Интегрированный урок по математике 5 класс

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок (история + математика) по теме "История Древнего Египта в математических вычислениях"

  1. Что вы сейчас изучаете по истории ?

  2. Как вы думаете, почему я задала этот вопрос именно на математике?

  3. Как вы думаете какова тема нашего урока?

( слайд 1) Тема урока: "История Древнего Египта в математических вычислениях"

(слайд 2)

Цели:

  1. Повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по темам "Действия с многозначными числами", решение задач на нахождение неизвестного и "Древний Египет".

  2. Развивать аналитическое и логическое мышление.

  3. Формировать интерес к истории и математике.

Задачи:

  1. Развитие умений анализировать события, обобщать факты, делать выводы.

  2. Развитие вычислительных навыков, умения работать с текстом, выделять главное из текста.

  3. Воспитание чувства прекрасного, здорового образа жизни.

Оборудование: экран, проектор, компьютер, историческая карта "Египет и Передняя Азия в древности", фигуры Сфинкса, богини Бастет, египетский папирус. (Презентация)

Перед вами на слайде тема сегодняшнего урока, наверняка вы догадались, что мы вновь отправимся в путешествие по загадочной стране под названием "Древний Египет", чтобы повторить пройденное на предыдущих уроках, а возможно узнать что-то новое из истории этой страны. (Учитель комментирует план урока.)(Слайд 3)

Когда в Египте завершилась борьба между двумя царствами, и произошло их объединение в государство? (В 3000 году до н.э.) Столицей стал город Мемфис.(слайд 4)

Сколько лет тому назад это произошло? (3000 + 2015 = 5015.)

Учитель математики: Сегодня на нашем уроке мы, повторяя тему "Выполнение действий с многозначными числами" и решение задач на нахождение неизвестного, погружаемся с вами в далекое прошлое. Математические задачи помогут нам стать участниками былых событий и открыть некоторые исторические факты. Как всегда на уроке математики, мы начинаем с устной математической разминки:

Устный счет

№ 1

Найди значение выражения, предварительно его упростив

34+а+18 при а=36, 91

Ответ: а+52=36+52=88

А+52=91+52=143

№ 2

Упрости выражение:

А) 47-с-23

Ответ: с-47-23=с-24

Б) 73+а+17

Ответ: а+73+17=а+90

№ 3

Вычисли удобным способом:

А) 237+548+623+312

Ответ: 237+623+548+312=1720

Б) 215+196+385

Ответ: 215+385+196=796

№ 4



72/8

9 +51

60 /15

4 *9

36+14

50

56/7

8*5

40-13

27/9

3+17

20

63/9

7+33

40/8

5*13

65-25

40

54/6

9*7

63+17

80/10

8-8

0


81/9

9+41

50/5

10*7

70-17

53




  1. Вычислите сумму ответов всех цепочек ( 163)

  2. Разложите это число по разрядам

  3. Дополните до 200,500.1000.

(Слайд 5).

Все эти примеры написаны с помощью арабских цифр, которых в Древнем Египте не знали. Египтяне пользовались специальными иероглифами, которые обозначали числа.

1 - одна палочка, 10 - путы для коров, 100 - мерная веревка для измерения земельных участков, 1000 - цветущий лотос, 10000 - указательный палец, согнутый в суставе "Будь внимателен!", 100000 - просто "лягушонок" , 1000000 - человек удивится и возведет руки к небу, когда увидит такое большое число, 10000000 - египтяне поклонялись Богу Солнца Ра и самое большое число изображали в виде восходящего солнца.

Прочитаем следующие числа:

2 500 000
40 000
1 750

Учитель математики: Ребята, на уроках истории вы говорили о войнах, которые вели фараоны, а вот задача на эту тему.(Слайд 5)

Задача № 1. В колесничем войске египетского фараона было 2025 колесниц. На каждой колеснице было по 2 воина: возничий и стрелок. Войско делилось на отряды - по 25 колесниц в каждом. Сколько воинов было в войске фараона и сколько было отрядов?

Решим эту задачу устно и вспомним способы деления числа на 25.

2025 ∙ 2 = 4050 воинов, 2025 : 25 = 81отряд.

Задача № 2. А сейчас вспомним мифа о Египетских богах. ( СЛАЙД 7)

Нут (богиня неба) каждый вечер рожала 789 звезд. Каждое утро появлялся Геб (бог земли) и узнавал, что его жена съедала некоторое количество звезд. На утро звезд оставалось 609. Сколько звезд съедала Нут.

Задача № 3. Следующая задача основана на мифе об Осирисе и Исиде.

( СЛАЙД 8)

Добрый Осирис выращивал зерно и виноград. Всего он вырастил 2057 кг. зерна. Некоторое количество зерна он отдал в дар. У Осириса осталось 234 кг. Какое количество зерна отдал в дар Осирис..

Самая высокая пирамида, построенная в Древнем Египте - пирамида фараона Хеопса.

Основная часть гробниц египетских фараонов была разграблена еще в Средневековье, лишь в 1922 г. одним из английских археологов был открыт вход в одну из египетских гробниц. Имя этого фараона стало известно лишь потому, что археологи открыли его захоронение.

Учитель математики:

Задача № 4. (Слайд 9) Пирамида Хеопса имеет высоту 146 м. (современное здание высотой в 50 этажей), длина стороны основания 230 м. На сооружение пирамиды потребовалось 2 336 000 каменных блоков, причем ежедневно устанавливалось по 320 блоков. Сколько времени строилась пирамида?

Как найти время строительства пирамиды? Сколько цифр получится в частном?

2336000 : 230 = 7300 дней.

В какие более крупные единицы времени можно перевести 7300 дней?

73000 :365 = 20 лет.

Задача № 5. (Слайд 10) А теперь откроем тайны Большого сфинкса.

Большой сфинкс имеет длину 57 м., высоту 20 м., 11м. 50 см. в плечах, ширина лица 4 м. 17 см. У статуи отсутствует нос шириной 1м. 3 см. А какими мерами длины пользовались древние египтяне? Другие единицы длины: локоть 440 мм, ладонь 60 мм, палец - 15 мм. Выразим ширину носа Большого сфинкса в древних мерах длины. 1 м. 3 см. = 1030 мм., 1030 :440 =2(150), 150 : 60 =2(30), 30 : 15 = 2, 1 м. 3 см. = 2 локтя, 2 ладони, 2 пальца.

Учитель математики: Как вы думаете, ребята, могли ли египтяне построить свои пирамиды, если бы не знали математики?

Учитель выставляют оценки учащимся (Слайд 11).

Задание на дом: (Слайд 12).

- История: задания в рабочей тетради с. 39-41

(Слайд 13)



72/8

+51

/15

*9

+14



56/7

*5

-13

/9

+17



63/9

+33

/8

*13

-25



54/6

*7

+17

/10

-8



81/9

+41

/5

*7

-17

© 2010-2022