Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

В учебном пособии приводятся варианты индивидуальных заданий по курсу математического анализа с подробным решением типовых примеров. Издание предназначено для студентов, обучающихся по направлению «ВПО экономика(бакалавриат)» При выполнении индивидуальных заданий студент должен соблюдать следующие требования: 1) в заголовке работы ясно написать свою фамилию, инициалы и номер зачетной книжки; 2) работу следует выполнять в тетради чернилами любого цвета (кроме красного), оставляя поля для замечани...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая частьУчебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

Автономная некоммерческая образовательная организация

Высшего профессионального образования
«ВОРОНЕЖСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ»
(АНОО ВПО «ВЭПИ»)


Экономический факультет
КАФЕДРА ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКИ И МАТЕМАТИКИ

Ж.И. Бахтина, Г.А.Курина, Ж.И. Сухачева

КУРС МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ВЭПИ
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Воронеж - 2013

Рецензенты: Шабров С.А., д-р физ.-мат. наук, профессор(ВГУ)
Кафедра математического анализа
Воронежского государственного университета


Бахтина Ж.И., Курина Г.А., Сухачева Ж.И. Курс математического анализа
для студентов первого курса. Первая часть: учебное пособие/ Ж.И. Бахтина, Г.А.Курина, Ж.И. Сухачева - Воронеж: ВЭПИ, 2013.- 50 с.,табл.,

В учебном пособии приводятся варианты индивидуальных заданий по курсу математического анализа с подробным решением типовых примеров. Издание предназначено для студентов, обучающихся по направлению «ВПО экономика(бакалавриат)»

Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Воронежского экономико-правового института

Ж.И. Бахтина,
Г.А.Курина,
Ж.И. Сухачева

АНОО ВПО Воронежский
экономико-правовой
институт, 2013

При выполнении индивидуальных заданий студент должен соблюдать следующие требования:

1) в заголовке работы ясно написать свою фамилию, инициалы и номер зачетной книжки;

2) работу следует выполнять в тетради чернилами любого цвета (кроме красного), оставляя поля для замечаний преподавателя;

3) решение следует сопровождать объяснениями, писать их аккуратно;

4) Исправленное после замечаний преподавателя решение помещать в той же тетради.

Нужно выполнить индивидуальное задание из варианта, номер которого совпадает с последней цифрой номера зачетной книжки студента.

На экзамене и зачете студенту могут быть предложены задачи, аналогичные задачам его индивидуального задания по соответствующему разделу программы.

Каждая группа однотипных задач, помещенных в настоящих методических указаниях, содержит одну задачу, номер которой заканчивается цифрой * вместо цифры. Эта задача приводится с кратким решением и может являться образцом при выполнении индивидуального задания.

ЛИНЕЙНАЯ ФУНКЦИЯ. ПОЛЯРНАЯ СИСТЕМА КООРДИНАТ

НА ПЛОСКОСТИ.

0-9. Построить прямые, заданные уравнениями; найти точки пересечения этих прямых с осями координат и углы, которые эти прямые образуют с осью OX; найти точки пересечения прямых, заданных уравнениями а) и б).

  1. а) y = 2x + 1; б) 4x + 4y - 7 = 0; в) y = 4; г) x = - 3;

  2. а) y = x - 3; б) 3x + 2y - 6 = 0; в) y = - 2; г) x = 1;

  3. а) y = 3x - 2; б) 3x + 4y - 12 = 0; в) y = - 1; г) x = 3;

  4. а) y= 4x - 3; б) x + 2y -4 = 0; в) y = - 3; г) x = 5;

  5. а) y = 5x - 4; б) x + 4y - 6 = 0; в) x = - 1; г) y = 2,5;

  6. а) y = - 4x + 5; б) 2x - 5y + 12 = 0; в) y = 3; г) x = - 4;

  7. а) y = - x + 3; б) 5x - 4y + 20 = 0; в) x = - 2; г) y = 5;

  8. а) y = - 5x + 3; б) 4x - 3y + 8 = 0; в) y = - 1,5; г) x = 4,5;

  9. а) y = - 2x + 5; б) 2x - 3y - 6 = 0; в) x = - 5; г) y = 1;

  10. а) y = - 3x + 2; б) 2x - 2y - 5 = 0; в) y = - 4; г) x = 2;

*. а) y = 2x - 4; б) 2x + 3y + 6 = 0; в) y = 2; г) x = 4.

Решение задачи *.

а) y = 2x - 4. Точку пересечения прямой с осью OY находим, подставляя в уравнение x =0, получаем y = - 4. Точку пересечения прямой с осью OX находим, подставляя в уравнение y = 0, получаем x = 2. По этим точкам строим прямую (см. рис. 1). Угол α, который образует прямая с осью OX, находим из равенства tgα = 2. Отсюда αУчебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть64°.

