- Преподавателю
- Математика
- Описание системы работы
Описание системы работы
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Козак Т.И. |
Дата | 20.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Моя система работы
Активизация познавательной деятельности школьников в обучении математике
Ведущей целью современной школы является возрождение духовного образа жизни, расширение миропонимания человека, содействие способности и желанию обучающихся решать возможные личные и социальные проблемы, что обусловливает необходимость создания системы таких образовательно-воспитательных условий, в которых каждый ученик сможет максимально использовать свой духовный, интеллектуальный и физический потенциал, свободный от предрассудков и стереотипов.
Ключевой проблемой в решении образовательно-воспитательных и развивающих задач, стоящих перед современной школой, является активизация познавательной деятельности школьников. Вопросы активизации учения школьников рассматриваются в трудах известных российских и зарубежных педагогов и психологов (Б.Т. Ананьева, Л.П. Аристовой, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, М.А. Данилова, И.Я. Лернера, И. Лингарда, И.Э. Унт), что само по себе уже свидетельствует о непреходящем значении данной проблемы для современной школы. Подчеркивая её особую значимость, Т.И. Шамова, в частности, отмечает: «Учение, являющееся отражательно-преобразовательной деятельностью, направлено не только на восприятие и запоминание учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности».
Одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определённых целей в любой области является мотивация. А в основе мотивации лежат потребности и интересы личности. Значит, чтобы добиться хороших успехов в учёбе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом. Французский писатель Анатоль Франс отмечал: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом».
Таким образом, активизация познавательной деятельности школьников в настоящее время остается магистральной проблемой в деятельности учителя. Решение её позволит достичь целей современного образования, в том числе и математического образования.
Методологические принципы деятельности учителя:
-
Принцип природосообразности обучения, предусматривающий соответствие процесса становления личности её природным задаткам.
-
Принцип психологической комфортности, предусматривающий развитие личности через её внутренние мотивы (мотивацию постоянного продвижения вперёд), создание раскованной и стимулирующей творческую активность атмосферы.
-
Принцип креативности, предусматривающий формирование способности и потребности самостоятельно находить решение, не встреченное ранее, проявляя «творческую адаптацию к новизне конкретного момента» и «умение выразить и использовать все потенциальные внутренние возможности» (К. Роджерс).
-
Приоритет воспитательно-развивающих целей урока перед образовательными.
-
Принцип активности в обучении.
-
Учёт уровня познавательных возможностей, возрастных и половых особенностей учащихся.
-
Стремление учителя к подлинному личностному партнерству с учеником.
Методические основы деятельности учителя:
В наше время интеллектуальный потенциал общества стал определяющим фактором его поступательного развития, а образование - одним из гарантов прогресса и национальной безопасности государства.
Важное место в процессе обучения и воспитания занимает математика. Особая роль математики как учебного предмета заключается в том, что его содержание направлено прежде всего на формирование у учеников логического мышления. При этом система знаний и умений выступает как средство, необходимая основа, способствующая решению важных воспитательных задач по мобилизации математической памяти школьников.
Основополагающие элементы системы педагогической деятельности:
-
Цель математического образования.
-
Содержание школьного математического образования (система знаний, умений, навыков, ценностные ориентации и опыт творческой деятельности).
-
Возрастные особенности и познавательные возможности школьников.
-
Организация познавательной деятельности обучающихся через активные приёмы и формы обучения.
-
Комплекс познавательных интересов обучающихся.
-
Мотивация познавательной деятельности школьников.
-
Результаты обучения.
Я работаю по государственной программе в 5-11 классах. Углубленного изучения предметов нет (качество знаний по школе на II и III ступенях обучения составляет 23-27%).
Класс
Предмет
Учебник
5
Математика
Н. Я. Виленкин и др. (2011 год)
6
Математика
Н. Я. Виленкин и др. (2012 год)
7
Алгебра
Ю. Н. Макарычев и др. (2012 год)
Геометрия
Л. С. Атанасян и др. (2012 год)
8
Алгебра
Ю. Н. Макарычев и др. (20012 год)
Геометрия
Л. С. Атанасян и др. (2012 год)
9
Алгебра
Ю. Н. Макарычев и др. (2012 год)
Геометрия
Л. С. Атанасян и др. (2012 год)
10
Алгебра
А. Н. Колмогоров и др. (2010 год)
Геометрия
Л. С. Атанасян и др. (2010 год)
11
Алгебра
А. Н. Колмогоров и др. (2010 год)
Геометрия
Л. С. Атанасян и др. (2010 год)
Система (модель) моей педагогической деятельности
Ключевым элементом модели является организация познавательной деятельности учащихся через активные приёмы и формы обучения, в том числе информационные.
Реализация принципа активности в обучении имеет определяющее значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависят результаты обучения, развития и воспитания школьников.
Алгоритм активной познавательной деятельности школьников складывается из трёх основных «шагов»:
-
выделение основных целей усвоения учебного материала;
-
отбор содержания учебного материала, промежуточных выводов;
-
определение познавательных действий и результатов деятельности в целом.
Наиболее эффективными приёмами активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время являются:
-
Нетрадиционное начало традиционного урока (эпиграф, ребус, загадка, поле чудес с разгадыванием темы, анаграмма и т.д.).
-
Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций.
Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках математики:
-
ситуация неожиданности;
-
ситуация конфликта;
-
ситуация несоответствия;
-
ситуация неопределенности;
-
ситуация предположения;
-
ситуация выбора.
-
Использование видео- и компьютерной наглядности (видео-уроки из медиатеки виртуальной школы Кирилла и Мефодия, мультимедийные компьютерные презентации учебного материала, отдельные слайды презентаций; создание интерактивных тестов на основе конструктора PowerPoint; КРАБ2; HotPotatoes 6 и MyTestX; создание интерактивных кроссвордов; разработка и привлечение обучающихся в работе дистанционных курсов; работа в сетевых сообществах и т.д.).
