Рабочая программа по математике Математика на Службе Родине 11 класс

Данная рабочая программа составлена для учащихся 11 класса кадетской школы. Этот курс изучается во второй половине дня дополнительно к изучению курса "Алгебры и начал анализа" и "Геометрии" в 11 классе.   Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 11 классов и составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, с учетом преемственн...
Раздел Математика
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - лицей

«Воскресенская кадетская школа»



УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ-лицей «ВКШ»

____________/А.В.Черников/

«_____»_____________20_____г.

Приказ от --------------__№ ______




Рабочая программа

учебного предмета

«Математика на службе Родины»

для 11 класса








Составитель:

Егорова Екатерина Петровна учитель математики высшей

квалификационной категории.



г. Воскресенск

2014 год


Пояснительная записка


Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 11 классов и составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, с учетом преемственности с примерными программами для начального общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.

Представленная программа -является логическим дополнением к школьным предметам «Алгебра» и «Геометрия» и позволяет охватить старшую возрастную ступень образовательного процесса. По своему содержанию она предназначена не только для обеспечения процесса обучения в кадетских классах, но и расширяет возможности углубленного изучения математики в общеобразовательных классах. В процессе курса предполагается изучение роли математики и математиков в военном деле, систематизация информации о вкладе математиков в дело обороны страны, сбор и решение прикладных задач на военно-патриотическую тему, решение дополнительных задач, многие из которых понадобятся как при подготовке к экзаменам, в частности ЕГЭ, так и при учебе в высших учебных заведениях.

Курс "Математика на службе Родины" призван также способствовать более успешной самореализации личности при выборе дальнейшего жизненного пути.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Программа курса предназначена для учащихся 11 классов, рассчитана на 35 часов в 11 классе.

Формы промежуточной аттестации: промежуточная и итоговая аттестации проводятся в форме защиты рефератов.

Теоретической основой данной программы являются:

Системно-деятельностный подход: обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.).

Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.

Цели рабочей программы

Изучение математики на ступени основного общего образова­ния направлено на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необ­ходимых для применения в практической деятельности, изу­чения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современ­ном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуи­ции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Задачи курса:

• формирование и развитие у старшеклассников аналитического и логического мышления при проектировании решения задачи;

• расширение и углубление курса математики;

• формирование опыта творческой деятельности учащихся через исследовательскую деятельность при решении нестандартных задач;

• формирование навыка работы с научной литературой, использования различных Интернет-ресурсов;

• развитие коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы и т.д.

Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстрактности изучаемого материала. Учащиеся овладевают приёмами аналитико-синтетической деятельности при решении задач. Систематическое изложение курса позволяет продолжить работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников.

Межпредметные связи

Содержание программы способствует формированию у учащихся математического аппарата для решения задач из разных разделов математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык математики используется для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира, что способствует успешному освоению физики, химии, черчения. В задачи изучения математики входят также развитие пространственного и алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики, овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символьных форм вносит специфический вклад в развитие воображения учащихся, их способностей к математическому творчеству.

Особенности организации учебного процесса

Виды деятельности на занятиях: лекция учителя, беседа, практикум, консультация.

В данных классах ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и частично - поисковый. Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов Интернет - ресурсов.

Формы организации учебного процесса выбираются в зависимости от целей занятия и этапов освоения программного материала. Структура занятия определяется объемом, содержанием, сочетанием программных задач, уровнем усвоения знаний и навыков, а также возрастными особенностями детей. Тип структурной организации материала может включать в себя повторение пройденного материала, постановку новых учебных целей и задач, изложение нового материала, его закрепление, отработку практический умений и навыков. Центральный компонент занятия − организация познавательной деятельности учащихся. На занятиях учащиеся наблюдают, сравнивают, делают выводы, классифицируют, группируют, выясняют закономерности, решают проблемные задачи. Их действия с учебным материалом носят преобразующий характер.

Содержание программы


1.За страницами учебника математики (24 ч)

Диофантовы уравнения: Признаки делимости; Алгоритм Евклида; Знакомство с биографией Евклида; Пифагоровы тройки; Биография Пифагора; Великая теорема Ферма. Биография Ферма. Наука о решении уравнений: Истоки алгебры, Седьмая операция; Математические турниры; Корни из единицы; Золотая теорема; Целые корни; Как решить систему. Мир кривых линий: Золотое сечение; Презентации на тему «Золотое сечение» Фокусы и директрисы; Траектории ракет; Лист плюща; Трисекция угла; Квадратура круга.

Основная цель - познакомить учащихся с задачами, лежащими у истоков различных областей математики или способствовавшими их развитию. Все эти задачи замечательны тем, что в процессе их решения появлялись новые математические понятия, выковывались новые математические методы.

