- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по математике 5 класс
Рабочая программа по математике 5 класс
Раздел | Математика |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Баранова Т.Н. |
Дата | 21.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Управление образованием Администрации города Юрги
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №14 имени К.С. Федоровского»
Рассмотрено и согласовано на заседании
Методического совета
Заместитель директора по УВР
_______________ Ю.Ю. Кулакова
протокол № ____ от ____________ 2015 г.
УТВЕРЖДАЮ
директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14 имени К.С. Федоровского»
_______________ В.А. Воронова
приказ № ____ от ____________________ 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике
5 класс
составила: Баранова Т.Н.,
учительматематики
Юрга, 2015
Содержание
1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
-
приказа Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
-
приказа Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
-
авторской программы основного общего образования по математике (Программа. Планирование учебного материала. Математика. 5-6 классы / авт.-сост. В.И. Жохов - 2-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2010. - 31 с.).
-
учебного плана МБОУ «СОШ № 14» на 2015-2016 учебный год;
Программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования по математике и учитывает авторские методические рекомендации.
Образовательные и воспитательные задачи обучения математике должны решаться комплексно с учетом возрастных особенностей учащихся. Законом об образовании учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов решения этих задач.
Принципиальным положением организации школьного математического образования в основной школе становится уровневая дифференциация обучения.
Это означает, что, осваивая общий курс, одни школьники в своих результатах ограничиваются уровнем обязательной подготовки, зафиксированным в образовательном стандарте, другие в соответствии со своими склонностями и способностями достигают более высоких рубежей. При этом каждый имеет право самостоятельно решить, ограничиться минимальным уровнем или же продвигаться дальше. Именно на этом пути осуществляются гуманистические начала в обучении математике.
2. Общая характеристика учебного предмета
Изучение математики в 5 классах направлено на достижение следующих целей:
-
систематическое развитие понятия числа;
-
выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики;
-
подготовка учащихся к дальнейшему обучению математике.
Достижение целей связывается с решением задач:
-
развить навыки вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, отрицательными и положительными числами;
-
формировать навыки преобразования выражений;
-
закрепить и углубить умения решать уравнения и текстовые задачи;
-
ввести понятие координатной плоскости и научить изображать точки в координатной плоскости;
-
сформировать навыки логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры.
Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил.
В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.
Формы контроля: самостоятельная работа, контрольная работа, наблюдение, дифференцированные практические работы по карточке.
В рабочей программе кроме содержания математического образования, требований к обязательному и возможному уровню подготовки обучающегося, представлено также компьютерное обеспечение урока.
Виды уроков следующие:
Урок-лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используются мультимедийные продукты.
Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования, решение различных задач, практическое применение различных методов решения задач.
Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок-игра. На основе игровой деятельности, учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.
Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовки.
Урок-тест.Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки техники тестирования. Тесты предлагаются как в печатном, так и в компьютерном варианте.
Урок-самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ.
Урок - контрольная работа. Контроль знаний по пройденной теме.
3. Описание места предмета в учебном плане
Программа соответствует учебнику «Математика» для пятого класса образовательных учреждений /Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург - М. Мнемозина, 2010 гг./ и обеспечена учебно-методическим комплектом «Математика» для 5-го класса авторов Н.Я. Виленкин и др. (М.: Мнемозина).
