Реализация личностно-ориентированного обучения в преподавании математических дисципин

Текстовый документ к докладу на августовское совещание учителей по персональной теме. Секция математиков.Гуманизация образовательного процесса предусматривает всестороннее изучение личности и учет возможностей, способностей, интересов учащихся в процессе обучения. Одним из направений в вопросе гумманизации обучения является личностно-ориентированное обучение.На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика. При этом обучание дожно обеспечив...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Реализация личностно-ориентированного обучения в преподавании математических дисциплин

Каждый ребенок по-своему уникален, талантлив. Имеет свои способности, свой уровень развития. Дети, пришедшие из семей в наши закрытые образовательные учреждения, страдают чаще всего от того, что они были оставлены взрослыми один на один со своими внутренними природными задатками и оказались по уровню своего развития ниже своих возможностей. Подростки, у которых наблюдается нарушение личностного развития в мотивационной, операционной и психосоматической сферах; педагогически запущенные, уровень обученности которых несоизмерим со стандартной оценкой; из неблагополучных семей; часто больные, поступают к нам в течение всего учебного года. Поэтому 70 % детей в первые дни, недели, месяцы для нас, учителей школы-интерната, являются труднодоступной глыбой, которую в последствии необходимо размягчить, удобрить. Как сделать этого ребенка любознательным, каковы пути его интеллектуального развития и возможно ли изменить ситуацию в пользу ребенка? Какие условия необходимы для развития психических процессов, как сделать, чтобы ребенку были доступны математика и другие предметы?… Все это натолкнуло меня на идею создания таких условий, когда ребенку было бы комфортно, интересно на уроках математики. Учеба была бы в радость. Когда каждый смог бы научиться анализировать, оценивать себя и других, когда легко бы понимал предмет.

Гуманизация образовательного процесса предусматривает всестороннее изучение личности и учет возможностей, способностей, интересов учащихся в процессе обучения. Одним из направлений в вопросе гуманизации обучения является личностно ориентированное обучение (ЛОО).

С2.Актуальность личностно- ориентированного обучения

На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика. При этом обучение должно обеспечивать духовное, интеллектуальное, творческое развитие учащихся. Современная школа ставит своей целью не только обучение детей с разными способностями, но и создание на уроках творческой обстановки, направленной на личностно-ориентированную модель обучения, утверждающую ценность личности ребенка.

С3.Личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, которое во главу угла ставит:

  • самобытность ребёнка

  • самоценность ребёнка

  • субъективность процесса учения

С4.Цель ЛОО заложить в ребёнке механизмы:

  • самореализации

  • саморазвития

  • адаптации

  • саморегуляции

  • самозащиты

  • самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа

С5.В основе личностно-ориентированного обучения

лежит признание индивидуальности каждого человека,
его развитие не как «коллективного субъекта», но, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом.

С6.Личностно-ориентированный подход - это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.

С7.Личностно-ориентированное обучение - это:

  • признание учителем приоритета личности перед коллективом;

  • создание гуманистических взаимоотношений в классе, через которые каждый ребенок осознает себя полноправной личностью, учится видеть и уважать личность в других;

  • признание учителем того, что ученик обладает определенными правами, которые священны для учителя;

  • отказ учителя от деления детей на «сильных» и «слабых», понимая, что все дети разные, и что каждый знает и умеет что-то лучше других;

С8.- признание того, что учитель - такой же равноценный участник учебного процесса, как и ученик, только с «направляющей» функцией;
- переход с позиции «я тебя учу» на позицию «мы с тобой учимся» и мне интересно, что ты думаешь о …;
- понимание учителем того, что учебный процесс тем эффективнее, чем меньше учитель на уроке говорит и делает сам и чем больше дает сказать и сделать своим ученикам;
- задачи учителя помочь каждому ученику построить собственную образовательную траекторию

С9. ЛО образование включает следующие подходы:

  • разноуровневый

  • дифференцированный

  • индивидуальный

  • субъективно-личностный

С10 Ценность применения разноуровневых заданий

  • Предложение выбора задания способствует созданию для ученика ситуации успеха.

  • Овладение уровневым подходом дает возможность учителю осуществлять диагностику и следить за динамикой интеллектуального развития учащихся.

  • Учет индивидуальных особенностей учеников позволяет педагогу составлять задания таким образом, чтобы способствовать реализации возможностей каждого ребенка в рамках личностно-ориентированного обучения.

  • Применение уровневых заданий наиболее эффективно только вместе с другими вариантами письменной и устной проверки знаний, умений и навыков учащихся.

  • Такие задания должны использоваться систематически, так как только лишь в этом случае их внедрение будет способствовать достижению хороших результатов.

С11. Деятельность учителя на уроке с
личностно-ориентированной направленностью

  • Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока.

  • Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока.

  • Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).

  • Использование проблемных творческих заданий.

- Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.

С12. Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.
- Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.
- Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.
- При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

С13. Личностно-ориентированные технологии

  • Принцип недопущения перегрузок;

  • Переориентация учителей с учебно-дисциплинарной на личностную модель взаимодействия с учащимися;

  • Исключение принуждения;

  • Активное включение самого ученика в поисковую учебно-познавательную деятельность;

  • Организация совместной деятельности, обеспечение диалогового общения.

С14. Сравним традиционное и личностно-ориентированное обучение

Традиционный урок

Личностно-ориентированный урок

Материал однотипный

Материал разного типа, вида и формы

Преобладают задачи упражнения, выполняемые по образцу (алгоритму)

Преобладают проблемные, неоднозначные задания

Материал практически не отражает различные источники получения информации и не стимулирует к самообразованию

Имеется специальный вид материала: справочно-информационный и самообразовательный

Доля творческих заданий мала (это дополнительный материал для «сильных» учеников)

Большое количество творческих заданий или заданий с творческим продолжением

Чаще фронтальная или самостоятельная работа

Используется материал, рассчитанный на различные виды взаимодействия учащихся по ходу урока (парная работа, групповая)

Класс делится учителем на «сильных», «средних», «слабых»

Разноуровневые задания различной степени сложности для реализации выбора

С15. Основные требования к личностно-
ориентированному уроку

  • Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся.

  • Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.

  • Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.

  • Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбрать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.

  • Оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения.

  • Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

С16. Заключение

  • На рубеже веков модель личностно-ориентированной школы - одна из наиболее перспективных в силу следующих причин:

  • в центре образовательного процесса находится ребенок как субъект познания, что отвечает мировой тенденции гуманизации образования;

  • личностно-ориентированное обучение является здоровьесберегающей технологией;

  • в последнее время наметилась тенденция, когда родители выбирают не просто какие-либо дополнительные предметы, услуги, но ищут благоприятную, комфортную для своего ребенка образовательную среду, где бы он не затерялся в общей массе, где была бы видна его индивидуальность;

  • необходимость перехода к данной модели школы осознается обществом.

























Гусаковская средняя школа









Реализация личностно-ориентированного обучения в преподавании математических дисциплин

Подготовила: учитель математики

Н.С. Карпухина











Гусаковка 2012г.

7



© 2010-2022