б) 2x + 3y + 6 = 0. Аналогично п. а) находим точку пересечения прямой с осью OY: x = 0, y= - 2 и с осью OX: y = 0, x = - 3. По этим точкам строим прямую (см. рис. 1). Запишем уравнение прямой в виде y = - Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть x - 2. Отсюда tg α = - Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ; α Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть 90° + 34° = 124°.

в) y = 2. Это - прямая, параллельная оси OX (угол α = 0) и проходящая через точку 2 на оси OY (см. рис. 1).

г) x = 4. Это - прямая, параллельная оси OY (угол α = 90°) и проходящая через точку 4 на оси OX (см. рис. 1).

Координаты точки пересечения прямых (а) и (б) находятся из системы, составленной из уравнений этих прямых:

Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

Отсюда x = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть , y = - 2Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть.

Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

Рис. 1.

10-19. График линейной функции образует с осью OX угол α.Известно, что при x=x0 функция принимает значение y=y0. Найти линейную функцию и построить ее график. Указать точки пересечения графика с осями координат.

  1. Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть, Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть , Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ;

  2. Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть, Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть , Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

  3. Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть, Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть , Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

  4. Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть, Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть , Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ;

  5. Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть, Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть , Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

  6. Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть, Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть , Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

  7. Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть, Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть , Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

  8. Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть, Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть , Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

  9. Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть, Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть , Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

  10. Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть, Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть , Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

1*. Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть , Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть , Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

Решение задачи 1*.

Искомая линейная функция задается уравнением Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть , где Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть . Получим Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть . Точки пересечения с осями:Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть,

Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть; Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть Строим график (см. рис 2).

Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

Рис. 2.



20-29. Треугольник АВС задан координатами вершин. Найти:

1) уравнения сторон треугольника АВС;

2) величины углов треугольника;

3) уравнения высот и точку их пересечения.

20. А (10;-2); В(4;8); С(0;0);

21. А(-3;1); В(3;5); С(-1;-7);

22. А(0;-3) В(-5;1); С(3;7);

23. А(4;0); В(0;0); С (10;-2);

24. А(5; 3); В(-7; -1); С(-1; -3);
25. А(1; 7); В(3; 1); С(-3; -5);
26. А(3; 0); В(-7; -3); С(-1; 5);
27. А(0; 0); В(8; 4); С(-2; 10);
28. А(7; 1); В(-5; -3); С(1; 3);
29. А(1; -5); В(-3; 0); С(7; 3).
2*. А(1; 2); В(5; 0); С(9; 4).

Решение задачи 2*.

  1. Чтобы найти уравнения сторон, воспользуемся уравнением
    прямой, проходящей через 2 заданные точки: Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть .
    Получим уравнение АВ:Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть или Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть .
    Уравнение ВС:Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть или y=x-5.
    Уравнение АС:Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая частьили y = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть .

  2. Найдем два угла треугольника по формуле tgφ = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ,
    где Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть и Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть - угловые коэффициенты прямых, образующих данный угол.

Из рис. 3 видно, что углы А и С - острые, следовательно, tg A>0 и tg C > 0.

Третий угол треугольника найдем из равенства ےА + ﮮВ + ےС = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть . Получим

tgA = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть , ﮮA ≈ Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ;

tgC = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть , ےC ≈ Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ; ﮮB = 1800 -ﮮ A - ﮮC ≈ 1800 - 400 - 310 = 1090 .

  1. Высота AH есть отрезок прямой, проходящей через точку А перпендикулярно BC. Следовательно, уравнение АН есть y-y0 = k(x-x0), где (x0,y0) - координата A, а k = - Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть , где k0- угловой коэффициент BС. Получаем k0 = 1, k = - 1, уравнение АН есть y - 2 = - 1(x - 1) или y = - x + 3.

Аналогично находим уравнения высот ВЕ и CF.

Для высоты ВЕ получаем k0 = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть , k = -4.Уравнение ВЕ есть y - 0 = - 4(x - 5) или y = - 4x + 20.

Для CF получаем k0 = - Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть , k = 2.Уравнение CF есть y - 4 = 2(x - 9) или y = 2x - 14.

Чтобы найти точку пересечения высот, решим систему, составленную из уравнений прямых AH и BE:

Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая частьПолучим x = 5Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть , y = - 2Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть есть координаты точки пересечения высот.

Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

Рис.3.

30 - 39. Построить линию, заданную уравнением в полярной системе координат. Найти уравнение этой линии в декартовой системе координат.

