Рабочая программа по математике 5 класс

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по математике 5 классУправление образованием Администрации города Юрги

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №14 имени К.С. Федоровского»




Рассмотрено и согласовано на заседании

Методического совета

Заместитель директора по УВР

_______________ Ю.Ю. Кулакова

протокол № ____ от ____________ 2015 г.

УТВЕРЖДАЮ

директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14 имени К.С. Федоровского»

_______________ В.А. Воронова

приказ № ____ от ____________________ 2015 г.


















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по математике


5 класс





составила: Баранова Т.Н.,

учительматематики


Юрга, 2015

Содержание



1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

  • приказа Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • приказа Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • авторской программы основного общего образования по математике (Программа. Планирование учебного материала. Математика. 5-6 классы / авт.-сост. В.И. Жохов - 2-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2010. - 31 с.).

  • учебного плана МБОУ «СОШ № 14» на 2015-2016 учебный год;

Программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования по математике и учитывает авторские методические рекомендации.

Образовательные и воспитательные задачи обучения математике должны решаться комплексно с учетом возрастных особенностей учащихся. Законом об образовании учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов решения этих задач.

Принципиальным положением организации школьного математического образования в основной школе становится уровневая дифференциация обучения.

Это означает, что, осваивая общий курс, одни школьники в своих результатах ограничиваются уровнем обязательной подготовки, зафиксированным в образовательном стандарте, другие в соответствии со своими склонностями и способностями достигают более высоких рубежей. При этом каждый имеет право самостоятельно решить, ограничиться минимальным уровнем или же продвигаться дальше. Именно на этом пути осуществляются гуманистические начала в обучении математике.

2. Общая характеристика учебного предмета


Изучение математики в 5 классах направлено на достижение следующих целей:

  • систематическое развитие понятия числа;

  • выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики;

  • подготовка учащихся к дальнейшему обучению математике.

Достижение целей связывается с решением задач:

  • развить навыки вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, отрицательными и положительными числами;

  • формировать навыки преобразования выражений;

  • закрепить и углубить умения решать уравнения и текстовые задачи;

  • ввести понятие координатной плоскости и научить изображать точки в координатной плоскости;

  • сформировать навыки логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры.

Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил.

В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.

Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.

Формы контроля: самостоятельная работа, контрольная работа, наблюдение, дифференцированные практические работы по карточке.

В рабочей программе кроме содержания математического образования, требований к обязательному и возможному уровню подготовки обучающегося, представлено также компьютерное обеспечение урока.

Виды уроков следующие:

Урок-лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используются мультимедийные продукты.

Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования, решение различных задач, практическое применение различных методов решения задач.

Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.

Урок-игра. На основе игровой деятельности, учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.

Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовки.

Урок-тест.Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки техники тестирования. Тесты предлагаются как в печатном, так и в компьютерном варианте.

Урок-самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ.

Урок - контрольная работа. Контроль знаний по пройденной теме.


3. Описание места предмета в учебном плане


Программа соответствует учебнику «Математика» для пятого класса образовательных учреждений /Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург - М. Мнемозина, 2010 гг./ и обеспечена учебно-методическим комплектом «Математика» для 5-го класса авторов Н.Я. Виленкин и др. (М.: Мнемозина).

Программа рассчитана на 6 часов в неделю. Таким образом, в 5 классе 204 часа за год.


4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета


В ходе преподавания математики в 5 классах следует обращать внимание на то, чтобы школьники овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

  • планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

  • решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

  • исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

  • проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

  • поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.


5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета


Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей:

1) в направлении личностного развития

  • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

  • формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

  • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельны решения;

  • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

  • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

2) в метапредметном направлении

  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики м pat витии цивилизации и современного общества;

  • развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условии для приобретения первоначального опыта математическою моделирования;

  • формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

3) в предметном направлении

  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;

  • создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Изучение математики в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов в направлении личностного развития:

1) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраиватьаргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

2) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

3) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;

4) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;

5) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

6) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

в метапредметном направлении:

1) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

2) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

3) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

4) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

5) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

6) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

7) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

8) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

9) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

в предметном направлении:

1)умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации);

2) владение базовым понятийным аппаратом:

  • развитие представлений о числе;

  • овладение символьным языком математики;

  • изучение элементарных функциональных зависимостей;

  • освоение основных фактов и методов планиметрии;

  • знакомство с простейшими пространственными телами и их свойствами;

  • формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;

3) овладение практически значимыми математическими умениями и навыками, их применение к решению математических и нематематических задач, предполагающее умение:

  • выполнять устные, письменные, инструментальные вычисления; проводить несложные практические расчеты с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;

  • выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;

  • пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;

  • решать линейные и квадратные уравнения и неравенства, а также приводимые к ним уравнения, неравенства, системы; применять графические представления для решения и исследования уравнений, неравенств, систем; применять полученные умения для решения задач из математики, смежных предметов, практики;

  • строить графики функций, описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для описания и анализа учебных математических задач и реальных зависимостей;

  • использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира; выполнять чертежи, делать рисунки, схемы по условию задачи;

  • измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;

  • применять знания о геометрических фигурах и их свойствах для решения геометрических и практических задач;

  • использовать основные способы представления и анализа статистических данных; решать задачи на нахождение частоты и вероятности случайных событий;

  • применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, к том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;

  • точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику; использовать различные языки математики (словесный, символический, графический); обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения.


