Программа курса развитие творческих способностей

Раздел Математика
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей города Кирово-Чепецка Кировской области»


УТВЕРЖДАЮ:

Директор

МБОУ «Лицей города Кирово-Чепецка Кировской области»

_______________

Г.Н. Землюкова

Приказ № ____от________2015 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РТС

(развитие творческих способностей),

6А, Б, В КЛАСС

на 2015-2016 учебный год








Автор-составитель

Богатырева И.Г., учитель математики

первой квалификационной категории.





Кирово-Чепецк

2015

РТС

6 класс

34 часа

  1. Пояснительная записка.

Актуальность проблематики курса

Социальный заказ школе в настоящее время обусловлен рядом политических, экономических, демографических и других факторов. Сейчас обществу нужны не просто высококвалифицированные кадры, а люди творческие, умеющие быстро принимать верные решения в необычных, нестандартных ситуациях. Именно на развитие невербального мышления, умению правильно делать выводы и логично обосновывать свою точку зрения и направлен курс «Развитие творческих способностей (РТС)».Учебные занятия по данной программе позволяют шестиклассникам развить свои интеллектуальные и творческие способности, а также получить пропедевтические знания, умения, необходимые для более качественного, осмысленного и успешного изучения курса геометрии (планиметрии) в 7-9 классах.

В процессе занятий формируются общеучебные умения и навыки, развиваются коммуникативные свойства личности учащихся, воспитывается стремление к взаимопомощи в процессе работы.

Основные разделы, темы.

Логические задачи

Текстовые задачи

Задачи на смеси и сплавы

Геометрические задачи

Комбинаторика

Вид курса

Данный курс является предметным, но охватывает несколько тем (арифметика, планиметрия, стереометрия, комбинаторика).

Продолжительность курса.

Данный курс рассчитан на 1 учебный год, 34 часа.

Режим и формы проведения.

Занятия по курсу РТС проводится еженедельно, по подгруппам, продолжительность занятия 1 час. Формы обучения: очная и домашняя подготовка учащихся.

Категория учащихся.

Курс рассчитан на учащихся 6 класса.

Цель курса.

Создать условия для развития общеучебных компетентностей у учащихся: способность учащегося личностно-мотивированно осуществлять учебную деятельность, основанную на совокупности общеучебных умений, умения принимать решения и предвидеть возможные результаты, зависящие от системы ценностей индивида.

Задачи курса.

  • Создать условия для интеллектуального развития учащихся;

  • Создать условия для развития исследовательских навыков в работе;

  • Создать условия для формирования логических навыков в работе, в том числе умение обобщать, систематизировать полученную в результате исследовательской работы информацию, умение следовать от общего к частному и наоборот;

  • Создать условия для формирования представлений об идеях и методах математики вообще и геометрии в частности;

  • Создать условия для овладения и закрепления математическими ЗУН, связанными с основными темами (см. выше) и умением и применять их в знакомой, изменённой, нестандартной ситуации;

  • Обучение методам и приёмам решения задач, расширяющих знания учащихся об окружающем мире, развивающих логическую культуру учащихся, творческое мышление через задания исследовательского характера.


  1. Учебный план.

Глава 1. Логические задачи (5 часов).

Последовательности, закономерности. Задачи на нестандартное мышление. Задачи на переливания, «худший случай», задачи, решаемые с помощью таблиц, задачи, решаемые «с конца».

Цель при изучении данной главы: создать условия для формирования логического мышления.

В результате изучения темы «Логические задачи» учащиеся должны

ЗНАТЬ:

  • методы решения логических задач различных типов.

УМЕТЬ:

  • Выбирать наиболее оптимальный ход решения логической задачи;

  • Решать различные логические задачи;

  • Понятно и логично описывать ход своего решения.

Глава 2. Текстовые задачи (10 часов).

Математические игры, выигрышные ситуации. Арифметические задачи. Задачи на движение. Принцип Дирихле

Цель при изучении данной главы: создать условия для развития рациональных способов мышления.