Программа рассчитана на 6 часов в неделю. Таким образом, в 5 классе 204 часа за год.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
В ходе преподавания математики в 5 классах следует обращать внимание на то, чтобы школьники овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
-
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
-
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
-
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
-
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
-
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
-
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
1) в направлении личностного развития
-
развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
-
формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
-
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельны решения;
-
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
-
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2) в метапредметном направлении
-
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики м pat витии цивилизации и современного общества;
-
развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условии для приобретения первоначального опыта математическою моделирования;
-
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
3) в предметном направлении
-
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
-
создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Изучение математики в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов в направлении личностного развития:
1) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраиватьаргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
2) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
3) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
4) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
5) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
6) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
в метапредметном направлении:
1) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
2) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
3) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
4) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
5) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
6) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
7) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
8) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
9) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
в предметном направлении:
1)умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации);
2) владение базовым понятийным аппаратом:
-
развитие представлений о числе;
-
овладение символьным языком математики;
-
изучение элементарных функциональных зависимостей;
-
освоение основных фактов и методов планиметрии;
-
знакомство с простейшими пространственными телами и их свойствами;
-
формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
3) овладение практически значимыми математическими умениями и навыками, их применение к решению математических и нематематических задач, предполагающее умение:
-
выполнять устные, письменные, инструментальные вычисления; проводить несложные практические расчеты с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
-
выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
-
пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
-
решать линейные и квадратные уравнения и неравенства, а также приводимые к ним уравнения, неравенства, системы; применять графические представления для решения и исследования уравнений, неравенств, систем; применять полученные умения для решения задач из математики, смежных предметов, практики;
-
строить графики функций, описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для описания и анализа учебных математических задач и реальных зависимостей;
-
использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира; выполнять чертежи, делать рисунки, схемы по условию задачи;
-
измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
-
применять знания о геометрических фигурах и их свойствах для решения геометрических и практических задач;
-
использовать основные способы представления и анализа статистических данных; решать задачи на нахождение частоты и вероятности случайных событий;
-
применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, к том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
-
точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику; использовать различные языки математики (словесный, символический, графический); обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения.
6. Основное содержание программы
Повторение изученного в начальной школе - 5 ч.
1. Натуральные числа и шкалы - 16 ч.
-
Обозначение натуральных чисел
-
Отрезок, длина отрезка. Треугольник.
-
Плоскость, прямая, луч.
-
Шкалы и координаты.
-
Меньше или больше
-
Контрольная работа №1
Цель - систематизация и обобщение сведений о натуральных числах, полученных в начальной школе; закрепление навыков построения и измерения отрезков.
Задачи - восстановить у учащихся навыки чтения и записи многозначных чисел, сравнения натуральных чисел, а также навыки измерения и построения отрезков. Ввести понятие координатного луча, единичного отрезка и координаты точки.
Понятия шкалы и делений координатного луча
Обучающиеся должны:
знать и понимать:
-
Понятия натурального числа, цифры, десятичной записи числа, классов и разрядов.
-
Таблицу классов и разрядов. Обозначение разрядов.
-
Общепринятые сокращения в записи больших чисел, четные и нечетные числа, свойства натурального ряда чисел, однозначные, двузначные и многозначные числа.
-
Понятия отрезка и его концов, равных отрезков, середины отрезка, длины отрезка, значение отрезков.
-
Единицы измерения длины (массы) и соотношения между ними. Общепринятые сокращения в записи единиц длины (массы).
-
Измерительные инструменты.
-
Понятия треугольника, многоугольника, их вершин и сторон, их обозначение.
-
Понятия плоскости, прямой, луча, дополнительного луча, их обозначение.
-
Понятия шкалы и делений, координатного луча, единичного отрезка, координаты точки.
-
Понятия большего и меньшего натурального числа. Неравенство, знаки неравенств, двойное неравенство.
уметь:
-
Читать и записывать натуральные числа, в том числе и многозначные.
-
Составлять числа из различных единиц.
-
Строить, обозначать и называть геометрические фигуры: отрезки, плоскости, прямые, находить координаты точек и строить точки по координатам.
-
Выражать длину (массу) в различных единицах.
-
Показывать предметы, дающие представление о плоскости.
-
Определять цену деления, проводить измерения с помощью приборов, строить шкалы с помощью выбранных единичных отрезков.
-
Чертить координатный луч, находить координаты точек и строить точки по координатам.
-
Сравнивать натуральные числа, в том числе и с помощью координатного луча.
-
Читать и записывать неравенства, двойные неравенства.
2. Сложение и вычитание натуральных чисел - 21ч.
-
Сложение и вычитание натуральных чисел и его свойства
-
Вычитание.
-
Контрольная работа №2
-
Числовые и буквенные выражения
-
Буквенная запись свойств сложения и вычитания
-
Уравнение.
