Выступление личностно -ориентированное обучение

Раздел Математика
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Перемены, произошедшие в России за последние десять лет, определили новый социальный заказ на деятельность системы образования в целом. В начале 90-х годов прошлого века стало очевидным, что обеспечение адаптации к информационному взрыву, произошедшему повсеместно, к новым социальным условиям, не может пройти без коренного пересмотра целей образования. А вместе с тем и всей системы организации работы школы. Если раньше приоритетной целью являлось количество всей суммы знаний, которое выработало человечество, то в новых условиях - на первый план выходит личность ученика, способность его к самоопределению и самореализации, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности.

Единодушное понимание необходимости модернизации традиционной школы, с одной стороны, и разнообразие подходов к методам и средствам реформирования, с другой, привело к разрыву образовательного пространства. Что в свою очередь обозначило отсутствие у педагогов-практиков необходимых инструментов организации своей деятельности, которые соответствовали бы изменившимся требованиям.

В ходе анализа потребностей, возникших на фоне информационного взрыва, стало понятно, что вносить изменения нужно начиная с подготовки и проведения уроков, и заканчивая оценкой эффективности своей деятельности с точки зрения реализации новых целей образования.

Процесс обучения предъявляет новые требования к восприятию школьника. В процессе восприятия учебной информации необходимы произвольность и осмысленность деятельности учащихся. Сначала ребёнка привлекает сам предмет и в первую очередь его внешние яркие признаки. Но дети уже в состоянии сосредоточиться и тщательно рассмотреть все характеристики предмета, выделить в нём главное, существенное. Эта особенность проявляется в процессе учебной деятельности. Они могут анализировать группы фигур, упорядочивать предметы по различным признакам, проводить классификацию фигур по одному или двум свойствам этих фигур.

У школьников этого возраста (5-6 класс) появляется наблюдение как специальная деятельность, развивается наблюдательность как черта характера.

Процесс формирования понятия - постепенный процесс, на первых стадиях которого важную роль играет чувственное восприятие объекта.

Память. Школьник 5-6 классов способен управлять своим произвольным запоминанием. Способность к запоминанию (заучиванию) медленно, но постепенно возрастает.

В этом возрасте память перестраивается, переходя от доминирования механического запоминания к смысловому. При этом перестраивается сама смысловая память. Она приобретает опосредованный характер, обязательно включается мышление. Поэтому необходимо учащихся учить правильно рассуждать, чтобы процесс запоминания базировался на понимании предлагаемого материала.

Заодно с формой меняется и содержание запоминания. Становится более доступным запоминание абстрактного материала.

Внимание. Процесс овладения знаниями, умениями, навыками требует постоянного и эффективного самоконтроля учащихся, что возможно только при сформированности достаточно высокого уровня произвольного внимания.

Школьник 5-6 классов вполне может управлять своим вниманием. Он хорошо концентрирует внимание в значимой для него деятельности. Поэтому нужно поддерживать интерес школьника к изучению математики. При этом целесообразно опираться на вспомогательные средства (предметы, картинки, таблицы).

В школе на уроках внимание нуждается в поддержке со стороны учителя.

Воображение. В процессе учебной деятельности учащийся получает много описательных сведений. Это требует от него постоянного воссоздания образов, без которых невозможно понять и усвоить учебный материал, т.е. воссоздающее воображение учащихся 5-6 классов с самого начала обучения включено в целенаправленную деятельность, способствующую его психическому развитию.

При развитии у ребёнка способности управлять своей умственной деятельностью воображение становится всё более управляемым процессом.

У школьников 5-6 классов воображение может превратиться в самостоятельную внутреннюю деятельность. Они могут проигрывать в уме мыслительные задачи с математическими знаками, оперировать значениями и смыслами языка, соединяя две высшие психические функции: воображение и мышление.

Все указанные выше особенности создают почву для развития процесса творческого воображения, в котором большую роль играют специальные знания учащихся. Эти знания составляют основу для развития творческого воображения и в последующие возрастные периоды жизни школьника.

Мышление. Всё большее значение начинает приобретать теоретическое мышление, способность устанавливать максимальное количество смысловых связей в окружающем мире. Школьник психологически погружён в реальности предметного мира, образно-знаковых систем. Изучаемый в школе материал становится для него условием для построения и проверки своих гипотез.

В 5-6 классах у школьника вырабатывается формальное мышление. Школьник этого возраста уже может рассуждать, не связывая себя с конкретной ситуацией.

Учёные изучали вопрос об умственных возможностях школьников 5-6 классов. В результате исследований выявилось, что умственные возможности ребёнка шире, чем предполагалось ранее, и при создании соответствующих условий, т.е. при специальной методической организации обучения, учащийся 5-6 классов может усвоить абстрактный математический материал.

Как видно из вышеизложенного, психические процессы характеризуются возрастными особенностями, знание и учёт которых необходимы для организации успешного обучения и умственного развития учащихся.

С момента создания традиционной классно-урочной системы обучения, всегда существовала проблема формирования у обучаемых высокой и устойчивой мотивации к обучению, активной познавательной деятельности, а также проблема поиска наиболее эффективных методов и средств организации образовательного процесса.

