- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по геометрии для 11класса
Рабочая программа по геометрии для 11класса
Раздел | Математика |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Tкачева Н.И. |
Дата | 20.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Согласовано: Заместитель директора по учебно-воспитательной работе _______________________ «_____» _________ 2010г. |
| Рассмотрено на заседании творческой лаборатории математики «_____» _________ 2010г. ______________________ |
Рабочая программа
по геометрии к учебнику Л. С. Атанасяна
11 класс (2 часа)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Календарно-тематическое планирование учебного курса геометрии для 11 класса составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по математике и программы для общеобразовательных учреждений по геометрии 10 - 11 классы (к учебному комплекту по геометрии для 10 - 11 классов авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др.), составитель Бурмистрова Т.А.-М.: Просвещение, 2009.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике .
Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений по геометрии 10 - 11 классы, Бурмистрова Т.А.-М.: Просвещение,2008., изменения в изучении содержания материала не внесены .
Программа рассчитана на 68 ч (2 часа в неделю), в том числе контрольных работ - 5 , включая итоговую контрольную работу.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных и самостоятельных работ. Итоговая аттестация - согласно Уставу образовательного учреждения.
Для реализации рабочей программы используется
учебно-методический комплект учителя:
Геометрия: учеб, для 10-11 кл. / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др.]. - М.: Просвещение, 2004-2009.
Зив Б.Г. Геометрия: дидакт. материалы для 11 кл. / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. - М.: Просвещение, 2004-2009.
Изучение геометрии в 10, 11 классах: метод, рекомендации: кн. для учителя / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.]. - М.: Просвещение, 2003 - 2009
учебно-методический комплект ученика:
Геометрия: учеб, для 10-11 кл. / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.]. - М.: Просвещение, 2004-2009.
Цель изучения:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
приобретение конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирование языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Задачи изучения:
изучить понятия вектора;
развить пространственные представления и изобразительные умения; освоить основные факты и методы стереометрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
овладеть символическим языком математики, выработать формально-оперативные математические умения и научиться применять их к решению геометрических задач;
сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как
важнейших средствах математического моделирования реальных
процессов и явлений.
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные
и внеклассные.
Формы контроля:
Самостоятельная работа, контрольная работа, зачёт, работа по карточке.
Технические средства обучения
Компьютер, медиапроектор
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Глава IV: Векторы в пространстве (6 часов)
Основная цель: обобщить изученный в базовой школе материал о векторах на плоскости, дать систематические сведения о действиях с векторами в пространстве. Основное внимание уделяется решению задач, так как при этом учащиеся овладевают векторным методом. В результате изучения данной главы учащиеся должны:
Знать:
пределение вектора в пространстве, основные действия с векторами в пространстве; уметь применять их при решении задач.
Уметь:
определять равные векторы;
применять на практике правила сложения и вычитания векторов;
применять на практике правила сложения нескольких векторов в пространстве;
применять на практике правило умножения вектора на число и основное свойство этого правила.
Глава V. Метод координат в пространстве(15 часов).
Прямоугольная система координат в пространстве. Координаты вектора. Связь между координатами вектора и координатами точек. Простейшие задачи в координатах. Угол между векторами. Вычисление углов между прямыми и плоскостями. Центральная симметрия. Осевая симметрия. Зеркальная симметрия. Параллельный перенос.
Контрольная работа №1по теме «Векторы»
Знать:
понятие прямоугольной системы координат в пространстве;
понятие координат вектора в прямоугольной системе координат;
понятие радиус-вектора произвольной точки пространства;
формулы координат середины отрезка, длины вектора через его координаты, расстояние между двумя точками;
понятие угла между векторами;
понятие скалярного произведения векторов;
формулу скалярного произведения в координатах;
свойства скалярного произведения;
понятие движения пространства и основные виды движения.
Уметь:
строить точки в прямоугольной системе координат по заданным её координатам и находить координаты точки в заданной системе координат;
выполнять действия над векторами с заданными координатами;
доказывать, что координаты точки равны соответствующим координатам её радиус-вектора, координаты любого вектора равны разностям соответствующих координат его конца и начала;
решать простейшие задачи в координатах;
вычислять скалярное произведение векторов и находить угол между векторами по их координатам;
вычислять углы между прямыми и плоскостям;
строить симметричные фигуры.
Глава VI. Цилиндр, конус и шар(16 часов).
Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра. Понятие конуса. Площадь поверхности конуса. Усечённый конус. Сфера и шар. Уравнение сферы. Взаимное расположение сферы и плоскости Касательная плоскость к сфере .Площадь сферы.
