Интегрированный урок по математике и природоведению

Интегрированный урок по математике и природоведению в 5 классе. Урок проходит в виде полета в космос для изучения космического пространства. В ходе урока дети вспоминают миф о Дедале и его сыне Икаре. Размышляем о том, что человек не может летать, как птица. На уроке при разминке звучит звук взлетающей ракеты. Мы перемещаемся с одной планеты на другую. Решаем задачи, уравнения. Полученные результаты записываем в опорный конспект. Решая задания,дети собирают буквы из которых они в конце урока дол...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок (природоведение + математика) по теме "Тайны космического пространства" (5-й класс)

Шушканова Т.А, учитель математики
Чучкова И.С., учитель географии

Интегрированный урок по математике и природоведению.Интегрированный урок по математике и природоведению.Цели:

  • Обобщить знания обучающихся о строении Вселенной,

  • Воспитать интерес к окружающему нас миру через использование межпредметных связей,

  • Совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы, опираясь на собственные наблюдения.

  • Развивать познавательную активность и речь учащихся.

  • Формирование ЗОЖ.

Оборудование:

  • Мультимедийный проектор

  • Компьютерная презентация (приложение 2)

  • Опорные конспекты для учащихся (приложение 1)

Ход урока

Сегодня мы проводим необычный урок. Урок, на котором вам будет необходимо обобщить знания по одной из интереснейших и загадочных тем природоведения и применить знания, полученные на уроках математики. В течение всего урока свои записи вы будете вести в опорных конспектах, которые вы уже получили. А начнём мы с небольшой математической разминки, которая поможет вам определить тему этого урока.

Перед вами три таблицы, под каждой из которых простейшие уравнения. Решив их верно, вы сможете собрать фразу. Итак, ребята, сидящие на первом ряду расшифровывают слово, закодированное в первой таблице, ребята, сидящие на втором ряду, слово, зашифрованное во второй таблице, соответственно, ребята с третьего ряда - в последней.

32

194

75

126

586

А Й Ы Н Т

Х-34=160 у+25=100 601-х = 15 18+ Х =146 126- У=94

145

15

24

46

\

30

24

145

15

15

И

Ч

Г

М О К Е С

Х+10=56 100-У= 85 У-60=85 45+ Х=75 54-Х=30

35

99

42

35

29

99

42

46

29

П

О

Н

Р С А В Т

У+50=85 Х-13= 86 У-71=100 67-Х=21 21+Х=63

У космоса действительно ещё очень много тайн, может быть, сегодня мы сумеем их открыть.

Человек может бегать, как лошадь, ползать, как змея, плавать, как рыба. Только летать, как птица, не может. Так думали люди, глядя на парящих в небе птиц, думали и мечтали : "Вот бы сесть на ковёр- самолёт и взлететь выше леса дремучего, выше облака летучего! Или сделать крылья из перьев, в небо подняться".

В поэме древнегреческого писателя есть миф о Дедале и его сыне Икаре.

В этом мифе рассказывается о желании человека подняться в воздух, чтобы избежать рабства. Дедал сделал две пары крыльев, надев на каркас перья и скрепив их воском. "Они примерили крылья, плавно взмахнули ими и поднялись в воздух. И велел отец Икару лететь, не отставая от него, не подниматься очень высоко, чтобы солнце не растопило воск, и не опускаться низко над морем, чтобы брызги не намочили крылья. Но не послушал Икар. Взмыл высоко в небо. Воск растаял и упал Икар в море, могучие волны навсегда захлестнули память о нём:"

Желание человека подняться в воздух не исчезло. Для того, чтобы взлететь в воздух, человек не только прицеплял крылья к рукам, он стал придумывать другие приспособления для полётов - летательные аппараты. А вскоре после того стали появляться первые самолёты, ещё совсем хрупкие, далёкие от совершенства. От лёгких деревянных, на которых мог летать только один человек, самолетостроение шагнуло к изготовлению более мощных самолётов. Но мало показалось человеку небо.

Решил он посмотреть: а что есть там, выше неба:.

С того решения и началась эра покорения космоса.

А что такое космос?

Космос- это мир звёзд и галактик. А кто же был первым космонавтом?

Сегодня мы тоже с вами совершим путешествие в космос и посетим некоторые из планет солнечной системы.

Кто знает сколько знает сколько планет входит в состав солнечной системы? (8).

Почему ведь их было 9. (Плутон исключен из числа планет солнечной системы) .

Кто может их перечислить? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун).

А луна эта планета? (нет, луна это спутник земли).

Планеты делятся на две группы. Что это за группы? (планеты земной группы, планеты гиганты). Назовите планеты, относящиеся к первой группе (Меркурий, Венера, Земля, Марс). Именно к этим планетам мы отправимся в космическое путешествие.

Сесть поудобнее

Есть сесть поудобнее

Пристегнуть ремни

Есть Пристегнуть ремни

Ключ на старт

Есть ключ на старт

Контакт

Есть контакт

Включить мотор

Есть включить мотор

Пуск

Есть пуск.

Пять, четыре, три, два, один, СТАРТ

(Звук взлетающей ракеты)

Итак, мы на планете Меркурий

Что вы о ней знаете? (ответы детей)

А знаете ли вы? (экран)

7 ноября 1631 года Астрономы впервые наблюдали проход Меркурия по диску солнца. Это явление было предсказано Иоганном Кеплером.

В 1965 году с помощью радиолокации измерен период обращения Меркурия вокруг своей оси: 58,65 земных суток.