30.  = 2(2 - Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть );

31.  = 2(2 + Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть );

32.  = 1 + Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ;

33.  = 1 - Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ;

34.  = 1 + Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ;

35.  = 2 - Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ;

36.  = - 2 -Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть;

37.  = 2 +Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть;

38.  = 2(1 + Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть );

39.  = 2(1 - Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть );

3*.  = 1 - Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть .

Решение задачи 3*.

Составим таблицу значений функции

Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

1

0,5

1-Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

1-Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

0

1-Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

1

1+Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть1,7

2

1+Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

1

Строим график (см. рис. 4). Чтобы найти уравнение линии в декартовой системе координат, выразим  и φ через x и y: = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть , sinφ= y/Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть, подставим в уравнение. ПолучимУчебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть= 1- y/Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть или Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть =Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть-y.

Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

Рис.4.

КВАДРАТИЧНАЯ И ДРОБНО-ЛИНЕЙНАЯ ФУНКЦИИ.

ЛИНИИ ВТОРОГО ПОРЯДКА.

40-49. Построить графики функций. Указать: точки пересечения графика с осями координат; при каких значениях x функция положительна, при каких значениях она отрицательна. В задачах а), б), в) указать точки, в которых функция принимает наибольшее и наименьшее значение.

40. а) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть , б) y = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть в) у= Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть г) у = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

41. а) у = 4-Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть, б) у = 3(х-Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая частьв) у = -Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть, г) у = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ;

42. а) у =Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть, б) у =Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая частьв) у = 3Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть, г) у = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ;

43. а) у =Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая частьб) у =Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая частьв) у = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть г) у =Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть;

44. а) y = 1-Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть, б) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть , в) у = -Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая частьх+1, г) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ;

45. а) y = 9 - х2, б) у = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть (х +0,5) 2 -3,в) у = -2х2 - 3х +2, г) у = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ;

46. а) у = 4х2 - 9,б) у = - (х - 0,5)2 + 5, в) у = 3х2 - 2х -1, г) у = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

47. а) у = 9 - 4х2, б) у = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть (х + 2)2- 3, в) у = -3 х2 + х + 2, г) у = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

48. а) у = 9х2 - 4, б) у = -3(х - 2)2 + 4, в) у = 2х2 - х - 1, г) у =Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть;

49. а) у = 4 - 9х2, б) у = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть (х + 1)2 - 3, в) у = -3х2 - 2х + 1, г) у = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ;

4*. а) у = х2 - 2, б) у = - Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть (х + 3)2 + 2, в) у = 2х2 - 10х + 9, г) у = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

Решение задачи 4*.

а) График функции у = х2 - 2 получается из графика функции у = х2 сдвигом вниз на 2 (см. рис. 5).

Точку пересечения с осью ОУ находим, подставляя в уравнение х = 0, получим

у =2. Точки пересечения с осью ОХ, подставляя в уравнение у = 0, получим х = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть . Функция положительна при х Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть и х Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть , функция отрицательна при Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть При х =0 функция принимает наименьшее значение у = - 2.

Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

Рис.5.

б) График функции у = -Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть (х+3)2 + 2 получается из графика функции у = х2 сжатием в 2 раза вдоль оси OY, симметричным отражением относительно оси OX, сдвигом влево на 3 и вверх на 2 (см.рис. 6).

Аналогично п. (а) находим точку пересечения с осью OY: х = 0, у = - Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть + 2 и с осью OX: у = 0, - Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть (х + 3)2 + 2 = 0, отсюда х1 = -1 и х2 = -5. Функция положительна при -5<x<-1,функция отрицательна при х Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть -1 и при х Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть -5. При х = -3 функция принимает наибольшее значение у = 2.

Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

Рис. 6.

в) Преобразуем выражение функции, выделяя полный квадрат. Получим

у =2х2 -10х + 9= 2(х2- 5х + Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть )= 2[(х2- 2Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая частьх +Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть) + (-Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть+Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть)]= 2[(х-Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть)2-Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть].

Итак, у = 2(х -2,5)2 - 3,5.

График функции у = 2(х -2,5)2 - 3,5 получается из графика функции у = х2растяжением в 2 раза вдоль оси OY, сдвигом вправо на 2,5 и сдвигом вниз на 3,5

(см. рис.7).

Чтобы найти точку пересечения с осью OY, подставим х = 0 в исходное уравнение у = 2х2 -10х + 9, получим у = 9. Чтобы найти точки пересечения с осью OX, подставим в уравнение у = 0, получим 2х2 -10х + 9 = 0. Решая квадратное уравнение, находим

х1 =Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть и х2 = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть Функция положительна при х Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть 1 и х Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть х2. Функция отрицательна при х1Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая частьхУчебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая частьх2.При х = 2,5 функция принимает наименьшее значение

х = -3,5.

Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

Рис. 7.

г) Преобразуем выражение функции к виду у = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть + y0.

Получим у = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть = 2Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть = 2Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть) = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть +2. Итак, у = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть +2.

График функции у = -1,5/(x+4)+2 получается из графика функции y = 1/x растяжением в 1,5 раза вдоль оси ОУ, симметричным отражением относительно оси ОХ, сдвигом влево на 4 и вверх со сдвигом на 2. Асимптотами графика будут прямые x= -4 и y= 2 (рис.8.).

Чтобы найти точку пересечения с осью ОУ, подставим x=0 в исходное уравнение у = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть получим у = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

Чтобы найти точку пересечения с осью ОХ, подставим в уравнение у=0, получим Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть х=Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть положительна при х>-3,25, функции отрицательна при х<-3,25. При х=-4 функция не определена,

Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

Рис. 8.

50-50. Построить линии по их уравнениям в декартовой прямоугольной системе координат. В задачах а), б), в) указать фокусы; в задачах б), в), г) - центр кривой.

50. а) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть , б) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ,

в) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть , г) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ,

51. а) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть , б) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ,

в) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть , г) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ,

52. а) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть , б) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ,

в) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть , г) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ,

53. а) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть , б) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ,

в) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть , г) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ,

54. а) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть , б) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ,

в) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть , г) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ,

55. а) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть , б) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ,

в) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть , г) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ,

56. а) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть , б) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ,

в) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть , г) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ,

57. а) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть , б) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ,

в) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть , г) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ,

58. а) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть , б) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ,

в) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть , г) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть .

Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть, б) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ,

Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть, г) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ;

Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая частьб) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть, г)Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть.

Решение задач 5*.

а) Каноническим уравнением параболы является уравнение Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть при этом фокус параболы находится в точке F(Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть;0). Следовательно,Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть, есть уравнение параболы, фокус которой находится в точке F(1,25;0) (см. рис. 9).

Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

Рис. 9.

б) Каноническим уравнением эллипса является уравнение Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть +Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть=1, при этом

фокусы эллипса находятся в точках F1(-c;0) и F2(c;0), где c=Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть. Следовательно, Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть a = 3 и b = 1. Фокусы эллипса находятся в точках F1 (-2Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть;0) и F2 (2Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть;0). Эллипс вписан в прямоугольник со сторонами x = 3, x = -3, y = 1 , y = -1, центр эллипса находится в начале координат (см. рис.10).

Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

Рис. 10.

в) Каноническим уравнением гиперболы является уравнение Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть , при

этом фокусы гиперболы находятся в точках F1(-с;0) и F2(с;0) , где с = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть . Следовательно, Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть есть уравнение гиперболы с полуосями a=4 и b=4. Фокусы гиперболы находятся в точках F1(-2Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть; 0) и F2(2Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть; 0). Асимптотами гиперболы являются прямые y = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть x , т.е. y = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть x, которые можно построить как продолжение диагоналей прямоугольника со сторонами x=4, x=-4, y=2 и y=-2. Центр гиперболы находится в начале координат (см. рис. 11)

Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

Рис.11.

г) Уравнением окружности с центром в начале координат и радиусом R является уравнение x2+y2=R2. Следовательно, (x+2)2+(y-1)2 = 1 есть уравнение окружности с центром в точке с координатами x = - 2 , y = 1 и радиусом R=1 (см. рис. 12).

Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

Рис.12.

ВВЕДЕНИЕ В МАТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

60-69. Найти указанные пределы, не пользуясь правилом Лопиталя.

60. a) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ; б) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ; в) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ; г) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ;

д) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ;

61. а) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ; б) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ; в) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ; г)Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть;

д) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ;

62. а) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть б) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ; в)Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть; г)Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

д)Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть;

63. а)Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть; б)Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть в) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть г) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ;

д) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

64. а)Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть б) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть в) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть г) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

д) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

65. а) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ; б) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть в) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть г) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

д) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

66. а)Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть; б) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть в) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ; г)Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

д) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

67. а) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть б)Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть в) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть г) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ;

д) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ;

68. а)Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть б) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть в) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть г) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ;

д) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

69. а)Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть; б) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ; в) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть г)Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть;

д) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ;

6*. а) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть б)Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть в) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть г) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть д) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть .

Решение задачи 6*.

а) Разделим числитель и знаменатель на старшую степень x, т.е. на Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть . Получим

Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть=Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть.

б) Разделим числитель и знаменатель на старшую степень x, т.е. Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть :

Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

в) Разложим числитель и знаменатель на множители:

Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть.