Как правило, выбираемый учителем средний темп работы на уроке оказывается нормальным лишь для определённой части учеников, для других он слишком быстрый, для третьих излишне замедленный. Одна и та же учебная задача для одних детей является сложной, почти неразрешимой проблемой, а для других она - лёгкий вопрос. Один и тот же текст одни дети понимают после первого чтения, другим требуется повторение, а третьим необходимы разъяснения. Говоря иначе, успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысленность знаний, уровень развития ребёнка зависят не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, наконец, физическим развитием. Каждый учитель знает о наличии природных различий школьников и часто успехи или неудачи школьника объясняются именно ими. Условия среды в большинстве случаев таковы, что для многих людей не адекватны их природным задаткам. Людей, родившихся с выдающимися наследственными потенциями, намного больше, чем тех, которым эти потенции удалось реализовать.

Основная и очень ответственная задача школы - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Раскрытие индивидуальности каждого ребенка в процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в современной школе.

Личностно ориентированный подход в обучении - это важнейший принцип воспитания и обучения. Он означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно- урочной системы обучение по обязательным учебным программам, предполагает сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий для повышение качества и развития каждого ученика. Успешно развивается познавательная активность, интеллектуальная деятельность каждого ученика с учётом его возможностей и способностей.

Технология личностно ориентированного обучения математике вовлекает каждого ученика в процесс само- и соуправления своим развитием.

Ни для кого не секрет, что математика сложный предмет, который требует плодотворного труда. Математику нельзя выучить («зазубрить»), ее надо понять! А как понять предмет, если он кажется ученику скучным, уроки однообразными. Вот здесь и нужна педагогическая находчивость, которая имеет одну цель - заинтересовать. Появление интереса к предмету можно добиться путем применения новых, современных инновационных технологий в обучении.

В последние годы большинство педагогических коллективов страны настойчиво осваивают теоретические основы и технологию использования ЛОО в учебно - воспитательном процессе. Чем это вызвано?

1. Динамическое развитие общества требует формирования в человеке не столько социально - типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего человеку оставаться самим собой в постоянно изменяющемся социуме.

2. Психологи и социологи отмечают произошедшие в последнее десятилетие существенные изменения в личностном развитии детей. В исследованиях отмечается, что нынешним учащимся свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощённость и независимость, а эти перемены, в свою очередь, требуют применения новых подходов и технологий во взаимодействии учителя и ученика.

3. Современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации школьной жизни.

Личностно ориентированные технологии ставят в центр своей образовательной системы личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий развития, реализацию ее природных потенциалов. Учащийся в этой технологии не просто субъект, но субъект приоритетный; он - цель образовательной системы, а не средство достижения чего - либо отвлеченного.

ЛОТ характеризуются гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие учащегося, формирования у него положительной «Я» - концепции. ЛОО открывает новые потенциальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить сегодня.

Во-первых, содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодавлеющая цель;

во-вторых, обучение ведется, прежде всего, обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления; осуществляется объединение, интеграция различных дисциплин;

в- третьих, достигается вариативность и дифференциация обучения на основе деятельностного подхода;

в-четвертых, активно используется положительная стимуляция учения.

На личностно ориентированном уроке создается та учебная ситуация, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. На таком уроке господствует эмоционально положительный настрой учащихся на работу, урок становится более интересным, привлекательным, результативным. Учитель не просто создает благожелательную творческую атмосферу, но и постоянно обращается к субъектному опыту школьников, т.е. опыту их собственной жизнедеятельности. И, наконец, самое важное - он признает самобытность и уникальность каждого обучаемого.

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ:

  1. Диагностика обучаемости и обученности учащихся как условие реализации технологии личностно ориентированного обучения математике.

  2. Дифференциация обучения с постановкой разноуровневых целей к каждой учебной теме позволяет учителю использовать индивидуальный подход к детям, управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся.

  3. Рефлексивный характер обучения; оценка учащимися своих возможностей и результатов учения; предоставление учащимся выбора содержания и форм учения; сочетание самоконтроля; взаимоконтроля учащегося и контроля со стороны учителя; система поощрительных приемов, дающая комплексный подход к получению оценки; самостоятельная формулировка реальных и перспективных целей урока.

  4. Создание условий для включения каждого ученика в деятельность, соответствующую его «ЗБР» самостоятельную деятельность ученика по целеполаганию, самопланированию, самоорганизацию, самоконтролю, самооценке и коррекции своих знаний, умений и навыков.

  5. Уровневое домашнее задание на всю тему с различными способами коррекции на каждом занятии. Разработка учениками к каждому занятию серии репродуктивных и проблемных вопросов по изучаемой теме. Составление учащимися кроссвордов, карточек - заданий, написание ими рефератов, сказок, стихов, создание проектов.

Методы обучения и воспитания состоят в том, что учитель:

  • управляет познавательной деятельностью ученика, т.е. переходит с позиции носителя знаний (дающего знания) в позицию организатора собственно познавательной деятельности учащихся;

  • мотивирует познавательную деятельность ученика на уроке за счет коммуникации взаимопонимания и добивается положительного отношения к предмету;

  • организует самостоятельную работу на уроке, включая работу с различными источниками информации;

  • включает всех учащихся в коллективную творческую деятельность, организуя взаимопомощь;

  • создает ситуацию успеха, т.е. разрабатывает методику и предлагает задания, посильные каждому ученику;

  • создает положительную эмоциональную атмосферу учебного сотрудничества, которое реализуется в системе гуманных учебных взаимоотношений;

  • организует самоанализ собственной деятельности ученика и формирует его адекватную самооценку.