В результате изучения темы учащиеся должны

ЗНАТЬ:

  • методы решения текстовых задач

УМЕТЬ:

  • осуществлять поиск решения, рассматривая все возможные ситуации;

  • решать нестандартные задачи на проценты, применяя различные способы.

Глава 3. Введение в комбинаторику (8 часов).

. Графы. Дерево решений. Перестановки. Размещения. Сочетания .

Цель при изучении данной главы: создать условия для формирования и развития таких качеств мышления учащихся, как системность, гибкость, многовариантность, избирательность.

В результате изучения темы учащиеся должны

ЗНАТЬ:

  • Что такое «Граф» и дерево вариантов

  • основные комбинаторные понятия (перестановки, размещения, сочетания).

УМЕТЬ:

  • решать задачи, на перестановки, размещения, сочетания

  • решать комбинаторные задачи, используя методы бесформульной комбинаторики.

Глава 4. Занимательные математические задачи (5 часов)

. Математические фокусы, головоломки. Задачи на переливание, взвешивание. Задачи со спичками

Цель при изучении данной главы: создать условия для формирования навыков решения практических задач.

В результате изучения темы учащиеся должны

ЗНАТЬ:

  • методы решения задач переливание и взвешивание

УМЕТЬ:

  • создавать математическую модель реальной ситуации.

Глава 5. Геометрические задачи (6 часов).

Топологические опыты. Лист Мёбиуса. Изготовление геометрической игрушки «Флексагон». Изготовление правильных многогранников. Геометрические головоломки

Цель при изучении данной главы: создать условия для формирования пространственного представления и воображения, конструктивно- геометрического мышления, способностей к анализу геометрических форм.

В результате изучения темы учащиеся должны

ЗНАТЬ:

  • лист Мёбиуса,

  • правильные многогранники

УМЕТЬ:

  • решать геометрические головоломки,

  • строить модели правильных многогранников.


3. Календарно - тематическое планирование учебного материала по РТС в 6 классе.

( 1ч в неделю, всего 34 ч)


тема

Кол-во часов

Дата План

Дата

факт

Учебный материал

Умения и навыки

контроль


Логические задачи

5







1

Последовательности, закономерности

1

3, 5,

ЗНАТЬ: Методы решения логических задач различных типов.

УМЕТЬ: Выбирать наиболее оптимальный ход решения логической задачи;

Решать различные логические задачи;

Понятно и логично описывать ход своего решения.

2

Задачи на нестандартное мышление

1

10

3-5

Задачи на «худший случай», задачи, решаемые с помощью таблиц, задачи, решаемые «с конца».

3

1,2, 3, 5, 6,9

С-1


Текстовые задачи

9






6-7

Математические игры, выигрышные ситуации

2

9,

ЗНАТЬ: методы решения текстовых задач

УМЕТЬ: осуществлять поиск решения, рассматривая все возможные ситуации,

решать нестандартные задачи на шахматной доске, на делимость и остатки, на движение, использовать для решения задач круги Эйлера

8-9

Инварианты

2

1, 5, 6,

10

Принцип Дирихле

1

5, 6, 9

С-2

11

Отрезок, прямая. Задачи на движение

1

3, 4, 6,

12

Круги Эйлера

1

3, 6,

13

Задачи на шахматной доске

1

1,2, 4,

14

Делимость и остатки

1

1,3, 4, 9


Введение в комбинаторику

8



26

Графы. Дерево решений

1

1,

ЗНАТЬ: графы, дерево решений, перестановки, размещения, сочетания

УМЕТЬ: решать задачи, используя методы бесформульной комбинаторики, задачи на перестановки, размещения, сочетания

27, 28

Перестановки

2

3,

29, 30

Размещения

2

3,

31, 32

Сочетания

2

3,

33

Проверочная работа по теме «Комбинаторика»

1

С-4


Занимательные математические задачи

5






14-15

Математические фокусы, головоломки

2

9,11

ЗНАТЬ: методы решения задач на переливание и взвешивание

УМЕТЬ: создавать математическую модель реальной ситуации.

