Разработка рабочей программы по робототехнике

Разработка  рабочей  программы  по  робототехнике ,  для  внеурочной деятельности ,   расчитанное  на  три  года  обучения .   Возраст  детей :  ученики  со  второго  по  четвертый  класс .  Класс  делится  на  две подгруппы , поэтому  в  год  17 тем , а  занятий проходит  34 . Программа  апробирована ,  имеет отзывы.  Ребята с  удовольствием занимаются  в  конструкторском  бюро  "Робот" .
Раздел Математика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Сорочелоговская средняя общеобразовательная школа»











Рабочая программа курса

по внеурочной деятельности учащихся начальной школы

«Робототехника»





Разработчик: Гордеева Оксана Алексеевна, учитель математики



с. Сорочий Лог

2013 г.



Пояснительная записка

«Уже в школе дети должны получить

возможность раскрыть свои

способности, подготовиться к жизни

в высокотехнологичном

конкурентном мире».

Д. А. Медведев.



Рабочая программа по внеурочной деятельности направления «Робототехника» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования.

В реализации программы участвуют дети 6-8 лет.

Современный человек участвует в разработке, создании и потреблении огромного количества артефактов: материальных, энергетических, информационных. Соответственно, он должен ориентироваться в окружающем мире как сознательный субъект, адекватно воспринимающий появление нового, умеющий ориентироваться в окружающем, постоянно изменяющемся мире, готовый непрерывно учиться. Понимание феномена технологии, знание законов техники, позволит младшему школьнику соответствовать запросам времени и найти своё место в современной жизни.

Особенно важно не упустить имеющийся у младшего школьника познавательный интерес к окружающим его рукотворным предметам, законам их функционирования, принципам, которые легли в основу их возникновения.

Цель программы:

Всестороннее развитие личности учащегося:

  • Развитие навыков конструирования

  • Развитие логического мышления

  • Мотивация к изучению наук естественно - научного цикла: окружающего мира, краеведения, физики, информатики, математики.

  • Познакомить детей со способами взаимодействия при работе над совместным проектом в больших (5-6 человек) и малых (2-3 человека) группах

  • Развитие у детей интереса к техническому творчеству и обучение их конструирования через создание простейших моделей и управления готовыми моделями с помощью простейших компьютерных программ. Вырабатывается навык работы в группе.

Задачи программы:

  1. Стимулировать мотивацию учащихся к получению знаний, помогать формировать творческую личность ребенка.

  2. Способствовать развитию интереса к технике, конструированию, программированию, высоким технологиям.

  3. Способствовать развитию конструкторских, инженерных и вычислительных навыков.

  4. Развивать мелкую моторику.

  5. Способствовать формированию умения достаточно самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования моделей.

Курс направления внеурочной деятельности «Робототехника» предназначен для того, чтобы положить начало формированию у учащихся начальной школы целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире. Реализация данного курса позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширить технический и математический словари ученика.

Кроме этого, реализация этого курса в рамках начальной школы помогает развитию коммуникативных навыков учащихся за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности.

Самостоятельная работа выполняется учащимися в форме проектной деятельности, может быть индивидуальной, парной и групповой. Выполнение проектов требует от детей широкого поиска, структурирования и анализирования дополнительной информации по теме.

"Основы робототехники. WeDo" представляет уникальную возможность для детей младшего школьного возраста освоить основы робототехники, создав действующие модели роботов.

Основные формы и приемы работы с учащимися:

  • Беседа

  • Ролевая игра

  • Познавательная игра

  • Задание по образцу ( с использованием инструкции)

  • Творческое моделирование ( создание модели-рисунка)

  • Викторина

  • Проект

Основные методы обучения, применяемые в прохождении программы в начальной школе:

1. Устный.

2. Проблемный.

3. Частично-поисковый.

4. Исследовательский.

5. Проектный.

6.. Формирование и совершенствование умений и навыков (изучение нового материала, практика).

7. Обобщение и систематизация знаний (самостоятельная работа, творческая работа, дискуссия).

8. Контроль и проверка умений и навыков (самостоятельная работа).

9. Создание ситуаций творческого поиска.

10. Стимулирование (поощрение).

Формы подведения итога реализации программы

  • защита итоговых проектов;

  • участие в конкурсах на лучший сценарий и презентацию к созданному проекту;

  • участие в школьных и городских научно-практических конференциях (конкурсах исследовательских работ).

Программа рассчитана на три учебных года. Настоящая программа учебного курса предназначена для учащихся начальных классов образовательных учреждений, которые впервые будут знакомиться с LEGO - технологиями. Занятия проводятся в группах (5-10человек) 1 раза в неделю по 35 минут.

2 класс - 17 часов.

