решению предложенных упражнений.

Перечислю ещё несколько приёмов, которые использую на этапе устного счета.

1.Использование демонстрационных карточек.

В 5 классе учитель показываю две карточки с числами 80 и 70 и спрашиваю, какие, действия можно выполнить с данными числами? (Сложение и вычитание.) Затем предлагаю задания:

Найди сумму этих чисел.

Найди разность этих чисел.

Увеличь число 80 на 2, на 20.

Уменьши число 80 на 2, на 20.

После этого учитель выставляю на доске три карточки с числами 20,
9 и 11 и спрашиваю:

- Какое число из данных трех чисел может быть уменьшаемым?
Составь пример. Реши его устно. Какие числа из данных трех чисел могут быть слагаемыми? Составь примеры. Реши их устно.

2. Упражнение «Найди и исправь ошибку»:

5+29=34

21+17=38

63- 26=37

56-21=35

14+25=38

96-56=40

3. Выпиши примеры на сложение в правый столбик, примеры на вычитание во второй столбик. Реши примеры:

47-29

36+19

66+27

37+26

42-9

72-24

14+37

16-5

4. Выпиши примеры с ответом 12 в правый столбик, а примеры с ответом 15 во второй.

7+7

9+6

16-5

12+0

8+4

19-4

7+5

18-6

5. Реши и выпиши примеры, ответ которых однозначное число, в первый столбик, а пример, ответ которых двузначное число, - во второй столбик:

32-11

15+16

9-3

45+6

47-39

7+23

23-19

65-56

Все эти упражнения не требуют дополнительных устных пояснений, поэтому я их предлагаю ребятам на карточках или записываю на доске.

Все предложенные выше упражнения не только совершенствуют знания детей по различным темам, но и развивают устойчивость внимания, увеличивают его объем, учат распределять и переключать его, вносят разнообразие в виды деятельности детей на уроке способствуют организации работы класса.

Умственно отсталые школьники с большим интересом выполняют следующие упражнения:

1 На доске выставлены круги разной величины и цвета и один треугольник.

Задание: рассмотри выставленные фигуры и покажи, какая фигура лишняя. Почему она лишняя? Как вы думаете, какая будет тема урока?

2. Игровая ситуация "Что изменилось?". Даны фигуры, разные по форме и цвету.

Задание: рассмотри фигуры, закрой глаза (в это время я убираю или переставляю одну из фигур). А теперь посмотри, что изменилось?

Выполнение таких упражнений я называю "Наблюдательные разминки".

При изучении темы "Сложение и вычитание в пределах 100"предлагаю учащимся такие "наблюдательные разминки".

Какое число лишнее, в какой строчке

По какому правилу записан каждый ряд чисел?

Продолжи его: 10 30 50... 14 34 54...

(Числа в первой и во второй строках записаны через 20.)

По какому признаку записаны столбики примеров:

27+5

76+20

39+5

56+30

34+5

35+40

3. Очень хорошим приемом, по моему мнению, являются задания тестового характера, которые классифицируются следующим образом:

Тесты с выбором одного правильного ответа.

Пример

Тема. Все действия в пределах 100.

Задание

Ответ

1

Если 10 увеличить в 2 раза, будет

12

20

22

2

Если из 14 вычесть 4, будет

10

14

18

3

Если из 42 вычесть 0, будет

40

42

44

4

Если к 13 прибавить 3, будет

10

13

16

5

Если к 25 прибавить 0, будет

20

22

25

6

Если 37 уменьшить на 7, будет

30

37

44

Тесты с выбором всех правильных ответов.

Пример.

  1. В каких числах 3 единицы?

а) 300; б) 23; в) 3; г) 503; д) 12

2. На сколько надо уменьшить 1м, чтобы получить 10 см?

а) на 9см; б) на 9 дм; в) на 90 см; г) на 9м

3. Произведение каких чисел равны 24?

А) 6 и 4; б) 2 и 8; в) 4 и 6; г) 3 и 8; д) 20 и 4

Тесты на установление соответствия.

Пример.

Соедини линиями прямоугольники, в которых записаны выражения с теми прямоугольниками, в которых записаны их значения.

24 : 4

0 : 1

100 - 1

38

6

99

0

7 + 31


Для многих ребят с нарушением интеллекта предмет является сложным, хотя при всем этом математика входит в число любимых предметов учащихся. Они с удовольствием выходят отвечать к доске, выполняют задания по карточкам. Правда, работать совершенно самостоятельно умеет мало кто, и поэтому на уроках математики так необходим индивидуальных подход к учащимся.

В работе можно использовать также такие виды деятельности, как работа в парах (хорошо успевающий ученик работает с менее успевающим), взаимный контроль.

