Управление познавательной деятельностью учащихся на уроке в свете требований ФГОС

доклад на тему "Управление познавательной деятельностью учащихся на уроке в свете требований ФГОС", можно использовать на методическом объединении учителей математики. в докладе приводится памятка для учителей по проблеме стимулирования познавательных процессов в ходе учебного взаимодействия.при планировании и проведении уроков математики обращается внимание на такую их организацию, чтобы при этом выполнялись важнейшие требования к учебному прцессу, направленные на развитие познавательной активн...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление познавательной деятельностью учащихся на уроке в свете требований ФГОСУправление познавательной деятельностью учащихся на уроке в свете требований ФГОСУправление познавательной деятельностью учащихся на уроке в свете требований ФГОСУправление познавательной деятельностью учащихся на уроке в свете требований ФГОСУправление познавательной деятельностью учащихся на уроке в свете требований ФГОСУправление познавательной деятельностью учащихся на уроке в свете требований ФГОСУправление познавательной деятельностью учащихся на уроке в свете требований ФГОСУправление познавательной деятельностью учащихся на уроке в свете требований ФГОСУправление познавательной деятельностью учащихся на уроке в свете требований ФГОСУправление познавательной деятельностью учащихся на уроке в свете требований ФГОСУправление познавательной деятельностью учащихся на уроке в свете требований ФГОСУправление познавательной деятельностью учащихся на уроке в свете требований ФГОССоставила: учитель математики Божаканова В.Я., МБОУ Константиновская СОШ



Управление познавательной деятельностью учащихся на уроке в свете требований ФГОС

Управление - процесс планирования, организации, мотивации, контроля и руководства, необходимый для того, чтобы организация достигла своих целей.

При планировании и проведении уроков математики обращается внимание на такую их организацию, чтобы при этом выполнялись важнейшие требования к учебному процессу, направленные на развитие познавательной активности и самостоятельности.

В ходе подготовки к урокам и подбора учебных заданий, видов работы с учащимися на уроке необходимо использовать памятку.

Памятка по проблеме стимулирования познавательных процессов в ходе учебного взаимодействия

Проявление познавательного интереса учеником должно постоянно стимулироваться и поддерживаться.

  1. Источником стимуляции познавательных процессов учащихся и их активному проявлению на уроке могут быть:

  • Содержание учебного материала;

  • Характер и уровень познавательной деятельности;

  • Отношения учителя и учащихся.

  1. Для того, чтобы учащиеся испытывали интерес к активной познавательной деятельности, учитель должен:

  • Использовать и реализовывать на каждом уроке элемент новизны и оригинальной подачи учебного материала;

  • Учитывать возрастные особенности школьников, индивидуальные особенности классного коллектива и отдельных учащихся в проявлении познавательного интереса;

  • Создавать условия для открытия учащимися неизвестного в уже известном учебном материале;

  • Средствами учебного материала обосновывать практическую значимость знаний для человека;

  • Использовать различные методы и приемы для стимулирования внимания и внимательности учащихся на уроке;

  • Использовать проблемно-поисковый метод подачи учебного материала как один из главных методов творчества учащихся на уроке;

  • Организовать системную исследовательскую и поисковую работу в рамках изучаемого учебного материала;

  • Решать с учащимися творческие задачи, предлагать им самим стать создателями учебных творческих задач;

  • Обеспечивать доброжелательные и ровные отношения со всеми учащимися класса;

  • Использовать возможности внеклассной работы для развития познавательного интереса и творчества школьников.

Для стимулирования познавательного интереса учитель должен использовать следующие виды самостоятельных работ:

  • Самостоятельные работы реконструирующего характера (некоторое изменение известного способа в необычную ситуацию);

  • Самостоятельные работы поискового характера (перенос известных способов в необычную и нестандартную ситуацию);

  • Самостоятельные работы исследовательского характера (создание нового способа действия).

В своей деятельности по стимулированию познавательной мотивации учащихся учитель должен использовать различные методы стимулирования. К методам стимулирования учащихся относятся организационные, содержательные и социально-психологические методы.

Организационные методы стимулирования мотивации учащихся.

  1. Планирование этапов урока с учащимися и соблюдение его выполнения в ходе урока.

  2. Характер видов работ на уроке (репродуктивные, творческие, поисковые):

  • создание интеллектуального продвижения;

  • решение проблем, поиск ответов, интеллектуальные игры и бои, дебаты, дискуссии;

  • ребусы, соревнования.

  1. Анализ ошибок и помощь в их преодолении.

  2. Контроль за деятельностью учащихся: индивидуальный, групповой, тщательный, беглый.

  3. Логичность использования технических средств и ПК.

