- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по математике Математика на Службе Родине 11 класс
Рабочая программа по математике Математика на Службе Родине 11 класс
Раздел | Математика |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Егорова Е.П. |
Дата | 01.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - лицей
«Воскресенская кадетская школа»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ-лицей «ВКШ»
____________/А.В.Черников/
«_____»_____________20_____г.
Приказ от --------------__№ ______
Рабочая программа
учебного предмета
«Математика на службе Родины»
для 11 класса
Составитель:
Егорова Екатерина Петровна учитель математики высшей
квалификационной категории.
г. Воскресенск
2014 год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 11 классов и составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, с учетом преемственности с примерными программами для начального общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.
Представленная программа -является логическим дополнением к школьным предметам «Алгебра» и «Геометрия» и позволяет охватить старшую возрастную ступень образовательного процесса. По своему содержанию она предназначена не только для обеспечения процесса обучения в кадетских классах, но и расширяет возможности углубленного изучения математики в общеобразовательных классах. В процессе курса предполагается изучение роли математики и математиков в военном деле, систематизация информации о вкладе математиков в дело обороны страны, сбор и решение прикладных задач на военно-патриотическую тему, решение дополнительных задач, многие из которых понадобятся как при подготовке к экзаменам, в частности ЕГЭ, так и при учебе в высших учебных заведениях.
Курс "Математика на службе Родины" призван также способствовать более успешной самореализации личности при выборе дальнейшего жизненного пути.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Программа курса предназначена для учащихся 11 классов, рассчитана на 35 часов в 11 классе.
Формы промежуточной аттестации: промежуточная и итоговая аттестации проводятся в форме защиты рефератов.
Теоретической основой данной программы являются:
Системно-деятельностный подход: обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.).
Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Цели рабочей программы
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
-
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Задачи курса:
• формирование и развитие у старшеклассников аналитического и логического мышления при проектировании решения задачи;
• расширение и углубление курса математики;
• формирование опыта творческой деятельности учащихся через исследовательскую деятельность при решении нестандартных задач;
• формирование навыка работы с научной литературой, использования различных Интернет-ресурсов;
• развитие коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы и т.д.
Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстрактности изучаемого материала. Учащиеся овладевают приёмами аналитико-синтетической деятельности при решении задач. Систематическое изложение курса позволяет продолжить работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников.
Межпредметные связи
Содержание программы способствует формированию у учащихся математического аппарата для решения задач из разных разделов математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык математики используется для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира, что способствует успешному освоению физики, химии, черчения. В задачи изучения математики входят также развитие пространственного и алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики, овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символьных форм вносит специфический вклад в развитие воображения учащихся, их способностей к математическому творчеству.
Особенности организации учебного процесса
Виды деятельности на занятиях: лекция учителя, беседа, практикум, консультация.
В данных классах ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и частично - поисковый. Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов Интернет - ресурсов.
Формы организации учебного процесса выбираются в зависимости от целей занятия и этапов освоения программного материала. Структура занятия определяется объемом, содержанием, сочетанием программных задач, уровнем усвоения знаний и навыков, а также возрастными особенностями детей. Тип структурной организации материала может включать в себя повторение пройденного материала, постановку новых учебных целей и задач, изложение нового материала, его закрепление, отработку практический умений и навыков. Центральный компонент занятия − организация познавательной деятельности учащихся. На занятиях учащиеся наблюдают, сравнивают, делают выводы, классифицируют, группируют, выясняют закономерности, решают проблемные задачи. Их действия с учебным материалом носят преобразующий характер.
Содержание программы
1.За страницами учебника математики (24 ч)
Диофантовы уравнения: Признаки делимости; Алгоритм Евклида; Знакомство с биографией Евклида; Пифагоровы тройки; Биография Пифагора; Великая теорема Ферма. Биография Ферма. Наука о решении уравнений: Истоки алгебры, Седьмая операция; Математические турниры; Корни из единицы; Золотая теорема; Целые корни; Как решить систему. Мир кривых линий: Золотое сечение; Презентации на тему «Золотое сечение» Фокусы и директрисы; Траектории ракет; Лист плюща; Трисекция угла; Квадратура круга.
Основная цель - познакомить учащихся с задачами, лежащими у истоков различных областей математики или способствовавшими их развитию. Все эти задачи замечательны тем, что в процессе их решения появлялись новые математические понятия, выковывались новые математические методы.