16-17

Задачи на переливание, взвешивание

2

9,11

18

Задачи со спичками

1

9, 11

С-3


Геометрические задачи

6






19

Топологические опыты. Лист Мёбиуса

1

7

ЗНАТЬ: Лист Мёбиуса, правильные многогранники

УМЕТЬ: решать геометрические головоломки,

строить модели правильных многогранников.

20

Изготовление геометрической игрушки «Флексагон»

2

7

21-23

Изготовление правильных многогранников

1

7

П-1

24

Геометрические головоломки

2

7

34

Игра «Счастливый случай»

1

приложение


4. Библиографический список


  1. Канель-Белов А.Я., Ковальджи А.К. Как решают нестандартные задачи / Под ред. В.О.Бугаенко.- 5-е изд., исправл.-М.:МЦНМО, 2009.-96 с.

  2. Спивак А.В. Математический кружок. 6-7 классы. - Новое издание. - М.: МЦНМО, 2009. - 128 с.

  3. Подготовка школьников к олимпиаде по математике:5-6 классы. Методическое пособие/авт.-сост. Г.И.Григорьева. -М.: Издательство «Глобус», 2009.-152 с.

  4. Олимпиадные задания по математике. 5-6 классы /авт.-сост. Ю.В.Лепёхин. - Волгоград: Учитель, 2010. -236 с.

  5. Фарков, А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы / А.В.Фарков. - 5-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 144с.

  6. Математика. 5-9 классы. Развитие математического мышления : олимпиады, конкурсы / авт.-сост. И.В.Фотина. - Волгоград: Учитель, 2010. -202 с.

  7. Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. 5-6 кл.:Пособие для общеобразовательных учебных заведений.-3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2000. - 192 с.: ил.

  8. golovolom.com

  9. Анфимова Т.Б. математика. Внеурочные занятия. 5-6 классы. - М.: ИЛЕКСА, 2012. - 128 с.: ил.

  10. Занимательные задачки на нестандартное мышление / Пол Слоун и Дес МакХэйл; пер. с англ. Н. Чупеева; ил. Мирона Миллера. - М.: АСТ : 2007. - 94 с.: ил.

  11. Задачи на смеси и сплавы / Н.И. Прокопенко. - М.: Чистые пруды, 2010. - 32 с. : ил. - (Библиотечка «Первого сентября», серия «Математика». Вып.31).






Приложение Математическая игра в 6 классах

«Счастливый случай».


Цели.


1) Образовательные:

закрепление и расширение знаний.

2) Воспитательные:

-повышение интереса к математике,

-воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи.

3)Развивающие:

-развитие логического мышления,

- развитие внимания, сообразительности.

Применяются современные образовательные технологии:

1) игровая технология,

2) групповая технология.

Подготовка к игре.

1) Выбрать 2 команды по 10 человек.

2) Название команд, эмблемы, девиз.

3) Каждая команда готовит домашнее задание: сценка, 3 вопроса соперникам, найти и выучить высказывания великих людей о математике (как можно больше).

4) Выбрать счётную комиссию и экспертов.

Оборудование и материалы.

1) Секундомер.

2) Карточки с заданиями для гейма «Заморочки из бочки».

3) Плакаты «Счастливый случай» и с названиями геймов.

4) Аудиозаписи.

5) Спички.


План.

1) Орг. момент.

2) Домашнее задание.

3) 1 гейм «Дальше…, дальше…, дальше…».

4) 2 гейм «Ты - мне, я - тебе».

5) 3 гейм «Тёмная лошадка».

6) 4 гейм «Заморочки из бочки».

7) 5 гейм «Гонка за лидером».

8) Подведение итогов, вручение призов.

Ход игры.