-
Контрольная работа №3
Цель - закрепление и развитие навыков сложения и вычитания натуральных чисел.
Задачи - уделить внимание закреплению алгоритмов арифметических действий над многозначными числами, т.к. они не только имеют самостоятельное значение, но и являются базой для формирования умений проводить вычисления с десятичными дробями. Составлять буквенные выражения по условию задач, решать уравнения на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание).
Обучающиеся должны:
знать:
-
Понятия действий сложения и вычитания.
-
Компоненты сложения и вычитания.
-
Свойства сложения и вычитания натуральных чисел.
-
Понятие периметра многоугольника.
-
Алгоритм арифметических действий над многозначными числами
уметь:
-
Складывать и вычитать многозначные числа столбиком и при помощи координатного луча.
-
Находить неизвестные компоненты сложения и вычитания.
-
Использовать свойства сложения и вычитания для упрощения вычислений.
-
Решать текстовые задачи, используя действия сложения и вычитания.
-
Раскладывать число по разрядам и наоборот
3. Умножение и деление натуральных чисел - 30ч.
-
Умножение натуральных чисел и его свойства
-
Деление
-
Деление с остатком
-
Контрольная работа №4
-
Упрощение выражений
-
Порядок выполнения действий
-
Квадрат и куб числа
-
Контрольная работа №5
Цель - закрепление и развитие навыков выполнения арифметических действий с натуральными числами.
Задачи - развить и закрепить навыки умножения и деления многозначных чисел. Ввести понятие квадрата и куба числа. Продолжить работу по формированию навыков решения уравнений на основе зависимости между компонентами действий.
Обучающиеся должны:
знать и понимать:
-
Порядок выполнения действий (в том числе, когда в выражении есть квадраты и кубы чисел).
-
Понятия программы вычислений и команды.
-
Таблицу умножения.
-
Понятия действий умножения и деления.
-
Компоненты умножения и деления.
-
Свойства умножения и деления натуральных чисел.
-
Порядок выполнения действий (в том числе, когда в выражении есть квадраты и кубы чисел).
-
Разложение числа на множители, приведение подобных слагаемых.
-
Деление с остатком, неполное частное, остаток.
-
Понятия квадрата и куба числа.
-
Таблицу квадратов и кубов первых десяти натуральных чисел
уметь:
-
Заменять действие умножения сложением и наоборот.
-
Находить неизвестные компоненты умножения и деления.
-
Умножать и делить многозначные числа столбиком.
-
Выполнять деление с остатком.
-
Упрощать выражения с помощью вынесения общего множителя за скобки, приведения подобных членов выражения, используя свойства умножения.
-
Решать уравнения, которые сначала надо упростить.
-
Решать текстовые задачи арифметическим способом на отношения «больше (меньше) на … (в…); на известные зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.).
-
Решать текстовые задачи с помощью составления уравнения (в том числе задачи на части).
-
Изменять порядок действий для упрощения вычислений, осуществляя равносильные преобразования.
-
Составлять программу и схему программы вычислений на основании ее команд, находить значение выражений, используя программу вычислений.
-
Вычислять квадраты и кубы чисел.
-
Решать уравнения на основе зависимости между компонентами действий (умножение и деление).
4. Площади и объёмы - 16ч.
-
Формулы
-
Площадь. Формула площади прямоугольника, квадрата.
-
Единицы измерения площадей
-
Прямоугольный параллелепипед
-
Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда.
-
Контрольная работа №6
Цель - расширение представлений об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов, систематизация сведений о единице измерения.
Задачи - отработать навыки решения задач по формулам. Систематизировать знания основных единиц измерения.
Обучающиеся должны:
знать и понимать:
-
Понятие формулы.
-
Формулу пути (скорости, времени)
-
Понятия прямоугольника, квадрата, прямоугольного параллелепипеда, куба.
-
Измерения прямоугольного параллелепипеда.
-
Формулу площади прямоугольника, квадрата, треугольника.
-
Формулу объема прямоугольного параллелепипеда, куба.