Контрольная работа №2 по теме «Цилиндр, конус и шар»
Знать:
понятие цилиндрической поверхности, цилиндра и его элементов(боковая поверхность, основания, образующие, ось, высота, радиус;
формулы для вычисления площадей боковой и полной поверхностей цилиндра;
понятие конической поверхности, конуса и его элементов(боковая поверхность, основание, вершина, образующая, ось, высота), усечённого конуса;
формулы для вычисления площадей боковой и полной поверхностей конуса и усечённого конуса;
понятия сферы, шара и их элементов(центр, радиус, диаметр);
уравнение сферы в заданной прямоугольной системе координат;
взаимное расположение сферы и плоскости;
теоремы о касательной плоскости к сфере;
формулу площади сферы.
Уметь:
решать задачи на вычисление боковой и полной поверхностей цилиндра;
решать задачи на вычисление боковой и полной поверхностей конуса и усечённого конуса;
решать задачи на вычисление площади сферы.
Глава VII. Объёмы тел (17 часов).
Понятие объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда. Объём прямой призмы. Объём цилиндра. Вычисление объёмов тел с помощью определенного интеграла. Объём наклонной призмы. Объём пирамиды. Объём конуса. Объём шара. Объём шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора. Площадь сферы.
Контрольная работа №3 по теме «Объёмы тел »
Знать:
понятие объёма, основные свойства объёма;
формулы нахождения объёмов призмы, в основании которой прямоугольный треугольник и прямоугольного параллелепипеда;
правило нахождения прямой призмы;
что такое призма, вписана и призма описана около цилиндра;
формулу для вычисления объёма цилиндра;
способ вычисления объёмов тел с помощью определённого интеграла, основную формулу для вычисления объёмов тел;
формулу нахождения объёма наклонной призмы;
формулы вычисления объёма пирамиды и усечённой пирамиды;
формулы вычисления объёмов конуса и усечённого конуса;
формулу объёма шара;
определения шарового слоя, шарового сегмента, шарового сектора, формулы для вычисления их объёмов;
формулу площади сферы.
Уметь:
Объяснять, что такое объём тела, перечислять его свойства и применять эти свойства в несложных ситуациях;
применять формулы нахождения объёмов призмы при решении задач;
решать задачи на вычисления объёма цилиндра;
воспроизводить способ вычисления объёмов тел с помощью определённого интеграла;
применять формулу нахождения объёма наклонной призмы при решении задач;
решать задачи на вычисление объёмов пирамиды и усечённой пирамиды;
применять формулы вычисления объёмов конуса и усечённого конуса при решении задач
применять формулу объёма шара при решении задач;
различать шаровой слой, сектор, сегмент и применять формулы для вычисления их объёмов в несложных задачах;
применять формулу площади сферы при решении задач.
Обобщающее повторение. Решение задач( 14 часов).
Параллельность прямых и плоскостей. Перпендикулярность прямых и плоскостей. Многогранники. Метод координат в пространстве.
Цилиндр, конус и шар. Объёмы тел.
Знать:
основные определения и формулы изученные в курсе геометрии.
Уметь:
применять формулы при решении задач.
Требования к уровню подготовки обучающихся в 11 классе
В результате изучения курса геометрии 11 класса обучающиеся должны:
знать/понимать
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
решения геометрических задач с использованием тригонометрии
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир)
Учебно-тематический план
№ п/п
НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА
Кол-во часов
Лекции
Практические занятия
Контрольные
работы
1
Векторы в пространстве
6
2
4
2
Метод координат в пространстве.
15
2
12
1
3
Цилиндр, конус и шар.
16
3
12
1
4
Объёмы тел.
17
4
12
1
5
Обобщающее повторение. Решение задач.
14
14
Всего
68
11
54
3
Календарно-тематическое планирование
Геометрия 11 класс Л.С. Атанасян и др.
2 часа в неделю, всего 68 часов.