2. Математика и современная армия (10ч)
Математики вокруг нас. Биографии математиков (рефераты). Важнейшие задачи оборонной отрасли (повышение точности попаданий, устойчивость систем управления, боеготовность боевых ракет). Что такое баллистика. Современное состояние применения математики. Математика и контроль качества продукции. Защита реферата по выбранной теме.
Основная цель - показать учащимся, что связь математики с вооруженными силами укрепляется все сильнее.
Требования к уровню усвоения программы
В результате изучения курса учащиеся 11 классов должны:
знать/пониматъ:
-
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в тоже время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
-
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, возникновения и развития геометрии;
-
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности; вероятностный характер всех процессов окружающего мира.
уметь:
-
пользоваться языком математики для описания предметов окружающего мира;
-
распознавать на чертежах и моделях пространственные формы, анализировать взаимное расположение объектов в пространстве;
-
пользоваться математическими методами при решении задач математической логики и математической статистики;
-
использовать при решении задач изученные факты и методы;
-
проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
исследования несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств;
-
описания реальных ситуаций на языке математики;
-
решения практических задач (используя при необходимости справочники и технические средства);
-
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
решать следующие жизненно практические задачи:
-
самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях, работать в группах;
-
аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
-
уметь слушать других, извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;
-
пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации, самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных проблем.
Изучение данного курса дает учащимся возможность:
-
познакомится с элементами истории математики, узнать о жизни и деятельности величайших математиков нашей страны;
-
повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса математики;
-
освоить основные приемы решения задач;
-
познакомится с историческими задачами, лежащими у истоков различных областей математики;
-
овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;
-
познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;
-
повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;
-
узнать о связи математики с вооруженными силами;
-
познакомится с научными разработками ученых-математиков;
-
познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе Интернет-ресурсов.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу общего образования должны:
-
быть готовы и способны к саморазвитию, иметь сформированность мотивации к обучению и познанию, выработать ценностно-смысловые установки, отражающие их индивидуально-личностные позиции, личностные качества;
-
освоить универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компонентами, составляющими основу умения учиться;
-
овладеть межпредметными понятиями;
-
уметь применять опыт, освоенный в ходе изучения предмета, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Данный курс имеет большое значение в деле воспитания и формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота. Он дополняет комплекс мероприятий, направленных на воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, ответственности за ее судьбу.
Требования к оценке знаний учащихся
Проверка усвоения программы проводится в форме защиты рефератов. Оценки по предмету не выставляются.
Требования к оценке рефератов
Изложенное понимание реферата как целостного авторского текста определяет критерии его оценки:
-
Новизна текста: а) актуальность темы исследования; б) новизна и самостоятельность в постановке проблемы, формулирование нового аспекта известной проблемы в установлении новых связей (межпредметных, внутрипредметных, интеграционных); в) умение работать с исследованиями, систематизировать и структурировать материал; г) самостоятельность оценок и суждений; д) стилевое единство текста, единство жанровых черт.
-
Степень раскрытия сущности вопроса: а) соответствие плана теме реферата; б) соответствие содержания теме и плану реферата; в) полнота и глубина знаний по теме; г) обоснованность способов и методов работы с материалом; е) умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения по одному вопросу (проблеме).
-
Обоснованность выбора источников: а) оценка использованной литературы: привлечены ли наиболее известные работы по теме исследования (в т.ч. журнальные публикации последних лет, последние статистические данные, сводки, справки и т.д.).
-
Соблюдение требований к оформлению: а) насколько верно оформлены ссылки на используемую литературу, список литературы; б) оценка грамотности и культуры изложения (орфографической, пунктуационной, стилистической культуры), владение терминологией; в) соблюдение требований к объёму реферата.
Учащийся представляет реферат не позднее, чем за неделю до защиты. Учитель выставляет оценку после защиты реферата. Для устного выступления ученику достаточно 10-15 минут.
Оценка 5 ставится, если выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.
Оценка 4 - основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы.
Оценка 3 - имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод.
Оценка 2 - тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.
Перечень учебно - методического обеспечения
1. Литература для учителя:
За страницами учебника математики: Арифметика. Алгебра. Геометрия: Кн. Для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Н. Я. Виленкин, Л. П. Шибасов, З. Ф. Шибасова. - М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996. - 320 с.: ил.
Гнеденко Б.В. Математика и оборона страны, -М.: 1978
Б. В.Гнеденко Математика и контроль качества продукции М.: Знание, 1984
Левшин Б.В. Советская наука в годы Великой Отечественной Войны -М.: Наука, 1983
2. Методическая литература:
Математика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября»;
Математика в школе. Ежемесячный научно-методический журнал.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
Образовательная коллекция 1С: Алгебра 7-11класс.