г) Умножим числитель и знаменатель на выражение Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть :

Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть= Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть = -2(3+3) = -12.

д) Воспользуемся тригонометрическими тождествами Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ,

1-cos2x==2Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая частьx. Далее, чтобы выделить первый замечательный предел, умножим числитель и знаменатель на 3x.Получим

Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть= Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть =

= Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть * Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть 2 *Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть .

70-79. Построить графики функций с помощью преобразований графиков основных элементарных функций.

70. a) у = 3х-2, б) у = lg(x-0.5), в) у = 2sinx, г) у = cos3x, д) у = 1,5sin(2x+3);

71. а) у = (0,5)х+2, б) у = lg(х+2), в) у = 1,5cosx, г) у = sin3х, д) у = 2sin(0,5х-1);

72. а) у= 2х+3, б) у=lg(х+1), в) у=3cosx,

г) у= sin2х, д) у=0,5sin(1,5х-3);

73. а) у=4х-3, б) у=lg(х+0,5), в) у=1,5sinx,

г) у= cos0,5х, д) у=2,5sin(3х-4);

74. а) y=(Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть)x+ 2, б) y=lg(x-2,5) , в) y=0,5Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть,

г) y=Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая частьд) y=1,2Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть;

75. а) y=Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть)x- 2, б) y=lg(x+2,5) , в) y=3Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть,

г) y=Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая частьд) y=0,5Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть;

76. а) 2X+ 1, б) y=lg(x-4), в) y=1,2Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть,

г) y=Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть, д) y=0,8Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

77. а) y=3x+1, б) y=lg(x+4),в)y=1,2Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть,

г) y=Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая частьд) y=0,8Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

78. а) y=(1,5)x=1, б) y=lg(x-2), в) y=0,5Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

г) y=Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть, д) y=3Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

79. а) y=(Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть)x+1, б) y=lg(x-3), в) y=2Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть,

г) y=Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть, д) y=1,2Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть;

7*. а) y=2x-2, б) y=lg(x-1), в) y=2,5Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть,

г) y=Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая частьд) y=2Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть.

Решение задачи 7*.

а) График функции y=2x-2 получается из графиков функций y=2xсдвигом вниз на 2 (см. рис. 13).

Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

Рис.13.

б) График функции y=lg(x-1) получается из графика функции y=lgx сдвигом вправо на 1 (см. рис. 14).

Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

Рис.14.

в) График функции y = 2,5sinx получается из графика функции y = sinx растяжением в 2,5 раза вдоль оси OY (см. рис.15).

Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

Рис. 15.

г) График функции y=sin0,5xполучается из графика функции y=sinxрастяжением в 2 раза вдоль оси OX. Функция периодична с периодом Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть (см. рис.16).

Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

Рис.16.

д) График функции y = 2sin(3x+4) = 2sin3(x+4/3) получается из графика функции y = sinx растяжением в 2 раза вдоль оси OY, сжатием в 3 раза вдоль оси OXи сдвигом влево на 4/3. Функция периодична с периодом Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть (см. рис.17).

Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

Рис.17.

ПРОИЗВОДНАЯ

80-89. Найти производные функций. В задачах а), б) вычислить производную функции в указанной точке.

80. а) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ; б) y =Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть, x0 = 1; в) y = 2arctgУчебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть+sin3x;

г) y =Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть; д) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть .

81. а) y = 5x3-2Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть2-Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть, x0=-1;

б) y = 3Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть+ 5 ln (3x+1), x0=0;

в) y = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть arctg2x;

г) y = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ;

д) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть .

82. а) y = 3Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть3+Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть+3 , x0=1;

б) y = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть *cos3x , x0=0;

в) y = 3 arctg2x-Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

г) y = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ;

д) Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

83. a)y =5 Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть -Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть+4x, x0= -1;

б) y =3lnx-5arctgУчебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть, x0=2;

в) y =Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть;

г) y = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ;

д) y= arcsinУчебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть;

84. a) y = 2Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть, x0 = 4;

б) y = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть x0 = 0;

в) y = 3sin2x - Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ;

г) y = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ;

д) y = arcsin Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ;

85. а) y= 3Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть-Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть x0=1;

б) y = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть , x0 = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ;

в) y = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ; г) y = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ;

д) y = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ;

86. а) y = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть - Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть x0=1;

б) y = 2Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть, x0=0;

в) y = -Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть;

г) y = sin 3xУчебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть;

д) y = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ;

87. а) y= Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть + Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть - Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть , x0=4;

б) y=Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая частьarctgx, x0 =1;

в) y = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ;

г) y = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ; д) y = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ;

88. а) y = 2x - Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть + Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть , x0=9;

б) y = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ,x0 = 0;

в) y = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ;

г) y = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ;

д) y = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

89. а) y = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть - Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть + 32Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть, x0 =Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть;

б) y = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть , x0= -1;

в) y = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть tgУчебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть;

г) y = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ;

д) y = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть .

