Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями

Раздел Математика
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обыкновенные дроби

Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробямиb-знаменатель дроби, показывает, на сколько равных частей разделили;

a-числитель дроби, показывает, сколько таких частей взяли. Дробная черта означает знак деления.

Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями

Иногда вместо горизонтальной дробной черты ставят наклонную, и обыкновенная дробь записывается так: a/b.

В наших примерах обыкновенные дроби можно было бы записать так:

Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями; Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями ; Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями ; Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями .


  • У правильной дроби числитель меньше знаменателя.

Примеры правильных дробей.

Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями


  • У неправильной дроби числитель больше знаменателя или равен знаменателю.

Примеры неправильных дробей.

Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями

Задача. В классе 24 учащихся, Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями из них составляют мальчики. Сколько мальчиков в классе?

Решение.

Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями

Решить задачу можно, составив выражение: (24:8)·5=15.

Ответ: 15 мальчиков в классе.

Задача. Олово составляет Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями частей сплава. Найти массу сплава, если олова в нем содержится 250 г.

Решение.

Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями

Решить задачу можно, составив выражение: (250:5)·6=300.

Ответ: масса сплава 300 г.






















Основное свойство дроби

Если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и то же натуральное число, то получится равная ей дробь.

Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями

Закрашенные области всех трех кругов равны между собой, но над кругами записаны различные обыкновенные дроби. Почему? И все ли верно? Да, все верно, ведь можно разделить круг на:

  • 4 части и закрасить 3 такие части;

  • 8 частей и закрасить 6 таких частей;

  • 12 частей и закрасить 9 таких частей.

Следовательно,

Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями= Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями = Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями ; Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями = Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями = Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями ;

Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями= Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями ; Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями = Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями .

Мы убедились в правильности высказывания:

если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и то же натуральное число, то получится равная ей дробь.

Примеры.

Используя основное свойство дроби, замените звездочку таким числом, чтобы равенство было верным.

Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями= Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями ; Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями = Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями = Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями

Рассуждаем так: числитель нужно увеличить во столько же раз, во сколько увеличили знаменатель дроби, т. е. в 4 раза (16:4=4). Вместо звездочки запишем значение 3·4=12.

Еще такие примеры.

2. Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями = Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями ; Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями = Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями = Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями

3. Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями = Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями ; Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями = Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями = Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями

4. Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями = Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями ; Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями = Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями = Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями .

5. Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями = Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями ; Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями = Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями .

Рассуждаем так: знаменатель нужно уменьшить во столько же раз, во сколько уменьшили числитель дроби, т. е. в 7 раз (21:3=7). Вместо звездочки запишем значение 28:7=4.

6. Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями = Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями ; Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями = Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями = Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями .

7. Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями = Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями ; Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями = Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями = Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями .

8.Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями = Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями ; Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями = Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями = Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями .

Сокращение обыкновенных дробей


Деление и числителя и знаменателя дроби на их общий делитель, отличный от единицы, называют сокращением дроби.


Примеры сокращения обыкновенных дробей

Чтобы сократить обыкновенную дробь, нужно разделить ее числитель и знаменатель на одно и то же натуральное число.

Это число является наибольшим общим делителем числителя и знаменателя данной дроби.

Возможны следующие формы записи решения примеров на сокращение обыкновенных дробей.

Учащийся вправе выбрать любую форму записи.

Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями

Примеры.

Упростить дроби.

Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями

Сократим дробь на 3 (делим числитель на 3;делим знаменатель на 3).

Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями

Сокращаем дробь на 7.

Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями

Выполняем указанные действия в числителе и знаменателе дроби.

Полученную дробь сокращаем на 5.

Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями

Сократим данную дробь 4) на 5·7³ - наибольший общий делитель (НОД) числителя и знаменателя, который состоит из общих множителей числителя и знаменателя, взятых в степени с наименьшим показателем.

Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями

Разложим числитель и знаменатель этой дроби на простые множители.

Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями

Получаем: 756=2²·3³·7 и 1176=2³·3·7².

Определяем НОД (наибольший общий делитель) числителя и знаменателя дроби 5.

Это произведение общих множителей, взятых с наименьшими показателями.

НОД(756; 1176)=2²·3·7.

Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями

Делим числитель и знаменатель данной дроби на их НОД, т. е. на 2²·3·7 получаем несократимую дробь Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями .

Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями

А можно было записать разложения числителя и знаменателя в виде произведения простых множителей, не применяя понятие степени, а затем произвести сокращение дроби, зачеркивая одинаковые множители в числителе и знаменателе. Когда одинаковых множителей не останется - перемножаем оставшиеся множители отдельно в числителе и отдельно в знаменателе и выписываем получившуюся дробь Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями .

Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями

И, наконец, можно было сокращать данную дробь 5) постепенно, применяя признаки деления чисел и к числителю и к знаменателю дроби. Рассуждаем так: числа 756 и 1176 оканчиваются четной цифрой, значит, оба делятся на 2. Сокращаем дробь на 2. Числитель и знаменатель новой дроби - числа 378 и 588 также делятся на 2. Сокращаем дробь на 2. Замечаем, что число 294 - четное, а 189 - нечетное, и сокращение на 2 уже невозможно. Проверим признак делимости чисел 189 и 294 на 3.

(1+8+9)=18 делится на 3 и (2+9+4)=15 делится на 3, следовательно, и сами числа 189 и 294 делятся на 3. Сокращаем дробь на 3. Далее, 63 делится на 3, а 98 - нет. Перебираем другие простые множители. Оба числа делятся на 7. Сокращаем дробь на 7 и получаем несократимую дробь Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями .
