В любом классе есть ученики, которые сильны в предмете и при минимальной помощи могут работать самостоятельно. Одного из таких учеников можно назначить главным консультантом, предлагать ему задание, которое он выполняет вместе со всем классом. По истечении определённого времени консультант объясняет ход своей работы. Если есть необходимость, его дополняют или поправляют другие .

Оценки выставляются всем, но при этом необходимо незаметно наблюдать и контролировать деятельность каждого ученика. Иногда оценки за работу учащимся разрешаю поставить самому ученику-консультанту.

Иногда ученик лучше понимает не учителя, а ученика. Так, решение примеров на умножение и деление на однозначное или двузначное число или на сложение и вычитание смешанных чисел многим дается не без усилий. Объяснение учителя, таблицы-опоры, образец решения иногда играют незначительную роль. И тогда можно призвать на помощь активного ученика, он по-своему объясняет товарищу логику и порядок решения трудного примера и товарищ начинает думать и работать самостоятельно.

Для лучшего усвоения материала на уроках математики в условиях специальной (коррекционной) школы вся информация, преподносимая учащимся с общим интеллектуальным недоразвитием должна быть социально значима для них. Исходя из этого, для решения задач я подбираю материал, связанный с их собственной жизнью: домашним бытом, учёбой, отдыхом, предполагаемой различной деятельностью во взрослой жизни.

На уроках математики использую следующую тематику

1. Одежда и обувь.

Задача: Научить делать покупки и обосновывать свой выбор.

Тематика: Дороже - дешевле. Стоимость. Сравнение цен. Что дешевле: сохранить или купить? Нужно ли детям покупать дорогие вещи?

2. Бюджет.

Задача: Формировать умения планировать бюджет, распоряжаться деньгами и уметь их распределять. Вступать в социальные взаимоотношения, уметь вести хозяйство.

3. Питание.

Задача: Формировать ответственность за своё здоровье, через организацию правильного питания. Правильно вести себя дома и вне дома при приеме пищи.

Тематика: Расчет питания на день, неделю, месяц. Стоимость блюда (расчет по рецепту).

Примерные задания:

Внимательно прочитай или прослушай:

Мальчик пошел в магазин и купил:

500 гр. масла, полкило колбасы, 1литр молока, 2кг картофеля.

Ответь на вопросы:

- Сколько сахара должен купить мальчик, чтобы общий вес продуктов был равен 5кг?

- Можно ли из продуктов, купленных мальчиком, приготовить кашу? А пюре? Расскажите, как это сделать.

Большое внимание надо уделять практическим работам с мерами длины, массы. Часто учащиеся не представляют, где применяется такая единица измерения, как миллиметр. Можно попросить учащихся самостоятельно привести примеры, в которых требуется произвести измерение в миллиметрах. Например, если стекольщик вырежет стекло на 2 мм или 3 мм длиннее, то оно не войдет в раму; если сапожник сделает набойку на 3 мм или 5 мм шире каблука, то она будет торчать и испортит вид ботинка, и т. д.

При изучении прямоугольника, периметра прямоугольника учащиеся измеряли и записывали длину и ширину классной комнаты, классной доски, высоту книжного шкафа, высоту двери, ширину и длину письменного стола. Аналогичные задания давались на дом: измерить и записать свой рост, дину и ширину своей комнаты и т. д.

Массу некоторых предметов советую детям запомнить, это позволит легче ориентироваться в быту. Ученики должны знать, что масса мешка муки или сахара - 50 кг, ведра картофеля - 8 - 10 кг , пачки соли -1 кг и т. д.

Наибольшие трудности представляет усвоение таких мер массы, как тонна и центнер. Ощутить массу таких единиц измере­ния массы практически невозможно. Пытаюсь конкретизировать эти меры, соотнося центнер с массой двух мешков муки или с массой одного мешка риса, тонну с массой 10 таких мешков риса. В этом случае полезно пойти на экскурсию на рынок, товарную станцию.

С соотношением мер массы и с обозначением их при числах ученики знакомятся сразу же после усвоения самих мер. Полезно давать ученикам такие задания:

Нужно измерить длину шнура. Какую единицу измерения для этого лучше выбрать?

Нужно определить массу (вес) двух мешков картофеля, буханку хлеба, пакетика семян. Какими мерами измеряют массу этих предметов? Нужно определить ширину и высоту окна. Какие меры для этого нужно выбрать? Нужно определить рост и массу ученика. И т. д.