8*. a) y= 2Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть-Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть+Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть+1, x0 = 1;

б) y = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть , x0 = 0;

в) y = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ln(3x+2);

г) y = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть .

Решение задачи 8*.

а) y'(x) = (2Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть+3Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть; y'(1)=Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть + 2 + 3 =6Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть;

б) y'(x) =Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ,

y'(0)= Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

в) y'=Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть=(Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая частьln(3x+2) +Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть= Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ;

г) y'=Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

90-99. Найти угловой коэффициент касательной, проведенной к графику функции в точке с абсциссой x0 .

90. y = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть x0 = 1;

91. y = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть , x0 = -1;

92. y = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть x0 =Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть;

93. y = ctgx, x0 = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ;

94. y = sinx, x0 = π;

95. y = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть , x0 = 0;

96. y = tgx, x0 = 0;

97. y = cosx, x0 = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ;

98. y =ctgx, x0 = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ;

99. y = lnx, x0= 1;

9*. y = e2x-1, x0= Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ;

Решение задач 9*.

Угловой коэффициент касательной, проведенной к графику функции y= f(x) в точке с абсциссой х0 равен производной этой функции, вычисленной в этой точке х0: k= f'(x0). Вычислим производную функции у = е2х-1. Получим у'(х)= 2е2х-1. Тогда k=y'(Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть)= 2e0=2.

100-109. Написать уравнение касательной, проведенной к графику функции в точке (x0;y0).

100. у = 0,5х3-х+1, х0=1, у0=0,5;

101. у = 1,5х2-3х-2, х0=-1, у0=2,5;

102. у = х3-3х+1, х0=2, у0= 3;

103. у = 3х2+2х-4, х0=-2, у0= 4;

104. у = х3-2х2+3, х0=2, y0=3;

105. у = х2-3х-2, х0=1, у0=-4;

106. у = х3-х+2, х0=1, у0=2;

107. у = х2+2х-3, х0=-1, у0=-4;

108. у = х3+х-2, х0=1, у0=0;

109. у = 2х2-х-2, х0=2, у0=4;

10* у = х3+х-5, х0=2, у0=5.

Решение задачи 10*.

Запишем уравнение касательной как уравнение прямой, проходящей через точку с координатами (х00). Получим у-у0 = k(x-x0) или y-5 = k(x-2). Угловой коэффициент касательной равен fУчебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть(x0). Найдем у(х) = 3х+1. Тогда k = yУчебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть(2) = 7. Подставляя k в уравнение, получим y-5 = 7(x-2) или у = 7х-9. Итак, уравнение касательной есть у = 7х-9.

ПРИЛОЖЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОГО ИСЧИСЛЕНИЯ

110-119. Исследовать функции и построить их графики.

110. y = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

111. y = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

112. y = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ;

113. y = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

114. y = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ;

115. y = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

116. y = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

117. y = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ;

118. y = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ;

119. y = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ;

11*. y = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

Решение задачи 11*

  1. Область определения функции: x є R, x≠ ±2.

  2. y(-x) = -y(x), следовательно, функция нечетная, ее график симметричен относительно начала координат. Исследуем ее при х≥0, а при построении графика воспользуемся симметрией.

  3. Исследуем функцию на возрастание и экстремумы. Для этого найдем производную функции:

y' = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

y' = 0 при х = 0 и х = 2Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть. y' не существует при х=2. Точки х = 0 , х = 2 и х = 2Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть разбивают полуось [0;Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая частьна три интервала. Исследуем интервал (0;2). При х=1 у`=Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть>0. Тогда на всем интервале (0; 2) у`>0, и, следовательно, функция у(х) монотонно возрастает. Аналогично исследуются остальные интервалы. Результат исследования занесем в таблицу



x

0

(0;2)

(2;2Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

2Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

(2Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть; +Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть)

y'

0

+

+

0

-

у

0

Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

-Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

В точке х=2Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть - точка максимума.

4. Исследуем функцию на выпуклость. Для этого найдем вторую производную функции

y''= Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть .

y'' = 0 при х = 0. y'' не существует при х=2. Точки х = 0 , х = 2 и х = 2 разбивают полуось [0;Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая частьна два интервала. Исследуем интервал (0;2). При х=1 у''>0. Тогда на всем интервале (0; 2) у''>0, и, следовательно, функция у(х) выпукла вниз. Аналогично исследуется второй интервал. Результат исследования занесем в таблицу

x

0

(0;2)

(2; +Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть)

y''

0

+

-

у

0

Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

5.Исследуем поведение функции вблизи точки x=2, в которой функция не определена:

Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

Следовательно, x=2 - вертикальная асимптота.

