- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа элективного курса по геометрии в 10 классе
Рабочая программа элективного курса по геометрии в 10 классе
Раздел | Математика |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Стрелец Н.В. |
Дата | 23.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Негосударственное некоммерческое образовательное учреждение "Аметист "
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании Зам. директора по УВР Директор
Методического Совета ННОУ «Аметист» ННОУ «Аметист»
Протокол № 1
от « 28 » августа 2014 г. _________ Домрачева Е.В. _______ Кобызев Д.В.
Рабочая программа по математике
(элективный курс)
Решение планиметрических задач
10 класс.
Количество часов по учебному плану за год 34;
Количество часов в неделю 1 час;
Составитель: Стрелец Н.В.,
учитель математики
2014-2015 учебный год.
Пояснительная записка.
Материалы для рабочей программы составлены на основе:
-
федерального закона РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
-
федерального компонента государственного стандарта (5-9 основного, 10-11 среднего (полного)) общего образования;
-
учебного плана ННОУ «Аметист» на 2014 - 2015 учебный год;
-
положения о рабочей программе ННОУ «Аметист»;
-
положения о промежуточной аттестации учащихся ННОУ «Аметист»;
-
приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";
-
федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-2015 учебный год;
Программа рассчитана на 34 часа(1 час в неделю).
Цели и задачи рабочей программы:
При разработке данного курса учитывалось, что элективный курс как компонент образования должен быть направлен на удовлетворение потребностей и интересов десятиклассников, на формирование у них новых видов познавательной и практической деятельности, которые не характерны для традиционных учебных курсов.
На протяжении веков геометрия служила источником развития не только математики, но и других наук. Законы математического мышления формировались с помощью геометрии. Многие геометрические задачи содействовали появлению новых научных направлений, и наоборот, решение многих научных проблем было получено с использованием геометрических методов. Современная наука и ее приложения немыслимы без геометрии и ее новейших разделов: топологии, дифференциальной геометрии, теории графов, компьютерной геометрии и др. Огромна роль геометрии в математическом образовании учащихся. Известен вклад, который она вносит в развитие логического мышления и пространственного воображения учеников.
Курс геометрии обладает также чрезвычайно важным нравственным моментом, поскольку именно геометрия дает представление о строго установленной истине, воспитывает требование доказать то, что утверждается в качестве истины. Таким образом, геометрическое образование является важнейшим элементом общей культуры.
Одной из самых важных целей преподавания геометрии является формирование и развитие у учащихся пространственных представлений, а также способности и умения производить операции над пространственными объектами. Достижение этой цели важно не только для тех учащихся, которые в дальнейшем посвятят себя техническим профессиям, но и для тех, кто выберет специальности художника, дизайнера, модельера, хирурга, астронома и других. Слабое развитие пространственных представлений затрудняет изучение ряда учебных дисциплин, а в деятельности взрослого человека может стать причиной многих неудач. Например, конструктору этот недостаток может помешать реализовать творческие планы. Систематическая работа над формированием и развитием пространственных представлений приводит к их улучшению даже при наличии средних природных данных.
Содержание курса представляет собой углубленный вариант базового курса планиметрии, программа курса рассчитана на 34 часа. Технологии, используемые в системе курса, ориентированы на то, чтобы ученик получил такую практику, которая поможет ему успешно сдать экзамен по математике.
По данным статистической обработки результатов ЕГЭ, а также вступительных испытаний в различные вузы, задачи по геометрии вызывают трудности не только у слабых, но и у более подготовленных учащихся. Как правило, это задачи, при решении которых нужно применить небольшое число геометрических фактов из школьного курса в измененной ситуации, а вычисления не содержат длинных выкладок. Решая такую задачу, ученик должен в первую очередь проанализировать предложенную в задаче конфигурацию и увидеть те свойства, которые необходимы при решении. Программа данного элективного курса включает вопросы, которые достаточно часто встречаются в заданиях экзаменов и вызывают затруднения.
В предлагаемом курсе отсутствует чрезмерная перегруженность новым содержанием, основной акцент сделан на усиление линии не теоретического, а практического содержания, что дает возможность учащимся не только ознакомиться с задачами, предлагаемыми на экзамене, но и сконцентрироваться на способах и методах их решения.
Основное содержание курса соответствует современным тенденциям развития школьного курса геометрии, идеям дифференциации, углубления и расширения знаний учащихся. Данный курс дает возможность учащимся познакомиться также с нестандартными способами решения планиметрических задач, способствует формированию и развитию таких качеств, как интеллектуальная восприимчивость и способность к усвоению новой информации, гибкость и независимость логического мышления.
Прохождение курса даст возможность проявить свои способности учащимся, имеющим высокую математическую подготовку, и позволит им не только оценить свои способности и возможности, но и сделать обоснованный выбор будущего профиля.
Цели курса:
-
углубить теоретическое и практическое содержание курса планиметрии;
-
развивать пространственные представления и логическое мышление;
-
развивать умение применять знания на практике, в новой ситуации, приводить аргументированное решение, анализировать условие задачи и выбирать наиболее рациональный способ ее решения.
