- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по геометрии 7-9 классы
Рабочая программа по геометрии 7-9 классы
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сафонова Л.Д. |
Дата | 29.11.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа по предмету «Геометрия» для 7-9 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), на основе программы Математика: 5 - 11 классы / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В.Буцко - М.: Вентана-граф, 2014.
Цели и задачи изучения геометрии
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
-
формирование практических навыков выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развитие вычислительной культуры;
-
овладение символическим языком геометрии, выработка формально-оперативных математических умений и навыков применения их к решению математических и нематематических задач;
-
развитие логического мышления и речи, умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
-
формирование представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений;
-
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
-
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Цели изучения курса геометрии:
-
развивать пространственное мышление и математическую культуру;
-
учить ясно и точно излагать свои мысли;
-
формировать качества личности необходимые человеку в повседневной жизни: умение преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;
-
помочь приобрести опыт исследовательской работы.
В рабочей программе внесены следующие изменения.
-
Добавлен контроль в форме тестов по стержневым темам курса.
-
Итоговый зачёт проводится в форме итоговой тестовой работы.
Учебно-методический комплект:
-
Геометрия: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. - М.: Вентана-Граф, 2014.
-
Геометрия: 7 класс: дидактические материалы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М.С. Якир. - М.: Вентана-Граф, 2013.
-
Геометрия: 7 класс: методическое пособие / Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. - М.: Вентана-Граф, 2013.
-
Геометрия: 7 класс: рабочая тетрадь №1 и №2 для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М.С. Якир. - М.: Вентана-Граф, 2013.
Рабочая программа рассчитана в 7 классе на 35 учебных недель по 2 часа в неделю, всего 70 часов, в 8 классе на 35 учебных недель по 2 часа в неделю, всего 70 часов, в 9 классе на 34 учебные недели по 2 часа в неделю, всего 68 часов.
Общая характеристика учебного предмета
Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Геометрия является одним из опорных школьных предметов. Геометрические знания и умения необходимы для изучения других школьных дисциплин (физика, география, химия, информатика и др.).
Одной из основных целей изучения геометрии является развитие мышления, прежде всего формирование абстрактного мышления. В процессе изучения геометрии формируются логическое и алгоритмическое мышление, а также такие качества мышления, как сила и гибкость, конструктивность и критичность.
Обучение геометрии даёт возможность школьникам научиться планировать свою деятельность, критически оценивать её, принимать самостоятельные решения, отстаивать свои взгляды и убеждения.
В процессе изучения геометрии школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, приобретают навыки чёткого выполнения математических записей, при этом использование математического языка позволяет развивать у учащихся грамотную устную и письменную речь.
Знакомство с историей развития геометрии как науки формирует у учащихся представления о геометрии как части общечеловеческой культуры.
Значительное внимание в изложении теоретического материала курса уделяется его мотивации, раскрытию сути основных понятий, идей, методов. Обучение построено на базе теории развивающего обучения, что достигается особенностями изложения теоретического материала и упражнениями на сравнение, анализ, выделение главного, установление связей, классификацию, доказательство, обобщение и систематизацию.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОМЕТРИЯ»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный предмет «Геометрия» входит в предметную область «Математика и информатика» учебного плана учреждения. Базисный учебный (образовательный) план на изучение геометрии в 7-9 классах основной школы отводит 2 учебных часа в неделю в течение каждого года обучения, всего 208 часов.
