Программа кружка по математике «Юный эрудит» для учащихся 5 классов

При переходе из начального звена в среднее звено, учитель- предметник сталкивается с разного рода трудностями. Но каждый учитель стремится заинтересовать учащихся именно своим предметом. Одна из таких возможностей заключается в организации внеклассных занятий. Здесь каждый учитель свободен в выборе как предлагаемой литературы, так и способов изложения материала. Я предлагаю мой вариант внеклассных занятий с учащимися 5 класса, которые я провожу в этом году. Темы занятий выбраны мною после знаком...
Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Рабочая программа


кружка по математике для 5 класса


«Юный эрудит»





Автор: учитель математики

Чижова Вера Николаевна


























Пояснительная записка


Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Наряду с решением основной задачи занятия в математическом кружке предусматривают формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей.

Как известно, устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 14-15 лет. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик в 7 или 8 классе начал всерьёз заниматься математикой, необходимо, чтобы на предыдущих этапах он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять подлинную радость.

Освоение содержания программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности.

Основу программы составляют инновационные технологии: личностно - ориентированные, адаптированного обучения, индивидуализация, ИКТ - технологии.

Программа содержит в основном традиционные темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т.д. Уровень сложности подобранных заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных.

При отборе содержания и структурирования программы использованы общедидактические принципы: доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности, учёта индивидуальных способностей, органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности.

Цели и задачи

Цель - создание условий для развития интереса учащихся к математике, формирование интереса к творческому процессу, развитие логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке, и расширение общего кругозора ребенка в процессе живого рассмотрения различных практических задач и вопросов.

Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:

1. Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям.

2. Оптимальное развитие математических способностей у учащихся и привитие учащимся определенных навыков научно-исследовательского характера.

3. Воспитание высокой культуры математического мышления.

4. Развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.

6. Расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики

7. Воспитание учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.

8. Установление более тесных деловых контактов между учителем математики и учащимися и на этой основе более глубокое изучение познавательных интересов и запросов школьников.

Задачи обучения:

Обучающие задачи

- учить способам поиска цели деятельности, её осознания и оформления;

- учить быть критичными слушателями;

- учить грамотной математической речи, умению обобщать и делать выводы;

- учить добывать и грамотно обрабатывать информацию;

- учить брать на себя ответственность за обогащение своих знаний, расширение способностей путем постановки краткосрочной цели и достижения решения.

- изучать, исследовать и анализировать важные современные проблемы в современной науке;

- демонстрировать высокий уровень надпредметных умений;

- достигать более высоких показателей в основной учебе;

- синтезировать знания.

Развивающие задачи

- повышать интерес к математике;

- развивать мышление в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;

- развивать навыки успешного самостоятельного решения проблемы;

- развивать эмоциональную отзывчивость

- развивать умение быстрого счёта, быстрой реакции.

Воспитательные задачи

- воспитывать активность, самостоятельность, ответственность, культуру общения;

- воспитывать эстетическую, графическую культуру, культуру речи;

- формировать мировоззрение учащихся, логическую и эвристическую составляющие мышления, алгоритмического мышления;

развивать пространственное воображение;

- формировать умения строить математические модели реальных явлений, анализировать построенные модели, исследовать явления по заданным моделям, применять математические методы к анализу процессов и прогнозированию их протекания;

- воспитывать трудолюбие;

- формировать систему нравственных межличностных отношений;

- формировать доброе отношение друг к другу.

В основу составления программы математического кружка положены следующие педагогические принципы:

• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

• доброжелательный психологический климат на занятиях;

• личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

• подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;

• оптимальное сочетание форм деятельности;

• доступность.


Программа математического кружка «Юный эрудит» рассчитана на 35 часа (1 час в неделю).



Календарно-тематическое планирование


№ УРОКА

ТЕМА

Дата планируемая

Дата

фактическая

1

Не боги горшки обжигают

2

Удивительный квадрат

3

Рождение счета

4

Поговорим о нуле

5

В поисках самого большого числа

6

Лист Мёбиуса

7

Задачи Карла Гаусса

8

Игра «Волшебное число»

9

Круги Эйлера

10

Графы

11

Решение логических задач

12

Принцип Дирихле

13

Задачи на переливание

14

Симметрия

15

Математический КВН

16

Божественные числа

17

Как научиться решать задачи?

18

Решаем задачи

19

Всяк на свой аршин мерит

20

На все времена у всех народов

21

Быстрый счет

22

Обыкновенные дроби

23

Среднее арифметическое

24

Путешествие в страну «Геометрия»

25

Игра «Поле чудес»

26

Конкурс «Кенгуру»

27

Введение в комбинаторику

28

Факториал

29

Теория вероятностей

30

Случайные события и их вероятность

31

Теория вероятности вокруг нас

32

Математическая викторина для младших школьников

33

Итоговое занятие

34

Резерв



Требования к уровню подготовки учащихся

По окончании обучения учащиеся должны знать:

• нестандартные методы решения различных математических задач;

• логические приемы, применяемые при решении задач;

• историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков.

По окончании обучения учащиеся должны уметь:

• рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;

• систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;

• применять нестандартные методы при решении программных задач





Литература:



  1. Анфимова Т.Б.. Математика. Внеурочные занятия. 5-6 классы.-М.,Илекса, 2012

  2. Красс Э.Ю., Левитас Г.Г. Нестандартные задачи по математике в 5-6 классах М.,Илекса, 2013

  3. Депман И.Я., Виленкин Н.Я., За страницами учебника математики- М.: «Просвещение», 1989.

  4. Дружинин Б.Л. Развивающие задачи для детей 7-12 лет.- М.,Илекса, 2012


© 2010-2022