Смешанное число


  • Число, состоящее из целой части и дробной части, называется смешанным числом.

  • Чтобы неправильную дробь представить в виде смешанного числа, надо разделить числитель дроби на знаменатель, тогда неполное частное будет целой частью смешанного числа, остаток - числителем дробной части, а знаменатель останется тот же.

  • Чтобы представить смешанное число в виде неправильной дроби, нужно умножить целую часть смешанного числа на знаменатель, к полученному результату прибавить числитель дробной части и записать в числителе неправильной дроби, а знаменатель оставить тот же.

Примеры.

Представить неправильную дробь в виде смешанного числа:

Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями

Дробная часть означает знак деления. В столбик разделим числитель 9 на знаменатель 2. Частное 4 будет целой частью смешанного числа, остаток 1 станет числителем дробной части, а знаменатель 2 останется тот же.

Еще такие примеры.

Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями

Записать смешанное число в виде неправильной дроби:

Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями

Число 2 - целую часть смешанного числа умножают на знаменатель 4 дробной части, к полученному произведению прибавляют число 3 - числитель дробной части смешанного числа; результат 11 станет числителем неправильной дроби, а знаменатель 4 останется тот же.

Еще такие примеры.

Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями

Сложение и вычитание обыкновенных дробей


  • Чтобы сложить дроби с одинаковыми знаменателями, нужно сложить их числители, а знаменатель оставить тот же.

  • Если нужно сложить дроби с разными знаменателями, то сначала дроби приводят к наименьшему общему знаменателю, а затем складывают дроби с одинаковыми знаменателями.

  • Чтобы выполнить вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, из числителя первой дроби вычитают числитель второй дроби, а знаменатель оставляют тот же.

  • Если нужно выполнить вычитание дробей с разными знаменателями, то их сначала приводят к общему знаменателю, а затем выполняют вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

  • При выполнении действий сложения или вычитания смешанных чисел эти действия выполняют отдельно для целых частей и для дробных частей, а затем результат записывают в виде смешанного числа.

Примеры на сложение и вычитание обыкновенных дробей


I. Чтобы сложить дроби с одинаковыми знаменателями, нужно сложить их числители, а знаменатель оставить тот же.

Примеры.

Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями

II. Если нужно сложить дроби с разными знаменателями, то сначала дроби приводят к наименьшему общему знаменателю, а затем складывают дроби с одинаковыми знаменателями.

Примеры.

Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями

III. Чтобы выполнить вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, из числителя первой дроби вычитают числитель второй дроби, а знаменатель оставляют тот же.

Примеры.

Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями

IV. Если нужно выполнить вычитание дробей с разными знаменателями, то их сначала приводят к общему знаменателю, а затем выполняют вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Примеры.

Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями

V. При выполнении действий сложения или вычитания смешанных чисел эти действия выполняют отдельно для целых частей и для дробных частей, а затем результат записывают в виде смешанного числа.

Примеры.

Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями

Да, складывать нужно отдельно целые части и отдельно дробные части смешанного числа.

Нет, не нужно расписывать целые и дробные части смешанных чисел по отдельности.

Важно: не начинайте выполнять сложение, пока не приведете дробные части данных смешанных чисел к наименьшему общему знаменателю (НОЗ).

Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями

Помним, что единицу можно представить в виде обыкновенной дроби, числитель и знаменатель которой, являются любыми равными друг другу числами.

Важно: не начинайте выполнять вычитание, пока не приведете дробные части данных смешанных чисел к наименьшему общему знаменателю (НОЗ) и не убедитесь, что из числителя первой дроби можно вычесть числитель второй дроби. А если нельзя вычесть?

Тогда «занимаете» у целой части уменьшаемого одну целую единицу, представляете ее в виде неправильной дроби с таким же знаменателем (НОЗ), и добавляете эту неправильную дробь (раздробленную единицу) к дробной части уменьшаемого.

Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями


Умножение обыкновенных дробей

I. Произведение двух обыкновенных дробей равно дроби, числитель которой равен произведению числителей, а знаменатель - произведению знаменателей данных дробей.

Примеры.

Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями

II. Чтобы умножить обыкновенную дробь на натуральное число, нужно умножить числитель дроби на это число, а знаменатель оставить тот же.

Примеры.

Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями

III. Два числа, произведение которых равно единице, называют взаимно обратными числами.

Примеры умножения взаимно обратных чисел:

Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями

IV. При умножении смешанных чисел их сначала обращают в неправильные дроби.

Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями

V. Чтобы найти дробь от числа, нужно умножить число на эту дробь.

Пример.

Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями




Деление обыкновенных дробей

I. Чтобы разделить обыкновенную дробь на обыкновенную дробь, нужно делимое умножить на число, обратное делителю.

Примеры.

Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями

II. При делении смешанных чисел их сначала обращают в неправильные дроби.

Примеры.

Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями

III. Чтобы разделить обыкновенную дробь на натуральное число, нужно знаменатель дроби умножить на это натуральное число, а числитель оставить тот же.

Примеры.

Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями

IV. Чтобы найти число по его дроби, нужно разделить на эту дробь число, ей соответствующее.

Пример на нахождение числа по его дроби.

Опорный конспект для подготовки к ОГЭ по математике Действия с обыкновенными дробями





Обыкновенные дроби


© 2010-2022