6. Основное содержание программы


Повторение изученного в начальной школе - 5 ч.

1. Натуральные числа и шкалы - 16 ч.

  • Обозначение натуральных чисел

  • Отрезок, длина отрезка. Треугольник.

  • Плоскость, прямая, луч.

  • Шкалы и координаты.

  • Меньше или больше

  • Контрольная работа №1

Цель - систематизация и обобщение сведений о натуральных числах, полученных в начальной школе; закрепление навыков построения и измерения отрезков.

Задачи - восстановить у учащихся навыки чтения и записи многозначных чисел, сравнения натуральных чисел, а также навыки измерения и построения отрезков. Ввести понятие координатного луча, единичного отрезка и координаты точки.

Понятия шкалы и делений координатного луча

Обучающиеся должны:

знать и понимать:

  • Понятия натурального числа, цифры, десятичной записи числа, классов и разрядов.

  • Таблицу классов и разрядов. Обозначение разрядов.

  • Общепринятые сокращения в записи больших чисел, четные и нечетные числа, свойства натурального ряда чисел, однозначные, двузначные и многозначные числа.

  • Понятия отрезка и его концов, равных отрезков, середины отрезка, длины отрезка, значение отрезков.

  • Единицы измерения длины (массы) и соотношения между ними. Общепринятые сокращения в записи единиц длины (массы).

  • Измерительные инструменты.

  • Понятия треугольника, многоугольника, их вершин и сторон, их обозначение.

  • Понятия плоскости, прямой, луча, дополнительного луча, их обозначение.

  • Понятия шкалы и делений, координатного луча, единичного отрезка, координаты точки.

  • Понятия большего и меньшего натурального числа. Неравенство, знаки неравенств, двойное неравенство.

уметь:

  • Читать и записывать натуральные числа, в том числе и многозначные.

  • Составлять числа из различных единиц.

  • Строить, обозначать и называть геометрические фигуры: отрезки, плоскости, прямые, находить координаты точек и строить точки по координатам.

  • Выражать длину (массу) в различных единицах.

  • Показывать предметы, дающие представление о плоскости.

  • Определять цену деления, проводить измерения с помощью приборов, строить шкалы с помощью выбранных единичных отрезков.

  • Чертить координатный луч, находить координаты точек и строить точки по координатам.

  • Сравнивать натуральные числа, в том числе и с помощью координатного луча.

  • Читать и записывать неравенства, двойные неравенства.

2. Сложение и вычитание натуральных чисел - 21ч.

  • Сложение и вычитание натуральных чисел и его свойства

  • Вычитание.

  • Контрольная работа №2

  • Числовые и буквенные выражения

  • Буквенная запись свойств сложения и вычитания

  • Уравнение.

  • Контрольная работа №3

Цель - закрепление и развитие навыков сложения и вычитания натуральных чисел.

Задачи - уделить внимание закреплению алгоритмов арифметических действий над многозначными числами, т.к. они не только имеют самостоятельное значение, но и являются базой для формирования умений проводить вычисления с десятичными дробями. Составлять буквенные выражения по условию задач, решать уравнения на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание).

Обучающиеся должны:

знать:

  • Понятия действий сложения и вычитания.

  • Компоненты сложения и вычитания.

  • Свойства сложения и вычитания натуральных чисел.

  • Понятие периметра многоугольника.

  • Алгоритм арифметических действий над многозначными числами

уметь:

  • Складывать и вычитать многозначные числа столбиком и при помощи координатного луча.

  • Находить неизвестные компоненты сложения и вычитания.

  • Использовать свойства сложения и вычитания для упрощения вычислений.

  • Решать текстовые задачи, используя действия сложения и вычитания.

  • Раскладывать число по разрядам и наоборот

3. Умножение и деление натуральных чисел - 30ч.

  • Умножение натуральных чисел и его свойства

  • Деление

  • Деление с остатком

  • Контрольная работа №4

  • Упрощение выражений

  • Порядок выполнения действий

  • Квадрат и куб числа

  • Контрольная работа №5

Цель - закрепление и развитие навыков выполнения арифметических действий с натуральными числами.