1). Ведущий:

«Я рада приветствовать всех на игре «Счастливый случай». Ребята, вы уже неоднократно принимали участие в различных играх, но вот в математи-ческой викторине «Счастливый случай» многие из вас участвуют впервые. И поэтому начать сегодняшнюю игру я хочу следующими словами:

Чтобы спорилось нужное дело,

Чтобы в жизни не знать неудач,

Мы в поход отправляемся смело-

В мир загадок и сложных задач.

Не беда, что идти далеко,

Не боимся, что путь будет труден.

Достижения крупные людям

Никогда не давались легко.

Но наши команды уже приготовились идти по этому нелёгкому пути к побе-де. Сегодня не только за победу, но и за счастливый случай будут бороться команды: 6 «А» (название) и 6 «Б» (название). Следить за ходом игры и оценивать некоторые конкурсы будут наши уважаемые эксперты (…), а также счётная комиссия (…).

А сейчас я с удовольствием передаю слово нашим дружным командам для представления домашнего задания».

2). Домашнее задание.

После жеребьёвки показ сценок; эксперты оценивают задание по 5-бальной системе.

3). Первый гейм «Дальше…, дальше…, дальше…». Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. Продолжительность гейма 2 минуты.

Вопросы первой команде.

1. Результат сложения. ( сумма)

2. Четырёхугольник, у которого все углы прямые . (прямоугольник)

3. 7 умножить на 8 (56).

4. Сколько минут в одном часе? (60)

5. Что тяжелее: 1 кг ваты или 1 кг железа? (одинаково)

6. Петух, стоя на одной ноге, весит 3 кг. Сколько он весит, стоя на двух ногах? (3кг)

7. Может ли в треугольнике быть два тупых угла? (нет)

8. Чему равно 3 в 4-ой степени? (81)

9. Прибор для измерения углов. (транспортир)

10. На что похожа половина яблока? (на другую половину)

11. Наименьшее двузначное число. (10)

12. Как называется дробь, в которой числитель равен знаменателю? (неправильная)

13. Чему равна сумма углов треугольника? (180 градусов)

14. Формула площади квадрата. ( S=a2)

15. Метод «отсеивания» простых чисел от составных . ( решето Эратосфена)

16. Третий месяц летних каникул . (август)

17. Цифровой знак, обозначающий отсутствие величины. (0)

18. Сколько дней в летних каникулах? (92)

19. Кому принадлежит восклицание: «А всё-таки она вертится!» (Галилей)

20. Сколько лет спал Илья Муромец? (33)

21. Чему равно 52 ? (25)

22. Как найти делимое? (делитель умножить на частное)

23. Луч, выходящий из вершины угла и делящий угол пополам. (биссектриса)

24. Как найти неизвестное уменьшаемое? (сложить вычитаемое и разность)

25. Автор вашего учебника математики. (Виленкин)

Вопросы второй команде.

1. Результат вычитания. (разность)

2. Как называется прямоугольник, у которого все стороны равны? (квадрат)

3. 63 разделить на 7 (9)

4. Может ли быть в треугольнике два прямых угла? (нет)

5. Сколько концов у 3,5 палок? (8)

6. Прибор для измерения отрезков. (линейка)

7. Как называется верхняя часть дроби? (числитель)

8. Формула площади прямоугольника. (S=ab)

9. Назовите древнегреческого математика, философа, спортсмена. (Пифагор)

10. Продолжите мысль Сойера: «В задачах, которые ставит перед нами жизнь, экзаменатором является…» (сама природа)

11. На какое наименьшее целое число делится без остатка любое целое число? (1).

12. Метод отыскания НОД. (алгоритм Евклида)

13. Говорят, что математика-царица всех наук, а царица математики-… (арифметика)

14. Специальный символ для обозначения математических понятий и операций. (знак)

15. Предпоследний месяц осени. (Октябрь)

16. Когда начался 21век? (1января 2001года).

17. Сколько раз в високосном году встаёт солнце? (366)

18. Сколько граней у неочищенного гранёного карандаша? (8)

19. На какое наибольшее натуральное число делится без остатка любое натуральное число? (само на себя)

20. Что тяжелее: стакан песка или такай же стакан колотого сахара? (одинаково).

