- Преподавателю
- Математика
- Программа прикладного курса. Технология решения задач по математике
Программа прикладного курса. Технология решения задач по математике
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Титова Е.Н. |
Дата | 14.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Технология решения задач
по математике
Программа прикладного курса по математике в 9 классе
Текстовые задачи являются важным средством обучения математике. С их помощью учащиеся получают опыт работы с величинами, постигают взаимосвязи между ними, получают опыт применения математики к решению практических задач. Использование арифметических способов решения задач развивает смекалку и сообразительность, естественный язык, готовит школьников к дальнейшему обучению в профильных классах
Е.Н.Титова
учитель математики
школы-гимназии №4
им. Л.Н.Толстого
2015г
Министерство образования и науки РК
Отдел Образования города Степногорска
Программа
прикладного курса
для учащихся 9-х классов
«Технология решения задач
по математике»
Автор-составитель
учитель математики
школы-гимназии №4 им. Л.Н.Толстого
Титова Елена Николаевна
г.Степногорск, 2015
Пояснительная записка
Решение задачи - есть вид творческой деятельности,
а поиск решения - есть процесс изобретательства.
Процесс реформирования системы общего среднего образования, переход на двенадцатилетнее обучение предполагает не только модернизацию школьного курса математики, но и дополнение его новым содержанием, позволяющим повысить уровень математического развития подрастающего поколения. Знания, получаемые школьниками на уроках во время изучения основного курса, не всегда являются достаточными для успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. В связи с этим, возрастает роль дополнительных занятий по математике, на которых учащиеся углубляют и систематизируют знания по основному курсу, получают дополнительную информацию, исходя из достижений математической науки.
Текстовые задачи являются важным средством обучения математике. С их помощью учащиеся получают опыт работы с величинами, постигают взаимосвязи между ними, получают опыт применения математики к решению практических задач. Использование арифметических способов решения задач развивает смекалку и сообразительность, естественный язык, готовит школьников к дальнейшему обучению в профильных классах. Решение текстовых задач позволяет воспитывать логическую культуру, способствует созданию благоприятного эмоционального фона обучения, развитию у школьников эстетического чувства применительно к решению задачи (красивое решение!) и изучению математики, вызывая интерес сначала к процессу поиска решения задачи, а потом к изучаемому предмету. Использование исторических задач обогащает опыт мыслительной деятельности учащихся и позволяет осваивать важный культурно-исторический пласт истории человечества, связанный с поиском решения задач.
Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины освоения учебного материала. В школьном курсе математики обучению решения задач уделяется много внимания, но основным методом такого обучения является показ способов решения определённых видов задач и не даются необходимые знания о сущности задач и их решений. У учащихся не вырабатываются отдельно умения и навыки в действиях, входящих в общую деятельность по решению задач, не стимулируется постоянный анализ учащимися своей деятельности по решению задач и выделению в них общих подходов и методов.
Программа данного курса ориентирована на учащихся 9-х классов, которые в 10-11 классах выберут профиль, связанный с математикой (физико-математический, социально-экономический, биолого-химический, технологический). Данный курс дополняет программу основного курса математики и рассчитан на 34 занятия (1 час в неделю).
Основной целью курса является развитие целостной математической составляющей картины мира через расширение, углубление, систематизацию знаний школьников по теме "Технология решения задач по математике", формирование устойчивого интереса к предмету, развитие логического мышления.
Задачи курса:
-
Систематизация и углубление знаний по теме "Технология решения задач по математике". Дать необходимые знания о видах задач и способах их решения.
-
Развитие логического и творческого мышления.
-
Развитие умения переводить словесную формулировку в соответствующую математическую.
-
Демонстрация универсальности применения разных видов задач в повседневной жизни, сферы их наибольшего применения, алгоритмов решения задач.
-
Развитие умения решать прикладные задачи, затрагивающие финансовую, демографическую, социологическую и другие стороны нашей жизни. Расширить представление учащихся о сферах применения математики в естественных науках, в производстве, в быту.