Задачи - развить и закрепить навыки умножения и деления многозначных чисел. Ввести понятие квадрата и куба числа. Продолжить работу по формированию навыков решения уравнений на основе зависимости между компонентами действий.

Обучающиеся должны:

знать и понимать:

  • Порядок выполнения действий (в том числе, когда в выражении есть квадраты и кубы чисел).

  • Понятия программы вычислений и команды.

  • Таблицу умножения.

  • Понятия действий умножения и деления.

  • Компоненты умножения и деления.

  • Свойства умножения и деления натуральных чисел.

  • Порядок выполнения действий (в том числе, когда в выражении есть квадраты и кубы чисел).

  • Разложение числа на множители, приведение подобных слагаемых.

  • Деление с остатком, неполное частное, остаток.

  • Понятия квадрата и куба числа.

  • Таблицу квадратов и кубов первых десяти натуральных чисел

уметь:

  • Заменять действие умножения сложением и наоборот.

  • Находить неизвестные компоненты умножения и деления.

  • Умножать и делить многозначные числа столбиком.

  • Выполнять деление с остатком.

  • Упрощать выражения с помощью вынесения общего множителя за скобки, приведения подобных членов выражения, используя свойства умножения.

  • Решать уравнения, которые сначала надо упростить.

  • Решать текстовые задачи арифметическим способом на отношения «больше (меньше) на … (в…); на известные зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.).

  • Решать текстовые задачи с помощью составления уравнения (в том числе задачи на части).

  • Изменять порядок действий для упрощения вычислений, осуществляя равносильные преобразования.

  • Составлять программу и схему программы вычислений на основании ее команд, находить значение выражений, используя программу вычислений.

  • Вычислять квадраты и кубы чисел.

  • Решать уравнения на основе зависимости между компонентами действий (умножение и деление).

4. Площади и объёмы - 16ч.

  • Формулы

  • Площадь. Формула площади прямоугольника, квадрата.

  • Единицы измерения площадей

  • Прямоугольный параллелепипед

  • Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда.

  • Контрольная работа №6

Цель - расширение представлений об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов, систематизация сведений о единице измерения.

Задачи - отработать навыки решения задач по формулам. Систематизировать знания основных единиц измерения.

Обучающиеся должны:


знать и понимать:

  • Понятие формулы.

  • Формулу пути (скорости, времени)

  • Понятия прямоугольника, квадрата, прямоугольного параллелепипеда, куба.

  • Измерения прямоугольного параллелепипеда.

  • Формулу площади прямоугольника, квадрата, треугольника.

  • Формулу объема прямоугольного параллелепипеда, куба.

  • Равные фигуры. Свойства

  • равных фигур.

  • Единицы измерения площадей и объемов.

уметь:

  • Читать и записывать формулы.

  • Вычислять по формулам путь (скорость, время), периметр, площадь прямоугольника, квадрата, треугольника, объем прямоугольного параллелепипеда, куба.

  • Вычислять площадь фигуры по количеству квадратных сантиметров, уложенных в ней.

  • Вычислять объем фигуры по количеству кубических сантиметров, уложенных в ней.

  • Решать задачи, используя свойства равных фигур.

  • Переходить от одних единиц площадей (объемов) к другим.

5. Обыкновенные дроби - 29ч.

  • Окружность и круг

  • Доли. Обыкновенные дроби.

  • Сравнение дробей

  • Правильные и неправильные дроби

  • Контрольная работа №7

  • Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

  • Деление и дроби

  • Смешанные числа

  • Сложение и вычитание смешанных чисел

  • Контрольная работа №8

Цель - изучение понятия дроби

Задачи - изучить сведения о дробных числах, необходимые для введения десятичных дробей. Уметь сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями, выделять целые части дроби.

Обучающиеся должны:

знать и понимать:

  • Понятия окружности, круга и их элементов.

  • Понятия доли, обыкновенной дроби, числителя и знаменателя дроби.

  • Основные виды задач на дроби. Правило сравнения дробей.

уметь:

  • Понятия равных дробей, большей и меньшей дробей.

  • Понятия правильной и неправильной дроби.

  • Правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

  • Изображать окружность и круг с помощью циркуля, обозначать и называть их элементы.

  • Читать и записывать обыкновенные дроби.

  • Называть числитель и знаменатель дроби и объяснять, что ни показывают.

  • Изображать дроби, в том числе равные на координатном луче.

  • Распознавать и решать три основные задачи на дроби.

  • Сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями.

  • Сравнивать правильные и неправильные дроби с единицей и друг с другом.

  • Складывать и вычитать дроби с одинаковым знаменателем.

  • Записывать результат деления двух любых натуральных чисел с помощью обыкновенных

  • дробей.