1С: Школа. Математика 5-11класс. Практикум.
Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих Интернет - ресурсов:
Министерство образования РФ: ed.gov.ru/ ; edu.ru
Тестирование online: 5 - 11 классы: kokch.kts.ru/cdo
Сеть творческих учителей: it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4510&tmpl=com ,
Новые технологии в образовании: edu.secna.ru/main
Путеводитель «В мире науки» для школьников: uic.ssu.samara.ru
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: mega.km.ru
сайты «Энциклопедий»: rubricon.ru/; encyclopedia.ru
сайт для самообразования и он-лайн тестирования: uztest.ru/
Приложение к рабочей программе
Темы рефератов - 11 класс:
-
Много ли простых чисел в миллиарде?
-
Фигурные числа
-
Магические квадраты
-
Треугольник Паскаля
-
Бином Ньютона
-
Трансцендентные числа
-
Кенигсбергские мосты
-
Задачи военно-патриотического содержания
-
Величайшие математики современности
-
Развитие вычислительной техники во второй половине XX века
-
Свободная тема
Перечень материально-технического обеспечения
Печатные пособия
Комплект таблиц по алгебре. 7-11 классы. 2- двусторонних таблиц.
Комплект портретов для кабинета математики (15 портретов).
Технические средства
Персональный компьютер с принтером.
Мультимедиапроектор с экраном или интерактивная доска.
Ксерокс.
Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (30, 60), угольник (45, 45), циркуль.
Комплект стереометрических тел (демонстрационный и раздаточный).
Набор планиметрических фигур.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР ____________/ Заботкина Ю.В./ «________»______________2014Г.
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО протокол №__ от «___»________2014г,
Руководитель ШМО __________________/Егорова Е.П./
Календарно-тематический план
по курсу «Математика на службе Родины» для 11 класса
на 2014-2015 учебный год.
Номер уроков по порядку
№ урока в разделе, теме
Тема урока
Плановые сроки изучения учебного материала
Скорректированные сроки изучения учебного материала
-
За страницами учебника математики (24)
1
1
Признаки делимости. Алгоритм Евклида
01.09-08.09
2
2
Признаки делимости. Алгоритм Евклида
10.09-15.09
3
3
Пифагоровы тройки. Вокруг теоремы Пифагора
17.09-22-09
4
4
Пифагоровы тройки. Вокруг теоремы Пифагора
24.09-29.09
5
5
Великая теорема Ферма
01.10-06.10
6
6
Истоки алгебры
08.10-13.10
7
7
Истоки алгебры
14.10-21.10
8
8
Седьмая операция
22.10-27.10
9
9
Математические турниры
29.10-03.11
10
10
Математические турниры
12.11-17.11
11
11
Корни из единицы
19.11-24.11
12
12
Золотая теорема
26.11-01.12
13
13
Целые корни. Симметрия в алгебре
03.12-08.12
14
14
Как решить систему
10.12-15.12
15
15
Как решить систему
17.12-22.12
16
16
Золотое сечение
24.12-29.12
17
17
Золотое сечение
14.01-19.01
18
18
Фокусы и директрисы
21.01-26.01
19
19
Траектории ракет
28.01-02.02
20
20
Траектории ракет
04.02-09.02
21
21
Лист плюща
11.02-16.02
22
22
Трисекция угла
18.02-23.02
23
23
Квадратура круга
25.02-02.03
24
24
Раздача тем рефератов. Консультация
04.03-09.03
2.Математика и современная армия (10)
25
1
Математики вокруг нас
11.03-16.03
26
2
Математики вокруг нас
18.03-23.03
27
3
Важнейшие задачи оборонной отрасли (повышение точности попаданий)
01.04-06.04
28
4
Важнейшие задачи оборонной отрасли (устойчивость систем управления)
08.04-13.04
29
5
Важнейшие задачи оборонной отрасли (боеготовность боевых ракет)
15.04-20.04
30
6
Современное состояние применения математики
22.04-27.04
31
7
Современное состояние применения математики
29.04-04.05
32
8
Математика и контроль качества продукции
06.05-11.05
33
9
Математика и контроль качества продукции
13.05-18.05
34
10
Защита реферата по выбранной теме
20.05-25.05
Итого часов по программе
34
выполнено
СОГЛАСОВНО
Зам. директора по УВР _____________/Заботкина Ю.В./ «________»__________________2014г. СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО протокол № ___от «____» ________2014г. Руководитель ШМО _________________/_Егорова Е.П./ Подпись расшифровка подписи