Содержательные способы стимулирования мотивации учащихся

  1. Способы изложения учебного материала:

  • проблемный;

  • поисковый;

  • критический;

  • оригинальный.

  1. Способы демонстрации учебного материала:

  • занимательность, использование интересных фактов;

  • научность и познавательный характер материала;

  • степень сложности учебного материала;

  • межпредметные связи и их практическая направленность;

  • демонстрация достижений учащихся и их значимость.

Социально-психологические способы стимулирования мотивации учения школьников

  • создание условий для самовыражения учащихся, высказывания собственного мнения в рамках учебной деятельности;

  • речевая культура учителя, тактичность словесных замечаний и поощрений учителя;

  • умение учителя использовать в своей профессиональной деятельности такие личностные качества как доверие ученику, справедливость, оценка личности ученика не по его учебным достижениям, а по результатам деятельности и личному вкладу в учебный процесс;

  • создание необходимых условий для взаимопомощи и поддержки учащимися друг друга;

  • создание условий для развития критичности мышления учащихся, как на учебном материале, так и в рамках личностного самовыражения;

  • способность учителя к проявлению объективности в самых противоречивых ситуациях.

Важным средством развития познавательной активности и самостоятельности учащихся является применение нетрадиционных форм учебных занятий, различных самостоятельных работ: полусамостоятельных, тренировочных и контрольных.

Существует несколько десятков типов нестандартных уроков. Наиболее распространенные из них: уроки творчества, уроки деловые игры, уроки с групповыми формами работы, уроки взаимообучения и т.п.. Уроки эти необычные по замыслу, организации, методике проведения.

Использование нетрадиционных форм учебных занятий

1.Интегрированные (межпредметные) занятия, объединенные единой темой или проблемой.

2.Проектные занятия, направленные на воспитание культуры сотрудничества (субъект - субъектных отношений) и культуры умственного, учебно - продуктивного и творческого труда (субъективных отношений). Непосредственной целью проектных занятий является развитие умений управлять своей деятельностью, т.е. самостоятельно намечать свои цели, выбирать партнеров, планировать свои действия, практически реализовывать план, представлять результаты своей деятельности, обсуждать их, самому себя оценивать.

Проектная работа может быть этапом урока, отдельным занятием, иметь более широкие временные рамки (проектный день, проектная неделя и т.д.).

Творческая мастерская как организационная форма обучения имеет целью творческую самореализацию отдельных учащихся или творческих групп.

3.Переход от монологического взаимодействия к диалогическому (субъект - субъектному). Такой переход способствует самопознанию, самоопределению и самореализации всех участников диалога.

4.Широкое применение проблемно - задачного подхода (системы познавательных и практических задач, проблемных вопросов, ситуаций).

Виды ситуаций:

-ситуация - выбор, когда имеется ряд решений, в том числе и неправильных, и необходимо выбрать правильное (оптимальное);

-ситуация - неопределенность, когда возникают неоднозначные решения ввиду недостатка данных;

-ситуация - неожиданность, вызывающая удивление у обучаемых своей парадоксальностью и необычностью;

-ситуация - опровержение, если необходимо доказать несостоятельность какой - либо идеи, какого - либо проекта, решения;

-ситуация - несоответствие, когда она не «вписывается» в уже имеющийся опыт и представления, и многие другие.

5.Повышение удельного веса интерактивных методов обучения.

Имеется несколько классификаций методов обучения. Если в основу классификации положить степень самостоятельности учащегося в приобретении знаний, то получаются методы: репродуктивный, частично-поисковый, поисковый, исследовательский. Такая классификация, как и классификация по уровню исследовательской деятельности обучающихся, напрямую связанных между собой, помогает оценить степень их активности.



По уровню самостоятельности


Репродуктивный


Репродуктивный, объяснительно - иллюстративный


По уровню исследовательской деятельности

Частично - поисковый

Эвристический, программированный

Поисковый

Проблемно - поисковый

Творческий

Моделирующий (исследовательский)

6.Разработка и внедрение авторских развивающих дидактических приемов.

1. «Хочу спросить» (любой ученик может спросить педагога или товарища по поводу предмета разговора, получает ответ и сообщает о мере своей удовлетворенности полученным ответом).

2. «Для меня сегодняшний урок …» (ожидание от изучения темы, установки на объект изучения, пожелания в адрес организуемых занятий).

3. «Работа в диадах» (предварительное обсуждение вопроса с товарищем, формулировка единого ответа).

4. «Сообщи свое Я» (высказывание предварительного мнения о способе выполнения чего-либо «Я бы сделал так …») и др.

В основе всей работы учителя должно быть постоянное повышение научного и методического уровня преподавания и заботливое, внимательное отношение к личности каждого ученика.

© 2010-2022