Учебное время может быть увеличено до 3 часов в неделю за счёт вариативной части базисного учебного (образовательного) плана.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения содержания курса геометрии
Изучение геометрии по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознание вклада отечественных ученых в развитие мировой науки;
2) ответственное отношение к учению, готовность способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
4) умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
5) критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
3) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
4) устанавливать причинно-следственные связи, проводить доказательное рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
5) умение иллюстрировать изученные понятия и свойства фигур, опровергать неверные утверждения;
6) компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;
7) первоначальные представления об идеях и о методах геометрии как об универсальном языке науки и техники, о среднем моделирования явлений и процессов;
8) умение видеть геометрическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
9) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
10) умение понимать и использовать математические средства наглядности (чертежи, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
11) умение выдвигать гипотезы при решении задачи и понимать необходимость их проверки;
12)понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
1) осознание значения геометрии для повседневной жизни человека;
2) представление о геометрии как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
3) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификацию, логическое обоснования;
4) владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
5) систематические знания о функциях и их свойствах;
6) практически значимые геометрические умения и навыки, их применение к решению геометрических и негеометрических задач, а именно:
- изображать фигуры на плоскости;
-использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
-измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади фигур;
-распознавать и изображать равные, симметричные и подобные фигуры;
-выполнять построения геометрических фигур с помощью циркуля и линейки;
-читать и использовать информацию, представленную на чертежах, схемах;
-проводить практические расчёты.
Тематическое планирование. Геометрия. 7 класс
(2 часа в неделю, всего 70 часов)
Номер
параграфа
Содержание учебного
материала
Количество часов
Характеристика основных видов деятельности ученика
(на уровне учебных действий)
Глава 1
Простейшие геометрические фигуры и их свойства
15
1
Точки и прямые
2
Приводить примеры геометрических фигур.
Описывать точку, прямую, отрезок, луч, угол.
Формулировать:
определения: равных отрезков, середины отрезка, расстояния между двумя точками, дополнительных лучей, развёрнутого угла, равных углов, биссектрисы угла, смежных и вертикальных углов, пересекающихся прямых, перпендикулярных прямых, перпендикуляра, наклонной, расстояния от точки до прямой;
свойства: расположения точек на прямой, измерения отрезков и углов, смежных и вертикальных углов, перпендикулярных прямых; основное свойство прямой.
Классифицировать углы.
Доказывать: теоремы о пересекающихся прямых, о свойствах смежных и вертикальных углов, о единственности прямой, перпендикулярной данной (случай, когда точка лежит на данной прямой).
Находить длину отрезка, градусную меру угла, используя свойства их измерений.
Изображать с помощью чертёжных инструментов геометрические фигуры: отрезок, луч, угол, смежные и вертикальные углы, перпендикулярные прямые, отрезки и лучи.
Пояснять, что такое аксиома, определение.
Решать задачи на вычисление и доказательство, проводя необходимые доказательные рассуждения
2
Отрезок и его длина
3
3
Луч. Угол. Измерение углов
3
4
Смежные и вертикальные углы
3
5
Перпендикулярные прямые
1
6
Аксиомы
1
Повторение и систематизация учебного материала
1
Контрольная работа № 1
1
Глава 2
Треугольники
18
7
Равные треугольники. Высота, медиана, биссектриса треугольника
2
Описывать смысл понятия «равные фигуры». Приводить примеры равных фигур.
Изображать и находить на рисунках равносторонние, равнобедренные, прямоугольные, остроугольные, тупоугольные треугольники и их элементы.
Классифицировать треугольники по сторонам и углам.
Формулировать:
определения: остроугольного, тупоугольного, прямоугольного, равнобедренного, равностороннего, разностороннего треугольников; биссектрисы, высоты, медианы треугольника; равных треугольников; серединного перпендикуляра отрезка; периметра треугольника;
свойства: равнобедренного треугольника, серединного перпендикуляра отрезка, основного свойства равенства треугольников;
признаки: равенства треугольников, равнобедренного треугольника.
Доказывать теоремы: о единственности прямой, перпендикулярной данной (случай, когда точка лежит вне данной прямой); три признака равенства треугольников; признаки равнобедренного треугольника; теоремы о свойствах серединного перпендикуляра, равнобедренного и равностороннего треугольников.
Разъяснять, что такое теорема, описывать структуру теоремы. Объяснять, какую теорему называют обратной данной, в чём заключается метод доказательства от противного. Приводить примеры использования этого метода.
