Проект на темуКоллективные формы обучения

    Современные студенты отличаются широкой информированностью, рационализмом, расчетливостью, потерей терпимости к ошибкам и недостаткам окружающих людей (как следствие - рост отчужденности, отсутствие интереса друг к другу). Проблемы организации работы в техникуме - теряется опыт коллективной работы, отдается предпочтение индивидуальному подходу. При этом индивидуальная работа включает в себя "борьбу" с педагогически запущенными детьми и создание условий для одаренных детей. Дети, не входящие ...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Проект по теме:

«Коллективные формы обучения»

Подготовил преподаватель

математики ГБПОУ РК

«Калиновский техникум МСХ и СО»

Ибрагимова Анифе Ришатовна.

2015 г.

« Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие-

самая трудная вещь на свете.» (Гете)

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:

Предпочтение преподавателем, фронтальной и индивидуальной форм, привело в известной степени к деформации отношений не только между преподавателем и студентом,, но и между самими студентами. Эти формы обучения почти исключали общение ребят в процессе работы, что не могло не отразиться на их интересе к учебе. Особое место в укреплении между коллективных связей занимает целенаправленное создание временных объединений, позволяющих организовать деятельность студентов в небольших группах, которым поручается выполнение кратковременных дел. Только в небольших группах каждый студент может определить для себя такое положение в совместной работе, при котором он способен приложить все свои знания, силы и способности, т.е. возникает возможность для каждого выделить свою роль в общей деятельности, в наибольшей степени адекватную его индивидуальным способностям

Цель проекта:

Добиться, чтобы содержание обучения /образования/ становилось достоянием сознания и деятельностью студентов любого возраста благодаря применению коллективных форм обучения. Наглядные и технические средства могут их совершенствовать и дополнять, но при этом основа сохраняется. Дать возможность каждому студенту получить качественное образование с учетом индивидуальных возможностей и запросов.

ВВЕДЕНИЕ

Современные студенты отличаются широкой информированностью, рационализмом, расчетливостью, потерей терпимости к ошибкам и недостаткам окружающих людей (как следствие - рост отчужденности, отсутствие интереса друг к другу). Проблемы организации работы в техникуме - теряется опыт коллективной работы, отдается предпочтение индивидуальному подходу. При этом индивидуальная работа включает в себя "борьбу" с педагогически запущенными детьми и создание условий для одаренных детей. Дети, не входящие в эти две категории (то есть не доставляющие беспокойства или успеха) остались вне педагогического внимания. Так быть не должно.

В настоящее время существующая в образовании тенденция рассматривает весь педагогический процесс как педагогику сотрудничества, и при этом обнаруживает себя проблема учебного сотрудничества, т. е. коллективных, групповых форм работы. Учебное сотрудничество в образовательном процессе состоит из совокупности взаимодействий: преподаватель - студент (студенты), студент - студент, общее групповое взаимодействие студентов в коллективе. Практика обучения при внедрении коллективных форм работы в учебный процесс убедительно показывает, что именно организационная форма обучения ''студент - студент'' (учебное сотрудничество) предоставляет значительные резервы для формирования познавательной мотивации, способствующей повышению эффективности обучения, самооценки и развития личности ребёнка в целом.

Переход от организационной формы ''преподаватель - студент'' к сотрудничеству на уровне ''студент - студент'' позволяет осуществить переход от субъект- объектных отношений к субъект- субъектным отношениям в образовательном процессе, что, способствует личностно - ориентированному подходу в обучении. В этих условиях организация групповой работы способствует выведению учебного процесса на уровень простой и сложной кооперации, вследствие чего, с одной стороны, преодолевается ограниченность индивидуального интеллекта, а с другой стороны - изменяется направленность индивидуальной работы, которая становится общественно направленной, переход от организационной формы ''преподаватель - студент'' к сотрудничеству на уровне ''студент - студент'' позволяет осуществить переход от субъект- объектных отношений к субъект- субъектным отношениям в образовательном процессе, что, способствует личностно - ориентированному подходу в обучении.