Правила личностно ориентированного образования

  • Подвергать ревизии традиционные методы, формы, средства воспитания, так как они разрабатывались для других целей и в других социально-экономических условиях.

  • Исключить методы наказания, унижающие личность.

  • Поощрять стремление ребенка честно относиться к своим обязанностям.

  • Принципиально, но доброжелательно обсуждать плохие поступки.

  • Помогать обнаруживать ошибки.

  • Поддерживать эмоциональное благополучие ребенка.

  • Формировать положительную самооценку ребенка.

  • Постоянно наращивать требования, закреплять достигнутые результаты.

  • Искать возможность вызвать активную деятельность личности в нужном направлении, а не пассивно ждать появления негативного поступка.

  • Понимать, принимать, любить ребенка доброй, но требовательной любовью.

  • Жить интересами, переживаниями ребенка.

  • Хорошо понимать себя, свои сильные и слабые стороны.

  • Зорко всматриваться в детей, чтобы в каждый момент знать, как идет процесс обучения.

  • Искренне радоваться каждому успеху ребенка.

  • Предоставлять ребенку возможности для самоутверждения.

  • Постоянно напоминать ребенку, чего от него требуют, каким хотят его видеть.

  • Учитывать состояние и настроение ребенка.

  • Слушать ребенка очень внимательно, демонстративно отложив в сторону самую срочную работу.

  • Крепко удерживать образовательный и воспитательный процесс под контролем в рамках выбранной стратегии.

  • Получать удовольствие от общения с детьми.

  • Разговаривать с детьми так, как они хотят, чтобы с ними разговаривали.

  • Осуждать поступок, но уважать личность.

Принципы личностно ориентированного обучения

Принцип целеполагания и мотивации. Важное значение на уроке в реализации данного принципа приобретают организация и управление деятельностью учащихся по целеполаганию, мотивации и определению темы занятия, которое реализуется на практике различными путями:

  • на одних уроках ученики совместно с учителем формулируют проблемный вопрос;

  • на других - учащиеся выходят на постановку целей, анализируя домашнее задание;

  • на третьих - учителем на доске записываются только ключевые и вопросительные слова типа: а) Что? Как? Зачем? Почему? От чего зависит? Как влияет? Что общего? б) Определить, вывести, выявить закономерность, доказать и т. д., а учащиеся на основе данного составляют целостную картину целей на занятие.

Принцип открытости, понимаемый как возможность дополнять, видоизменять информацию, формы организации учебно-познавательной деятельности, реализуется на основе обработки результатов диагностики с мониторинговым подходом. Контрольная диагностика позволяет учителю объективно определять количество учеников, работающих на разных уровнях, корректировать педагогические воздействия. На занятиях главный акцент делается на самостоятельную работу с индивидуальным темпом в сочетании с приемами взаимообучения и взаимопроверки.

Принцип вариативности реализуется путем использования на уроках нескольких альтернативных учебников, справочников, таблиц, что позволяет рассмотреть многие вопросы с различных позиций и выработать свой подход к их решению.

Принцип направленности обучения на развитие личности ученика осуществляется через создание условий для каждого школьника по формированию индивидуального стиля деятельности, а именно через самостоятельную и контрольную работы с разноуровневыми заданиями; выбор ролей в деятельности групп; возможность выбора уровня домашнего задания.

Принцип успешности обучения означает собственный успех каждого школьника, использование стимулирующего поощрения его активной деятельности при работе оценочной системы (поощрение с помощью накопления баллов, жетонов). Это позволяет увеличить интенсивность урока за счет повышения активности учащихся и возможности оценить каждого, создает высокий эмоциональный подъем и настрой на весь урок, условие для повышения интереса к предмету, увеличения количества учеников, вовлекаемых в активную учебно-познавательную деятельность.

Принцип индивидуализации обучения опирается на составление индивидуальных программ по усвоению учебного материала для каждого ученика на основе результатов мониторинга по определению зоны ближайшего развития.

Структура личностно ориентированного урока

Проверка реального усвоения ЗУН

Индивидуальные образовательные траектории учащихся

Проверка усвоения ГОС

Организация усвоения ГОС

Актуализация ЗУН

Этапы личностно ориентированного урока

К уроку как основной форме организации учебного процесса в условиях личностно ориентированного обучения предъявляется ряд требований, которым я стараюсь следовать.

Этап целеполагания

Основная цель уроков данной педагогической технологии -повышение результативности урока через использование личностно ориентированного подхода в обучении и структуирования урока в соответствии с требованиями современности, тем самым создавая условия для проявления познавательной активности учеников.

Каковы средства достижения этой цели?

Прежде всего, осуществляю комплексное планирование и реализацию задач развития, образования и воспитания на основе продумывания триединой задачи урока:

  • образовательная: вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков;

  • воспитательная: формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения;

  • развивающая: при обучении развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности - речь, память, внимание, воображение, восприятие.

