ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ УЧАЩИМИСЯ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ НА 2015 - 2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Греково-степановская средняя общеобразовательная школа



программа работы с одарёнными учащимися учителя математики и информатики

киселевой л. А.





2015 - 2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Забота об одарённых детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Сегодня к школе предъявляются высокие требования. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. А что значит для родителей и общества "хорошая школа"? Это школа, где

  • хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы;

  • преподают высококвалифицированные и интеллигентные педагоги;

  • есть свои традиции;

  • дается современное образование;

  • уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.

Система работы с одаренными детьми в такой школе - это максимальное развитие умений, навыков, познавательных и творческих способностей учащихся.

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренные дети резко выделяются из среды сверстников высоким умственным развитием, которое является следствием как природных задатков, так и благоприятных условий воспитания.

Математика и информатика являются одними из тех предметов, где индивидуальные особенности психики (внимание, восприятие, память, мышление, воображение) имеют решающее значение для его усвоения. Эти особенности порождают и различия в знаниях - их глубине, прочности, обобщенности. По этим качествам знаний обычно судят об одаренности детей.

Отличительные особенности одаренных детей

  • Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.

  • Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.

  • Испытывают радость от умственного труда.

Категории одаренных детей

  • Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.

  • Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки, искусства.

  • Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.

Принципы работы с одаренными детьми

  • Принцип дифференциации и индивидуализации обучения.

  • Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.

  • Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.

  • Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей.

  • Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.

  • Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

Цели и задачи работы с одаренными детьми.

1. Выявление одарённых детей.

2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей.

Задачи:

  • выявить способных и одаренных детей, проявляющих интерес к точным наукам;

  • использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках естественно-математического цикла и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

  • вовлекать учащихся в различные внеурочные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющие учащимся проявлять свои возможности.

Методы работы:

  • анкетирование, опрос;

  • собеседование;

  • тестирование;

  • анализ научных источников;

  • творческие работы;

  • метод прогнозирования;

  • метод исследования проблемы.

Формы работы с одаренными учащимися:

  • творческие мастерские;

  • групповые занятия с сильными учащимися;

  • кружковые занятия;

  • интеллектуальные конкурсы;

  • интеллектуальный марафон;

  • участие в предметных олимпиадах;

  • работа по индивидуальным планам;

  • научно-исследовательские конференции;

  • членство в ученических научных обществах.

Направления программы:

  1. Диагностика обучающихся - оценка общей одаренности.

  2. Работа со способными и одаренными детьми на уроках.

  3. Использование системы заданий повышенной сложности:

  • задания на развитие логического мышления, нахождение общего, частного, промежуточного понятий, расположение понятий от более частных к более общим.

  • задания на развитие творческого мышления - выполнение творческих работ обучающимися.

  • задания на составление учебных проектов.

  • задания на прогнозирование ситуаций.

  1. Внеклассная работа с обучающимися - создание постоянных (НОУ) и временных групп (групп по подготовке к олимпиадам, конкурсам, конференциям) с учетом интересов учащихся.

  2. Основной принцип работы - принцип «обогащения».

Ресурсное обеспечение программы:

  • наличие учебной аудитории;

  • библиотечный фонд - наличие литературы;

  • цифровые ресурсы - ИКТ.

Критерий эффективности:

  1. Высокий уровень познавательного интереса к предмету.

  2. Отсутствие неуспевающих по предмету.

  3. Увеличение количества обучающихся, выбирающих предметы естественно-математического цикла как экзамен с успешной его сдачей.

  4. Учащиеся становятся призерами олимпиад и конкурсов различного уровня.

  5. Результаты реализации программы.




Стратегия работы с одаренными детьми


  1. Этапы работы

I этап - аналитический - при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности. Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно предмету - в области математического развития. В связи с этим следует вовлекать учащихся в различные виды умственной, поисково-познавательной и творческой деятельности.

II этап - диагностический - индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка. На этом этапе проводятся групповые формы работы: конкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания, участие в интеллектуальных олимпиадах, марафонах, проектах, объединениях дополнительного образования и кружках.

III этап - этап формирования, углубления и развития способностей учащихся. С этой целью в школе организован естественно-математический кружок, куда вошли самые активные, самые творческие, самые любознательные, самые трудолюбивые и способные в разных областях знаний цикла естественно-математических наук ребята, объединенные любовью к родной школе (две группы: 5 - 7 классы и 8-11 классы).


  1. Условия успешной работы с одаренными учащимися

  1. Осознание важности работы с одаренными детьми каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

  2. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

  3. Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.



ПЛАН РАБОТЫ

Направление

Мероприятия

Срок

Изучение нормативных документов, рекомендаций и опыта работы педагогов

1. Изучение нормативных документов и методических рекомендаций по работе с одаренными детьми.