При систематической организации коллективной работы в учебном процессе и соблюдении определенных условий у студентов происходит рост их субъектной активности, становление саморазвития. Студенты учатся с удовольствием, ощущая радость познания, и чувствуют при этом себя превосходно. В таких условиях организации учебной деятельности студенты переживают чувство наслаждения, осуществляют свободу выбора и принятия ответственности, обретая уверенность в собственных силах, а значит, становятся счастливыми и здоровыми.

Использование КСО на уроках математики позволяет реализовать следующие цели:

1. расширение и углубление знаний, формирование умений решать задачи повышенной сложности.

2. развитие умения самостоятельно работать.

3. создание условий для повторения, ликвидации пробелов, актуализация

знаний для успешного изучения новой темы.

4. формирование навыков учебного труда, умений самостоятельно работать

над заданием.

5. ликвидация пробелов в знаниях и умениях.

6. развитие навыков и умений осуществлять самостоятельную деятельность по образцу и в сходных ситуациях.

7. доведение студентов до минимального уровня усвоения знаний и способов деятельности.

Известно, что в основе коллективного способа обучения лежат следующие принципы:

- ориентация на высокие конечные результаты;

- непрерывная передача друг другу полученных знаний;

- сотрудничество и взаимопомощь между студентами;

- дифференцированный подход: каждый работает согласно своим возможностям и способностям.

Методика взаимообмена заданий

На уроках я реализую коллективный способ обучения, применяя методику взаимообмена заданий, взаимо- тренажер.

Методику взаимообмена заданий я использую при отработке умений и навыков выполнения упражнений и заданий по разным темам курса. заранее готовлю карточки с двумя однотипными заданиями.

Предварительно разбиваю класс на группы по четыре человека примерно одинакового уровня подготовки. Поскольку группы получаются разного уровня, по каждой теме составляю как минимум два блока карточек.

№1

Решить неравенство:

Проект на темуКоллективные формы обучения

№3

Решить неравенство:

25Проект на темуКоллективные формы обучения-6 5Проект на темуКоллективные формы обучения+5Проект на темуКоллективные формы обучения0

2 4Проект на темуКоллективные формы обучения-5 2Проект на темуКоллективные формы обучения+2≤0Проект на темуКоллективные формы обучения

№2

Решить неравенство:

9Проект на темуКоллективные формы обучения

Проект на темуКоллективные формы обучения


Перед началом работы студенты знакомятся с алгоритмом работы по методике ВОЗ. Но работать по этой методике студенты приступают после того как преподаватель объяснил всему классу новый материал и провёл первоначальное формирование умений по данной теме, только после этого следует перейти к закреплению умений, доведения их до навыков.

Алгоритм работы по методике « Взаимообмен заданиями».

1. Получи карточку и поставь точку в листе учёта.

2. Выполни задание первой части карточки с помощью учителя.

3. Научись объяснять это задание, выучи наизусть правило из учебника.

4. Выполни задание из второй части самостоятельно. Проверь задание второй части у учителя.

5. В листе учёта точку замени на «+».

6. Найди напарника в своём отряде.

7. Сядьте рядом. Объясни напарнику задание первой части карточки и запиши решение в его тетрадь. Ответь на его вопросы. Задай напарнику контрольные вопросы.

8. Выслушай объяснение товарища первой части его карточки. Проверь, как товарищ сделал записи в твоей тетради.

9. Поменяйтесь карточками и выполните каждый второе задание новой карточки.

10. Сверьте вторые задания. Если задания выполнены одинаково, то поблагодарите друг друга. В листе учёта обведи кружочком « +» напротив той карточки, которую ты передал напарнику.

11. Если задания выполнены неодинаково, то проверьте их друг у друга, найдите и исправьте ошибку.

12. Проверь в листе учёта: напротив твоей фамилии должен стоять «+» в графе с номером той карточки, которую тебе передал напарник.

13. Найди нового напарника и работай, как описано, начиная с пункта№7.

По проводимой рефлексии студенты отмечают результативность уроков, проведённых по методике взаимообмен заданиями. Они отмечают, что лучше усваивают способы решения и запоминают алгоритмы выполнения заданий разных типов. Им нравится, когда появляется возможность проявить самостоятельность и более тесно общаться друг с другом.