-
Создание условий для формирования и развития практических умений анализировать реальные ситуации с помощью математического аппарата, которым владеют учащиеся.
-
Развитие умения самостоятельно приобретать и применять знания.
-
Повышение математической культуры учащихся.
-
Подготовка учащихся к профильному обучению и выбору профильных курсов в старших классах.
В результате изучения курса учащиеся приобретут:
Представление о роли математики в познании мира, математических методах исследования.
Знания основных алгоритмов решения задач, различных методов и приемов.
Умения:
Работать с различными источниками информации.
Анализировать результаты, делать умозаключения.
Представлять результаты своей деятельности, участвовать в дискуссии.
Решать задачи, используя различные приемы и методы.
Выбирать рациональный способ решения.
Требования к уровню освоения содержания курса
В результате изучения курса учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:
-
Имеют представление о математике как форме описания и методе познания действительности.
-
Умеют анализировать, сопоставлять, сравнивать, систематизировать и обобщать.
-
Умеют самостоятельно работать с математической литературой.
-
Знают основные приемы и методы решения нестандартных задач.
-
Умеют представлять результат своей деятельности, участвовать в дискуссиях.
-
Умеют проводить самоанализ деятельности и самооценку ее результата.
Методы и формы обучения:
Методы обучения
-
Обучение через опыт и сотрудничество.
-
Междисциплинарная интеграция, соответствующая становлению целостности мировоззрения.
-
Формирование интереса к учению.
-
Метод контроля и самоконтроля.
-
Метод поискового и исследовательского характера, где значительна доля самостоятельной работы с различными источниками учебной информации.
Формы обучения
-
Лекция.
-
Коллективно-ситуативное,
-
индивидуально-групповое обучение.
-
Деловые игры.
-
Семинар.
-
Тестирование.
-
И др.
Используемые технологии
-
Элементы личностно-ориентированных технологий.
-
Элементы критического мышления.
-
Коллективно-мотивационная деятельность.
-
Интерактивные методики.
Используемые средства
-
Интернет,
-
СМИ,
-
Системно-мониторинговый контроль, тесты, система коррекции.
Программа курса
Курс рассчитан на 34 часа и состоит из трех блоков:
-
Введение. (2 ч)
-
Виды задач и способы их решения. (7 ч)
-
Задачи с целыми числами. (2ч)
-
-
-
Признаки делимости. (2ч)
-
Задачи с целыми числами. (2ч)
-
Соотношения между натуральными числами. (1ч)
-
Отношения «больше - меньше» (2ч)
-
-
-
Задачи на движение. (5 ч)
-
-
-
Задачи на движение. Определение пути, скорости, времени. (1ч)
-
Движение по земле. (1ч)
-
Движение по реке, по озеру. (2 ч)
-
Решение различных задач практического содержания. (1ч)
-
-
-
Задачи на дроби.(11 ч)
-
-
-
Деление на части. Нахождение дроби от числа. Нахождение числа по значению дроби. (2 ч)
-
Задачи «на совместную работу». (1 ч)
-
Пропорции. (1ч)
-
Проценты. (2 ч)
-
Торгово-денежные отношения. (1ч)
-
Решение задач на совершение работы. (1ч)
-
Смеси и сплавы. (2ч)
-
Решение задач химического содержания. (1ч)
-
-
-
Прогрессия. (4 ч)
-
4.1 Арифметическая прогрессия. (1ч)
4.2 Геометрическая прогрессия. (1ч)
4.3Задачи смешенного характера. (2 ч)
-
-
Решение задач геометрического содержания.(1 ч)
-
Решение задач физического содержания. (1 ч)
-
-
Практическое применение умений и навыков для решения задач.
-
Решение различных задач практического содержания. (1 ч)
-
Решение задач по предполагаемому профилю. (1 ч)
-
Круглый стол (обмен опытом ). (1 ч)
-
Итоговое занятие. (1 ч)
Календарно - тематическое планирование
№
Количество часов
Тема занятия
Форма проведения
Форма контроля
теория
практика
Блок I. Введение.