1974-1975 Космический корабль "Маринер-10" делает первые фотосъемки поверхности

В вашем конспекте есть несколько таблиц, давайте заполним первую из них. В первый столбец записываем название планет - Меркурий. Во второй расстояние до солнца -58миллионов километров. В третий сколько земных суток составляет гот на этой планете- 58,7 это почти 59 суток. В последний средняя температура на планете +4000.

Название планеты

Расстояние до Солнца

Год на планете (в земных сутках)

Температура

1

Меркурий

58000000км.

59 суток

От-200 0С до +4000С

Для того, чтобы узнать какая буква была зашифрована на этой планете, вам необходимо решить математическую задачу: "Корабль "Восток" с Юрием Гагариным на борту совершил полный оборот вокруг нашей планеты за 108 минут, переведите это время в часы и минуты ." (Прежде чем решить эту задачу вспомните сколе минут в одном часе)

108 мин. = 1час 48 мин.

Вы верно справились с заданием, и первые буквы в вашей копилке: буква Д и Ь .

Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост-
И поднимется до звезд.

Ребята, что это такое? (ракета)

А наша ракета отправляется к следующий планете Венера. Почему? (эта планета находится на втором месте после Меркурия). Что вы знаете о Венере.

А знаете ли вы? (экран)

Планета Венера была открыта в 1761 году великим русским учёным М. В Ломоносовым

Первые фотографии поверхности Венеры были переданы на Землю космическими аппаратами "Венера-9" и "Венера-10" в 1975г.

Условия на поверхности Венеры таковы, что ни один из космических аппаратов не проработал здесь более двух часов.

Давайте внесем данные во вторую таблицу. В первый столбец записываем название планет - Венера. Во второй расстояние до солнца -108.миллионов километров. В третий сколько земных суток составляет гот на этой планете- 225 суток. В последний средняя температура на планете +5000.

Название планеты.

Расстояние до Солнца.

Год на планете (в земных сутках).

Средняя температура.

1

Венера

108000000км.

108000000км

+5000

Я предлагаю вам решить следующую математическую задачу " Расстояние от Земли до Луны 384 400 км. Сколько времени потребуется космическому кораблю, что бы преодолеть этот путь если скорость корабля 19 220 км/час (О чем эта задача? Что дано задаче? Что необходимо найти? Как найти время если известно расстояние и скорость) . (20 часов)

Добавляем ёще две буквы в нашу копилку: Р и Е.

Закрываем глаза. Представьте(звучит музыка). Релаксация под музыку.

Планета Земля. Об этой планете мы можем с вами говорить много и долго. Ведь эта планета наш дом. Что вы знаете о планете Земля? (ответы детей)

А знаете ли вы? (экран)

Земля образовалась из Солнечной туманности около 4,5 миллиардов лет назад

Приблизительно три четвёртых поверхности планеты покрыта морской водой

Давайте внесем данные в третью таблицу. В первый столбец записываем название планет -Земля. Во второй- расстояние до солнца -150.миллионов километров. В третий- сколько земных суток составляет гот на этой планете- 365 суток. В последний- средняя температура на планете ::

Название планеты

Расстояние до Солнца

Год на планете (в земных сутках)

Средняя температура

1

Земля

150000000км.

365 суток

Я предлагаю вам решить следующую задачу : "Самый молодой космонавт, побывавший в космосе, - был майор ВВС СССР (в настоящее время генерал-лейтенант летчик космонавт СССР) Герман Степанович Титов (род. 11 сентября 1935 г.) Он был запущен в космос на корабле "Восток 2" 6 августа 1961 г. Сколько полных лет ему было на тот момент ?" (25 лет 329 дней.)

В копилку мы добавляем ещё две буквы: В О\

Марс - самая далёкая от солнца планета из планет группы земли. Что мы знаем о ней? (ответы детей)

А знаете ли вы? (экран)

В 1659 году Франческо Фонтана, рассматривая Марс в телескоп, сделал первый рисунок планеты.

Вулкан Олимп расположенный на Марсе - самая высокая гора и самый большой вулкан в Солнечной системе. Высота Олимпа - 27 км по отношению к его основанию.

Во время восхода и захода Солнца марсианское небо в зените имеет красновато-розовый цвет.

Давайте внесем данные в последнюю таблицу. В первый столбец записываем название планет -Марс Во второй- расстояние до солнца -228.миллионов километров. В третий- сколько земных суток составляет гот на этой планете- 687 суток. В последний- средняя температура на планете :-70 :

Название планеты

Расстояние до Солнца

Год на планете (в земных сутках)

Средняя температура

1

Марс

228000000км.

687 суток

-70

Первой женщиной, облетевшей Землю по космической орбите, была летчик космонавт Валентина Владимировна Терешкова. За время полёта она совершила 48 полных оборотов вокруг Земли. Какой путь преодолел корабль, если один полный оборот вокруг земли по орбите составляет приблизительно 41 070 км.

(1971360)

В копилку мы добавляем последние две буквы: З О в копилке у вас накопилось 7 букв. Собери из них слово.

Итак, у нас получилось слово (учащиеся составляют слово в опорных конспектах, а один учащийся вызывается к доске и собирает слово).

Домашнее задание: сочинить сказку о любой планете земной группы.

Мы завершили наш первый полет в космическое пространство, удивительное и замечательное путешествие закончилось. Но мы не прощаемся с планетами солнечной системы Мы думаем, что обязательно на одном из следующих уроков мы посетим планеты второй группы планеты-гиганты. Учитесь, дерзайте и возможно, что когда-нибудь вы совершите настоящий полет в космос. Удачи Вам и успехов.


© 2010-2022