-
Равные фигуры. Свойства
-
равных фигур.
-
Единицы измерения площадей и объемов.
уметь:
-
Читать и записывать формулы.
-
Вычислять по формулам путь (скорость, время), периметр, площадь прямоугольника, квадрата, треугольника, объем прямоугольного параллелепипеда, куба.
-
Вычислять площадь фигуры по количеству квадратных сантиметров, уложенных в ней.
-
Вычислять объем фигуры по количеству кубических сантиметров, уложенных в ней.
-
Решать задачи, используя свойства равных фигур.
-
Переходить от одних единиц площадей (объемов) к другим.
5. Обыкновенные дроби - 29ч.
-
Окружность и круг
-
Доли. Обыкновенные дроби.
-
Сравнение дробей
-
Правильные и неправильные дроби
-
Контрольная работа №7
-
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
-
Деление и дроби
-
Смешанные числа
-
Сложение и вычитание смешанных чисел
-
Контрольная работа №8
Цель - изучение понятия дроби
Задачи - изучить сведения о дробных числах, необходимые для введения десятичных дробей. Уметь сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями, выделять целые части дроби.
Обучающиеся должны:
знать и понимать:
-
Понятия окружности, круга и их элементов.
-
Понятия доли, обыкновенной дроби, числителя и знаменателя дроби.
-
Основные виды задач на дроби. Правило сравнения дробей.
уметь:
-
Понятия равных дробей, большей и меньшей дробей.
-
Понятия правильной и неправильной дроби.
-
Правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
-
Изображать окружность и круг с помощью циркуля, обозначать и называть их элементы.
-
Читать и записывать обыкновенные дроби.
-
Называть числитель и знаменатель дроби и объяснять, что ни показывают.
-
Изображать дроби, в том числе равные на координатном луче.
-
Распознавать и решать три основные задачи на дроби.
-
Сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями.
-
Сравнивать правильные и неправильные дроби с единицей и друг с другом.
-
Складывать и вычитать дроби с одинаковым знаменателем.
-
Записывать результат деления двух любых натуральных чисел с помощью обыкновенных
-
дробей.
-
Записывать любое натуральное число в виде обыкновенной дроби.
-
Выделять целую часть из неправильной дроби.
-
Представлять смешанное число в виде неправильной дроби.
-
Складывать и вычитать смешанные числа
6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей - 18ч.
-
Десятичная запись дробных чисел
-
Сравнение десятичных дробей
-
Сложение и вычитание десятичных дробей
-
Приближенные значения чисел
-
Округление чисел
-
Контрольная работа №9
Цель - выработка умения читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.
Задачи - научить читать, записывать, сравнивать десятичные дроби.
Обучающиеся должны:
знать и понимать:
-
Понятие десятичной дроби, его целой и дробной части.
-
Правило сравнения десятичных дробей.
-
Правило сравнения десятичных дробей по разрядам.
-
Понятия равных, меньшей и большей десятичных дробей.
-
Правило сложения и вычитания десятичных дробей.
-
Свойства сложения и вычитания десятичных дробей.
-
Понятия приближенного значения числа, приближенного значения числа с недостатком
-
Понятия приближенного значения числа, приближенного значения числа с избытком.
-
Понятие округления числа.
-
Правило округления чисел.
-
Правило округления десятичных дробей до заданных разрядов.
уметь:
-
Иметь представление о десятичных разрядах.
-
Читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби.
-
Выражать данные значения длины, массы, площади, объема в виде десятичных дробей.
-
Изображать десятичные дроби на координатном луче.
-
Складывать и вычитать десятичные дроби.
-
Раскладывать десятичные дроби по разрядам.
-
Решать текстовые задачи на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями.
-
Округлять десятичные дроби до заданного десятичного разряда.
7. Умножение и деление десятичных дробей - 32ч.
-
Умножение десятичных дробей на натуральное число
-
Деление десятичных дробей на натуральное число
-
Контрольная работа №10
-
Умножение десятичных дробей
-
Деление на десятичную дробь
-
Среднее арифметическое
-
Контрольная работа №11
Цель - выработка умений умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.