Определяется место урока в системе уроков, сообщается не только тема, но и предполагаемый порядок организации учебной деятельности, совместно с учениками выбираются пути, способы и примеры решения учебных задач. При этом необходимо создать условия, обеспечивающие ученику позицию субъекта при постановке учебных задач, в ходе их реализации.

На уроках должна быть создана атмосфера доброжелательности, сотрудничества, заинтересованности каждого ученика в работе класса, положительного эмоционального настроя на работу в течение всего урока.

Поведение учителя на уроке - это умение владеть классом. Учитель должен организовать работу каждого школьника, создавая рабочий настрой, искреннее общение и деловой контакт. Все это повышает интерес, внимание, активность. Такое поведение учителя позволяет отдельным ученикам с учетом их индивидуальных способностей как-то положительно проявить себя, а стиль и тон учителя поможет им в этом.

На уроках необходимо сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы, организуется самостоятельная работа учащихся, сокращаются однотипные упражнения. Создаются на уроках ситуации активного общения, не только монолога, но и диалога, полилога, позволяющих ученику выразить себя, проявить инициативу, самостоятельность в способах выбора познавательной деятельности, типов заданий, вида и форм учебного материала.

Этап актуализации субъектного опыта

Ключевым понятием личностно ориентированного обучения является Субъективный опыт учащихся, поэтому этап актуализации знаний связан с систематизацией и обобщением изученного, на этом этапе учитывается учебный математический опыт учащихся.

Так, обобщению и систематизации сведений об углах перед изучением смежных углов способствуют вопросы:

  • что уже знаем об углах (важно, чтобы учащиеся перечислили: определение, элементы, способы обозначения, виды углов, свойства измерения углов),

  • что учились делать с углами (строить различные виды углов,).

обозначать углы разными способами, находить величину угла с помощью транспортира

При личностно ориентированном обучении учитель старается предоставить учащимся возможность проявить инициативу, мотивирует любой вид деятельности. Поэтому этап актуализации знаний перед изучением смежных углов может быть следующим образом:

Учитель: На этом уроке мы с вами продолжим знакомство с геометрическими фигурами. Но в начале повторим то, что нам известно. На доске изображен рисунок. Какие геометрические вопросы вы могли бы задать, глядя на этот рисунок?

С А

Д О В

Е

Учащиеся могут задать следующие вопросы:

  1. Какие фигуры изображены на рисунке?

  2. Каково взаимное расположение прямых АЕ и ВД?

  3. Как называются полупрямые ОА и ОЕ, ОД и ОВ?

  4. Каково взаимное расположение точек на прямой?

  5. Какие углы можно назвать на рисунке?

Данный этап может сопровождается устной работой. Для этого использую, такие задания. Пример: "На доске прикреплены карточки с примерами и результаты этих примеров. Но результаты почему-то оказались перепутанными. По выбору кто, какой пример хочет, выбирает и находит к нему результат". Пример: "Найди ошибку". На доске записаны равенства, примерно 10. Ученику предлагается отыскать ошибку в решении (ответе) одного или нескольких заданий. Пример: Игра "Интеллектуальный марафон". Учащимся предлагается найти произведение всех чисел, сидящих на дереве. Данное задание можно оформить наглядно, что вносит свою изюминку.

Задания, которые содержат в себе элементы необычного, удивительного, вызывают интерес у школьников к предмету; развивают воображение, внимание, память, мышление и способствуют положительной эмоциональной обстановке учения. Основу таких заданий составляют задания, связанные с программным материалом и способствующие усвоению и закреплению его учащимися.

(РАЗНОВИДНОСТИ УСТНОГО СЧЕТА)

Этап изучения нового материала

При личностно ориентированном обучении основными образовательными источниками являются учебный предмет и процесс его освоения, поэтому изучение нового материала строится с опорой на учебный опыт учащихся, что обеспечивает их успешность при осуществлении поисковой или исследовательской деятельности.

При изучении нового материала стараюсь «заразить» ребят поиском решения той или иной проблемы. Опыт работы показывает, что глубокие, прочные и, главное, осознанные знания могут получить все школьники, если развивать у них не столько память, сколько логическое мышление.

Важным и значимым становятся математические сведения, если они затрагивают личность, если с ними связаны жизненный и личный опыт. При этом учебная ситуация преобразуется в личностно-значимую, а учебная информация - в событие самого ученика. Задачи решаются и воспринимаются детьми совсем иначе, если в их условие входят понятия напрямую связанные с окружающей действительностью. Данные для условия задач ученики собирают сами.

(ПОИСК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОТРЕЗОК, ЛУЧ)

Этап применения знаний

Закрепление изученного материала практически всегда сопровождаю заданиями на составление обратной задачи. Такая форма работы применима к любой теме курса математики. Если учащиеся способны составлять обратную задачу, значит, они понимают смысл данного задания, видят взаимосвязь компонент.

Другой вариант:

Использую группу карточек, позволяющую ученику самостоятельно выбирать тип, вид, форму материала пользоваться индивидуальным способом учебной работы, в которую входят задания трёх различных уровней сложности.

К 1 - задания, соответствующие обязательным результатам обучения.

К 2 - задания, на умение применять знания в ситуациях сходных, с теми, что были разобраны в классе.

К 3 - задания, для школьников, проявляющих повышенный интерес к математике.

