Рабочая программа элективного курса по геометрии в 10 классе

        Материал содержит рабочую программу элективного курса по планиметрии в 10 классе.Программа рассчитана на 34 часа(1 час в неделю). Курс является составной частью подготовки к выпускному экзамену. По данным статистической обработки результатов ЕГЭ, а также вступительных испытаний в различные вузы, задачи по геометрии вызывают трудности не только у слабых, но и у более подготовленных учащихся. При разработке данного курса учитывалось, что элективный курс как компонент образования должен быт...
Раздел Математика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Негосударственное некоммерческое образовательное учреждение "Аметист "



Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на заседании Зам. директора по УВР Директор

Методического Совета ННОУ «Аметист» ННОУ «Аметист»

Протокол № 1

от « 28 » августа 2014 г. _________ Домрачева Е.В. _______ Кобызев Д.В.














Рабочая программа по математике

(элективный курс)

Решение планиметрических задач

10 класс.




Количество часов по учебному плану за год 34;

Количество часов в неделю 1 час;










Составитель: Стрелец Н.В.,

учитель математики








2014-2015 учебный год.



Пояснительная записка.

Материалы для рабочей программы составлены на основе:

  • федерального закона РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;

  • федерального компонента государственного стандарта (5-9 основного, 10-11 среднего (полного)) общего образования;

  • учебного плана ННОУ «Аметист» на 2014 - 2015 учебный год;

  • положения о рабочей программе ННОУ «Аметист»;

  • положения о промежуточной аттестации учащихся ННОУ «Аметист»;

  • приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";

  • федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-2015 учебный год;

Программа рассчитана на 34 часа(1 час в неделю).

Цели и задачи рабочей программы:

При разработке данного курса учитывалось, что элективный курс как компонент образования должен быть направлен на удовлетворение потребностей и интересов десятиклассников, на формирование у них новых видов познавательной и практической деятельности, которые не характерны для традиционных учебных курсов.

На протяжении веков геометрия служила источником развития не только математики, но и других наук. Законы математического мышления формировались с помощью геометрии. Многие геометрические задачи содействовали появлению новых научных направлений, и наоборот, решение многих научных проблем было получено с использованием геометрических методов. Современная наука и ее приложения немыслимы без геометрии и ее новейших разделов: топологии, дифференциальной геометрии, теории графов, компьютерной геометрии и др. Огромна роль геометрии в математическом образовании учащихся. Известен вклад, который она вносит в развитие логического мышления и пространственного воображения учеников.

Курс геометрии обладает также чрезвычайно важным нравственным моментом, поскольку именно геометрия дает представление о строго установленной истине, воспитывает требование доказать то, что утверждается в качестве истины. Таким образом, геометрическое образование является важнейшим элементом общей культуры.

Одной из самых важных целей преподавания геометрии является формирование и развитие у учащихся пространственных представлений, а также способности и умения производить операции над пространственными объектами. Достижение этой цели важно не только для тех учащихся, которые в дальнейшем посвятят себя техническим профессиям, но и для тех, кто выберет специальности художника, дизайнера, модельера, хирурга, астронома и других. Слабое развитие пространственных представлений затрудняет изучение ряда учебных дисциплин, а в деятельности взрослого человека может стать причиной многих неудач. Например, конструктору этот недостаток может помешать реализовать творческие планы. Систематическая работа над формированием и развитием пространственных представлений приводит к их улучшению даже при наличии средних природных данных.

Содержание курса представляет собой углубленный вариант базового курса планиметрии, программа курса рассчитана на 34 часа. Технологии, используемые в системе курса, ориентированы на то, чтобы ученик получил такую практику, которая поможет ему успешно сдать экзамен по математике.

По данным статистической обработки результатов ЕГЭ, а также вступительных испытаний в различные вузы, задачи по геометрии вызывают трудности не только у слабых, но и у более подготовленных учащихся. Как правило, это задачи, при решении которых нужно применить небольшое число геометрических фактов из школьного курса в измененной ситуации, а вычисления не содержат длинных выкладок. Решая такую задачу, ученик должен в первую очередь проанализировать предложенную в задаче конфигурацию и увидеть те свойства, которые необходимы при решении. Программа данного элективного курса включает вопросы, которые достаточно часто встречаются в заданиях экзаменов и вызывают затруднения.

В предлагаемом курсе отсутствует чрезмерная перегруженность новым содержанием, основной акцент сделан на усиление линии не теоретического, а практического содержания, что дает возможность учащимся не только ознакомиться с задачами, предлагаемыми на экзамене, но и сконцентрироваться на способах и методах их решения.

Основное содержание курса соответствует современным тенденциям развития школьного курса геометрии, идеям дифференциации, углубления и расширения знаний учащихся. Данный курс дает возможность учащимся познакомиться также с нестандартными способами решения планиметрических задач, способствует формированию и развитию таких качеств, как интеллектуальная восприимчивость и способность к усвоению новой информации, гибкость и независимость логического мышления.

Прохождение курса даст возможность проявить свои способности учащимся, имеющим высокую математическую подготовку, и позволит им не только оценить свои способности и возможности, но и сделать обоснованный выбор будущего профиля.