Задачи - отработать правило постановки запятой в результате действия. Ввести понятие среднего арифметического нескольких чисел.
Обучающиеся должны:
знать и понимать:
-
Правило умножения двух десятичных дробей (правило постановки запятой в результате действия).
-
Правило деления числа на десятичную дробь (правило постановки запятой в результате действия).
-
Правило деления на 10, 100, 1000 и т.д.
-
Правило деления на 0,1; 0,01; 0,001;и т.д.
-
Свойства умножения и деления десятичных дробей.
-
Понятие среднего арифметического нескольких чисел.
-
Понятие средней скорости движения, средней урожайности, средней производительности.
уметь:
-
Умножать и делить десятичную дробь на натуральное число, на десятичную дробь.
-
Выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.
-
Применять свойства умножения и деления десятичных дробей при упрощении числовых и буквенных выражений и нахождении их значений.
-
Вычислять квадрат и куб заданной десятичной дроби.
-
Решать текстовые задачи на умножение и деление, а также на все действия, данные в которых выражены десятичными дробями.
-
Находить среднее арифметическое нескольких чисел.
-
Находить среднюю скорость движения, среднюю урожайность, среднюю производительность и т.д.
8. Инструменты для вычисления и измерения - 20ч.
-
Микрокалькулятор
-
Проценты
-
Контрольная работа №12
-
Угол. Прямой и развернутый углы. Чертежный треугольник.
-
Измерение углов. Транспортир
-
Круговые диаграммы
-
Контрольная работа №13
Цель - формирование умений решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.
Задачи - ввести термин «проценты». Учить решать задачи на проценты; находить проценты от какой-либо величины; находить число, если известно несколько его процентов; находить, сколько процентов одно число составляет от другого. Формировать умения проводить измерения и строить углы. Учить строить круговые диаграммы. Учить пользоваться калькулятором при вычислениях.
Обучающиеся должны:
знать и понимать:
-
Понятие процента. Знак, обозначающий «процент».
-
Правило перевода десятичной дроби в проценты и наоборот.
-
Основные виды задач на проценты.
-
Понятие угла и его элементов, обозначение углов, виды углов. Знак, обозначающий «угол».
-
Свойство углов треугольника.
-
Измерительные инструменты.
-
Понятие биссектрисы угла.
-
Алгоритм построения круговых диаграмм.
уметь:
-
Пользоваться калькуляторами при выполнении отдельных арифметических действий с натуральными числами и десятичными дробями.
-
Обращать десятичную дробь в проценты и наоборот.
-
Вычислять проценты с помощью калькулятора.
-
Распознавать и решать три вида задач на проценты: находить несколько процентов, от какой либо величины.
9. Повторение. Решение задач - 17 ч.
Цель: повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс математики 5 класса.
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся
№
раздела
Название раздела
Количество часов
1
Натуральные числа и шкалы
18
2
Сложение и вычитание натуральных чисел
24
3
Умножение и деление натуральных чисел
30
4
Площади и объемы
16
5
Обыкновенные дроби
29
6
Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей
18
7
Умножение и деление десятичных дробей
32
8
Инструменты для вычислений и измерений
20
9
Повторение. Решение задач
17
Итого:
204
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Виды контроля
Характеристика деятельности учащихся
Приме-чание
Повторение изученного материала в начальной школе
5
Входная к/р
§1 Натуральные числа и шкалы
18
1
Обозначение натуральных чисел
3
-
Описывать свойства натурального ряд.
-
Правильно использовать в речи термины: цифра, число; называть классы и разряды в записи натурального числа.
-
Читать и записывать натуральные числа, определять однозначные и многозначные числа, сравнивать и упорядочивать их, грамматически правильно читать встречающиеся математические выражения.
2
Отрезок. Длина отрезка. Треугольник.
3
-
Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире геометрические фигуры: точку, отрезок, прямую, луч, плоскость, многоугольник. Приводить примеры аналогов геометрических фигур в окружающем мире.