Перед началом выполнения, чётко поясняю каждое из предложенных на выбор учебных заданий, показываю значимость его выполнения, раскрываю критерии оценивания каждой карточки.

Уместно предложить выполнить самостоятельную работу по одному из предложенных вариантов:

  • а) полностью самостоятельно;

  • б) по аналогии с решениями упражнений, записанных на доске;

  • в) с использованием учебника.

Этап проверки знаний

На данном этапе использую различные тестовые задания.

  • В тестовых заданиях первого вида (Т-1) требуется установить пропущенный текст, выражения, числа, знаки сравнения, которые заменены многоточием

  • Тестовые задания (Т-2) предлагаю набор истинных и ложных утверждений; учащиеся должны установить, какие из них истинны, какие ложны,

  • Тестовые задания третьего вида (Т-3) - это тесты с выбором правильного ответа из числа предложенных.

Таким образом, предлагаемые тесты ставят ребёнка в ситуацию выбора такого задания, с которым ребёнок обязательно справится, т.е. удовлетворение потребности в самовыражении, самореализации, что обеспечит успех. Личностно-ориентированный подход предполагает привлечение к оцениванию самих учащихся. Для этого, после выполнения тестов учащимся предлагается оценить себя. На доске написаны ключи к заданиям, он проверяет их и оценивает. Если вдруг по каким-то причинам ребёнок поставил неудовлетворительную оценку, то в журнал не выставляю, а оставляет за ним право еще раз подготовиться и выполнить тест.

Очень важной является процедура оценивания, которая также должна быть направлена на раскрытие потенциальных возможностей учащихся с учётом их индивидуальных достижений.

На этапе изучения нового материала, выполнения тренировочных упражнений, в процессе поисковой работы оценивать учащихся некорректно и допустимо только в случае значительных достижений. В основном ведётся лишь наблюдение за ходом работы, за тем, как относится школьник к учению, какова его познавательная активность.

Если ученик не справился с заданием, необходимо выяснить причины, организовать необходимую коррекционную работу по ликвидации пробелов в знаниях и умениях. Затем предложить выполнить задание, аналогичное тому, с которым он не справился. При составлении проверочных, самостоятельных и итоговых работ не ограничиваюсь заданиями репродуктивного уровня, которые должны входить в работу для того, чтобы ученики увидели степень своего продвижения в учёбе и определили зону своего ближайшего развития в материале учебного предмета.

Этап «Домашнее задание»

Любой урок, как правило, начинаю кратко комментирую допущенные ошибки, обсуждаем выполнение задания учащимися у доски, ребята предлагают другой способ решения. Здесь очень важно увидеть, заметить, поощрить, кто и как выполнил домашнее задание. Такая форма работы позволяет максимально проконтролировать уровень усвоения изученного материала, выявить те этапы работы, которые вызывают затруднения в выполнении задания, ответить на вопрос каждого ученика

При задании на дом указывается не только тема, но и объём заданий, которые часто носят дифференцированный характер и ученику, как и в ходе урока, предоставляется право выбора уровня, вида и формы изучения учебного материала.

Этап «Рефлексия»

Итоговым этапом урока является рефлексия. Высказывается каждый ученик, и уже с учётом сказанного планирую следующие уроки, ведущие к новым знаниям.

Можно предложить продолжить фразу:

«Сегодня на уроке я узнал…»

«Сегодня на уроке я научился…»

«Сегодня на уроке мне понравилось…»

«Сегодня на уроке мне не понравилось…»

«Сегодня на уроке мне не удалось…».

В диалоге с учащимися не просто повторяются формулировки нового материала, а систематизируется весь изученный к этому моменту материал и ситуации его применения. Для этого удобно задавать вопросы типа:

"С каким новым понятием (свойством, утверждением, видом задач) познакомились? Что об этом надо знать?",

"Что можно рассказать о ситуациях применения нового (трудностях, с которыми встретились, возможных ошибках и способах их предотвращения)?",

"Чему учились на уроке? Что помогало при этом?

Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что нового узнали, но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по-другому.

9. Примеры методов и приемов, применяемых на личностно ориентированном уроке математики

9.1 Речевые обороты, которые используются для создания ситуации успеха на уроке

Назначение

Речевые обороты

Помогает преодолеть неуверенность в

собственных силах, робость, боязнь

самого дела и оценки окружающих.

Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться.

Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили.

Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что ученик обязательно справится с задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.

У вас обязательно получиться..

Я даже не сомневаюсь в успешном результате.

Помогает ребенку избежать поражения.

Достигается путем намека, пожелания.

Возможно, лучше всего начать с…..

Выполняя работу, не забудьте о…..

Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому

будет хорошо после выполнения.

Без твоей помощи твоим

товарищам не справиться…

Обозначает важность усилий ребенка в

предстоящей или совершаемой

деятельности.

Только ты и мог бы….

Только тебе я и могу доверить…

Ни к кому, кроме тебя, я не могу

обратиться с этой просьбой…

Побуждает к выполнению конкретных

действий.

Нам уже не терпится начать работу…

Так хочется поскорее увидеть…

Помогает эмоционально пережить

не результата в целом, а какой-то его

отдельной детали.

Тебе особенно удалось то объяснение.

Больше всего мне в твоей работе понравилось…

Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы.









9.2 Использование исторического материала

Привлекая исторический материал, материал из смежных дисциплин, подчеркивая красоту и мощь математики, повышается интерес к предмету.