Цели курса:

  • углубить теоретическое и практическое содержание курса планиметрии;

  • развивать пространственные представления и логическое мышление;

  • развивать умение применять знания на практике, в новой ситуации, приводить аргументированное решение, анализировать условие задачи и выбирать наиболее рациональный способ ее решения.

Задачи курса:

  • дополнить знания учащихся теоремами прикладного характера, областью применения которых являются задачи;

  • расширить и углубить представления учащихся о приемах и методах решения планиметрических задач;

  • помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования;

  • обеспечить, исходя из высокого уровня абстрактности темы, наглядность, логическую строгость рассуждений и обоснованность выводов;

  • создать условия для выдвижения различных гипотез при поиске решения задачи и доказательства верности или ложности этих гипотез;

  • способствовать практической направленности курса, реализуя это с помощью аналитического метода достаточным количеством вычислительных задач;

  • развить интерес и положительную мотивацию изучения геометрии, создать условия для подготовки учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по математике.

Структура курса представляет собой 6 логически законченных и содержательно взаимосвязанных темы, изучение которых обеспечит системность и практическую направленность знаний и умений учеников, поможет в решении стереометрических задач школьного курса геометрии 10-11 класса. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания для учащихся разной степени подготовки. Все занятия направлены на расширение и углубление базового курса. Содержание курса можно варьировать с учетом склонностей, интересов и уровня подготовленности учеников.

Основной тип занятий - практикум. Для наиболее успешного усвоения материала планируются различные формы работы с учащимися: лекционно-семинарские занятия, групповые, индивидуальные формы работы. Для текущего контроля на каждом занятии учащимся рекомендуется серия заданий, часть которых выполняется в классе, а часть - дома самостоятельно.

Содержание учебного курса:

1.Аксиомы(1 час).

2.Подобие треугольников(4 часа).

3.Четырехугольники(6 часов).

4.Правильные многоугольники(5 часов).

5. Окружность(7 часов).

6.Отрезки в треугольнике(5 часов)

7.Векторы(5 часов).

8. Обобщение(1 час).

Требования к математической подготовке:

учащийся должен уметь:

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразование фигур;

  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), в том числе: определять значение тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них; находить стороны, углы и площади треугольников, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

  • решать геометрические задания, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;

  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

  • точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения задач;

  • уметь анализировать задачу и выбирать наиболее рациональный способ ее решения,

  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве,

• решать задания, по типу приближенных к заданиям ЕГЭ;

иметь опыт (в терминах компетентностей):

• работы в группе, как на занятиях, так и вне,

• работы с информацией, в том числе и получаемой посредством Интернет

.

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Р.К.Гордин .ЕГЭ 2010. Математика. Задача С4.Под редакцией А.Л.Семенова и И.В.Ященко. -М.: МЦНМО, 2011

  2. fipi.ru

  3. ege.edu.ru

  4. alexlarin.net

  5. statgrad.org

Материально-техническое обеспечение:


  1. Компьютер.

  2. Интерактивная доска.





НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

Кол-во

часов

Срок

проведения

занятий


1 четверть



1

Планиметрия. Аксиомы.

1

1 неделя


Подобие треугольников.

4


2

Признаки подобия треугольников.

1

2 неделя

3

Средняя линия треугольника.

1

3 неделя

4

Отношение площадей подобных треугольников.

1

4 неделя

5

Подобие в прямоугольном треугольнике.

1

5 неделя


Четырехугольники.

6


6

Свойства и признаки параллелограмма.

1

6 неделя

7

Частные случаи параллелограмма.

1

7 неделя

8

Свойства описанного и вписанного четырехугольника.

1

8 неделя

9

Трапеция.

1

9 неделя


2 четверть



10

Равнобедренная трапеция.

1

10 неделя

11

Прямоугольная трапеция.

1

11 неделя


Правильные многоугольники.

5


12

Правильный треугольник.

1

12 неделя

13

Квадрат.

1

13 неделя

14

Правильный шестиугольник.

1

14 неделя

15

Решение задач по теме: «Треугольник».

1

15 неделя

16

Решение задач по теме: «Четырехугольник».

1

16 неделя


3 четверть




Окружность.

7


17

Углы в окружностях. Касание окружности и прямой.

1

17 неделя

18

Свойства касательных, хорд и секущих.

1

18 неделя

19

Касающиеся окружности. Пересекающиеся окружности.

1

19 неделя

20

Пропорциональные отрезки в окружностях.

1

20 неделя

21

Описанный многоугольник.

1

21 неделя

22

Вписанный многоугольник.

1

22 неделя

23

Формулы площадей.

1

23 неделя


Отрезки в треугольнике.

5


24

Медиана треугольника.

1

24 неделя

25

Биссектриса треугольника.

1

25 неделя

26

Высота треугольника.

1

26 неделя


4 четверть



27

Медианы, биссектрисы, высоты в равнобедренном треугольнике.

1

27 неделя

28

Решение задач по теме: «Отрезки в треугольнике».

1

28 неделя


Векторы.

5


29

Действия с векторами на плоскости.

1

29 неделя

30

Классификация векторов.

1

30 неделя

31

Упрощение выражений, содержащих векторы.

1

31 неделя

32

Координаты вектора. Метод координат.

1

32 неделя

33

Решение задач по теме: «Векторы. Метод координат».

1

33 неделя

34

Обобщающий урок.

1

34 неделя





© 2010-2022