Статья Формирование метапредметного результата Установление аналогии на уроках геометрии

Перед учителем встает задача: на базе своего учебного предмета  сформировать УУД.  Возникает две проблемы: 1) с помощью каких приемов и технологий это делать; 2) как оценить уровень сформированности того или иного УУД. Один из метапредметных результатов:умение  устанавливать аналогии. Для того, чтобы понять как его добиться и как  оценить уровень его сформированности, нужно сначала разобраться в том, что конкретно понимается под умением  устанавливать аналогии. И это оказалось третьей и , пожалу...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья Формирование метапредметного результата Установление аналогии на уроках геометрииСтатья Формирование метапредметного результата Установление аналогии на уроках геометрииСтатья Формирование метапредметного результата Установление аналогии на уроках геометрииСтатья Формирование метапредметного результата Установление аналогии на уроках геометрииСтатья Формирование метапредметного результата Установление аналогии на уроках геометрииСтатья Формирование метапредметного результата Установление аналогии на уроках геометрииСтатья Формирование метапредметного результата Установление аналогии на уроках геометрииСтатья Формирование метапредметного результата Установление аналогии на уроках геометрииСтатья Формирование метапредметного результата Установление аналогии на уроках геометрииНацеленность на результат - одна из важнейших характеристик современного образования. В ФГОС нового поколения установлены требования как к предметным результатам освоения обучающимися образовательной программы, так и к метапредметным и личностным результатам. Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

В педагогическом сообществе выработались по крайней мере две точки зрения на метапредметность: одни считают, что они и раньше формировали УУД у учащихся ( в основном это мнение учителей, работающих по программам развивающего обучения) и ничего менять в образовательном процессе не надо (все само собой сформируется), другие считают, что теперь придется пересмотреть весь процесс обучения, с точки зрения формирования на уроках конкретных метапредметных результатов. Я более склонна ко второй точке зрения.

Таким образом, перед учителем встает задача: на базе своего учебного предмета сформировать УУД. Возникает две проблемы: 1) с помощью каких приемов и технологий это делать; 2) как оценить уровень сформированности того или иного УУД. Единственно правильных решений этих проблем пока не существует. На данный момент идет поиск. Один из подходов заключается в том, что необходимо для каждого метапредметного результата разработать методику оценивания, а в процессе разработки (конкретизации результата), придет понимание с помощью каких приемов его можно сформировать.

В этом году формирование метапредметного результата является тематикой моей методической работы. Для изучения я выбрала следующий метапредметный результат: умение устанавливать аналогии. Для того, чтобы понять как его добиться и как оценить уровень его сформированности, нужно сначала разобраться в том, что конкретно понимается под умением устанавливать аналогии. И это оказалось третьей и , пожалуй самой важной, проблемой: разобраться в сути метапредметного результата. Изучив статьи по данной теме, я остановилась на следующем определении: аналогия - сходство предметов, понятий в каких-либо свойствах, признаках или отношениях, причем таких предметов, которые в целом различны. Установить аналогию, значит увидеть это сходство. Возник вопрос, что должны делать ученики, чтобы по результату их деятельности можно было понять, умеют ли они устанавливать аналогию? Задания на установление аналогии часто используются в психологических тестах. Например, «Вам предлагаются три слова. Между первым и вторым словами существует определенная связь. Между третьим и одним из пяти слов, предлагаемых на выбор, существует аналогичная, та же самая связь. Это слово вам следует найти и подчеркнуть.

Пример песня : композитор = самолет : ?

а) аэропорт, б) полет, в) конструктор, г) горючее, д) истребитель.

Правильный ответ: «конструктор».

Следующий пример добро : зло = день : ?

а) солнце, б) ночь, в) неделя, г) среда, д) сутки.

Здесь правильным ответом будет слово «ночь». Эти задания можно применять на уроках математики, если вместо второй пары подбирать предметные понятия и отношения. Для «экспериментальной площадки» я выбрала геометрию 7 класса. И вот, что у меня получилось для темы «Начальные геометрические сведения».

Торт : кусок

Прямая : а)плоскость

б)отрезок

в)угол

Книга : листы

Прямая : а) точки

б) отрезки

в) лучи

Температура : градусник

Угол : а) градус

б) транспортир

в) луч

Роза : цветок

Луч : а) геометрическая фигура

б) угол

в) прямая

Чай : холодный

Угол : а) тупой

б) острый

в) прямой

Ветка : дерево

Сторона : а) отрезок

б) луч

в) угол

Такие наборы понятий и свойств можно подобрать для многих тем.

Еще один тип заданий, который требует установление аналогии. Учащимся предлагается информация по теме «Отрезок», используя учебник и интуицию, им необходимо собрать аналогичную информацию по теме «Угол». Вся информация представлена в виде таблицы. Колонка про отрезок заполняется совместно с детьми. Колонка про угол, в ходе фронтальной беседы, также заполняется совместно с детьми.

Отрезок

Угол

1).

А

С

В

АС = СВ, С - середина АВ

Середина отрезка - точка, которая делит отрезок на два равных отрезка.

2). Измерить отрезок, значит найти его длину.

3). Единицы измерения: метры, сантиметры, километры, миллиметры

4). 1м = 1/40 000 000 часть экватора

5). Измерительные инструменты: линейка, рулетка, штангенциркуль

6).

А

А

В

С

АВ + ВС = АС

Если точка делит отрезок на два отрезка, то длина всего отрезка равна сумме длин этих двух отрезков.


© 2010-2022