-
Использование логических схем, схем-посказок.
-
Использование форм так называемого интерактивного обучения или их элементов: «метода проектов», «мозгового штурма».
-
Элементы-«изюминки» (математический анекдот, математическое лото, интеллектуальная разминка, шаржи, эпиграммы, лесенка вопросов, поле чудес, «смотри, не ошибись», найди ошибку, гадание на ромашке, цепочка, чтобы это значило, смотрины и другие).
-
Реализация индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности школьников (работа в парах, в группах постоянного состава, в группах сменного состава; карточки-подсказки; учащийся в роли учителя).
-
Нетрадиционные виды уроков математики, которые отличаются от традиционных следующими принципами:
-
максимальное вовлечение учащихся в активную деятельность на уроке;
-
поддержка альтернативности и множественности мнений;
-
педагогически обоснованная дифференциация учащихся по следующим критериям: учебные возможности, интересы и склонности, характер мышления.
Выбор вида нетрадиционного урока обусловлен уровнем мотивации к учению и уровнем познавательных возможностей учащихся.
В классах с низким уровнем мотивации чаще всего проводятся уроки следующих видов: ролевая игра, путешествие, экскурсия, интегрированный урок, взаимообучение. Их целью является формирование у школьников мотивации к изучению математики, а также развитие творческого потенциала детей.
-
Игры, игровые моменты (ролевые, имитационные, дидактические).
-
Игры - «Смотри, не ошибись!», «Кто быстрее достигнет флажка», Математический бой, турнир математических терминов, «Молчанка», «Лучший счётчик», соревнование художников, «Кубик-рубик» и другие.
-
Выполнение школьниками заданий творческого характера (мини-сочинение, кроссворд, ребусы, анаграммы, математические рисунки, сказки, стихотворения).
-
Контроль знаний и умений учащихся по математике в форме зачёта, широкое внедрение в работу заданий тестового характера: бумажный вариант и компьютерный вариант собственного составления. В последние десятилетия в большинстве развитых стран мира уделяется особое внимание проблемам оценивания качества образования и повышению эффективности образовательных систем, создаются национальные службы для контроля за результатами образования и мониторинга его качества, использующие тестовые технологии. Тестовая технология дополняет традиционную систему текущего контроля системой тестов различного характера, что позволяет получить оперативную информацию об уровне усвоения знаний для каждого учащегося.
Начиная с 5 класса, я в свою систему работы ввожу и этот вид контроля знаний: тестирование. Я пользуюсь готовыми тестами из различных источников (их в последнее время стало много), а также составляю их сама. Это могут быть тесты только с выбором правильного ответа, тесты с кратким указанием ответа, с изложением краткого решения (аналог с ЕГЭ). Но чаще всего - это комбинированные тесты. Введение этой формы в урок позволяет приблизить обучающихся к той реальности, с которой они могут столкнуться после окончания школы на государственной аттестации. И очень часто многие из них, сталкиваясь с подобной формой экзаменационных испытаний, испытывают некоторые затруднения, дискомфорт, т. к. с подобным видом работы они сталкиваются на уроках очень редко.
-
Вовлечение обучающихся в различного рода внеклассную работу: спецкурсы, элективные курсы, предметные недели, исследовательская деятельность, проектная деятельность, написание рефератов, участие в конференциях творческих и исследовательских работ обучающихся, выполнение заданий творческого характера и т.д.
Прогнозируемые результаты
Положительная динамика в развитии креативности личности отслеживается по следующим показателям:
-
Мотивированность обучающихся на познавательную деятельность.
-
Готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию.
-
Удовлетворенность обучающихся результатами своей деятельности.
В целях определения результативности педагогической деятельности могут быть использованы следующие диагностические методики:
-
Анкета «Ведущий мотив твоей учебной деятельности по математике» для учащихся 8-11 классов;
-
Методика «Мое отношение к учению» для учащихся 10-11 классов;
-
Анкета «Любишь ли ты математику?» для учащихся 5-8 классов.
Анализ анкеты, проведенной в 10 и 11 классах в марте 2014 года (26 человек), показал, что ведущими мотивами учебной деятельности по математике школьники считают:
-
интерес к предмету, желание узнать больше -21 человек (40,4%);
-
желание расширить свой кругозор, повысить образовательный уровень - 25 человек (48,1%);
-
только 6 человек (11,5%) опрошенных в качестве мотива учебной деятельности по математике назвали опасение получить плохую отметку и связанные с этим неприятные последствия.
Социологическое исследование, проведенное в 10 и 11 классах по методике Т. В. Балабкиной «Мое отношение к учению», показало, что из 26 опрошенных старшеклассников 67,8% считают, что знают предмет в пределах программы и больше; 96,4% удовлетворены умением учителя донести материал до обучающихся; 85,7% не видят необходимости в изменении хода урока. Это свидетельствует о высоком уровне удовлетворённости старшеклассников уроками математики.
На вопросы анкеты «Любишь ли ты математику» в 6 классе отвечало 26 человек. В частности, на вопрос о рейтинге математики среди школьных предметов 21 ученик (81%) поставили математику на 1 или 2 место, 5 человек (19%) - на 3 место. На вопрос «Что особенно привлекает тебя в предмете математика?» 7 человек (27%) отметили интерес к личности учителя; умение учителя организовать интересную деятельность на уроке - 19 человек (73%). На вопрос «Хотели бы вы что-то изменить на уроках математики?» положительного ответа не дал никто.
Учитель математики МОБУ СОШ №20
пгт.Прогресс Амурской области
Козак Татьяна Ивановна