-
Изображать геометрические фигуры и их конфигурации от руки и с использованием чертежных инструментов. Изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге.
-
Измерять с помощью инструментов и сравнивать длины отрезков. Строить отрезки заданной длины с помощью линейки и циркуля.
-
Выражать одни единицы измерения длины через другие.
3
Плоскость. Прямая. Луч.
3
-
Пользоваться различными шкалами. Определять координату точки на луче и отмечать точку по ее координате.
-
Выражать одни единицы измерения массы через другие.
4
Шкалы и координаты
3
5
Меньше или больше
3
-
Решать текстовые задачи арифметическими способами.
-
Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.
-
Записывать числа с помощью римских цифр.
-
Исследовать простейшие числовые закономерности, проводить числовые эксперименты.
Контрольная работа №1
1
Письменная контрольная работа
§2 Сложение и вычитание натуральных чисел
21
6
Сложение натуральных чисел и его свойства
4
-
Выполнять сложение и вычитание натуральных чисел.
-
Правильно использовать в речи термины: сумма, слагаемое, разность уменьшаемое, вычитаемое, числовое выражение, значение числового выражения, уравнение, корень уравнения, периметр многоугольника.
-
Устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатом при сложении и вычитании, использовать их для нахождения неизвестных компонентов действий с числовыми и буквенными выражениями.
-
Формулировать переместительное и сочетательное свойства сложения натуральных чисел, свойства нуля при сложении.
-
Формулировать свойства вычитания натуральных чисел.
-
Записывать свойства сложение и вычитание натуральных чисел с помощью букв, преобразовывать на их основе числовые выражения и использовать их для рационализации письменных и устных вычислений.
-
Грамматически правильно читать числовые и буквенные выражения, содержащие действия сложение и вычитание.
7
Вычитание
4
Контрольная работа №2
1
Письменная контрольная работа
8 | Числовые и буквенные выражения | 4 |
|
|
|
9 | Буквенная запись свойств сложения и вычитания | 3 |
| ||
10 | Уравнение | 3 |
| ||
| Контрольная работа №3 | 1 | Письменная контрольная работа |
| |
| Решение задач на сложение и вычитание натуральных чисел | 1 |
|
| |
| §3 Умножение и деление натуральных чисел | 30 |
|
|
|
11 | Умножение натуральных чисел и его свойства | 6 |
|
|
|
12 | Деление | 6 |
| ||
13 | Деление с остатком | 3 |
| ||
| Контрольная работа №4 | 1 | Письменная контрольная работа |
| |
11-13 | Решение задач на умножение и деление натуральных чисел | 1 |
|
| |
14 | Упрощение выражений | 7 |
|
|
|
15 | Порядок выполнения действий | 3 |
| ||
16 | Квадрат и куб | 2 |
| ||
| Контрольная работа №5 |
| Письменная контрольная работа |
| |
| §4. Площади и объемы | 16 |
|
|
|
17 | Формулы | 3 |
|
|
|
18 | Площадь. Формула площади прямоугольника | 3 |
| ||
19 | Единицы измерения площадей | 4 |
| ||
20 | Прямоугольный параллелепипед | 2 |
| ||
21 | Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда. | 3 |
| ||
| Контрольная работа №6 |
| Письменная контрольная работа |
| |
| §5. Обыкновенные дроби | 29 |
|
|
|
22 | Окружность и круг | 3 |
| ||
23 | Доли. Обыкновенные дроби | 4 |
| ||
24 | Сравнение дробей | 3 |
| ||
25 | Правильные и неправильные дроби | 3 |
| ||
| Контрольная работа №7 | 1 | Письменная контрольная работа |
| |
26 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 4 |
|
| |
27 | Деление и дроби | 3 |
| ||
28 | Смешанные числа | 3 |
| ||
29 | Сложение и вычитание смешанных чисел | 3 |
| ||
| Контрольная работа №8 | 1 | Письменная контрольная работа |
| |
| §6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей. | 18 |
|
|
|
30 | Десятичная запись дробных чисел | 3 |
| ||
31 | Сравнение десятичных дробей | 4 |
| ||
32 | Сложение и вычитание десятичных дробей | 7 |
| ||
33 | Приближенное значение чисел. Округление чисел. | 3 |
| ||
| Контрольная работа №9 | 1 | Письменная контрольная работа |
| |
| §7. Умножение и деление десятичных дробей | 32 |
|
| |
34 | Умножение десятичных дробей на натуральные числа.
