- Преподавателю
- Математика
- ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ УЧАЩИМИСЯ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ НА 2015 - 2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ УЧАЩИМИСЯ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ НА 2015 - 2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Киселева Л.А. |
Дата | 25.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Греково-степановская средняя общеобразовательная школа
программа работы с одарёнными учащимися учителя математики и информатики
киселевой л. А.
2015 - 2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Забота об одарённых детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Сегодня к школе предъявляются высокие требования. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. А что значит для родителей и общества "хорошая школа"? Это школа, где
-
хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы;
-
преподают высококвалифицированные и интеллигентные педагоги;
-
есть свои традиции;
-
дается современное образование;
-
уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.
Система работы с одаренными детьми в такой школе - это максимальное развитие умений, навыков, познавательных и творческих способностей учащихся.
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренные дети резко выделяются из среды сверстников высоким умственным развитием, которое является следствием как природных задатков, так и благоприятных условий воспитания.
Математика и информатика являются одними из тех предметов, где индивидуальные особенности психики (внимание, восприятие, память, мышление, воображение) имеют решающее значение для его усвоения. Эти особенности порождают и различия в знаниях - их глубине, прочности, обобщенности. По этим качествам знаний обычно судят об одаренности детей.
Отличительные особенности одаренных детей
-
Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.
-
Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.
-
Испытывают радость от умственного труда.
Категории одаренных детей
-
Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.
-
Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки, искусства.
-
Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.
Принципы работы с одаренными детьми
-
Принцип дифференциации и индивидуализации обучения.
-
Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.
-
Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.
-
Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей.
-
Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.
-
Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.
Цели и задачи работы с одаренными детьми.
1. Выявление одарённых детей.
2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей.
Задачи:
-
выявить способных и одаренных детей, проявляющих интерес к точным наукам;
-
использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках естественно-математического цикла и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
-
вовлекать учащихся в различные внеурочные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющие учащимся проявлять свои возможности.
Методы работы:
-
анкетирование, опрос;
-
собеседование;
-
тестирование;
-
анализ научных источников;
-
творческие работы;
-
метод прогнозирования;
-
метод исследования проблемы.
Формы работы с одаренными учащимися:
-
творческие мастерские;
-
групповые занятия с сильными учащимися;
-
кружковые занятия;
-
интеллектуальные конкурсы;
-
интеллектуальный марафон;
-
участие в предметных олимпиадах;
-
работа по индивидуальным планам;
-
научно-исследовательские конференции;
-
членство в ученических научных обществах.
Направления программы:
-
Диагностика обучающихся - оценка общей одаренности.
-
Работа со способными и одаренными детьми на уроках.
-
Использование системы заданий повышенной сложности:
-
задания на развитие логического мышления, нахождение общего, частного, промежуточного понятий, расположение понятий от более частных к более общим.
-
задания на развитие творческого мышления - выполнение творческих работ обучающимися.
-
задания на составление учебных проектов.
-
задания на прогнозирование ситуаций.
-
Внеклассная работа с обучающимися - создание постоянных (НОУ) и временных групп (групп по подготовке к олимпиадам, конкурсам, конференциям) с учетом интересов учащихся.
-
Основной принцип работы - принцип «обогащения».
Ресурсное обеспечение программы:
-
наличие учебной аудитории;
-
библиотечный фонд - наличие литературы;
-
цифровые ресурсы - ИКТ.
Критерий эффективности:
-
Высокий уровень познавательного интереса к предмету.
-
Отсутствие неуспевающих по предмету.
-
Увеличение количества обучающихся, выбирающих предметы естественно-математического цикла как экзамен с успешной его сдачей.
-
Учащиеся становятся призерами олимпиад и конкурсов различного уровня.
-
Результаты реализации программы.
Стратегия работы с одаренными детьми
-
Этапы работы
I этап - аналитический - при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности. Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно предмету - в области математического развития. В связи с этим следует вовлекать учащихся в различные виды умственной, поисково-познавательной и творческой деятельности.
II этап - диагностический - индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка. На этом этапе проводятся групповые формы работы: конкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания, участие в интеллектуальных олимпиадах, марафонах, проектах, объединениях дополнительного образования и кружках.
III этап - этап формирования, углубления и развития способностей учащихся. С этой целью в школе организован естественно-математический кружок, куда вошли самые активные, самые творческие, самые любознательные, самые трудолюбивые и способные в разных областях знаний цикла естественно-математических наук ребята, объединенные любовью к родной школе (две группы: 5 - 7 классы и 8-11 классы).
-
Условия успешной работы с одаренными учащимися
-
Осознание важности работы с одаренными детьми каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
-
Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
-
Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
ПЛАН РАБОТЫ
Направление
Мероприятия
Срок
Изучение нормативных документов, рекомендаций и опыта работы педагогов
1. Изучение нормативных документов и методических рекомендаций по работе с одаренными детьми.
