Роль дифференцированного обучения в развитии творческой личности ученика

Раздел Математика
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Роль дифференцированного обучения в развитии творческой личности ученика.Роль дифференцированного обучения в развитии творческой личности ученика.Роль дифференцированного обучения в развитии творческой личности ученика.Роль дифференцированного обучения в развитии творческой личности ученика.

министерство ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Минераловодский региональный многопрофильный колледж»














Роль дифференцированного обучения в развитии творческой личности ученика.







Преподаватель математики

Рысьева И.В.







г. Минеральные Воды

2014 год




Роль дифференцированного обучения в развитии творческой личности ученика

Способность размышлять, анализировать, строить планы, создавать разные проекты - очень важные умения, которые в дальнейшем смогут помочь студентам самостоятельно принимать решения и действовать в сложных условиях современной жизни. Поэтому, начиная с первых лет обучения, нужно приучить учащихся к самостоятельной работе, к поиску нетрадиционных решений, к творческой работе. Если учитель не будет постоянно заботиться о развитии мышления, поставляя " пищу для ума", то учащиеся не смогут состояться как творческие личности. Главная задача учителя - содействовать творческому восприятию учащимися учебного материала и их желанию самосовершенствоваться. Математика в этом плане обладает исключительными возможностями.

Опыт показывает, что уже в самом начале обучения учащиеся способны испытывать удовлетворения от напряженной умственной деятельности, радость от решения поставленных учебных задач. Важно добиться такого положения, когда двигателем процесса познания является желание учащихся узнать новое, неизвестное. Итак, развитие творческих способностей учащихся нужно начинать как можно раньше с учётом возможностей возраста.

Одним из главных условий развития творческой личности является дифференцированное обучение. Принцип дифференцированного подхода к учащимся предполагает оптимальное приспособление учебного материала и методов обучения к индивидуальным способностям каждого студента. Реальностью, обусловливающей необходимость дифференцированного обучения математике, являются объективно существующие различия учащихся в темпах овладения учебным материалом, а также в способностях самостоятельно применять усвоенные знания и умения.

Выявить уровень интеллектуальной одарённости учащихся можно путём постановки специальных заданий (разной степени сложности). Их можно разделить на 2 вида:

  1. Обязательные задания. Они способствуют умению правильно применять изученное правило, выполнять преобразования по формулам и следовать алгоритмам.

  2. Дополнительные задания. Эти задания повышенной трудности на применение изученного правила, требующего сравнения, анализа, определенных выводов. Они рассчитаны на тех студентов, которые справились с обязательными заданиями. Эти задания ставят своей целью привитие интереса к самостоятельной творческой деятельности.

По описанным выше критериям я выделила на 1 курсе 2 группы:

  • группа A - учащиеся со средними способностями (20 учеников - 83%)

  • группа Б - учащиеся с высоким темпом продвижения в обучении (4 ученика - 17%).

В течение года учащимся предлагались задания творческого характера. Привычные способы решения у слабых учащихся навязчиво воспроизводятся, мешают вести поиск в разных направлениях, сковывают мышление, в конечном счёте тормозят развитие, поэтому задания предлагались учащимся обеих групп. В содержании уроков включались разбор нестандартных задач, проблемные ситуации, использовались элементы дискуссии, что способствовало к активизации учащихся всей группы. Домашние задания также давались дифференцированными. Предлагались выполнять дома или ряд тренировочных упражнений, или вместо них - дополнительное задание, содержащее элементы догадки. Оно по объему может быть меньшим основного. Не догадался - выполняет ряд тренировочных упражнений. Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении математике помогла сформировать у учащихся умение общаться, обосновывать свои действия и критически оценивать их, умение самостоятельно ориентироваться в решении нестандартных задач, логически мыслить, свободно высказываться, принимать активное участие в обсуждении.

В конце этого экспериментального исследования наблюдался переход учащихся из группы А (17 учеников - 71%) в группу Б (7 учеников - 29%). Учащиеся из группы А, постепенно справляясь с заданиями обязательного уровня, стали интересоваться дополнительными заданиями повышенной сложности. На 2-ом курсе подвела итоги дифференцированной работы по группам и сделала анализ полученных результатов, который показал, что успеваемость повысилась. В группе А средний балл обученности повысился на 0,2, в группе В на 0,3.

Таким образом, исследование показало, что использование в учебном процессе развивающих заданий, разработанных с учётом интеллектуальных способностей учащихся, развивает логическое мышление и творческие способности ученика, а также оказывает значительное влияние на спешность обучения в колледже.