Что сделано

Кто сделал

Составлена первая печатная книга по занимательной математике

Альберти Леон Батиста (1472) итальянский ученый, архитектор, писатель, музыкант

Впервые дан общий метод построения магическихквадратов

Де-Бесси Френикль Бернар (1675) французский математик

Впервые встречаются термины:

натуральное число, множитель

Боэций Аниций Манлий Северин

римский ученый, философ

Впервые встречаются знаки «+» и «-»

Видман Ян ( 1-я половина XVI в.) немецкий математик

а) Вошли во всеобщее употребление точка как знак умножения и двоеточие как знак деления.

б) Появляются термины уменьшаемое, вычитаемое

Вольф Христиан (1754) немецкий математик, физик и философ

Введен термин сочетательный закон

Гамильтон Уильям Роуан (1865)

ирландский математик

Встречаются высказывания о двоичной системе счисления

Гарриот (Харриот) Томас (1621) английский математик

Встречаются термины деление, делимое, делитель

Герберт Орийякский (1003) французский математик

Введен термин натуральное число в современном смысле

Даламбер Жан Лерон (1783)

французский математик, механик

и философ

Отмечено, что деление на ноль не есть деление

Магавира (IX в.) индийский математик

Введен знак умножения

(косой крест)

Оутред Вильям (1660)

английский математик

Введен современный знак

равенства

Рекорд Роберт (1558)

английский врач и математик

Введен термин скобки; круги Эйлера

Эйлер Леонард (1783) математик,

физик, механик и астроном.

Родился в Швейцарии, работал в

Берлине и Петербурге

Введен термин множимое

Сакробоско де Иоанн (1256)

английский математик и астроном

Впервые ввел русские названия

множитель, произведение, делитель, делимое, частное

Магницкий Леонтий

Филиппович (1739) русский

математик-педагог

Введение написания круглых скобок

Жирар Альберт (1632)

голландский математик;

Тарталья Никколо (1557)

итальянский математик

Распространение круглых скобок;

употребляет двоеточие как знак деления

Лейбниц Готфрид Вильгельм

(1716) немецкий математик

Впервые термин частное

Леонардо Пизанский

(Фибоначчи) ( 1228)

итальянский математик

В России (следовательно, и в Беларуси) впервые применен метр в качестве единицы измерения

Лобачевский Николай Иванович

(1856) русский математик

Таблица умножения Пифагора

Пифагор Самосский ( 500 до н.э.)

древнегреческий математик и

философ


История происхождения некоторых терминов

Деление, делимое, делитель. От франц. Dividere- делить, распределять.

Квадрат. Термин quadratus означает - четырехугольный и получился как буквальный перевод соответствующего греческого названия.

Куб. Термин происходит от греческого - игральная кость. Так как она имела форму кубика, то название перешло на любое тело той же формы. Название введено пифагорейцами.

Математика. Это слово греческого - наука, происхождения: в свою очередь произошло от соответствующего глагола, означавшего учусь через размышление. Пифагорейцы знали четыре раздела математики: учение о числах (арифметику), теорию музыки (гармонию), учение о фигурах (геометрию), астрономию и астрологию.

Минус. Термин образован от латинского minus - меньше.

Плюс. Термин произошел от слова plus? ?больше.

Произведение. Среди многочисленных обозначений умножения употреблялся и прямоугольник как символ того, что площадь его получается при перемножении двух измерений. В связи с этим вплоть до XVII в. вместо произведение говорили - прямоугольник.

Точка. Слово происходит от глагола ткнуть и означает результат мгновенного прикосновения, укола. Тот же смысл имеет и латинское punctum, от которого произошло русское слово пункт.

Групповая работа

Преимущества групповой работы состоят в том, что ученик учится высказывать, отстаивать собственное мнение, прислушиваться к мнению других, сопоставлять, сравнивать свою точку зрения с точкой зрения других. Вырабатываются навыки наблюдения за действиями других, самоконтроль, формируется критическое мышление. А групповое обсуждение, дискуссия оживляют активность учащихся. Надо отметить, что учащиеся со средними способностями одинаково хорошо усваивают учебный материал как при фронтальной, так и групповой формах. Этот слой составляет основную массу школьников. У сильных учащихся на первом месте по продуктивности стоит индивидуальная работа, т.к. при решении заданий более высокого уровня сложности у них возникают вопросы, на которые они хотели бы получить грамотный и исчерпывающий ответ. А слабым учащимся больше импонирует групповая форма работы.