2. Математика и современная армия (10ч)

Математики вокруг нас. Биографии математиков (рефераты). Важнейшие задачи оборонной отрасли (повышение точности попаданий, устойчивость систем управления, боеготовность боевых ракет). Что такое баллистика. Современное состояние применения математики. Математика и контроль качества продукции. Защита реферата по выбранной теме.

Основная цель - показать учащимся, что связь математики с вооруженными силами укрепляется все сильнее.

Требования к уровню усвоения программы

В результате изучения курса учащиеся 11 классов должны:

знать/пониматъ:

  • значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в тоже время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;

  • значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, возникновения и развития геометрии;

  • универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности; вероятностный характер всех процессов окружающего мира.

уметь:

  • пользоваться языком математики для описания предметов окружающего мира;

  • распознавать на чертежах и моделях пространственные формы, анализировать взаимное расположение объектов в пространстве;

  • пользоваться математическими методами при решении задач математической логики и математической статистики;

  • использовать при решении задач изученные факты и методы;

  • проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • исследования несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств;

  • описания реальных ситуаций на языке математики;

  • решения практических задач (используя при необходимости справочники и технические средства);

  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

решать следующие жизненно практические задачи:

  • самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях, работать в группах;

  • аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

  • уметь слушать других, извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;

  • пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации, самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных проблем.

Изучение данного курса дает учащимся возможность:

  • познакомится с элементами истории математики, узнать о жизни и деятельности величайших математиков нашей страны;

  • повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса математики;

  • освоить основные приемы решения задач;

  • познакомится с историческими задачами, лежащими у истоков различных областей математики;

  • овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;

  • познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;

  • повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;

  • узнать о связи математики с вооруженными силами;

  • познакомится с научными разработками ученых-математиков;

  • познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе Интернет-ресурсов.

Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу общего образования должны:

  • быть готовы и способны к саморазвитию, иметь сформированность мотивации к обучению и познанию, выработать ценностно-смысловые установки, отражающие их индивидуально-личностные позиции, личностные качества;

  • освоить универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компонентами, составляющими основу умения учиться;

  • овладеть межпредметными понятиями;

  • уметь применять опыт, освоенный в ходе изучения предмета, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Данный курс имеет большое значение в деле воспитания и формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота. Он дополняет комплекс мероприятий, направленных на воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, ответственности за ее судьбу.

Требования к оценке знаний учащихся

Проверка усвоения программы проводится в форме защиты рефератов. Оценки по предмету не выставляются.

Требования к оценке рефератов

Изложенное понимание реферата как целостного авторского текста определяет критерии его оценки:

  • Новизна текста: а) актуальность темы исследования; б) новизна и самостоятельность в постановке проблемы, формулирование нового аспекта известной проблемы в установлении новых связей (межпредметных, внутрипредметных, интеграционных); в) умение работать с исследованиями, систематизировать и структурировать материал; г) самостоятельность оценок и суждений; д) стилевое единство текста, единство жанровых черт.

  • Степень раскрытия сущности вопроса: а) соответствие плана теме реферата; б) соответствие содержания теме и плану реферата; в) полнота и глубина знаний по теме; г) обоснованность способов и методов работы с материалом; е) умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения по одному вопросу (проблеме).

  • Обоснованность выбора источников: а) оценка использованной литературы: привлечены ли наиболее известные работы по теме исследования (в т.ч. журнальные публикации последних лет, последние статистические данные, сводки, справки и т.д.).

  • Соблюдение требований к оформлению: а) насколько верно оформлены ссылки на используемую литературу, список литературы; б) оценка грамотности и культуры изложения (орфографической, пунктуационной, стилистической культуры), владение терминологией; в) соблюдение требований к объёму реферата.

Учащийся представляет реферат не позднее, чем за неделю до защиты. Учитель выставляет оценку после защиты реферата. Для устного выступления ученику достаточно 10-15 минут.

Оценка 5 ставится, если выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.

Оценка 4 - основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы.

Оценка 3 - имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод.

Оценка 2 - тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.

Перечень учебно - методического обеспечения

1. Литература для учителя:

За страницами учебника математики: Арифметика. Алгебра. Геометрия: Кн. Для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Н. Я. Виленкин, Л. П. Шибасов, З. Ф. Шибасова. - М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996. - 320 с.: ил.

Гнеденко Б.В. Математика и оборона страны, -М.: 1978

Б. В.Гнеденко Математика и контроль качества продукции М.: Знание, 1984

Левшин Б.В. Советская наука в годы Великой Отечественной Войны -М.: Наука, 1983

2. Методическая литература:

Математика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября»;

Математика в школе. Ежемесячный научно-методический журнал.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

Образовательная коллекция 1С: Алгебра 7-11класс.