Мною была разработана анкета на изучение отношения учащихся к творческим заданиям, проводимых на уроках математики. (Приложение). Анкетирование было проведено в трех группах 1-го и 2-го курсов. Анализируя отношение учащихся к творческим заданиям можно заметить, что в группах по специальности «Программирование в компьютерных системах» часто на уроках математики выполняют задания повышенного уровня сложности и интерес к творчеству в данной группе намного выше, чем в группах строительного профиля. Следовательно, интеллектуально одаренные студенты, обучающиеся в группах по специальности «Программирование в компьютерных системах» , отличаются и творческими способностями. Они реже испытывают трудности при решении задач, требующих творческой деятельности. В тех группах, где создавались условия, побуждающих студента к активной творческой деятельности и обеспечивающих его участие в ней, и отношение учащихся к учебе другое. Большинство учащихся в этих группах учатся с интересом в колледже.

Сравнивая отношения к творческим заданиям учащихся 1-го и 2-го курсов можно заметить, что учащиеся 2-го курса чаще выполняют нестандартные задания во внеурочное время, чем учащиеся 1-го курса и считают, что выполнения творческих заданий способствуют к успешной сдаче выпускных экзаменов. Большинство учащихся как профильных, так и общеобразовательных классов считают, что при создании творческой ситуации на уроках нужно учитывать индивидуальную особенность ученика, и согласны с тем, что развитие интеллектуальности в стенах колледжа помогает в будущем в достижении жизненных целей. Первым этапом учебной деятельности, влияющей на весь дальнейший ее ход и результаты, является мотивация. Следовательно, при дифференцированном обучении математике очень важно уже на этом этапе осуществлять учет индивидуальных особенностей учащихся.

Каждый учитель готовит своих учеников к выпускному экзамену по-своему. Контрольно-измерительные материалы по математике содержат от 30 до 40% заданий повышенного уровня сложности, требующих применения нестандартных рассуждений. Задания составлены так, что по результатам экзамена можно судить о наличии у выпускников базовых знаний и выявить среди участников тех, чей уровень знаний весьма высок. К сожалению, в большинстве учебников для средней школы практически отсутствуют задачи, которые способствовали бы подготовке учеников к деятельности творческого характера и формированию у них соответствующих интеллектуальных умений. Использованию логических приемов в преподавании уделяется очень мало внимания. Попросим ученика решить, допустим, такое уравнение: |х2 + х - 2| + х2 + х - 2 = 0. С чего начинает решение ученик? - С того, о чем ему все время твердил учитель, с раскрытия модуля. Очень важно, чтобы учащиеся увидели в уравнении два трехчлена, один из которых может отличаться от другого только знаком. Сумма двух "почти одинаковых" слагаемых, из которых одно слагаемое неотрицательно, может равняться нулю тогда, когда второе не положительно, т.е. когда х2 + х - 2 <= 0. Отсюда -2 <= х <= 1. Математические знания учащихся слишком часто оказываются формальными, у основной массы учащихся не формируется разумный подход к поиску способа решения незнакомых задач. Поэтому важным становятся не только усвоение знаний, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развития познавательных сил и творческого потенциала учащихся.

В группах, где последовательно и целенаправленно осуществляется работа по развитию умений и навыков самостоятельной деятельности, создавались условия, побуждающих ученика к активной и творческой деятельности, качество знаний выше. Дети легче преодолевают такие трудности, как зачёт, сдача экзамена, становятся конкурентоспособными при поступлении в высшие учебные заведения и в дальнейшем легко привыкают к студенческой жизни.

Приложение

Анкета на изучение отношения учащихся к творческим заданиям

№ п/п

Вопросы

Ответы

1

Часто ли Вы решаете на уроках математики задачи повышенного уровня сложности?

А) постоянно

Б) часто

В) редко

Г) нет

2

Нравится ли Вам решать на уроках задачи творческого характера?

А) да, это так

Б) в основном да

В) в основном нет

Г) нет

3

Испытываете ли Вы трудности при решении задач, требующих творческой деятельности?

А) постоянно

Б) часто

В) редко

Г) нет

4

Выполняете ли Вы нестандартные задачи во внеурочное время?

А) постоянно

Б) часто

В) иногда

Г) нет

5

Нужно ли учитывать уровень интеллектуального развития ученика при создании творческой ситуации на уроках?

А) да

Б) в основном да

В) в основном нет

Г) нет

6

Удается ли использовать Ваши математические знания на других уроках?