Решать задачи на вычисление и доказательство
8
Первый и второй признаки равенства треугольников
5
9
Равнобедренный треугольник и его свойства
4
10
Признаки равнобедренного треугольника
2
11
Третий признак равенства треугольников
2
12
Теоремы
1
Повторение и систематизация учебного материала
1
Контрольная работа № 2
1
Глава 3
Параллельные прямые.
Сумма углов треугольника
16
13
Параллельные прямые
1
Распознавать на чертежах параллельные прямые.
Изображать с помощью линейки и угольника параллельные прямые.
Описывать углы, образованные при пересечении двух прямых секущей.
Формулировать:
определения: параллельных прямых, расстояния между параллельными прямыми, внешнего угла треугольника, гипотенузы и катета;
свойства: параллельных прямых; углов, образованных при пересечении параллельных прямых секущей; суммы углов треугольника; внешнего угла треугольника; соотношений между сторонами и углами треугольника; прямоугольного треугольника; основное свойство параллельных прямых;
признаки: параллельности прямых, равенства прямоугольных треугольников.
Доказывать: теоремы о свойствах параллельных прямых, о сумме углов треугольника, о внешнем угле треугольника, неравенство треугольника, теоремы о сравнении сторон и углов треугольника, теоремы о свойствах прямоугольного треугольника, признаки параллельных прямых, равенства прямоугольных треугольников.
Решать задачи на вычисление и доказательство
14
Признаки параллельности прямых
2
15
Свойства параллельных прямых
3
16
Сумма углов треугольника
4
17
Прямоугольный треугольник
2
18
Свойства прямоугольного треугольника
2
Повторение и систематизация учебного материала
1
Контрольная работа № 3
1
Глава 4
Окружность и круг.
Геометрические построения
16
19
Геометрическое место точек. Окружность и круг
2
Пояснять, что такое задача на построение; геометрическое место точек (ГМТ). Приводить примеры ГМТ.
Изображать на рисунках окружность и её элементы; касательную к окружности; окружность, вписанную в треугольник, и окружность, описанную около него. Описывать взаимное расположение окружности и прямой.
Формулировать:
определения: окружности, круга, их элементов; касательной к окружности; окружности, описанной около треугольника, окружности, вписанной в треугольник;
свойства: серединного перпендикуляра как ГМТ; биссектрисы угла как ГМТ; касательной к окружности; диаметра и хорды; точки пересечения серединных перпендикуляров сторон треугольника; точки пересечения биссектрис углов треугольника;
признаки касательной.
Доказывать: теоремы о серединном перпендикуляре и биссектрисе угла как ГМТ; о свойствах касательной; об окружности, вписанной в треугольник, описанной около треугольника; признаки касательной.
Решать основные задачи на построение: построение угла, равного данному; построение серединного перпендикуляра данного отрезка; построение прямой, проходящей через данную точку и перпендикулярной данной прямой; построение биссектрисы данного угла; построение треугольника по двум сторонам и углу между ними; по стороне и двум прилежащим к ней углам. Решать задачи на построение методом ГМТ.
Строить треугольник по трём сторонам.
Решать задачи на вычисление, доказательство и построение
20
Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности
3
21
Описанная и вписанная окружности треугольника
3
22
Задачи на построение
3
23
Метод геометрических мест точек в задачах на построение
3
Повторение и систематизация учебного материала
1
Контрольная работа № 4
1
Обобщение и систематизация
знаний учащихся
5
Повторение и систематизация курса геометрии 7 класса
4
Итоговая контрольная
работа
1
Тематическое планирование. Геометрия. 8 класс
(2 часа в неделю, всего 70 часов)
Номер
параграфа
Содержание учебного
материала
Количество часов
Характеристика основных видов деятельности ученика
(на уровне учебных действий)
Глава 1
Четырёхугольники
22
1
Четырёхугольник и его элементы
2
Пояснять, что такое четырёхугольник. Описывать элементы четырёхугольника.
Распознавать выпуклые и невыпуклые четырёхугольники.