Задачи курса:
-
дополнить знания учащихся теоремами прикладного характера, областью применения которых являются задачи;
-
расширить и углубить представления учащихся о приемах и методах решения планиметрических задач;
-
помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования;
-
обеспечить, исходя из высокого уровня абстрактности темы, наглядность, логическую строгость рассуждений и обоснованность выводов;
-
создать условия для выдвижения различных гипотез при поиске решения задачи и доказательства верности или ложности этих гипотез;
-
способствовать практической направленности курса, реализуя это с помощью аналитического метода достаточным количеством вычислительных задач;
-
развить интерес и положительную мотивацию изучения геометрии, создать условия для подготовки учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по математике.
Структура курса представляет собой 6 логически законченных и содержательно взаимосвязанных темы, изучение которых обеспечит системность и практическую направленность знаний и умений учеников, поможет в решении стереометрических задач школьного курса геометрии 10-11 класса. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания для учащихся разной степени подготовки. Все занятия направлены на расширение и углубление базового курса. Содержание курса можно варьировать с учетом склонностей, интересов и уровня подготовленности учеников.
Основной тип занятий - практикум. Для наиболее успешного усвоения материала планируются различные формы работы с учащимися: лекционно-семинарские занятия, групповые, индивидуальные формы работы. Для текущего контроля на каждом занятии учащимся рекомендуется серия заданий, часть которых выполняется в классе, а часть - дома самостоятельно.
Содержание учебного курса:
1.Аксиомы(1 час).
2.Подобие треугольников(4 часа).
3.Четырехугольники(6 часов).
4.Правильные многоугольники(5 часов).
5. Окружность(7 часов).
6.Отрезки в треугольнике(5 часов)
7.Векторы(5 часов).
8. Обобщение(1 час).
Требования к математической подготовке:
учащийся должен уметь:
-
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
-
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
-
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразование фигур;
-
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), в том числе: определять значение тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них; находить стороны, углы и площади треугольников, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
-
решать геометрические задания, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
-
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
-
точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения задач;
-
уметь анализировать задачу и выбирать наиболее рациональный способ ее решения,
-
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве,
• решать задания, по типу приближенных к заданиям ЕГЭ;
иметь опыт (в терминах компетентностей):
• работы в группе, как на занятиях, так и вне,
• работы с информацией, в том числе и получаемой посредством Интернет
.
Учебно-методическое обеспечение:
-
Р.К.Гордин .ЕГЭ 2010. Математика. Задача С4.Под редакцией А.Л.Семенова и И.В.Ященко. -М.: МЦНМО, 2011
-
fipi.ru
-
ege.edu.ru
-
alexlarin.net
-
statgrad.org
Материально-техническое обеспечение:
-
Компьютер.
-
Интерактивная доска.
№ | НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ | Кол-во часов | Срок проведения занятий |
| 1 четверть |
|
|
1 | Планиметрия. Аксиомы. | 1 | 1 неделя |
| Подобие треугольников. | 4 |
|
2 | Признаки подобия треугольников. | 1 | 2 неделя |
3 | Средняя линия треугольника. | 1 | 3 неделя |
4 | Отношение площадей подобных треугольников. | 1 | 4 неделя |
5 | Подобие в прямоугольном треугольнике. | 1 | 5 неделя |
| Четырехугольники. | 6 |
|
6 | Свойства и признаки параллелограмма. | 1 | 6 неделя |
7 | Частные случаи параллелограмма. | 1 | 7 неделя |
8 | Свойства описанного и вписанного четырехугольника. | 1 | 8 неделя |
9 | Трапеция. | 1 | 9 неделя |
| 2 четверть |
|
|
10 | Равнобедренная трапеция. | 1 | 10 неделя |
11 | Прямоугольная трапеция. | 1 | 11 неделя |
| Правильные многоугольники. | 5 |
|
12 | Правильный треугольник. | 1 | 12 неделя |
13 | Квадрат. | 1 | 13 неделя |
14 | Правильный шестиугольник. | 1 | 14 неделя |
15 | Решение задач по теме: «Треугольник». | 1 | 15 неделя |
16 | Решение задач по теме: «Четырехугольник». | 1 | 16 неделя |
| 3 четверть |
|
|
| Окружность. | 7 |
|
17 | Углы в окружностях. Касание окружности и прямой. | 1 | 17 неделя |
18 | Свойства касательных, хорд и секущих. | 1 | 18 неделя |
19 | Касающиеся окружности. Пересекающиеся окружности. | 1 | 19 неделя |
20 | Пропорциональные отрезки в окружностях. | 1 | 20 неделя |
21 | Описанный многоугольник. | 1 | 21 неделя |
22 | Вписанный многоугольник. | 1 | 22 неделя |
23 | Формулы площадей. | 1 | 23 неделя |
| Отрезки в треугольнике. | 5 |
|
24 | Медиана треугольника. | 1 | 24 неделя |
25 | Биссектриса треугольника. | 1 | 25 неделя |
26 | Высота треугольника. | 1 | 26 неделя |
| 4 четверть |
|
|
27 | Медианы, биссектрисы, высоты в равнобедренном треугольнике. | 1 | 27 неделя |
28 | Решение задач по теме: «Отрезки в треугольнике». | 1 | 28 неделя |
| Векторы. | 5 |
|
29 | Действия с векторами на плоскости. | 1 | 29 неделя |
30 | Классификация векторов. | 1 | 30 неделя |
31 | Упрощение выражений, содержащих векторы. | 1 | 31 неделя |
32 | Координаты вектора. Метод координат. | 1 | 32 неделя |
33 | Решение задач по теме: «Векторы. Метод координат». | 1 | 33 неделя |
34 | Обобщающий урок. | 1 | 34 неделя |