  • Записывать любое натуральное число в виде обыкновенной дроби.

  • Выделять целую часть из неправильной дроби.

  • Представлять смешанное число в виде неправильной дроби.

  • Складывать и вычитать смешанные числа

6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей - 18ч.

  • Десятичная запись дробных чисел

  • Сравнение десятичных дробей

  • Сложение и вычитание десятичных дробей

  • Приближенные значения чисел

  • Округление чисел

  • Контрольная работа №9

Цель - выработка умения читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.

Задачи - научить читать, записывать, сравнивать десятичные дроби.

Обучающиеся должны:

знать и понимать:

  • Понятие десятичной дроби, его целой и дробной части.

  • Правило сравнения десятичных дробей.

  • Правило сравнения десятичных дробей по разрядам.

  • Понятия равных, меньшей и большей десятичных дробей.

  • Правило сложения и вычитания десятичных дробей.

  • Свойства сложения и вычитания десятичных дробей.

  • Понятия приближенного значения числа, приближенного значения числа с недостатком

  • Понятия приближенного значения числа, приближенного значения числа с избытком.

  • Понятие округления числа.

  • Правило округления чисел.

  • Правило округления десятичных дробей до заданных разрядов.

уметь:

  • Иметь представление о десятичных разрядах.

  • Читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби.

  • Выражать данные значения длины, массы, площади, объема в виде десятичных дробей.

  • Изображать десятичные дроби на координатном луче.

  • Складывать и вычитать десятичные дроби.

  • Раскладывать десятичные дроби по разрядам.

  • Решать текстовые задачи на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями.

  • Округлять десятичные дроби до заданного десятичного разряда.

7. Умножение и деление десятичных дробей - 32ч.

  • Умножение десятичных дробей на натуральное число

  • Деление десятичных дробей на натуральное число

  • Контрольная работа №10

  • Умножение десятичных дробей

  • Деление на десятичную дробь

  • Среднее арифметическое

  • Контрольная работа №11

Цель - выработка умений умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.

Задачи - отработать правило постановки запятой в результате действия. Ввести понятие среднего арифметического нескольких чисел.

Обучающиеся должны:

знать и понимать:

  • Правило умножения двух десятичных дробей (правило постановки запятой в результате действия).

  • Правило деления числа на десятичную дробь (правило постановки запятой в результате действия).

  • Правило деления на 10, 100, 1000 и т.д.

  • Правило деления на 0,1; 0,01; 0,001;и т.д.

  • Свойства умножения и деления десятичных дробей.

  • Понятие среднего арифметического нескольких чисел.

  • Понятие средней скорости движения, средней урожайности, средней производительности.

уметь:

  • Умножать и делить десятичную дробь на натуральное число, на десятичную дробь.

  • Выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.

  • Применять свойства умножения и деления десятичных дробей при упрощении числовых и буквенных выражений и нахождении их значений.

  • Вычислять квадрат и куб заданной десятичной дроби.

  • Решать текстовые задачи на умножение и деление, а также на все действия, данные в которых выражены десятичными дробями.

  • Находить среднее арифметическое нескольких чисел.

  • Находить среднюю скорость движения, среднюю урожайность, среднюю производительность и т.д.

8. Инструменты для вычисления и измерения - 20ч.

  • Микрокалькулятор

  • Проценты

  • Контрольная работа №12

  • Угол. Прямой и развернутый углы. Чертежный треугольник.

  • Измерение углов. Транспортир

  • Круговые диаграммы

  • Контрольная работа №13

Цель - формирование умений решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.

Задачи - ввести термин «проценты». Учить решать задачи на проценты; находить проценты от какой-либо величины; находить число, если известно несколько его процентов; находить, сколько процентов одно число составляет от другого. Формировать умения проводить измерения и строить углы. Учить строить круговые диаграммы. Учить пользоваться калькулятором при вычислениях.

Обучающиеся должны:

знать и понимать:

  • Понятие процента. Знак, обозначающий «процент».

  • Правило перевода десятичной дроби в проценты и наоборот.

  • Основные виды задач на проценты.

  • Понятие угла и его элементов, обозначение углов, виды углов. Знак, обозначающий «угол».

  • Свойство углов треугольника.

  • Измерительные инструменты.

  • Понятие биссектрисы угла.

  • Алгоритм построения круговых диаграмм.

уметь:

  • Пользоваться калькуляторами при выполнении отдельных арифметических действий с натуральными числами и десятичными дробями.

  • Обращать десятичную дробь в проценты и наоборот.

  • Вычислять проценты с помощью калькулятора.

  • Распознавать и решать три вида задач на проценты: находить несколько процентов, от какой либо величины.

9. Повторение. Решение задач - 17 ч.