3 класс - 17 часов.

4 класс- 7 часов.

Содержание

Способ достижения

Возможные формы деятельности

Первый уровень результатов

Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Беседа, ролевая игра, самопрезентация, работа в паре

( группе)

Второй уровень результатов

Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. защищенной, дружественной просоциальной среде, где они подтверждают практически приобретенные социальные знания, начинают их ценить (или отвергать).

Ролевая игра

(с деловым акцентом)




Условия реализации программы:

Материально-техническое оснащение образовательного процесса:

  • Конструкторы ЛЕГО, технологические карты, книга с инструкциями

  • Конструктор LEGO WeDo

  • Компьютер, проектор, экран

Планируемые результаты

Интегрирование различных школьных предметов в учебном курсе ЛЕГО открывает новые возможности для реализации новых образовательных концепций, овладения новыми навыками и расширения круга интересов. В Комплекте заданий содержатся ссылки на учебные цели по каждому предмету, но у каждого задания Комплекта есть основной учебный предмет,

находящийся в фокусе деятельности учащихся.

Естественные науки

Изучение процесса передачи движения и преобразования энергии в машине. Идентификация простых механизмов, работающих в модели, включая рычаги, зубчатые и ременные передачи.

Ознакомление с более сложными типами движения, использующими кулачок, червячное и коронное зубчатые колеса. Понимание того, что трение влияет на движение модели.

Понимание и обсуждение критериев испытаний. Понимание потребностей живых существ.

Технология. Проектирование

Создание и программирование действующих моделей. Интерпретация двухмерных и трехмерных иллюстраций и моделей. Понимание того, что животные используют различные части своих тел в качестве инструментов. Сравнение природных и искусственных систем.

Использование программного обеспечения для обработки информации. Демонстрация умения работать с цифровыми инструментами и технологическими системами.

Технология. Реализация проекта

Сборка, программирование и испытание моделей. Изменение поведения модели путём модификации её конструкции или посредством обратной связи при помощи датчиков. Организация мозговых штурмов для поиска новых решений. Обучение принципам совместной работы и обмена идеями.

Математика

Измерение времени в секундах с точностью до десятых долей. Оценка и измерение расстояния. Усвоение понятия случайного события. Связь между диаметром и скоростью вращения. Использование чисел для задания звуков и для задания продолжительности работы мотора. Установление взаимосвязи между расстоянием до объекта и показанием датчика расстояния. Установление взаимосвязи между положением модели и показаниями датчика наклона. Использование чисел при измерениях и при оценке качественных параметров.

Развитие речи

Общение в устной или в письменной форме с использованием специальных терминов. Подготовка и проведение демонстрации модели. Использование интервью, чтобы получить информацию и написать рассказ. Написание сценария с диалогами. Описание логической последовательности событий, создание постановки с главными героями и её оформление визуальными и звуковыми эффектами. Применение мультимедийных технологий для генерирования и презентации идей. Участие в групповой работе в качестве «мудреца», к которому обращаются со всеми вопросами.

Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения курса:

Личностными результатами изучения курса «Робототехника» является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

  • называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

  • самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы.

Метапредметными результатами изучения курса «Робототехника» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Познавательные УУД:

  • определять, различать и называть детали конструктора,

  • конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему.

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы;

Регулятивные УУД:

  • уметь работать по предложенным инструкциям.

  • умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

Коммуникативные УУД:

  • уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке.

  • уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Предметными результатами изучения курса «Робототехника» является формирование следующих знаний и умений:

Учащиеся научатся:


  • знать основные принципы механики;

  • классифицировать материал для создания модели;

  • работать по предложенным инструкциям;

  • творчески подходить к решению задачи;

  • довести решение задачи до работающей модели;

  • излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;

  • работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.



Календарно-тематическое планирование

2 класс - 34 часа

Название темы занятия

Кол-во часов

Примечание

1

Введение. Знакомство с конструктором Лего. Что входит в 9580 Конструктор ПервоРобот LEGO® WeDo™. Организация рабочего места. Техника безопасности

1


2

Роботы в нашей жизни. Понятие. Назначение. Что такое робототехника.

1


3

Виды роботов, применяемые в современном мире.

1


4

Как работать с инструкцией. Проектирование моделей-роботов. Символы. Терминология.

1


5

Первые шаги. Среда конструирования. О сборке и программировании

1


6

Первые шаги. Мотор и ось. Зубчатые колеса. Промежуточное зубчатое колесо

1


7

Первые шаги. Понижающая зубчатая передача. Повышающая зубчатая передача

1


8

Первые шаги. Датчик наклона

1


9

Первые шаги. Шкивы и ремни.