Организация групповой работы меняет функции учителя. Если на традиционном уроке он передает знания в готовом виде, то здесь он должен быть организатором, режиссером урока, соучастником коллективной деятельности. Его действия должны сводиться к следующему:

  • Объяснение цели предстоящей работы

  • Разбивка учащихся на группы

  • Раздача заданий для групп

  • Контроль за ходом групповой работы

  • Попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения, а наоборот побуждая к активному поиску решений

  • После отчета групп о выполненном задании учитель делает выводы, обращает внимание на типичные ошибки, дает оценку работе учащихся

Все мы знаем, что наш предмет один из самых сложных для учащихся и способности усвоения знаний у всех учащихся разные. В каждом классе есть такие дети, которые имеют склонность и интерес к изучению математики, но не имеющих математических способностей даже больше. Наша работа связана с целым рядом трудностей. Одна из них обусловлена обилием теоретических сведений, которые ученики должны усвоить. Поэтому во время объяснения нового материала мы часто не в состоянии охватить всех учащихся нуждающихся в дополнительных разъяснениях, индивидуальной помощи. Что делать? Как построить учебный процесс? Как побудить школьников к активному и осознанному усвоению знаний? Уверена, что каждый из нас постоянно задаёт себе эти вопросы и ищет ответы на них в собственной практике, в опыте своих коллег. Нет, и не может быть двух школьников, не говоря о целом классе, обладающих одинаковым набором способностей, умений, поведенческих реакций, мышления и т. д. Для кого-то из детей средний уровень предъявляемых требований оказывается непосильным, а кто-то, наоборот, недополучает знаний и умственной нагрузки. Одни понимают учителя сразу, другим надо повторить, а третьим необходимо разъяснить. Таким образом, успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысления знаний, уровень развития учащихся зависит не только от деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности и физическим развитием; - современное образование - это личностно ориентированное образование, основанное на учёте результатов диагностики индивидуальных особенностей и способностей каждого ребёнка, его отношения к предмету и возможностей его усвоения, что требует от учителя осуществления индивидуального подхода к учащимся, предвидения трудностей учебного материала для отдельных учащихся, подбора рациональных видов работ для сильных и слабых учащихся; - развитие личности является основной целью личностно ориентированного образования. Поэтому овладение теорией и технологией развивающего обучения становится необходимым условием успешной работы учителя.

Что же такое личностно ориентированный подход? Это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самореализации личности ребёнка. В трактовке личностно ориентированного образования наиболее концентрированно выражена мысль о том, что оно должно предстать в образовательной системе как средство дифференциации и индивидуализации обучения. Притом что во многих педагогических трудах эти понятия, особенно в последнее время, обычно употребляются как синонимы, но это далеко не так, каждый из них имеет свои нюансы и особенности, осмысление которых полезно в практическом плане. Так, термин «дифференциация» (от лат.- различие) указывает на необходимость «деления, структурирования, выделения частей». Дифференциация - организация учебного процесса с учётом доминирующих особенностей групп учащихся. А вот под индивидуализацией понимается учёт личностных особенностей каждого ученика, нацеленность образовательного процесса на личность, на интересы ученика, на его склонности. В этом подходе опора делается на персональные особенности деятельности, на характеристику качеств личности, её индивидуальные свойства, т. е. принимаются во внимание особенности каждого ребёнка. Иными словами, системообразующим фактором дифференцированного подхода является различие содержания, сущности обучения, системообразующим фактором индивидуального подхода - индивидуум, личность с её особенностями. Это понимание выводит нас на необходимость осмысления с точки зрения дифференцированного подхода таких терминов, «личностно ориентированный учебный процесс», «индивидуальная образовательная программа», а с точки зрения индивидуального подхода терминов «индивидуальные склонности», «индивидуально - образовательная траектория». Практика подтверждает наличие широкого разброса индивидуальных различий учащихся и как следствие большого разброса в уровне усвоения знаний у учащихся одного и того же класса. «Дифференциация обучения» - в моём понимании это создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности. Отсюда следует:

- дифференцированное обучение не цель, а условие и средство развития индивидуальности;

- проектирование (технологизация) личностно ориентированного обучения невозможно без знания индивидуальности каждого ученика как данности, с присущими только ему личностными особенностями;

- только знание индивидуальности каждого обеспечивает построение личностно ориентированной системы обучения.

Техники работы учителя: эвристический монолог, диалог, полилог, моделирование, при необходимости показ, педагогическое наблюдение.

Учителю необходимо использовать в работе только 3 типа высказываний, каждое из которых позитивно:

  • похвалить;

  • уточнить, направить;

  • объяснить заново непонятную часть.

Изучение нового материала (дополнительный объем) и независимая самостоятельная практика обучаемых. Особенность этого этапа состоит в том, что учащиеся по-разному нуждаются в новом и в том числе дополнительном материале. Основные действия учителя: организация работы в парах или группах по изучаемой проблеме, выступление посредником в обмене мнений, диагностика степени усвоения изучаемого материала и дальнейшее продвижение по теме. Организационная схема деятельности заметно меняется от урока к уроку (в зависимости от результатов предшествующих уроков). Первые уроки довольно просты - на них встречаются одна-две группы, последние - сложны, так как почти все ученики оказываются в группах разных типов. Техники работы учителя: диалог, полилог, моделирование, опрос, педагогическое наблюдение. При необходимости инструктаж, опрос, педагогическая оценка.