«Четырёхтактный урок»

Четырёхтактный урок строится следующим образом:

1. Преподаватель объясняет новый материал всему классу и проводит первоначальное формирование умений по данной теме.

2. Студенты закрепляют этот материал используя методику взаимо- тренажер.

Здесь проходит работа в парах постоянного состава.

3. Студенты для более глубокого освоения учебным материалом работают по методике взаимообмена заданий.

Здесь происходит коллективная форма обучения.

4. Индивидуальная работа по выполнению заданий по теме урока.

Методики КСО позволяют:

1. Значительно улучшить чёткость в организации работы класса.

2. Так как каждый студент работает на посильном для него уровне трудности, он лучше осознаёт свои ближайшие цели и задачи.

3. Так как, работая на определённом уровне трудности, студент видит, как работают другие, его самооценка становится более реальной.

4. Чёткость в работе даёт возможность постоянно контролировать знания, умения и навыки.

Методика коллективной формы обучения (КФО)

Эта методика известна с 1911 года. Ее основатель - инженер Ривин Александр Григорьевич. Его попросили подготовить в ВУЗы разновозрастных учащихся с разным уровнем подготовки. Принцип работы состоял в следующем:

- какую-то часть времени работали самостоятельно,

- какую-то часть времени работали по парам и группами постоянного и сменного состава;

- сначала была лекция - объяснял преподаватель. Затем задавали вопросы, студенты, сдавшие на "пять", экзаменовали других.

СМЫСЛ МЕТОДИКИ.

Спланировать время так, чтобы была:

1. Лекция;

2. Самостоятельная проработка материала - работает каждый студент и обменивается смыслом информации с другим студентом;

3. Практическая отработка - с несколькими сменными партнёрами группы;

4. Экспертная проверка между группами, докладывают свои результаты - самооценка;


ВИДЫ ОБЩЕНИЯ В РАЗНЫХ ФОРМАХ ОБУЧЕНИЯ.

№/№

Виды общения

Формы организации познавательной деятельности

Способ общения

1

Опосредованное

индивидуальная

индивидуальный

2

Общение в паре(постоянный состав)

парная

парный

3

Общение в группе

групповая

групповой

4

Естественное общение(в парах сменного состава)

коллективная

КФО

ВИДЫ КОНТРОЛЯ.


  • Понятийный диктант.

  • Зачет по понятиям в группе.

  • Зачет по последней карточке.

  • Взаимозачет в параллельных группах

Задачи методики

Результат

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Восприятие и первичное осознание нового материала

Закрепление новых знаний

Вторичное закрепление усвоенных знаний, выработка умений по их применению

Комплексное применение знаний

Выработка умений самостоятельно применять знание, осуществлять их перенос в новые условия

Обобщение и систематизация знаний

Усвоение знаний и способ действий в комплексе и системе

Контроль, проверки, оценки

Определение уровня овладения знаниями и способами деятельности

ПРЕИМУЩЕСТВА МЕТОДИКИ

1. Охватываются 3 уровня обучения:

  • репродуктивный

  • конструктивный

  • творческий

2. "Не преподаватель даёт, а студент берёт", а студент берёт на себя ответственность за выполнение учебной работы.

3. Позволяет уменьшить нагрузку студента.

4. Способствует индивидуальному развитию студентов (коммуникативные способности во время общения; внимание; ответственность за себя и каждого в группе, абстрактное мышление; речь; усидчивость).

5. Повышает мотивацию учения.

6. Позволяет направить максимум усилий студента в область его учебных возможностей и интересов.

Отрицательные моменты: лишний рабочий шум.

Приведу пример проведения урока алгебры и начала математического анализа для студентов второго курса по специальности « Электромонтер устройств СЦБ» по этой методике.

На уроке решается дидактическая задача по обобщению и систематизации знаний по курсу алгебры и начала математического анализа и подготовки к экзамену. На ее реализацию потребуется от 45 до90 минут рабочего времени. От студентов требуется знание математических терминов и формул ,умение решать предложенные задания на определенном уровне (среднем, достаточном, высоком),вести диалог.

Для проведения урока преподавателю необходимо предусмотреть следующие организационные моменты.

  1. Подготовить дидактический материал.