Изображать и находить на рисунках четырёхугольники разных видов и их элементы.
Формулировать:
определения: параллелограмма, высоты параллелограмма; прямоугольника, ромба, квадрата; средней линии треугольника; трапеции, высоты трапеции, средней линии трапеции; центрального угла окружности, вписанного угла окружности; вписанного и описанного четырёхугольника;
свойства: параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата, средних линий треугольника и трапеции, вписанного угла, вписанного и описанного четырёхугольника;
признаки: параллелограмма, прямоугольника, ромба, вписанного и описанного четырёхугольника.
Доказывать: теоремы о сумме углов четырёхугольника, о градусной мере вписанного угла, о свойствах и признаках параллелограмма, прямоугольника, ромба, вписанного и описанного четырёхугольника.
Применять изученные определения, свойства и признаки к решению задач
2
Параллелограмм. Свойства параллелограмма
2
3
Признаки параллелограмма
2
4
Прямоугольник
2
5
Ромб
2
6
Квадрат
1
Контрольная работа № 1
1
7
Средняя линия треугольника
1
8
Трапеция
4
9
Центральные и вписанные углы
2
10
Вписанные и описанные четырёхугольники
2
Контрольная работа № 2
1
Глава 2
Подобие треугольников
16
11
Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках
6
Формулировать:
определение подобных треугольников;
свойства: медиан треугольника, биссектрисы треугольника, пересекающихся хорд, касательной и секущей;
признаки подобия треугольников.
Доказывать:
теоремы: Фалеса, о пропорциональных отрезках, о свойствах медиан треугольника, биссектрисы треугольника;
свойства: пересекающихся хорд, касательной и секущей;
признаки подобия треугольников.
Применять изученные определения, свойства и признаки к решению задач
12
Подобные треугольники
1
13
Первый признак подобия треугольников
5
14
Второй и третий признаки подобия треугольников
3
Контрольная работа № 3
1
Глава 3
Решение прямоугольных
треугольников
14
15
Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике
1
Формулировать:
определения: синуса, косинуса, тангенса, котангенса острого угла прямоугольного треугольника;
свойства: выражающие метрические соотношения в прямоугольном треугольнике и соотношения между сторонами и значениями тригонометрических функций в прямоугольном треугольнике.
Записывать тригонометрические формулы, выражающие связь между тригонометрическими функциями одного и того же острого угла.
Решать прямоугольные треугольники.
Доказывать:
теорему о метрических соотношениях в прямоугольном треугольнике, теорему Пифагора;
формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же острого угла.
Выводить основное тригонометрическое тождество и значения синуса, косинуса, тангенса и котангенса для углов 30°, 45°, 60°.
Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач
16
Теорема Пифагора
5
Контрольная работа № 4
1
17
Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника
3
18
Решение прямоугольных треугольников
3
Контрольная работа № 5
1
Глава 4
Многоугольники.
Площадь многоугольника
10
19
Многоугольники
1
Пояснять, что такое площадь многоугольника.
Описывать многоугольник, его элементы; выпуклые и невыпуклые многоугольники.
Изображать и находить на рисунках многоугольник и его элементы; многоугольник, вписанный в окружность, и многоугольник, описанный около окружности.
Формулировать:
определения: вписанного и описанного многоугольника, площади многоугольника, равновеликих многоугольников;
основные свойства площади многоугольника.
Доказывать: теоремы о сумме углов выпуклого n-угольника, площади прямоугольника, площади треугольника, площади трапеции.
Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач
20
Понятие площади многоугольника. Площадь прямоугольника
1
21
Площадь параллелограмма
2
22
Площадь треугольника
2
23
Площадь трапеции
3
Контрольная работа № 6
1
Повторение и систематизация
учебного материала
8
Упражнения для повторения курса
8 класса
7
Контрольная работа № 7
1
Тематическое планирование. Геометрия. 9 класс
(2 часа в неделю, всего 70 часов)
Номер
параграфа
Содержание учебного
материала
Количество часов
Характеристика основных видов деятельности ученика
(на уровне учебных действий)
Глава 1
Решение треугольников
16
1
Синус, косинус, тангенс
и котангенс угла от 0° до 180°
2
Формулировать:
определения: синуса, косинуса, тангенса, котангенса угла от 0° до 180°;
свойство связи длин диагоналей и сторон параллелограмма.