Цель: повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс математики 5 класса.




7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся


раздела

Название раздела

Количество часов

1

Натуральные числа и шкалы

18

2

Сложение и вычитание натуральных чисел

24

3

Умножение и деление натуральных чисел

30

4

Площади и объемы

16

5

Обыкновенные дроби

29

6

Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей

18

7

Умножение и деление десятичных дробей

32

8

Инструменты для вычислений и измерений

20

9

Повторение. Решение задач

17

Итого:

204

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Виды контроля

Характеристика деятельности учащихся

Приме-чание


Повторение изученного материала в начальной школе

5

Входная к/р


§1 Натуральные числа и шкалы

18

1

Обозначение натуральных чисел

3


  • Описывать свойства натурального ряд.

  • Правильно использовать в речи термины: цифра, число; называть классы и разряды в записи натурального числа.

  • Читать и записывать натуральные числа, определять однозначные и многозначные числа, сравнивать и упорядочивать их, грамматически правильно читать встречающиеся математические выражения.

2

Отрезок. Длина отрезка. Треугольник.

3


  • Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире геометрические фигуры: точку, отрезок, прямую, луч, плоскость, многоугольник. Приводить примеры аналогов геометрических фигур в окружающем мире.

  • Изображать геометрические фигуры и их конфигурации от руки и с использованием чертежных инструментов. Изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге.

  • Измерять с помощью инструментов и сравнивать длины отрезков. Строить отрезки заданной длины с помощью линейки и циркуля.

  • Выражать одни единицы измерения длины через другие.

3

Плоскость. Прямая. Луч.

3


  • Пользоваться различными шкалами. Определять координату точки на луче и отмечать точку по ее координате.

  • Выражать одни единицы измерения массы через другие.

4

Шкалы и координаты

3

5

Меньше или больше

3


  • Решать текстовые задачи арифметическими способами.

  • Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.

  • Записывать числа с помощью римских цифр.

  • Исследовать простейшие числовые закономерности, проводить числовые эксперименты.


Контрольная работа №1

1

Письменная контрольная работа


§2 Сложение и вычитание натуральных чисел

21

6

Сложение натуральных чисел и его свойства

4


  • Выполнять сложение и вычитание натуральных чисел.

  • Правильно использовать в речи термины: сумма, слагаемое, разность уменьшаемое, вычитаемое, числовое выражение, значение числового выражения, уравнение, корень уравнения, периметр многоугольника.

  • Устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатом при сложении и вычитании, использовать их для нахождения неизвестных компонентов действий с числовыми и буквенными выражениями.

  • Формулировать переместительное и сочетательное свойства сложения натуральных чисел, свойства нуля при сложении.

  • Формулировать свойства вычитания натуральных чисел.

  • Записывать свойства сложение и вычитание натуральных чисел с помощью букв, преобразовывать на их основе числовые выражения и использовать их для рационализации письменных и устных вычислений.

  • Грамматически правильно читать числовые и буквенные выражения, содержащие действия сложение и вычитание.

7

Вычитание

4


Контрольная работа №2

1

Письменная контрольная работа


8

Числовые и буквенные выражения

4


  • Записывать буквенные выражения, составлять буквенные выражения по условиям задач

  • Вычислять числовое значение буквенного выражения при заданных значениях букв.

  • Вычислять периметры многоугольников.

  • Составлять простейшие уравнения по условиям задач. Решать простейшие уравнения на основе зависимостей между компонентами арифметических действий.

  • Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.


9

Буквенная запись свойств сложения и вычитания

3


10

Уравнение

3



Контрольная работа №3

1

Письменная контрольная работа



Решение задач на сложение и вычитание натуральных чисел

1




§3 Умножение и деление натуральных чисел

30




11

Умножение натуральных чисел и его свойства

6


  • Выполнять умножение и деление натуральных чисел, деление с остатком, вычислять значения степеней.

  • Правильно использовать в речи термины: произведение, множитель, частное, делимое, делитель, степень, основание и показатель степени, квадрат и куб числа.

  • Устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатом при умножении и делении, использовать их для нахождения неизвестных компонентов действий с числовыми и буквенными выражениями.

  • Формулировать переместительное, сочетательное и распределительное свойства умножения натуральных чисел, свойства нуля и единицы при умножении и делении

  • Формулировать свойства деления натуральных чисел.

  • Записывать свойства умножения и деления натуральных чисел с помощью букв, преобразовывать на их основе числовые и буквенные выражения и использовать их для рационализации письменных и устных вычислений, для упрощения буквенных выражений.


12

Деление

6


13

Деление с остатком

3



Контрольная работа №4

1

Письменная контрольная работа


11-13

Решение задач на умножение и деление натуральных чисел

1



14

Упрощение выражений

7


  • Читать и записывать буквенные выражения, составлять буквенные выражения по условиям задач.