Хочется остановиться на применении на своих уроках изданных рабочих тетрадях для 5-9 классов, авторы: Алышева Т.В., Петрова М.Н., Яковлева И.М., которые тоже способствуют внедрению в учебный процесс инновационных методических приемов. В данных пособиях прослеживается связь математики с практической деятельностью человека, окружающим миром. Пособия являются хорошим материалом, как для урока, так и для домашнего задания и содержит много задач такого типа.

Нарушение абстрактного и логического мышления, зрительно -пространственной ориентировки особенно сильно сказывается при изучении геометрического материала. Возможно, поэтому в школе VIII вида изучению геометрического материала уделяется недостаточно внимания, а ведь именно этот раздел математики способствует развитию всех высших психических функций детей с ограниченными возможностями. Учителю необходимо правильно определить место на уроке. Стараюсь, где это возможно, чтобы геометрический материал сочетался с арифметическим. Развитие пространственных и геометрических представлений будут способствовать лучшему усвоению математики.

Использую также игровые и занимательные приёмы на своих уроках математики . Перечислю некоторые из них

1. Игра"Многозначные числа". Для лучшего усвоения структуры многозначных чисел можно предложить учащимся эту игру. Ребята показывают с помощью пальцев количество разрядов, которое должно быть в названном многозначном числе. Например, 5 пальцев - 5 разрядов - пятизначное число. Так учащиеся могут играть по цепочке или сами выбирая, кому показывать число. В конце подводится итог, выбирается победитель.

2. Игра "Составь пример". По теме "Письменное сложение и вычитание". Первый ученик придумывает первое число, второй соответственно второе число, третий придумывает знак действия, четвёртый ученик решает. Затем роли меняются. Учитель должен следить, чтобы действие было выполнимо, с помощью наводящих вопросов это можно успешно регулировать.

3. Игра "Составь задачу". Каждый из учащихся называет по одному элементу задачи: "первое известное", "второе известное", числовые данные", вопрос. Учитель фиксирует это на доске, "собирая" краткое условие. Когда всё готово, задача учеников проверить условие, возможность решения. Примечание: иногда получаются чрезвычайно забавные задачи.

4. "Учитель молчит". Педагог объявляет, что сейчас он не проронит ни слова, а задача учеников решить пример или задачу, записанную на доске. Команда к записи начинается со слова "Пишем...". Так, дети учатся организовывать свои действия , оценивать происходящее, общаться между собой.

5. "Решение по цепочке". На доске задание. По очереди ученики выходят к доске и пишут по-одному этапу решения или по-одному элементу записи. В конце должен получится правильный ответ. Если таковой имеется, ученики получают вознаграждение в виде пятёрок или другого.

6. "Я - учитель". Приём предлагается "сильным" ученикам. Их задача придумать пример для остальных, объяснить, как это сделать, проконтролировать выполнение, раздать призовые фишки тому, кто правильно выполнил.

7. "Обмен тетрадями". Приём корректирует и совершенствует внимание, умение разбираться не только в своём, но и чужом почерке, адекватно оценивать. Учащиеся выполняют работу, затем обмениваются тетрадями и проверяют сделанное красными карандашами, подчёркивают то, как им кажется, выполнено неправильно. Могут поставить оценки. Затем ошибки и оценки обсуждаются. Учитель корректирует и разъясняет, почему та или иная отметка выставлена необоснованно.

8. "Найди ошибку".Учитель записывает решение на доске нескольких примеров. Где-то спрятана ошибка. Задача учащихся найти её. Кто первый догадается, тот получает призовую фишку. Из опыта скажу, что это весьма полезное задание, потом ученики сами контролируют учителя, находят "случайные описки".

9. "Лотерея".учитель записывает на карточки по одному слову. Я использую слова, значение которых неплохо знакомо детям. Например, утюг, пылесос. Каждый из ребят вытягивает карточку. Его задача составить задачу (определённый вид, который сейчас изучается) про этот предмет. Здесь важно проследить адекватность ситуации в задаче. Часто у ребят утюг может стоить 5 рублей, надо им объяснить, что таких цен нет.

10. "Найди пару". Учащиеся вытягивают карточки. На каких-то карточках записаны слова, названия предметов, на других числовые данные (сколько-то рублей, см, кг, мин.).

Задача учащихся найти подходящую пару. Например, карточка "пачка сахара" подходит к карточке "30 рублей", "телевизор" - "8.900 руб.". Затем можно усложнить: попросить составить задачу.

В заключении хочется отметить, что изучение математики должно обогащать ум и душу ребенка, помогать нашим маленьким гражданам жить полноценной, богатой духовно и успешной жизнью сейчас и быть способным в будущем найти свое достойное место в этом сложном, меняющемся мире.



© 2010-2022