1


10

Первые шаги. Перекрестная переменная передача

1


11

Первые шаги. Снижение скорости. Увеличение скорости. Датчик расстояния.

1


12

Первые шаги. Коронное зубчатое колесо. Червячная зубчатая передача

1


13

Первые шаги. Кулачок

1


14

Первые шаги. Блок "Цикл"

1


15

Первые шаги. Блок "Прибавить к экрану","Вычесть из Экрана","Начать при получении письма"

1


16

Забавные механизмы. Танцующие птицы. Конструирование (сборка)

1


17

Забавные механизмы. Танцующие птицы. Рефлексия (измерения, расчеты, оценка возможностей модели)

1


18

Забавные механизмы. Умная вертушка. Конструирование (сборка)

1


19

Забавные механизмы. Умная вертушка. Рефлексия (измерения, расчеты, оценка возможностей модели)

1


20

Забавные механизмы (фокус: естественные науки). Обезьянка-барабанщица. Знакомство с проектом (установление связей)

1


21

Забавные механизмы. Обезьянка-барабанщица. Конструирование (сборка)

1


22

Забавные механизмы. Обезьянка-барабанщица. Рефлексия (измерения, расчеты, оценка возможностей модели)

1


23

Звери (фокус: технология). Голодный аллигатор. Знакомство с проектом (установление связей)

1


24

Звери. Голодный аллигатор. Конструирование (сборка)

1


25

Звери. Голодный аллигатор. Рефлексия (измерения, расчеты, оценка возможностей модели)

1


26

Звери. Голодный аллигатор. Рефлексия (создание отчета, презентации, придумывание сюжета для представления модели)

1


27-28

Звери. Голодный аллигатор. Развитие (создание и программирование модели с более сложным поведением)

2


29-30

Звери. Голодный аллигатор. Развитие (создание и программирование модели с более сложным поведением, начать построение макета заповедника)

2


31-33

Сравнение механизмов. Танцующие птицы, умная вертушка, обезьянка-барабанщица, голодный аллигатор (сборка, программирование, измерения и расчеты)

3


34

Итоговое занятие. Воспитательные мероприятия.

1




3 класс - 34 часа

Название темы занятия

Кол-во часов

Примечание

1

Введение. Организация рабочего места. Техника безопасности

1


2

Роботы в нашей жизни. Виды роботов, применяемые в современном мире.

1


3

Повторение изученного в 1 классе. Среда конструирования. О сборке и программировании. Мотор и ось.

1


4

Зубчатые колеса. Промежуточное зубчатое колесо

1


5

Понижающая зубчатая передача. Повышающая зубчатая передача.

1


6

Датчик наклона. Шкивы и ремни

1


7

Снижение скорости. Увеличение скорости. Датчик расстояния.

1


8

Коронное зубчатое колесо. Червячная зубчатая передача

1


9

Блок "Цикл", "Прибавить к экрану", "Вычесть из Экрана", "Начать при получении письма"

1


10

Обобщение повторения.

1


11

Забавные механизмы. Танцующие птицы. Конструирование (сборка)

1


12

Забавные механизмы. Умная вертушка. Конструирование (сборка)

1


13

Забавные механизмы. Обезьянка-барабанщица. Конструирование (сборка)

1


14

Звери. Голодный аллигатор. Конструирование (сборка)

1


15

Сравнение механизмов. Танцующие птицы, умная вертушка, обезьянка-барабанщица, голодный аллигатор. (сборка, программирование, измерения и расчеты)

1


16

Звери (фокус: технология). Рычащий лев. Знакомство с проектом (установление связей)

1


17

Звери. Рычащий лев. Конструирование (сборка)

1


18

Звери. Рычащий лев. Рефлексия (измерения, расчеты, оценка возможностей модели)

1


19

Сравнение механизмов. Танцующие птицы, умная вертушка, обезьянка-барабанщица, голодный аллигатор, рычащий лев (сборка, программирование, измерения и расчеты)

1


20

Звери (фокус: технология). Порхающая птица. Знакомство с проектом (установление связей)

1


21

Звери. Порхающая птица. Конструирование (сборка)

1


22

Звери. Порхающая птица. Рефлексия (измерения, расчеты, оценка возможностей модели)

1


23

Звери. Порхающая птица. Рефлексия (создание отчета, презентации, придумывание сюжета для представления модели)

1


24

Звери. Порхающая птица. Развитие (создание и программирование модели с более сложным поведением)

1


25

Футбол (фокус: математика). Нападающий. Знакомство с проектом (установление связей)

1


26

Футбол. Нападающий. Конструирование (сборка)

1


27

Футбол. Нападающий. Рефлексия (измерения, расчеты, оценка возможностей модели)

1


28

Футбол (фокус: математика). Вратарь. Знакомство с проектом (установление связей)

1


29

Футбол. Вратарь. Рефлексия (измерения, расчеты, оценка возможностей модели)

1


30-31

Футбол. Вратарь. Нападающий. Развитие (соревнование ранее созданных моделей "Самый точный удар нападающего по воротам вратаря")

2


32-33

Разработка, сборка и программирование своих моделей

2


34

Итоговое занятие. Воспитательные мероприятия.