1 РАЗ В ГОД

Сентябрь

Создание банка данных одаренных детей

2. Диагностика одаренности (5, 7, 9, 10 класс):

- учебные характеристики

- мотивационные характеристики

- творческие характеристики

- лидерские характеристики

1 раз в год

Сентябрь

Создание методической копилки

3.Создание методической копилки (тесты, карточки для дифференцированной работы, олимпиадные задания, задания повышенной трудности по математике и информатике, разработки интеллектуальных марафонов, игр).

В течение учебного года.

Систематизация работы в урочной деятельности

4. Развитие и стимуляция познавательного интереса учащихся:

  • умения учиться

  • постановка и решение учебных проблем

  • творческие работы

  • исследования

  • дидактические игры

В течение учебного года.

5. Развитие общеучебных умений самостоятельной работы:

творческие умения:

  • уметь видеть проблему;

  • уметь сформулировать проблему;

  • уметь выдвинуть гипотезу;

  • уметь составить план решения проблемы, задачи;

  • уметь делать обобщения и выводы;

  • уметь систематизировать материал;

  • уметь составить доклад по теме (на основании разных источников);

  • уметь перекодировать материал (изобразить его в виде схемы, рисунка, диаграммы, таблицы);

  • уметь решить задачу;

  • уметь делать прогноз;

организационно-рефлексивные умения:

  • уметь планировать свою деятельность (ставить цели, составлять план);

  • уметь анализировать свою деятельность (вычленять успешные и неудачные способы, приемы, затруднения, сравнивать результаты с целями);

  • уметь оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность

В течение учебного года.

6. Формирование исследовательской культуры учащихся 9 класса:

  • формирование мыслительных умений и навыков

  • формирование умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации

  • формирование умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи

  • развитие исследовательских умений и навыков

В течение учебного года.

7. Работа с учащимися по углубленному изучению предмета на занятиях элективных курсов:

  • «Избранные вопросы математики» 9,10 классы

  • «Решение текстовых задач» 7 класс

В течение учебного года.

Создание условий для работы с одаренными детьми во внеурочное время

8. Подготовка и проведение школьных предметных олимпиад по математике, информатике.

По графику

9. Участие в районных предметных олимпиадах по математике, информатике.

По графику

10. Участие в предметных неделях, творческих конкурсах, спортивных мероприятиях.

По графику

11. Работа с учащимися в консультационные дни.

В течение учебного года.

Проведение мероприятий с родителями одаренных детей

12. Анкетирование и беседы с родителями с целью определения их основных подходов к данной проблеме.

Сентябрь

13. Совместное участие родителей и детей в творческих и спортивных конкурсах.

По графику





Вовлечение учащихся в творческую и проектную деятельность



тематика исследовательских проектов



  1. Архимед - величайший древнегреческий математик, физик, инженер.

  2. Гений XVIII века - Леонард Эйлер.

  3. Николай Иванович Лобачевский - великий реформатор геометрии.

  4. Трагическая судьба Эвариста Галуа.

  5. Математик XIX века Пафнутий Львович Чебышев.

  6. «Принцесса науки» Софья Васильевна Ковалевская.

  7. «Русский Архимед» - Владимир Андреевич Стеклов.

  8. «Острый» гений - Андрей Николаевич Колмогоров.

  9. Математика в Древней Руси.

  10. Системы счисления.

  11. История развития математики на Востоке.

  12. Происхождение мер.

  13. Жизнь и деятельность Пифагора.

  14. Жизнь и деятельность Рене Декарта.

  15. Жизнь и деятельность Франсуа Виета.

  16. Жизнь и деятельность Исаака Ньютона.

  17. Жизнь и деятельность Омара Хайяма.

  18. Гениальный ученый - Михаил Васильевич Ломоносов.

  19. Тригонометрия. Страницы истории.

  20. Графики вокруг нас.

  21. Тайна модуля в задачах.

  22. Квадратный трёхчлен в задачах.

  23. Проценты в жизненных ситуациях.

Литература

  1. Астров К. Квадратичная функция и ее применение.

  2. Водингар М.И., Лайкова Г.А. Решение задач на смеси, растворы, сплавы ("Математика в школе" № 4, 2001г.)

  3. Гайдуков И.И. Абсолютная величина. - М.: Просвещение, 1968.

  4. Галицкий М.Л. и др. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов.

  5. Глезер Г.И. История математики в школе. Пособие для учителей. М. Просвещение, 1981 г.

  6. Гусев В.Р. Внеклассная работа по математике 6-8 классах.

  7. Егерман Е. Задачи с модулями ("Математика в школе" № 3, 2004г.)

  8. Качашева Н.А. О решении задач на проценты ("Математика в школе" № 4, 1991 г. с.39)

  9. Сборник элективных курсов "Математика 8-9 классы", составитель В. Н . Студенецкая. Волгоград. "Учитель". 2006.

  10. Цыганов Ш. Квадратный трехчлен и параметры ("Математика в школе" № 5, 1999г.)

  11. Сайты сети Интернет:

pedsovet.org ,

edu.yar.ru

terver.ru/



© 2010-2022