| 4 |
|
|
|
35 | Деление десятичных дробей на натуральные числа.
| 6 |
| ||
| Контрольная работа №10 | 1 | Письменная контрольная работа |
| |
34-35 | Решение задач по теме «Десятичные дроби» | 1 |
|
| |
36 | Умножение десятичных дробей | 6 |
|
| |
37 | Деление десятичных дробей | 5 |
| ||
37 | Деление на десятичную дробь | 3 |
| ||
38 | Среднее арифметическое | 5 |
| ||
| Контрольная работа №11 | 1 | Письменная контрольная работа |
| |
| §8. Инструменты для вычислений и измерений | 20 |
|
| |
39 | Микрокалькулятор | 2 |
|
|
|
40 | Проценты | 6 |
| ||
| Контрольная работа №12 | 1 | Письменная контрольная работа |
| |
41 | Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник. | 4 |
|
|
|
42 | Измерение углов. Транспортир. | 4 |
| ||
43 | Круговые диаграммы. | 2 |
| ||
| Контрольная работа №13 | 1 | Письменная контрольная работа |
| |
|
|
|
|
| |
| Повторение | 17 |
|
|
|
| Итоговое повторение курса математики 5 класса |
| Итоговая годовая контрольная работа |
|
|
| Итого | 204 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебники:
№ п/п
Автор
Название, класс
Год издания
Издательство
1.
Н.Я. Виленкин,
В.И. Жохов,
А.С. Чесноков,
С.И. Шварцбург
Математика: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.
2010
М.: Мнемозина
Методические пособия для учителя:
№ п/п
Автор
Название, класс
Год издания
Издательство
1.
Гусева И. Л.
Сборник тестовых заданий для тематического итогового контроля. Математика 5 класс
2009
М.: Интелект - Центр
2.
Жохов В.И.
Преподавание математики в 5 и 6 классах: пособие для учителя
2007
М.: Мнемозина
3.
Жохов В. И.
Программа. Планирование учебного материала. Математика. 5-6 классы
2009
М.: Мнемозина
4.
Нечаев М. П.
Уроки по курсу «Математика-5» к учебнику Н. Я. Виленкина и др.
2007
М.: 5 за математику
5.
Попов М. А.
Контрольные и самостоятельные работы по математике: 5 класс к учебнику Н. Я. Виленкин и др. «Математика. 5 класс»
2009
М.: Экзамен
6.
Чесноков, А. С.
Дидактические материалы по математике для 5 класса
2007
М.: Дрофа
Пособия для учащихся:
№ п/п
Автор
Название, класс
Год издания
Издательство
Виленкин Н. Я.
Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательного учреждения
2010
М.: Мнемозина
Рудницкая В. Н.
Математика 5 класс. Рабочая тетрадь №1, №2
2010
М.: Мнемозина
Электронные пособия:
№ п/п
Название, класс
1.
Презентации
2.
Упражнения в интерактивном режиме
3.
Дидактический обобщающий материал в виде плакатов
4.
Математика 5-11 класс. Практикум.Серия 1С: школа, платформа 1С: Образование 3.0,2006
5.
ЭОР Единой коллекции к учебнику (school-collecti.on. edu.ru/)
Технические средства обучения:
№ п/п
Название, класс
1.
Компьютерный класс (сеть)
2.
Презентационное оборудование (проектор, экран)
Календарно-тематический план
№
урока
Тема урока
Всего часов
Контр. работа
Дата
Повторение изученного в начальной школе
5
1-4
Повторение изученного в начальной школе.
4
5
Входная контрольная работа.
1
1
Натуральные числа и шкалы
16
6-8
Обозначение натуральных чисел.