-
№ п\п
Наименование темы
Кол-во часов
Дата
Домашнее задание
Примечание
Вид контроля
Глава IV. Векторы в пространстве
6
1/1
Понятие вектора в пространстве
1
02.09
П. 34-35 №330, 332
2/2
3/3
Сложение и вычитание векторов
Умножение вектора на число
1
1
02.09
09.09
П. 36, 37 №338
П 38 №341, 345
4/4
5/5
Понятие компаланарных векторов
Разложение вектора по трем некомпланарным векторам
1
1
09.09
16.09
П. 39 №358
П. 39 №363
6/6
Зачёт №1
1
16.09
П. 34-39 №376
См/р
Глава V. Метод координат в пространстве
15
1/7
Прямоугольная система координат в пространстве
1
23.09
П. 42 №402
2/8
Координаты вектора
1
23.09
П. 43 №406, 407
3/9
Правила нахождения координат суммы и разности векторов
1
30.09
П. 43 №410
4/10
Правило нахождения координат произведения вектора на число
1
30.09
П. 43 №413, 417
5/11
Связь между координатами векторов и координатами точек
1
7.10
П. 44 №415
6/12
Простейшие задачи в координатах
1
7.10
П. 45 № 419-421
7/13
Угол между векторами
1
14.10
П. 46 №445
8/14
Скалярное произведение векторов
1
14.10
П. 47 №448, 449
9/15
Основные свойства скалярного произведения
1
21.10
П. 47 №452
10/16
Вычисление углов между прямыми и плоскостями
1
21.10
П. 48 №455
См/р
11/17
Центральная и осевая симметрия
1
28.10
П. 49, 50 № 456
12/18
Зеркальная симметрия
1
11.11
П. 51 № 457
13/19
Подготовка к контрольной работе №1 по теме: «Метод координат в пространстве»
1
11.11
П. 42-51 №460
14/20
Контрольная работа № 1 по теме «Метод координат в пространстве»
1
18.11
П. 42-51
к/р
15/21
Зачёт №2
1
18.11
П. 42-51
Глава VI. Цилиндр, конус, шар
16
1/22
Понятие цилиндра
1
25.11
П. 53 № 522
2/23
Площадь поверхности цилиндра
1
25.11
П. 54 № 525, 526, 527
3/24
Понятие конуса
1
2. 12
П. 55 №548
4/25
Площадь поверхности конуса
1
2. 12
П. 56 №556
5/26
Усеченный конус
1
9. 12
П. 57 №560, 561
6/27
Площадь поверхности усеченного конуса
1
9.12
П. 57 № 565
7/28
Понятие сферы
1
16. 12
П. 58 № 606, 607
8/29
Понятие шар
1
16.12
П. 58 № 610, 611
9/30
Уравнение сферы
1
23.12
П. 59 №614
10/31
Взаимное расположение сферы и плоскости
1
23.12
П. 60 № 618, 619
11/32
Касательная плоскость к сфере
1
27.12
П. 61 №625
12/33
Площадь сферы и шара
1
27.12
П. 62 №626
13/34
Решение задач на нахождение площадей поверхностей цилиндра, конуса и шара
1
20.01
П. 53-62 индивидуальное задание
См/р
14/35
Подготовка к контрольной работе №2 по теме: «Цилиндр, конус, шар »
1
20.01
П. 53-62
15/36
Контрольная работа № 2 по теме «Цилиндр, конус, шар»
1
27.01
П. 53-62
к/р
16/37
Зачёт №3
1
27.01
П. 53-62
Глава VII. Объемы тел
17
1/38
Понятие объема
1
3.02
П. 63№ 649
2/39
Свойства объемов
1
3.02
П. 63 № 645
3/40
Объем прямоугольного параллелепипеда
1
10.02
П. 64 №652
4/41
Решение задач на нахождения объема параллелепипеда
1
10.02
П. 64 №653
См/р
5/42
Решение задач на нахождения объема прямого параллелепипеда
1
17.02
П. 64 № 658
6/43
Объем прямой призмы
1
24.02
П. 65 №661, 662
7/44
Объем цилиндра
1
24.02
П. 66 № 668
8/45
Решение задач на нахождение объема прямой призмы и цилиндра
1
2.03
П. 65, 66 индивидуальное задание
9/46
Вычисление объемов тел
1
2.03
П. 67 индивидуальное задание
10/47
Объем наклонной призмы
1
9.03
П. 68 индивидуальное задание
11/48
Объем пирамиды
1
9.03
П. 69 индивидуальное задание
12/49
Объем конуса
1
16.03
П. 70 № 688
13/50
Объем шара
1
16.03
П. 71 №709
14/51
Объем шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора
1
23.03
П. 72 №718
15/52
Площадь сферы
1
23.03
П. 73 №725
тест
16/53
Контрольная работа № 3 по теме «Объемы тел»
1
24.03
П. 63-73
к/р
17/54
Зачёт №4
1
06.04
П. 63-73
Обобщающее повторение
14
1/55
Повторение по теме: «Треугольники и четырехугольники»
1
06.04
Индивидуальное задание из подготовки к ЕГЭ
2/56
Повторение по теме: «Параллельные прямые»
1
13.04
Индивидуальное задание из подготовки к ЕГЭ
тест
3/57
Повторение по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника»
1
13.04
Индивидуальное задание из подготовки к ЕГЭ
4/58
Повторение по теме: «Площади фигур»
1
20.04
Индивидуальное задание из подготовки к ЕГЭ
5/59
Повторение по теме: «Подобные треугольники»
1
20.04
Индивидуальное задание из подготовки к ЕГЭ
тест
6/60
Повторение по теме: «Окружность»
1
27.04
Индивидуальное задание из подготовки к ЕГЭ
7/61
Повторение по теме: «Векторы. Метод координат»
1
27.04
Индивидуальное задание из подготовки к ЕГЭ
8/62
Повторение по теме: «Скалярное произведение векторов»
1
11.05
Индивидуальное задание из подготовки к ЕГЭ
9/63
Повторение по теме: «Длина окружности и площадь круга»
1
11.05
Индивидуальное задание из подготовки к ЕГЭ
См/р
10/64
Повторение по теме: «Многогранники»
1
18.05
Индивидуальное задание из подготовки к ЕГЭ
11/65
12/66
Повторение по теме: «Цилиндр»
Повторение по теме: «Конус, шар»
1
1
18.05
19.05
Индивидуальное задание из подготовки к ЕГЭ
тест
13/67
14/68
Решение задач на многогранники.