1 РАЗ В ГОД
Сентябрь
Создание банка данных одаренных детей
2. Диагностика одаренности (5, 7, 9, 10 класс):
- учебные характеристики
- мотивационные характеристики
- творческие характеристики
- лидерские характеристики
1 раз в год
Сентябрь
Создание методической копилки
3.Создание методической копилки (тесты, карточки для дифференцированной работы, олимпиадные задания, задания повышенной трудности по математике и информатике, разработки интеллектуальных марафонов, игр).
В течение учебного года.
Систематизация работы в урочной деятельности
4. Развитие и стимуляция познавательного интереса учащихся:
-
умения учиться
-
постановка и решение учебных проблем
-
творческие работы
-
исследования
-
дидактические игры
В течение учебного года.
5. Развитие общеучебных умений самостоятельной работы:
творческие умения:
-
уметь видеть проблему;
-
уметь сформулировать проблему;
-
уметь выдвинуть гипотезу;
-
уметь составить план решения проблемы, задачи;
-
уметь делать обобщения и выводы;
-
уметь систематизировать материал;
-
уметь составить доклад по теме (на основании разных источников);
-
уметь перекодировать материал (изобразить его в виде схемы, рисунка, диаграммы, таблицы);
-
уметь решить задачу;
-
уметь делать прогноз;
организационно-рефлексивные умения:
-
уметь планировать свою деятельность (ставить цели, составлять план);
-
уметь анализировать свою деятельность (вычленять успешные и неудачные способы, приемы, затруднения, сравнивать результаты с целями);
-
уметь оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность
В течение учебного года.
6. Формирование исследовательской культуры учащихся 9 класса:
-
формирование мыслительных умений и навыков
-
формирование умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации
-
формирование умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи
-
развитие исследовательских умений и навыков
В течение учебного года.
7. Работа с учащимися по углубленному изучению предмета на занятиях элективных курсов:
-
«Избранные вопросы математики» 9,10 классы
-
«Решение текстовых задач» 7 класс
В течение учебного года.
Создание условий для работы с одаренными детьми во внеурочное время
8. Подготовка и проведение школьных предметных олимпиад по математике, информатике.
По графику
9. Участие в районных предметных олимпиадах по математике, информатике.
По графику
10. Участие в предметных неделях, творческих конкурсах, спортивных мероприятиях.
По графику
11. Работа с учащимися в консультационные дни.
В течение учебного года.
Проведение мероприятий с родителями одаренных детей
12. Анкетирование и беседы с родителями с целью определения их основных подходов к данной проблеме.
Сентябрь
13. Совместное участие родителей и детей в творческих и спортивных конкурсах.
По графику
Вовлечение учащихся в творческую и проектную деятельность
тематика исследовательских проектов
-
Архимед - величайший древнегреческий математик, физик, инженер.
-
Гений XVIII века - Леонард Эйлер.
-
Николай Иванович Лобачевский - великий реформатор геометрии.
-
Трагическая судьба Эвариста Галуа.
-
Математик XIX века Пафнутий Львович Чебышев.
-
«Принцесса науки» Софья Васильевна Ковалевская.
-
«Русский Архимед» - Владимир Андреевич Стеклов.
-
«Острый» гений - Андрей Николаевич Колмогоров.
-
Математика в Древней Руси.
-
Системы счисления.
-
История развития математики на Востоке.
-
Происхождение мер.
-
Жизнь и деятельность Пифагора.
-
Жизнь и деятельность Рене Декарта.
-
Жизнь и деятельность Франсуа Виета.
-
Жизнь и деятельность Исаака Ньютона.
-
Жизнь и деятельность Омара Хайяма.
-
Гениальный ученый - Михаил Васильевич Ломоносов.
-
Тригонометрия. Страницы истории.
-
Графики вокруг нас.
-
Тайна модуля в задачах.
-
Квадратный трёхчлен в задачах.
-
Проценты в жизненных ситуациях.
Литература
-
Астров К. Квадратичная функция и ее применение.
-
Водингар М.И., Лайкова Г.А. Решение задач на смеси, растворы, сплавы ("Математика в школе" № 4, 2001г.)
-
Гайдуков И.И. Абсолютная величина. - М.: Просвещение, 1968.
-
Галицкий М.Л. и др. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов.
-
Глезер Г.И. История математики в школе. Пособие для учителей. М. Просвещение, 1981 г.
-
Гусев В.Р. Внеклассная работа по математике 6-8 классах.
-
Егерман Е. Задачи с модулями ("Математика в школе" № 3, 2004г.)
-
Качашева Н.А. О решении задач на проценты ("Математика в школе" № 4, 1991 г. с.39)
-
Сборник элективных курсов "Математика 8-9 классы", составитель В. Н . Студенецкая. Волгоград. "Учитель". 2006.
-
Цыганов Ш. Квадратный трехчлен и параметры ("Математика в школе" № 5, 1999г.)
-
Сайты сети Интернет:
pedsovet.org ,
edu.yar.ru
terver.ru/