3
9-11
Отрезок, длина отрезка. Треугольник.
3
12-14
Плоскость, прямая, луч.
3
15-17
Шкалы и координаты.
3
18-20
Меньше или больше.
3
21
Контрольная работа №1. Запись натуральных чисел. Координатный луч. Сравнение чисел.
1
1
Сложение и вычитание натуральных чисел
21
22-25
Сложение натуральных чисел и его свойства.
4
26-29
Вычитание.
4
30
Контрольная работа №2 «Сложение и вычитание натуральных чисел».
1
1
31-34
Числовые и буквенные выражения.
4
35-37
Буквенная запись свойств сложения и вычитания.
3
38-40
Уравнение.
3
41
Контрольная работа № 3 «Числовые и буквенные выражения. Свойства сложения и вычитания».
1
1
42
Решение задач на сложение и вычитание натуральных чисел.
1
Умножение и деление натуральных чисел
30
43-48
Умножение натуральных чисел и его свойства.
6
49-54
Деление.
6
55-57
Деление с остатком.
3
58
Контрольная работа №4 «Умножение и деление натуральных чисел».
1
1
59
Решение задач на умножение и деление натуральных чисел.
1
60-66
Упрощение выражений.
7
67-69
Порядок выполнения действий.
3
70-71
Квадрат и куб.
2
72
Контрольная работа №5 «Упрощение выражений. Порядок выполнения действий».
1
1
Площади и объемы
16
73-75
Формулы.
3
76-78
Площадь. Формула площади прямоугольника
3
79-82
Единицы измерения площади.
4
83-84
Прямоугольный параллелепипед.
2
85-87
Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда
3
88
Контрольная работа №6 «Площади и объемы».
1
1
Обыкновенные дроби
29
89-91
Окружность и круг.
3
92-95
Доли. Обыкновенные дроби.
4
96-98
Сравнение дробей.
3
99-102
Правильные и неправильные дроби.
4
103
Контрольная работа №7 по теме «Обыкновенные дроби».
1
1
104-107
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
4
108-110
Деление и дроби.
3
111-113
Смешанные числа.
3
114-116
Сложение и вычитание смешанных чисел.
3
117
Контрольная работа №8 по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел».
1
1
Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей
18
118-120
Десятичная запись дробных чисел.
3
121-124
Сравнение десятичных дробей.
4
125-131
Сложение и вычитание десятичных дробей.
7
132-134
Приближенные значения чисел. Округление чисел.
3
135
Контрольная работа №9 «Сложение и вычитание десятичных дробей. Округление».
1
1
Умножение и деление десятичных дробей
32
136-139
Умножение десятичной дроби на натуральные числа.
4
140-145
Деление десятичных дробей на натуральные числа.
6
146
Контрольная работа №10 по теме «Умножение, деление дроби на натуральное число».
1
1
147
Решение задач по теме «Десятичные дроби».
1
148-153
Умножение десятичных дробей.
6
154-158
Деление десятичных дробей.
5
159-161
Деление на десятичную дробь.
3
162-166
Среднее арифметическое.
5
167
Контрольная работа № 11 по теме «Действия с десятичными дробями».
1
1
Инструменты для вычислений и измерений
20
168-169
Микрокалькулятор.
2
170-175
Проценты.
6
176
Контрольная работа №12 по теме «Действия с дробями. Решение задач на проценты».
1
1
177-180
Угол. Прямой и развёрнутый угол. Чертёжный треугольник.
4
181-184
Измерение углов. Транспортир.
4
185-186
Круговые диаграммы.
2
187
Контрольная работа № 13 по теме «Измерение и построение углов».
1
1
Итоговое повторение курса математики 5 класса
17
188
Повторение. Действия с обыкновенными дробями
1
189-191
Повторение. Действия с десятичными дробями.
3
192-194
Повторение. Решение уравнений.
3
195-197
Повторение. Решение задач на проценты.
3
198-200
Решение задач геометрического содержания.
3
201-203
Решение задач с помощью уравнений.
3
204
Итоговая годовая контрольная работа.
1
1
Итого
204 часа
15