  2. Организовать работу каждого студента и группы в целом.

  3. Выдать каждой группе оценочные карты и дидактический материал.

Работа группы.

Посадка по группам. Работа в группе. Ответ у доски или письменно на отдельном листочке по подтверждению оценки.

Первый этап урока- блиц- опрос по теории.

Ответы каждой группы фиксируются в листке преподавателя

Второй этап урока- работа с дидактическим материалом над разноуровневыми заданиями.

Каждый студент выполняет задание «своего» уровня. При этом студенты, работающие над заданиями более высокого уровня, могут оказывать частично индивидуальную помощь каждому студенту в своей группе. Помогающие получат не меньшую помощь, так как их знания закрепляются именно при повторном объяснении.

На этом этапе всей группе дается время для выставления оценок каждому члену группы путем обсуждения качества его работы над заданиями.

Третий этап урока- подтверждение оценки.

Оценочные карты сдаются преподавателю. Преподаватель определяет студентов, которые будут подтверждать свою оценку(по одному из каждого уровня из каждой группы)у доски или за отдельными столами. Остальные члены группы работают над дополнительными заданиями( похожими).

Принцип выставления оценки: если студент подтвердил оценку,которую ему выставила группа,то и остальные студенты в этой группе на соответствующем уровне тоже подтверждают оценку, в противном случае всем студентам этого уровня этой группы оценка снижается.

Четвертый этап урока- обсуждение характерных ошибок,решение заданий высокого уровня или нестандартных задач. На этом этапе урока каждой группе предоставляется возможность повысить рейтинг и тем самым повысить свою индивидуальную оценку.

Рефлексия.

Преподаватель объявляет оценки каждому студенту с учетом рейтинга группы. Подводится итог работы и самоанализ результатов, группы получают дифференцированные домашние задания с учетом выявленных недочетов или ошибок.

Приложение.

1.Рейтиговая таблица.

№ группы

первая

вторая

третья

Четвертая

Домашнее задание

5

4

4

3

Ответы по теории

3

3

4

4

Дисциплина

+

+--

+

+

Дополнительные выступления

5*

4

2

0

итог

5+3+6=14

4+3-1+4=10

4+4+2=10

3+4+0=7

2.Оценочный лист.

№группы

Фамилии членов группы

Оценка, поставленная группой.

Оценка, поставленная преподавателем.

1

Иванов

4

4

2

Комаров

3

3

3

Сидоров

4

4

4

Кох

5

5

5

Коваленко

3

3

Замечание:_____________ означает, что этот студент будет подтверждать оценку на данном уровне в своей группе

Вывод:

Общение между людьми осуществляется в следующих 4-х структурах:

  • опосредованное общение /в основном через письменную речь;

  • общение в паре;

  • групповое общение;

  • общение в парах сменного состава.

Применение этих четырех структур общения в учебном процессе дает четыре формы организации процесса обучения:

  • индивидуальная,

  • парная,

  • групповая,

  • коллективная.

Эти четыре формы организации лежат в основе любого обучения. Поэтому их называют основными или базисными. Они - формы существования процесса обучения. Содержание обучения /образования/ становится достоянием сознания и деятельностью учащихся любого возраста благодаря применению этих форм. Наглядные и технические средства могут их совершенствовать и дополнять, но при этом основа сохраняется.

В практике обучения на протяжении ряда столетий использовались не четыре, а лишь три организационные формы обучения: групповая, парная и индивидуальная. Это традиционные формы. К ним все привыкли, они давно освоены учителями, и признаны официальной педагогикой во всех странах мира. Только четвертая структура - общение в парах сменного состава для массовой школьной практики и теории обучения на протяжении всего XX столетия была принципиально новой. Ее и назвали "коллективная форма организации процесса обучения", противопоставив тем самым ее индивидуальной.

Список используемой литературы:


  1. Андрианова Г.А., Творческие уроки. М: ИНФРА, 1994

  2. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М., 1996.


  1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.


  1. Сохранная Н.А.Групповые формы обучения.М.2007.


  1. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М., 1987.

6. Снопков В.Т. Уроки и проблемы. - Коллективный способ обучения, № 2, Красноярск, 1995.

















© 2010-2022