Изучение нового материала (дополнительный объем для нуждающихся в этом) Системное закрепление

Обобщающее повторение

Контроль

Коррекция

Поскольку любое занятие есть система, искусственно создаваемая учителем ради достижения конкретной цели, то из приведенного выше набора этапов можно создать самые разнообразные комбинации. Причем следует иметь в виду, что в живом процессе обучения несколько этапов могут быть объединены в один, а время, отводимое на каждый этап работы, может варьироваться в соответствии с учебной ситуацией. Но как бы не была гибка педагогическая ситуация, следует помнить, что исключение или перешагивание любого из этапов учебного занятия в работе учителя способно привести к снижению результата педагогического процесса. Очень важной является процедура оценивания, которая также должна быть направлена на раскрытие потенциальных возможностей учащихся с учётом их индивидуальных достижений. В начале урока или перед началом вида работы, которую предстоит оценить вместе с учениками, определяю, каким образом будет оцениваться их учебная деятельность. При этом оговариваются возможные уровни выполнения работы и требования, соответствующие каждому уровню, определяются требования к освоению учащимися изучаемой темы. Считаю, что на этапе изучения нового материала, выполнения тренировочных упражнений, в процессе поисковой работы оценивать учащихся некорректно и допустимо только в случае значительных достижений. В основном ведётся лишь наблюдение за ходом работы, за тем, как относится школьник к учению, какова его познавательная активность. Если ученик не справился с заданием, выясняю причины, организую необходимую коррекционную работу по ликвидации пробелов в знаниях и умениях. Затем предлагаю выполнить задание, аналогичное тому, с которым он не справился. При составлении проверочных, самостоятельных и итоговых работ не ограничиваюсь заданиями репродуктивного уровня, которые должны входить в работу для того, чтобы ученики увидели степень своего продвижения в учёбе и определили зону своего ближайшего развития в материале учебного предмета. Контроль учебной деятельности направляю на выявление динамики приобретения знаний, развития умений и навыков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Традиционный подход к определению целей образования ориентирует на объём знаний. С позиций этого подхода, чем больше знаний приобрёл ученик, тем лучше, тем выше уровень его образованности. Но уровень образованности, особенно в современных условиях, не определяется объёмом знаний, их энциклопедичностью. Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий.

Современная школа должна направить свои усилия не на передачу готовых знаний, а на стимулирование поиска знаний, развитие умений применять эти знания на практике.
Основная цель в обучении: научить не знаниям, а работе. Для реализации этой цели ставятся и решаются такие вопросы как: какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке; какие методы и средства обучения выбрать; как организовать собственную деятельность и деятельность учащихся.

Структура урока с позиций деятельностного подхода состоит в следующем: учитель создает проблемную ситуацию; ученик принимает проблемную ситуацию; учитель управляет поисковой деятельностью; ученик осуществляет самостоятельный поиск; обсуждение результатов.

Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Близкие к приведенным данные, были получены также американскими и российскими исследователями.

Начиная каждый новый учебный год, задаю себе вопросы: Кто такой мой ученик? Прежде всего - человек! Возраст моего ученика - 10 - 17 лет. Чему учит мой предмет? Мой предмет нужен для овладения системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования; для интеллектуального развития, формирования качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе. Он формирует ясность и точность мысли, критичность мышления, развивает интуицию и логическое мышление, тренирует способность к преодолению трудностей. Чему я хочу научить своих учеников? Вооружить необходимыми для практической деятельности знаниями, умениями, навыками; посредством математики сформировать у учеников логическое мышление, трудолюбие, усердие, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца. «Именно математика в первую очередь защищает нас от обмана чувств и учит, что одно дело - как на самом деле устроены предметы, воспринимаемые чувствами, другое дело - какими они кажутся; эта наука даёт надёжнейшие правила; кто им следует - тому не опасен обман чувств» (Леонардо Эйлер). Как я могу добиться лучшего усвоения знаний моими учениками? В своей работе использую различные технологии, но приоритетной для меня является личностно ориентированное обучение. Я постараюсь систематизировать уже накопленные сведения о данном подходе и на этой основе расширить границы его использования.

Значительное количество учащихся изменили свое отношение к предмету на положительное

Новый материал способны усваивать все учащиеся

Успеваемость держится стабильно - 100%

Итоги обученности

Качество обученности (математика, алгебра)

Качество обученности (геометрия)

2010 - 2011

учебный год

5в - 100 %

92

6б - 84 %

7а - 69 %

63,3

7а - 73%

71,8

9в - 60 %

9в - 65%

9г - 61 %

9г - 70 %

11 - 63%

11 - 79 %

2011 - 2012

учебный год

5б - 89 %

92,5

6в - 96 %

7б - 56 %

71

7б - 56 %

69,3

8а - 67 %

8а - 71 %

10 - 89 %

10 - 81 %

2012 - 2013

учебный год

5в - 88 %

84

6б - 80 %

7в - 68 %

63,3

7в - 64 %

69,8

8б - 48 %

8б - 56 %

9а - 56 %

9а - 63 %

11 - 81 %

11 - 86 %

2013 - 2014

учебный год

5б - 96 %

93,5

6в - 91 %

7б - 74 %

70,5

7б - 67 %

73

8в - 65 %

8в - 74 %

9б - 60 %

9б - 68 %

10а - 83 %

10а - 83 %

2014 - 2015

учебный год

6б - 93 %

93

7в - 58 %

73,8

7в - 58 %

72,6

9в - 91 %

9в - 95,6 %

10б - 63 %

10б - 54 %

11а - 83 %

11а - 83 %

Ученики показывают высокие результаты на государственной ( итоговой) аттестации

Большое количество участников гимназической и районной олимпиады

Активное участие учащихся во внеклассной работе по предмету: элективные курсы; кружки; неделя математики

(ИГРА КОМПАС)

29


© 2010-2022