Формулировать и разъяснять основное тригонометрическое тождество. Вычислять значение тригонометрической функции угла по значению одной из его заданных функций.
Формулировать и доказывать теоремы: синусов, косинусов, следствия из теоремы косинусов и синусов, о площади описанного многоугольника.
Записывать и доказывать формулы для нахождения площади треугольника, радиусов вписанной и описанной окружностей треугольника.
Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач
2
Теорема косинусов
3
3
Теорема синусов
3
4
Решение треугольников
3
5
Формулы для нахождения площади треугольника
4
Контрольная работа № 1
1
Глава 2
Правильные многоугольники
8
6
Правильные многоугольники и их свойства
4
Пояснять, что такое центр и центральный угол правильного многоугольника, сектор и сегмент круга.
Формулировать:
определение правильного многоугольника;
свойства правильного многоугольника.
Доказывать свойства правильных многоугольников.
Записывать и разъяснять формулы длины окружности, площади круга.
Записывать и доказывать формулы длины дуги, площади сектора, формулы для нахождения радиусов вписанной и описанной окружностей правильного многоугольника.
Строить с помощью циркуля и линейки правильные треугольник, четырёхугольник, шестиугольник.
Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач
7
Длина окружности. Площадь
круга
3
Контрольная
работа № 2
1
Глава 3
Декартовы координаты на плоскости
11
8
Расстояние между двумя точками с заданными координатами. Координаты середины отрезка
3
Описывать прямоугольную систему координат.
Формулировать: определение уравнения фигуры, необходимое и достаточное условия параллельности двух прямых.
Записывать и доказывать формулы расстояния между двумя точками, координат середины отрезка.
Выводить уравнение окружности, общее уравнение прямой, уравнение прямой с угловым коэффициентом.
Доказывать необходимое и достаточное условия параллельности двух прямых.
Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач
9
Уравнение фигуры. Уравнение окружности
3
10
Уравнение прямой
2
11
Угловой коэффициент прямой
2
Контрольная работа № 3
1
Глава 4
Векторы
12
12
Понятие вектора
2
Описывать понятия векторных и скалярных величин. Иллюстрировать понятие вектора.
Формулировать:
определения: модуля вектора, коллинеарных векторов, равных векторов, координат вектора, суммы векторов, разности векторов, противоположных векторов, умножения вектора на число, скалярного произведения векторов;
свойства: равных векторов, координат равных векторов, сложения векторов, координат вектора суммы и вектора разности двух векторов, коллинеарных векторов, умножения вектора на число, скалярного произведения двух векторов, перпендикулярных векторов.
Доказывать теоремы: о нахождении координат вектора, о координатах суммы и разности векторов, об условии коллинеарности двух векторов, о нахождении скалярного произведения двух векторов, об условии перпендикулярности.
Находить косинус угла между двумя векторами.
Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач
13
Координаты вектора
1
14
Сложение и вычитание векторов
2
15
Умножение вектора на число
3
16
Скалярное произведение векторов
Контрольная работа № 4
1
Глава 5
Геометрические преобразования
13
17
Движение (перемещение) фигуры. Параллельный перенос
4
Приводить примеры преобразования фигур.
Описывать преобразования фигур: параллельный перенос, осевая симметрия, центральная симметрия, поворот, гомотетия, подобие.
Формулировать:
определения: движения; равных фигур; точек, симметричных относительно прямой; точек, симметричных относительно точки; фигуры, имеющей ось симметрии; фигуры, имеющей центр симметрии; подобных фигур;
свойства: движения, параллельного переноса, осевой симметрии, центральной симметрии, поворота, гомотетии.