1




4 класс - 34 часа.

Название темы занятия

Кол-во часов

Примечание

1

Введение. Организация рабочего места. Техника безопасности

1


2

Роботы в нашей жизни. Виды роботов, применяемые в современном мире.

1


3

Повторение изученного в 1 и 2 классах. Среда конструирования. О сборке и программировании. Мотор и ось.

1


4

Зубчатые колеса. Промежуточное зубчатое колесо

1


5

Понижающая зубчатая передача. Повышающая зубчатая передача.

1


6

Датчик наклона. Шкивы и ремни

1


7

Перекрестная переменная передача. Шкивы и ремни

1


8

Снижение скорости. Увеличение скорости. Датчик расстояния.

1


9

Коронное зубчатое колесо. Червячная зубчатая передача. Кулачок.

1


10

Блок "Прибавить к экрану", "Вычесть из Экрана", "Начать при получении письма"

1


11

Забавные механизмы. Танцующие птицы. Конструирование (сборка)

1


12

Забавные механизмы. Умная вертушка. Конструирование (сборка)

1


13

Забавные механизмы. Обезьянка-барабанщица. Конструирование (сборка)

1


14

Звери. Голодный аллигатор. Конструирование (сборка)

1


15

Звери. Рычащий лев. Конструирование (сборка)

1


16

Звери. Порхающая птица. Конструирование (сборка)

1


17

Футбол. Нападающий. Конструирование (сборка)

1


18

Футбол. Вратарь. Конструирование (сборка)

1


19

Разработка, сборка и программирование своих моделей

1


20

Сравнение механизмов. Танцующие птицы, умная вертушка, обезьянка-барабанщица, голодный аллигатор, рычащий лев (сборка, программирование, измерения и расчеты)

1


21

Сравнение механизмов. Порхающая птица, нападающий, вратарь (сборка, программирование, измерения и расчеты)

1


22

Сравнение механизмов. Танцующие птицы, умная вертушка, обезьянка-барабанщица, голодный аллигатор, рычащий лев, порхающая птица, нападающий, вратарь (сборка, программирование, измерения и расчеты)

1


23

Футбол (фокус: математика). Ликующие болельщики. Знакомство с проектом (установление связей)

1


24

Футбол. Ликующие болельщики. Конструирование (сборка)

1


25

Футбол. Ликующие болельщики. Развитие (создание и программирование модели с более сложным поведением)

1


26

Приключения (фокус: развитие речи). Спасение самолета. Знакомство с проектом (установление связей)

1


27

Приключения. Спасение самолета. Конструирование (сборка)

1


28

Приключения. Спасение самолета. Рефлексия (измерения, расчеты, оценка возможностей модели)

1


29

Приключения. Спасение самолета. Развитие (создание и программирование модели с более сложным поведением, создание и обыгрывание сценария интервью репортера с пилотом самолета)

1


30

Приключения. Спасение самолета. Развитие (создание и программирование модели с более сложным поведением: создание новой модели самолета-спасателя, составление рассказа "Спасательная операция")

1


31

Приключения (фокус: развитие речи). Спасение от великана. Знакомство с проектом (установление связей)

1


32

Приключения. Спасение от великана. Конструирование (сборка)

1


33

Приключения. Спасение от великана. Рефлексия (измерения, расчеты, оценка возможностей модели)

1


34

Итоговое занятие. Воспитательные мероприятия.

1




СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Методическое обеспечение программы

1. Конструктор ПервоРобот LEGO® WeDo™ (LEGO Education WeDo модели 2009580).

2. Программное обеспечение «LEGO Education WeDo Software »

3. Инструкции по сборке (в электронном виде CD)

4. Книга для учителя (в электронном виде CD)

5. Ноутбук - 1 шт.

6. Интерактивная доска.

Список литературы

1. Наука. Энциклопедия. - М., «РОСМЭН», 2001. - 125 с.

2. Энциклопедический словарь юного техника. - М., «Педагогика», 1988. - 463 с.



Интернет ресурсы

  • lego.rkc-74.ru/

  1. lego.com/education/

  2. wroboto.org/

  3. learning.9151394.ru

  4. roboclub.ru/

  5. robosport.ru/

  6. prorobot.ru/

  7. asahi-net.or.jp




© 2010-2022