Найдем наклонную асимптоту y=kx+b.

Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

Прямая y=-x/3 является наклонной асимптотой.

6. Из уравнения функции находим, что если x=0, то y=0; если y=0, то x=0. Следовательно, единственная точка пересечения графика с осями координат - это точка (0,0).

7. На основании результатов исследования строим график функции сначала для x>=0, а затем симметрично относительно начала координат для x<0 (см. рис.18). Из графика видно, что x=0 - точка перегиба.

8. Из графика видно, что множеством значений функции является все множество действительных чисел.

Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

Рис. 18.

120-129. Решить задачу методами дифференциального исчисления.

120. В полукруг радиуса Rвписан прямоугольный треугольник так, что его гипотенуза совпадает с диаметром полукруга. Какими должны быть катеты треугольника, чтобы его периметр был наибольшим?

121. Сумма катетов прямоугольного треугольника равна Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть . Какими должены быть стороны треугольника, чтобы его периметр был наименьшим?

122. В полукруг радиуса R вписан прямоугольник так, что одна его сторона лежит на диаметре, а две вершины - на дуге полуокружности. Какими должны быть размеры прямоугольника, чтобы он имел наибольшую площадь? Найти отношение основания прямоугольника к его высоте.

123. Окно имеет форму прямоугольника, завершенного полукругом. Периметр окна равен Р. Каким должен быть радиус полукруга, чтобы окно пропускало наибольшее количество света?

124. Гипотенуза прямоугольного треугольника равна h. Какими должны быть его катеты, чтобы площадь треугольника была наибольшей?

125. Боковые стороны и меньшее основание трапеции равны по 10 см. Определить её большее основание так, чтобы площадь трапеции была наибольшей.

126. В полукруг радиуса R вписан прямоугольник так, что одна его сторона лежит на диаметре полукруга, а две вершины - на полуокружности. Какими должны быть размеры прямоугольника, чтобы его периметр был наибольшим? Найти отношение высоты прямоугольника к его основанию.

127. Основание треугольника равно 4 см, а высота - 2 см. На какие отрезки должна разбивать основание высота треугольника, чтобы его периметр был наименьшим?

128. В полукруг радиуса R вписана трапеция так, что её основанием является диаметр полукруга. Какими должны быть меньшее основание трапеции и её высота, чтобы площадь трапеции была наибольшей?

129. В прямоугольный треугольник с гипотенузой 8 см и острым углом 60⁰ вписан прямоугольник, основание которого лежит на гипотенузе. Какими должны быть размеры прямоугольника, чтобы его площадь была наибольшей?

12*. Периметр равнобедренного треугольника равен p. Какими должны быть его стороны, чтобы его площадь была наибольшей.

Решение задачи 12*.

C

A H B

Рис. 19

Пусть основание |AB|=x (см. рис. 19). Тогда боковые стороны |CB|=|CA|=Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть -Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть, а высота |CH|=h по теореме Пифагора равна

h = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть . Площадь треугольника

S = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть xh = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть .

Определим, на каком отрезке может изменяться x. Ясно, что x≥0 с другой стороны, в треугольнике CBH |HB|≤|CB| т. е. Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая частьУчебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть - Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть или x ≤ Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть . Итак, xϵ [0; Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ].

Найдем наибольшее значение функции S(x) = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть на отрезке [0; Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ]. Для этого вычислим производную

S'(x) = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть + Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть .

S'(x) = 0 при p2 - 3px = 0, т. е. при x = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть .

S'(x) не существует при p2 - 2px = 0, т. е. при Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть .

Сравним значения функции S(x) на концах отрезка и в точках, где производная равна нулю или не существует. Наибольшее из них будет одновременно наибольшим значением S(x) на всем отрезке

S(0) = 0, S(Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть) = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть , S(Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть) = 0.

Следовательно, наибольшее значение S(x) на отрезке [0; Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ] равно Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть . Оно достигается при x = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть .При этом |CB|=|CA|=Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть -Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть . Итак,чтобы площадь равнобедренного треугольника была наибольшей, все его стороны должны быть равны Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть , т.е. треугольник должен быть равносторонним.

ФУНКЦИИ ДВУХ ПЕРЕМЕННЫХ

150-159. Найти область определения функции двух переменных. Изобразить на чертеже область определения функции.

150. z = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ; 155. z = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ;

151. z = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ; 156. z= Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ;

152. z = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ; 157. z = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ;

153. z = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ; 158. z = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ;

154. z = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ; 159. z = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ;

15*. z = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть .

Решение задачи 15*.