1С: Школа. Математика 5-11класс. Практикум.

Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих Интернет - ресурсов:

Министерство образования РФ: ed.gov.ru/ ; edu.ru

Тестирование online: 5 - 11 классы: kokch.kts.ru/cdo

Сеть творческих учителей: it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4510&tmpl=com ,

Новые технологии в образовании: edu.secna.ru/main

Путеводитель «В мире науки» для школьников: uic.ssu.samara.ru

Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: mega.km.ru

сайты «Энциклопедий»: rubricon.ru/; encyclopedia.ru

сайт для самообразования и он-лайн тестирования: uztest.ru/

Приложение к рабочей программе

Темы рефератов - 11 класс:

  1. Много ли простых чисел в миллиарде?

  2. Фигурные числа

  3. Магические квадраты

  4. Треугольник Паскаля

  5. Бином Ньютона

  6. Трансцендентные числа

  7. Кенигсбергские мосты

  8. Задачи военно-патриотического содержания

  9. Величайшие математики современности

  10. Развитие вычислительной техники во второй половине XX века

  11. Свободная тема

Перечень материально-технического обеспечения

Печатные пособия

Комплект таблиц по алгебре. 7-11 классы. 2- двусторонних таблиц.

Комплект портретов для кабинета математики (15 портретов).

Технические средства

Персональный компьютер с принтером.

Мультимедиапроектор с экраном или интерактивная доска.

Ксерокс.

Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (30Рабочая программа по математике Математика на Службе Родине 11 класс, 60Рабочая программа по математике Математика на Службе Родине 11 класс), угольник (45Рабочая программа по математике Математика на Службе Родине 11 класс, 45), циркуль.

Комплект стереометрических тел (демонстрационный и раздаточный).

Набор планиметрических фигур.


СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР ____________/ Заботкина Ю.В./ «________»______________2014Г.


СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО протокол №__ от «___»________2014г,


Руководитель ШМО __________________/Егорова Е.П./

Календарно-тематический план

по курсу «Математика на службе Родины» для 11 класса

на 2014-2015 учебный год.

Номер уроков по порядку

№ урока в разделе, теме

Тема урока

Плановые сроки изучения учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала


  1. За страницами учебника математики (24)

1

1

Признаки делимости. Алгоритм Евклида

01.09-08.09

2

2

Признаки делимости. Алгоритм Евклида

10.09-15.09

3

3

Пифагоровы тройки. Вокруг теоремы Пифагора

17.09-22-09

4

4

Пифагоровы тройки. Вокруг теоремы Пифагора

24.09-29.09

5

5

Великая теорема Ферма

01.10-06.10

6

6

Истоки алгебры

08.10-13.10

7

7

Истоки алгебры

14.10-21.10

8

8

Седьмая операция

22.10-27.10

9

9

Математические турниры

29.10-03.11

10

10

Математические турниры

12.11-17.11

11

11

Корни из единицы

19.11-24.11

12

12

Золотая теорема

26.11-01.12

13

13

Целые корни. Симметрия в алгебре

03.12-08.12

14

14

Как решить систему

10.12-15.12

15

15

Как решить систему

17.12-22.12

16

16

Золотое сечение

24.12-29.12

17

17

Золотое сечение

14.01-19.01

18

18

Фокусы и директрисы

21.01-26.01

19

19

Траектории ракет

28.01-02.02

20

20

Траектории ракет

04.02-09.02

21

21

Лист плюща

11.02-16.02

22

22

Трисекция угла

18.02-23.02

23

23

Квадратура круга

25.02-02.03

24

24

Раздача тем рефератов. Консультация

04.03-09.03

2.Математика и современная армия (10)

25

1

Математики вокруг нас

11.03-16.03

26

2

Математики вокруг нас

18.03-23.03

27

3

Важнейшие задачи оборонной отрасли (повышение точности попаданий)

01.04-06.04

28

4

Важнейшие задачи оборонной отрасли (устойчивость систем управления)

08.04-13.04

29

5

Важнейшие задачи оборонной отрасли (боеготовность боевых ракет)

15.04-20.04

30

6

Современное состояние применения математики

22.04-27.04

31

7

Современное состояние применения математики

29.04-04.05

32

8

Математика и контроль качества продукции

06.05-11.05

33

9

Математика и контроль качества продукции

13.05-18.05


34

10

Защита реферата по выбранной теме

20.05-25.05




Итого часов по программе

34


выполнено



СОГЛАСОВНО

Зам. директора по УВР _____________/Заботкина Ю.В./ «________»__________________2014г. СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО протокол № ___от «____» ________2014г. Руководитель ШМО _________________/_Егорова Е.П./ Подпись расшифровка подписи






© 2010-2022