А) постоянно

Б) часто

В) редко

Г) нет

7

Способствуют ли выполнения творческих задач на уроках к успешной сдаче выпускных экзаменов?

А) да

Б) недостаточно

В) плохо

Г) нет

8

Согласны ли Вы с тем, что развитие интеллектуальности в стенах колледжа помогает Вам в будущем в достижении жизненных целей?

А) да

Б) не совсем согласен

В) не согласен

Г) не знаю

9

Ваше отношение к учебе в колледже

А) учусь с интересом

Б) без особого интереса

В) не интересно

Г) сомневаюсь в полезности учебы










министерство ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Минераловодский региональный многопрофильный колледж»


















Использование новых информационных технологий на уроках математики









Преподаватель математики

Рысьева И.В.

г. Минеральные Воды

2014 год




Использование новых информационных технологий на уроках математики

Сегодня новые информационные технологии прочно вошли во все сферы жизнедеятельности нашего общества. Информатизация образования является одним их приоритетных направлений программы развития образования. При этом, очевидно, что задачу информатизации полного образования нельзя свести только к задаче насыщения в учебном заведение классов современной вычислительной техникой. Появление в учебном заведение компьютерного класса должно сказаться на всём процессе обучения. Использование компьютерной техники и информационных технологий значительно повышает эффективность процесса обучения благодаря его индивидуализации, наличию обратной связи, расширению наглядности. Информационные технологии раскрывают материал так, как это невозможно сделать при помощи традиционных технологий.

В настоящее время существуют различные формы использования НИТ, но наиболее простой из них является презентация, когда компьютер выполняет роль и доски, и учебника, и дидактического пособия. Использование этой формы дает ряд преимуществ:

  • возможность обеспечить учащемуся индивидуальный режим работы.

  • ещё одним преимуществом является возможность предоставить разную информацию каждому учащемуся в различном виде;

  • большие возможности оформления информации: использование широкой цветовой гаммы при оформлении слайдов, различного рода шрифтов и, конечно, эффекты анимации.

  • оптимизация работы учителя при подготовке урока (организация уроков, требующих использование большого количества дидактического материала - иллюстраций, схем, диаграмм), при проведении контроля знаний (одновременно позволяет использовать различные виды контроля и проверки знаний - тесты, задания на соотнесения, найти ошибку в тексте, продолжить фразу и т. д.).

Таким образом, бесспорной и очевидной является целесообразность использования НИТ в образовательном процессе. Именно ИТ позволяют решить проблему перехода от традиционной формы обучения, направленной на усвоение учащимся фиксированной суммы знаний, к новой, где основной упор сделан на освоение способов деятельности. В понятие же "новое качество" образования вкладывается, прежде всего, способность самостоятельно учиться и добывать знания.

В качестве примера использования новых информационных технологий на уроках приводится разработка урока математики .

Тема урока:

Тип урока: Урок - изложение нового материала с элементами практической работы (с использованием новых информационных технологий).

Цели урока:

  • Вспомнить понятие, знакомое учащимся со школы.

  • Создать содержательную основу для введения понятия.

  • Формировать умение самостоятельно проверять правильность выполнения задания.

Средства обучения:

  1. персональный компьютер .

  2. слайды составлены с использованием литературы: Учебник «Алгебра и начала анализа»

Ход урока

I. организационный момент.

Сообщить тему урока и сформулировать цели.

II. Вводная беседа.

Вводную беседу можно начать , обратив внимание учащихся на необычность урока. Провести инструктаж по технике безопасности при работе на персональном компьютере. Объяснить, как перейти к новому слайду, или вернуться к предыдущему, проследить за правильностью выполнения действий учеников.

III. Изучение нового материала.

Учащиеся переходят к прочтению слайдов на экране компьютера.

IV. Закрепление нового материала.

На слайде появляются вопросы, рисунки и т.д. Учащиеся обдумывают, записывают ответ в тетрадь и, не проговаривая вслух, проверяют себя сами с помощью компьютера.

V. Самостоятельная работа учащихся с последующей взаимопроверкой.

Учитель комментирует вопросы и задания слайда 5, организует самостоятельную работу учащихся в парах. Желательно, чтобы он контролировал эту работу, с целью проверки успешности усвоения темы урока и своевременной помощи при возникающих у учащихся затруднениях.

Учащиеся ставят друг - другу оценки карандашом и, поскольку пары закачивают работу в разное время, учитель имеет возможность сразу проверить и оценить результат.

VI. Подведение итогов. Домашнее задание.

Учитель обобщает пройденный материал, объясняет домашнее задание.



© 2010-2022