Доказывать теоремы: о свойствах параллельного переноса, осевой симметрии, центральной симметрии, поворота, гомотетии, об отношении площадей подобных треугольников.
Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач
18
Осевая и центральная симметрии. Поворот
4
19
Гомотетия. Подобие фигур
4
Контрольная работа № 5
1
Повторение и систематизация
учебного материала
10
Упражнения для повторения курса 9 класса
9
Контрольная работа № 6
1
Содержание учебного предмета.
7 класс
-
Простейшие геометрические фигуры и их свойства. (15 часов)
Точки и прямые. Отрезок и его длина Луч. Угол. Измерение углов. Смежные и вертикальные углы. Перпендикулярные прямые. Аксиомы.
-
Треугольники. (18 часов)
Равные треугольники. Высота, медиана, биссектриса треугольника. Первый и второй признаки равенства треугольников Равнобедренный треугольник и его свойства. Признаки равнобедренного треугольника. Третий признак равенства треугольников. Теоремы.
-
Параллельные прямые. Сумма углов треугольника. (16 часов)
Параллельные прямые. Признаки параллельных прямых. Свойства параллельных прямых. Сумма углов треугольника. Прямоугольный треугольник. Свойства прямоугольного треугольника.
-
Окружность и круг. Геометрические построения. (16 часов)
Геометрическое место точек. Окружность и круг. Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности. Описанная и вписанная окружности треугольника. Задачи на построение. Метод геометрических мест точек в задачах на построение.
-
Обобщение и систематизация знаний учащихся (5 часов)
-
класс
-
Четырёхугольники (22 часа)
Четырёхугольник и его элементы. Параллелограмм. Свойства параллелограмма. Признаки параллелограмма. Прямоугольник. Ромб. Квадрат. Средняя линия треугольника. Трапеция. Центральные и вписанные углы. Вписанные и описанные четырёхугольники.
-
Подобие треугольников (16 часов)
Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках. Подобные треугольники. Первый признак подобия треугольников. Второй и третий признаки подобия треугольников.
-
Решение прямоугольных треугольников (14 часов)
Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике. Теорема Пифагора. Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника. Решение прямоугольных треугольников.
-
Многоугольники. Площадь многоугольника (10 часов)
Многоугольники. Понятие площади многоугольника. Площадь прямоугольника. Площадь параллелограмма. Площадь треугольника. Площадь трапеции
-
Повторение и систематизация учебного материала (8часов)
9 класс
-
Решение треугольников (16 часов)
Синус, косинус, тангенс и котангенс угла от 0° до 180°. Теорема косинусов. Теорема синусов. Решение треугольников. Формулы для нахождения площади треугольника.
-
Правильные многоугольники (8 часов)
Правильные многоугольники и их свойства. Длина окружности. Площадь
круга
-
Декартовы координаты на плоскости (11 часов)
Расстояние между двумя точками с заданными координатами. Координаты середины отрезка. Уравнение фигуры. Уравнение окружности. Уравнение прямой. Угловой коэффициент прямой.
-
Векторы (12 часов)
Понятие вектора. Координаты вектора. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Скалярное произведение векторов.
-
Геометрические преобразования (13 часов)
Движение (перемещение) фигуры. Параллельный перенос. Осевая и центральная симметрии. Поворот. Гомотетия. Подобие фигур
-
Повторение и систематизация учебного материала (10 часов)
Планируемые результаты обучения геометрии в 7-9 классах
Геометрические фигуры
Выпускники научатся:
-пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
-распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их комбинации;
-классифицировать геометрические фигуры;
-находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от до 180, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрия, поворот, параллельный перенос);
-оперировать начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;
-доказывать теоремы;
-решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
-решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
-решать простейшие планиметрические задачи.
Выпускник получит возможность:
- овладеть методами решения задач на вычисления и доказательство: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;
-приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;
-овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
-научиться решать задачи на построение методом геометрических мест точек и методом подобия;
-приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;
-приобрести опыт выполнения проектов.