21. Город, состоящий из 101 имени. (Севастополь)

22. Как найти неизвестное слагаемое? (от суммы отнять известное слагаемое)

23. Результат умножения. (произведение)

24. Фигура, образованная 2-мя лучами с общим началом. (угол)

25. Как найти делитель? (делимое разделить на частное)

4). Второй гейм «Ты - мне, я - тебе».

А) Команды задают 3 вопроса соперникам. Эксперты оценивают конкурс по 5-тибальной системе.

Б) Команды по очереди называют высказывания великих людей о математике, не повторяясь. Число названных высказываний равно числу полученных баллов.

5). Третий гейм «Тёмная лошадка».

Представление тёмной лошадки (3 балла угадавшей команде).

Пример представления.

Она учитель. Общительна, всегда поможет в трудную минуту. Умеет кататься на лыжах. Любит путешествовать и зимой, и летом в любую погоду.

Посетила все заповедные уголки Московской области и не только. Её знают все ученики нашей школы.

Вопросы командам.

(за ответ 1 балл)

1. Как записать 100 пятью тройками? (33×3 + 3:3=100 ).

2. Как разместить 45 кроликов в 9 клетках так, чтобы в каждой их было разное количество? (1+2+3+4+5+6+7+8+9)

3. Что выражает равенство: а+b=b+a? (переместительный закон сложения)

4. Врач прописал больному три укола через каждые полчаса. Первый укол сделали в 7 часов. В какое время сделают последний укол? (в 8 часов ).

5. Почему крышки уличных люков делают круглыми, а не квадратными? (если квадратную крышку поставить на ребро, то она может соскользнуть в люк)

6). Четвёртый гейм «Заморочки из бочки».

По три вопроса каждой команде по очереди из находящихся в бочке.

Вопросы.

1. Что больше:100/101 или 99/100? (100/101)

2. Разгадайте ребус: к/2. (полка)

3. Как из трёх спичек сделать четыре? (IV)

4. Как утверждают учебники истории, римский император Август родился в 63 году до н.э., а умер в 14 году н.э. Сколько лет прожил Август, если предположить, что в год смерти он успел справить свой день рождения? (76 лет)

5. Счастливый случай: вам присуждается 3 очка.

6. Известно, что один слон весит 1т800кг. Сколько слонов может увезти машина грузоподъёмностью 5т? (2 слона)

А сколько крокодилов сможет увезти всё та же машина, если один крокодил весит 175 кг? ( 8 крокодилов, т.к. 2 слона уже находятся в машине)

7. Как разделить число 1888 пополам так, чтобы получилось 2000? (1000

1000)

8. Посчитать до 35. Вместо чисел, которые делятся на 7 или записи которых включают цифру7 надо говорить сим-сим)

1 8

2 9

3 и т.д.

4

5

6

Сим-сим

7). Пятый гейм «Гонка за лидером». (по 1 минуте)

Вопросы 1-ой команде (лидеру по количеству набранных очков).

1. Старинная мера длины (аршин).

2. Одна сотая часть величины. (1%)

3. Формула пути. (s=vt)

4. 41- это простое число? (да)

5. Знак сложения. (+)

6. Полторы рыбы стоят полтора рубля. Сколько стоят 5 рыб? (5 руб.)

7. Авторы ваших дидактических материалов по математике. ( А.П.Ершова, В.В. Голобородько)

8. Высший балл на ЕГЭ по математике. (100)

9. Наименьшая чётная цифра. (0)

10. Сумма углов треугольника. (1800)

11. Какой вал изображен на картине Айвазовского? (9)

12. Дробь, в которой числитель меньше знаменателя. (правильная)

13. Отрезок, соединяющий точку окружности с центром. (радиус)

14. Соперник нолика. (крестик)

15. Число, которое делится без остатка на данное число. (кратное)


© 2010-2022