  • Вычислять числовое значение буквенного выражения при заданных значениях букв.

  • Составлять уравнения по условиям задач. Решать простейшие уравнения на основе зависимостей между компонентами арифметических действий.

  • Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.


15

Порядок выполнения действий

3


16

Квадрат и куб

2



Контрольная работа №5


Письменная контрольная работа



§4. Площади и объемы

16




17

Формулы

3


  • Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире геометрические фигуры, имеющие форму прямоугольного параллелепипеда. Приводить примеры аналогов куба, прямоугольного параллелепипеда в окружающем мире.

  • Изображать прямоугольный параллелепипед от руки и с использованием чертежных инструментов. Изображать его на клетчатой бумаге.

  • Правильно использовать в речи термины: формула, площадь, объем, равные фигуры, прямоугольный параллелепипед, куб, грани, ребра и вершины прямоугольного параллелепипеда.

  • Моделировать несложные зависимости с помощью формул; выполнять вычисления по формулам. Грамматически правильно читать используемые формулы.

  • Вычислять площади квадратов, прямоугольников и треугольников (в простейших случаях), используя формулы площади квадрата и прямоугольника Выражать одни единицы измерения площади через другие.

  • Вычислять объемы куба и прямоугольного параллелепипеда, используя формулы объема куба и прямоугольного параллелепипеда Выражать одни единицы измерения объема через другие.

  • Моделировать изучаемые геометрические объекты, используя бумагу, пластилин, проволоку и др.

  • Использовать знания о зависимостях между величинами скорость, время, путь при решении текстовых задач.

  • Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. Выполнять прикидку и оценку в ходе вычислений.


18

Площадь. Формула площади прямоугольника

3


19

Единицы измерения площадей

4


20

Прямоугольный параллелепипед

2


21

Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда.

3



Контрольная работа №6


Письменная контрольная работа



§5. Обыкновенные дроби

29



  • Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире геометрические фигуры, имеющие форму окружности, круга. Приводить примеры аналогов окружности, круга в окружающем мире.

  • Изображать окружность с использованием циркуля, шаблона.

  • Моделировать изучаемые геометрические объекты, используя бумагу, проволоку и др.

  • Правильно использовать в речи термины: окружность, круг, их радиус и диаметр, дуга окружности.

  • Моделировать в графической, предметной форме понятия и свойства, связанные с понятием доли, обыкновенной дроби.

  • Правильно использовать в речи термины: доля, обыкновенная дробь, числитель и знаменатель дроби, правильная и неправильная дроби, смешанное число. Грамматически правильно читать записи дробей и выражений, содержащих обыкновенные дроби.

  • Выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, преобразовывать неправильную дробь в смешанное число и смешанное число - в неправильную дробь.

  • Использовать свойство деления суммы на число для рационализации вычислений.

  • Решать текстовые задачи арифметическими способами.

  • Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. Выполнять прикидку и оценку в ходе вычислений


22

Окружность и круг

3


23

Доли. Обыкновенные дроби

4


24

Сравнение дробей

3


25

Правильные и неправильные дроби

3



Контрольная работа №7

1

Письменная контрольная работа


26

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

4



27

Деление и дроби

3


28

Смешанные числа

3


29

Сложение и вычитание смешанных чисел

3



Контрольная работа №8

1

Письменная контрольная работа



§6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей.

18


  • Записывать и читать десятичные дроби. Представлять обыкновенные дроби в виде десятичных дробей и десятичные дроби в виде обыкновенных дробей. Находить десятичные приближения обыкновенных дробей.

  • Сравнивать и упорядочивать десятичные дроби. Выполнять сложение, вычитание и округление десятичных дробей. Выполнять прикидку и оценку в ходе вычислений.

  • Использовать эквивалентные представления дробных чисел при их сравнении, при вычислениях.

  • Правильно использовать в речи термины: десятичная дробь, разряды десятичной дроби, разложение десятичной дроби по разрядам, приближенное значение числа с недостатком (с избытком), округление числа до заданного разряда.

  • Грамматически правильно читать записи выражений, содержащих десятичные дроби.

  • Решать текстовые задачи арифметическими способами.

  • Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.


30

Десятичная запись дробных чисел

3


31

Сравнение десятичных дробей

4


32

Сложение и вычитание десятичных дробей

7


33

Приближенное значение чисел. Округление чисел.

3



Контрольная работа №9

1

Письменная контрольная работа



§7. Умножение и деление десятичных дробей

32



34

Умножение десятичных дробей на натуральные числа.


4


  • Выполнять умножение и деление десятичных дробей. Выполнять прикидку и оценку в ходе вычислений.