Измерение геометрических величин
Выпускник научится:
-использовать свойства измерения длины, углов и площадей при решение задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности;
-вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя изученные формулы, в том числе формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;
-решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;
-решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).
Выпускник получит возможность:
-вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, площади круга и сектора;
-вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;
-применять алгебраический и тригонометрический аппарат и идеи движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.
Координаты
Выпускник научится:
-вычислять длину отрезков по координатам его концов; вычислять координаты середины отрезка;
-использовать координатный метод для изучения свойств прямых и окружностей;.
Выпускник получит возможность:
-овладеть координатным методом решения задач на вычисление и доказательство;
-приобрести опыт использования компьютерных программ для анализа частных случаев взаимного расположения окружностей и прямых;
-приобрести опыт выполнения проектов.
Векторы
Выпускник научится:
-оперировать с векторами: находить сумму и разность двух векторов, заданных геометрически, находить вектор, равный произведению заданного вектора на число;
-находить для векторов, заданных координатами: длину вектора, координаты суммы и разности двух и более векторов, координаты произведения вектора на число, применяя при необходимости переместительный, сочетательный или распределительный закон;
-вычислять скалярное произведение векторов, находить угол между векторами, устанавливать перпендикулярность прямых.
Выпускник получит возможность:
-овладеть векторным методом для решения задач на вычисление и доказательство:
-приобрести опыт выполнения проектов.
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Тексты контрольных работ находятся в книге «Дидактические материалы», пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М.С. Якир. - М.: Вентана-Граф, 2013.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Система символических обозначений:
-
Д - демонстрационный экземпляр (1 экз),
-
К - полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),
-
Ф - комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),
-
П - комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.)
№
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения
Наличие
1.
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1.1
Стандарт основного общего образования по математике (базовый уровень)
Д
1.2
Примерная программа основного общего образования по математике
Д
1.3
Программы. Математика: 5 - 11 классы / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В.Буцко - М.: Вентана-граф, 2014.
Д
1.4
Геометрия: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / [А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир]. -М.: Вентана-граф, 2013
К
1.5
Геометрия: дидакт. материалы для 7 кл.: пособие для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В.Буцко - М.: Вентана-граф, 2013
Ф
1.6
Комплект материалов для подготовки к государственной итоговой атестации
К
1.7
Научная, научно-популярная, историческая литература
П
1.8
Справочные пособия (энциклопедии, словари, сборники основных формул и т.п.)
П
1.9
Методические пособия для учителя
Д
2.
Печатные пособия
2.1
Таблицы по геометрии
Д
2.2
Портреты выдающихся деятелей математики
Д
3.
информационно-коммуникативные средства
3.1
Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания по основным разделам курса математики
Д
3.2
Инструментальная среда по математике
Д
4.
Экранно-звуковые пособия
4.1
Видеофильмы по истории развития математики, математических идей и методов
Д
5.
Технические средства обучения
5.1
Мультимедийный компьютер
П
5.2
Сканер
Д
5.3
Принтер лазерный
Д
5.4
Копировальный аппарат
Д
5.5
Мультимедиапроектор
Д
5.6
Средства телекоммуникации
Д
5.7
Экран (на штативе или навесной)
Д
6.
УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
6.1
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц
Д
6.2
Доска магнитная с координатной сеткой
Д
6.3
Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (300, 600), угольник (450, 450), циркуль
Д
6.4
Комплект стереометрических тел (демонстрационный)
Д
6.5
Комплект стереометрических тел (раздаточный)
Ф
7.
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ МЕБЕЛЬ
7.1
Компьютерный стол
Д
7.2
Шкаф секционный для хранения оборудования
Д
7.3
Шкаф секционный для хранения литературы и демонстрационного оборудования (с остекленной средней частью)
Д
7.4
Стенд экспозиционный
Д
7.5
Ящики для хранения таблиц
Д