1
1
1
Вводное занятие.
Беседа.
Тест №1.
Блок II. Виды задач и способы их решения.
2-3
1
1
Задачи с целыми числами. Признаки делимости.
Лекция.
Конспект.
4-5
1
1
Решение задач с целыми числами.
Практикум.
6
1
Соотношения между натуральными числами.
Семинар.
7-8
1
1
Отношения «больше - меньше».
Решение задач с числами
Исследование.
Проект №1 (рабочий)
9
1
Задачи на движение. Определение пути, скорости, времени.
Лекция с опорной схемой
Конспект
10
1
Движение по земле.
Семинар-практикум
11-12
1
1
Движение по реке, по озеру.
Семинар-практикум.
13
1
Решение различных задач практического содержания.
Практикум.
Контрольная работа.
14-15
1
1
Задачи на дроби. Деление на части. Нахождение дроби от числа. Нахождение числа по значению дроби.
Семинар.
16
1
Задачи «на совместную работу».
Практикум.
17
1
Пропорции.
Семинар.
18-19
1
1
Решение задач на проценты. Формулы вычисления процентов.
Лекция с элементами практики.
Конспект. Тест №2
20
1
Торгово-денежные отношения.
Исследование.
Проект №2 (рабочий)
21
1
Решение задач на совершение работы.
Практикум.
Контрольная работа.
22-23
1
1
Смеси и сплавы.
Лекция. Семинар.
Конспект.
Задачи.
24
1
Решение задач химического содержания
Практикум
Контрольная работа
25
1
Арифметическая прогрессия
Работа по группам.
Проект №3
26
1
Геометрическая прогрессия
Работа по группам
Проект №4
27-28
2
Решение задач смешенного типа при помощи прогрессии
Семинар.
Практич. работа
Контрольная работа
29
0,5
0,5
Решение задач геометрического содержания
Лекция с практич. заданиями.
Практическая работа
30
1
Решение задач физического содержания.
Работа по группам
Задачи с оформлением
Блок III. Практическое применение общих умений и навыков при решении практических задач.
31
1
Решение различных практических задач.
Практикум.
Контрольная работа.
32
1
Решение задач по предполагаемому профилю.
Работа по группам.
Проект №5
33
1
Круглый стол (обмен опытом).
"мастер- класс"
Oтзывы
34
1
Итоговое занятие.
Тест №3
Литература
-
Доценко В.С. Пятое правило арифметики //Наука и жизнь, 2004, №12.
-
Планирование программы элективного курса по математике в 9 классе: «Как научиться решать задачи». Учитель СШ№19 г.Кокшетау С.Р. Любчик.
-
Сборник задач для подготовки к государственному экзамену в 9 классе.
-
Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы: 9 класс / Л.В.Кузнецова, Е.А.Бунимович, Б.П.Пигарев, С.Б.Суворова. - М.: Дрофа, 1996. - 144 с.
-
Сборники тестов для подготовки к ЕНТ (2003-2009 годы).
-
Сборник задач по математике (с решениями): В 2 кн. Кн. 1. Алгебра/ В.К.Егерев, В.В.Зайцев, Б.А.Кордемский и др.; Под ред. М.И.Сканави. - 10-е изд., испр. - М.:ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2007. - 624 с.: ил. - (Поступающим в вузы).
-
Симонов А.Я, Бакаев Д.С., Эпельман А.Г. Система тренировочных задач и упражнений по математике. Просвещение 1991г.
-
Симакин М.В. Тесты по математике для подготовки к промежуточному государственному контролю. Кокшетау: Келешек-2030, 2009. - 86с.
-
Фридман Л.М. Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи. М. Просвещение 1994г.
-
Фридман Л.М. Изучаем математику. М.Просвещение 1995г.
-
Шевкин А.В. Материалы курса «Текстовые задачи в школьном курсе математики»: Лекции 1- 4. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006. 88с.
-
Шевкин А.В. Материалы курса «Текстовые задачи в школьном курсе математики»: Лекции 5- 8. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006. 80с.
И др.