  • Представлять обыкновенные дроби в виде десятичных дробей с помощью деления числителя обыкновенной дроби на ее знаменатель.

  • Использовать эквивалентные представления дробных чисел при их сравнении, при вычислениях.

  • Решать задачи на дроби (в том числе задачи из реальной практики), использовать понятия среднего арифметического, средней скорости и др. при решении задач.

  • Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. Выполнять прикидку и оценку в ходе вычислений. Читать и записывать числа в двоичной системе счисления.


35

Деление десятичных дробей на натуральные числа.


6



Контрольная работа №10

1

Письменная контрольная работа


34-35

Решение задач по теме «Десятичные дроби»

1



36

Умножение десятичных дробей

6



37

Деление десятичных дробей

5


37

Деление на десятичную дробь

3


38

Среднее арифметическое

5



Контрольная работа №11

1

Письменная контрольная работа



§8. Инструменты для вычислений и измерений

20



39

Микрокалькулятор

2


  • Объяснять, что такое процент. Представлять проценты в дробях и дроби в процентах.

  • Осуществлять поиск информации (в СМИ), содержащей данные, выраженные в процентах, интерпретировать их.

  • Решать задачи на проценты и дроби (в том числе задачи из реальной практики, используя при необходимости калькулятор).

  • Проводить несложные исследования, связанные со свойствами дробных чисел, опираясь на числовые эксперименты (в том числе с использованием калькулятора, компьютера). Выполнять прикидку и оценку в ходе вычислений.


40

Проценты

6



Контрольная работа №12

1

Письменная контрольная работа


41

Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник.

4


  • Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире разные виды углов. Приводить примеры аналогов этих геометрических фигур в окружающем мире.

  • Изображать углы от руки и с использованием чертежных инструментов. Изображать углы на клетчатой бумаге. Моделировать различные виды углов.

  • Правильно использовать в речи термины: угол, стороны угла, вершина угла, биссектриса угла; прямой угол, острый, тупой, развернутый углы; чертежный треугольник, транспортир. Измерять с помощью инструментов и сравнивать величины углов. Строить углы заданной величины с помощью транспортира.

  • Извлекать информацию из таблиц и диаграмм, выполнять вычисления по табличным данным, сравнивать величины, находить наибольшие и наименьшие значения и др.

  • Выполнять сбор информации в несложных случаях, организовывать информацию в виде таблиц и диаграмм

  • Приводить примеры несложных классификаций из различных областей жизни

  • Приводить примеры случайных событий, достоверных и невозможных событий.

  • Сравнивать шансы наступления событий; строить речевые конструкции с использованием словосочетаний более вероятно, маловероятно и др.

  • Выполнять перебор всех возможных вариантов для пересчета объектов или комбинаций, выделять комбинации, отвечающие заданным условиям.

  • Исследовать простейшие числовые закономерности, проводить числовые эксперименты.


42

Измерение углов. Транспортир.

4


43

Круговые диаграммы.

2



Контрольная работа №13

1

Письменная контрольная работа








Повторение

17





Итоговое повторение курса математики 5 класса


Итоговая годовая контрольная работа




Итого

204











8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебники:

п/п

Автор

Название, класс

Год издания

Издательство

1.

Н.Я. Виленкин,

В.И. Жохов,

А.С. Чесноков,

С.И. Шварцбург

Математика: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.

2010

М.: Мнемозина

Методические пособия для учителя:

п/п

Автор

Название, класс

Год издания

Издательство

1.

Гусева И. Л.

Сборник тестовых заданий для тематического итогового контроля. Математика 5 класс

2009

М.: Интелект - Центр

2.

Жохов В.И.

Преподавание математики в 5 и 6 классах: пособие для учителя

2007

М.: Мнемозина

3.

Жохов В. И.

Программа. Планирование учебного материала. Математика. 5-6 классы

2009

М.: Мнемозина

4.

Нечаев М. П.

Уроки по курсу «Математика-5» к учебнику Н. Я. Виленкина и др.

2007

М.: 5 за математику

5.

Попов М. А.

Контрольные и самостоятельные работы по математике: 5 класс к учебнику Н. Я. Виленкин и др. «Математика. 5 класс»

2009

М.: Экзамен

6.

Чесноков, А. С.

Дидактические материалы по математике для 5 класса

2007

М.: Дрофа

Пособия для учащихся:

п/п

Автор

Название, класс

Год издания

Издательство

Виленкин Н. Я.

Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательного учреждения

2010

М.: Мнемозина

Рудницкая В. Н.

Математика 5 класс. Рабочая тетрадь №1, №2

2010

М.: Мнемозина

Электронные пособия:

п/п

Название, класс

1.

Презентации

2.

Упражнения в интерактивном режиме

3.

Дидактический обобщающий материал в виде плакатов

4.