Функция определена, когда подкоренное выражение неотрицательно, т.е. 1 - у2 - х ≥ 0 или х ≤ 1 - у2. Линия х = 1 - у2 является параболой, а область х ≤ 1 - у2 есть часть плоскости, расположенная левее этой параболы (см. рис. 21).

Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

Рис. 20.

170-179. Найти производные первого и второго порядка функции z = f(x,y) и убедиться в том что Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть .

170. z = x3y2 + 2x2y + y2 + x;

171. z = x2y3 + 3xy2 + x +1;

172. z = x5y2 + 3x4y + 3x2y3 + x;

173. z = x4y2 + 2x3y +2xy2 + y;

174. z = 3x2y - 2xy5 + 2x - y2;

175. z = x - 2y + x2y3 - 3x2y5;

176. z = 1 + x + 2xy + y3 +x3y4;

177.z = x3y3 - 2x2y + 2xy3 + x - y;

178.z = x5y2 + x2y3 + xy4 - x;

179.z = 8 + x - y + xy3 +x3y + x3y2;

17*.z = x7y3 + 2x + y4.

Решение задачи 17 Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть .

При вычислении Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть переменная y рассматривается как постоянная. Получаем Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

При вычислении Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть переменная x рассматривается как постоянная. Получаем Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

Вычислим производные второго порядка.

Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть=Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть=Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

Мы видим, что Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

180-189. Найти частные производные второго порядка функции z= f (x,y).

180. z=Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть; 186. z= Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

181. z= Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ; 187. z= Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

182. z= cos Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ; 188. z= cos (xy);

183. z= Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ; 189. z= x sin (xy);

184. z= sin (xy) ; 18Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть. z= Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

185. z= Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть .

Решение задачи 18Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть.

Найдем производные первого порядка

Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть= 2xУчебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть , Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть .

Найдем производные второго порядка

Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть- Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть ,

Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть=Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть=Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть=Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть.

190-199. Найти точки экстремума функции z = Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть вычислить значения функции в этих точках.

190. z = x2+Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая частьy2+xy-x-y;

191. z = x2+y2-2x-4x+8;

192. z = x2 - 2xy+42+2x+3;

193. z = 3 + 2y-x2-y2;

194. z = 5+2x+-6y+2xy-x2-2y2;

195. z = 1+4x-x2-y2;

196. z = 3x2+2xy+y2+2x-2y+1;

197. z = xy-x2-y2-2x-4y;

198. z = x2+2xy+3y2-2x+2y;

199. z = -2x2+xy-y2+2x-11y+3;

19*. z = x2-2xy+2y2+4x-2y.

Решение задачи 19*.

Вычислим частные производные первого порядка

Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть=2x-2y+4, Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть = 4y-2x-2. Приравниваем их к нулю.

Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть

Решая систему, найдем x=-3, y=-1. Чтобы определить, действительно ли точка (-3,-1) является точкой экстремума, найдем частные производные второго порядка.

Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть=-2.

Так как величина Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть =4 положительна в точке (-3,-1), то эта точка является точкой экстремума. Так как Учебное пособиеЗадачи по математическому анализу для студентов первого курса первая часть положительна в точке (-3,-1), то (-3,-1) - точка минимума. Найдем значение функции в этой точке z(-3,-1) = -5.





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Привалов И.И. Аналитическая геометрия /И. И. Привалов. - М.: Гос. изд-во физ. - мат. лит-ры, 1961. - 229 с.

  2. Пискунов Н. С. Дифференциальное и интегральное исчисление. Том 1,2 / Н. С. Пискунов. - М.: Наука, 2001. - 432 с.

  3. Бермант А. Ф. Краткий курс математического анализа / А.Ф. Бермант, И.Г. Араманович. - СПб.: Лань, 2005. - 736 с.

  4. Крейн С. Г. Математический анализ элементарных функций / С.Г. Крейн, В.Н. Ушакова. - М.: Гос. изд-во физ. - мат. лит-ры, 1963. - 168 с.

  5. Демидович Б. П. Краткий курс высшей математики. / Б.П. Демидович, В.А. Кудрявцев. - М.: АСТ, Астрель, 2001. - 656 с.

  6. Демидович Б.П. Задачи и упражнения по математическому анализу: учеб. пособие для студентов высш. техн. учеб. заведений / Б.П. Демидович - М.: Изд-во Моск. ун-та ЧеРо,1997. - 624с.

  7. Берман Г. Н. Сборник задач по курсу математического анализа / Г.Н. Берман. - СПб.: 2001. - 432 с.

  8. Высшая математика для экономистов: Учебник. /Под ред. Н.Ш. Кремера. - 2-е изд. М.: ЮНИТИ, 2000.

70


© 2010-2022