Математика 5-11 класс. Практикум.Серия 1С: школа, платформа 1С: Образование 3.0,2006

5.

ЭОР Единой коллекции к учебнику (school-collecti.on. edu.ru/)

Технические средства обучения:

п/п

Название, класс

1.

Компьютерный класс (сеть)

2.

Презентационное оборудование (проектор, экран)



Календарно-тематический план

урока

Тема урока

Всего часов

Контр. работа

Дата


Повторение изученного в начальной школе

5



1-4

Повторение изученного в начальной школе.

4



5

Входная контрольная работа.

1

1



Натуральные числа и шкалы

16



6-8

Обозначение натуральных чисел.

3



9-11

Отрезок, длина отрезка. Треугольник.

3



12-14

Плоскость, прямая, луч.

3



15-17

Шкалы и координаты.

3



18-20

Меньше или больше.

3



21

Контрольная работа №1. Запись натуральных чисел. Координатный луч. Сравнение чисел.

1

1



Сложение и вычитание натуральных чисел

21



22-25

Сложение натуральных чисел и его свойства.

4



26-29

Вычитание.

4



30

Контрольная работа №2 «Сложение и вычитание натуральных чисел».

1

1


31-34

Числовые и буквенные выражения.

4



35-37

Буквенная запись свойств сложения и вычитания.

3



38-40

Уравнение.

3



41

Контрольная работа № 3 «Числовые и буквенные выражения. Свойства сложения и вычитания».

1

1


42

Решение задач на сложение и вычитание натуральных чисел.

1




Умножение и деление натуральных чисел

30



43-48

Умножение натуральных чисел и его свойства.

6



49-54

Деление.

6



55-57

Деление с остатком.

3



58

Контрольная работа №4 «Умножение и деление натуральных чисел».

1

1


59

Решение задач на умножение и деление натуральных чисел.

1



60-66

Упрощение выражений.

7



67-69

Порядок выполнения действий.

3



70-71

Квадрат и куб.

2



72

Контрольная работа №5 «Упрощение выражений. Порядок выполнения действий».

1

1



Площади и объемы

16



73-75

Формулы.

3



76-78

Площадь. Формула площади прямоугольника

3



79-82

Единицы измерения площади.

4



83-84

Прямоугольный параллелепипед.

2



85-87

Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда

3



88

Контрольная работа №6 «Площади и объемы».

1

1



Обыкновенные дроби

29



89-91

Окружность и круг.

3



92-95

Доли. Обыкновенные дроби.

4



96-98

Сравнение дробей.

3



99-102

Правильные и неправильные дроби.

4



103

Контрольная работа №7 по теме «Обыкновенные дроби».

1

1


104-107

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

4



108-110

Деление и дроби.

3



111-113

Смешанные числа.

3



114-116

Сложение и вычитание смешанных чисел.

3



117

Контрольная работа №8 по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел».

1

1



Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей

18



118-120

Десятичная запись дробных чисел.

3



121-124

Сравнение десятичных дробей.

4



125-131

Сложение и вычитание десятичных дробей.

7



132-134

Приближенные значения чисел. Округление чисел.

3



135

Контрольная работа №9 «Сложение и вычитание десятичных дробей. Округление».

1

1



Умножение и деление десятичных дробей

32



136-139

Умножение десятичной дроби на натуральные числа.

4



140-145

Деление десятичных дробей на натуральные числа.

6



146

Контрольная работа №10 по теме «Умножение, деление дроби на натуральное число».

1

1


147

Решение задач по теме «Десятичные дроби».

1



148-153

Умножение десятичных дробей.

6



154-158

Деление десятичных дробей.

5



159-161

Деление на десятичную дробь.

3



162-166

Среднее арифметическое.

5



167

Контрольная работа № 11 по теме «Действия с десятичными дробями».

1

1



Инструменты для вычислений и измерений

20



168-169

Микрокалькулятор.

2



170-175

Проценты.

6



176

Контрольная работа №12 по теме «Действия с дробями. Решение задач на проценты».

1

1


177-180

Угол. Прямой и развёрнутый угол. Чертёжный треугольник.

4



181-184

Измерение углов. Транспортир.

4



185-186

Круговые диаграммы.

2



187

Контрольная работа № 13 по теме «Измерение и построение углов».

1

1



Итоговое повторение курса математики 5 класса

17



188

Повторение. Действия с обыкновенными дробями

1



189-191

Повторение. Действия с десятичными дробями.

3



192-194

Повторение. Решение уравнений.

3



195-197

Повторение. Решение задач на проценты.

3



198-200

Решение задач геометрического содержания.

3



201-203

Решение задач с помощью уравнений.

3



204

Итоговая годовая контрольная работа.

1

1



Итого

204 часа

15



© 2010-2022