Решение задач на цилиндр, конус и шар
1
1
22.05
22.05
Индивидуальное задание из подготовки к ЕГЭ
Итого часов
68
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Контрольная работа № 1 «Метод координат в пространстве»
Вариант №1.
10. Найдите координаты вектора , если А(5; -1; 3), В(2; -2; 4).
20. Даны векторы {3; 1; -2}, {1; 4; -3}. Найдите .
3. Дан куб АВСDА1В1С1D1. Найдите угол между прямыми АD1 и ВМ, где М - середина ребра DD1.
4. Вычислите скалярное произведение векторов и , если .
Вариант №2
10. Найдите координаты вектора , если А(6; 3; -2), В(2; 4; -5).
20. Даны векторы {5; -1; 2}, {3; 2; -4}. Найдите .
3. Дан куб АВСDА1В1С1D1. Найдите угол между прямыми АС и DС1.
4. Вычислите скалярное произведение векторов и , если .
Контрольная работа № «Цилиндр, конус и шар»
Вариант №1.
10. Осевое сечение цилиндра - квадрат. Площадь основания цилиндра равна. Найдите площадь полной поверхности цилиндра.
20. Высота конуса равна 6см. Угол при вершине осевого сечения равен .
а) Найти площадь сечения конуса плоскостью, проходящей через две образующие, угол между которыми равен .
б) Найти площадь боковой поверхности конуса.
3. Диаметр шара равен 2р. Через конец диаметра проведена плоскость под углом к нему. Найдите длину линии пересечения сферы этой плоскостью.
Вариант №2
10. Осевое сечение цилиндра - квадрат, диагональ которого равна 4см. Найдите площадь полной поверхности цилиндра.
20. Радиус основания конуса равен 6см, а образующая наклонена к плоскости основания под углом .
а) Найти площадь сечения конуса плоскостью, проходящей через две образующие, угол между которыми равен .
б) Найти площадь боковой поверхности конуса.
3. Диаметр шара равен 4р. Через конец диаметра проведена плоскость под углом к нему. Найдите площадь сечения шара этой плоскостью.
Контрольная работа № 3 «Объёмы тел»
Вариант №1.
10. Диаметр шара равен высоте конуса, образующая которого составляет с плоскостью основания угол . Найдите отношение объёмов конуса и шара.
20. Объём цилиндра равен , площадь его осевого сечения . Найдите площадь сферы, описанной около цилиндра.
3. В конус вписана пирамида. Основанием пирамиды служит прямоугольный треугольник, катет которого равен 2р, а прилежащий угол равен . Боковая грань пирамиды, проходящая через данный катет, составляет с плоскостью основания угол . Найдите объём конуса.
Вариант №2.
10.В конус, осевое сечение которого есть правильный треугольник, вписан шар. Найдите отношение площади сферы к площади боковой поверхности конуса.
20. Диаметр шара равен высоте цилиндра, осевое сечение которого есть квадрат. Найдите отношение объёмов шара и цилиндра.
3. В цилиндр вписана призма. Основанием призмы служит прямоугольный треугольник, катет которого равен 2р, а прилежащий угол равен . Диагональ большей боковой грани призмы составляет с плоскостью её основания угол . Найдите объём цилиндра.
В каждой контрольной работе кружочком отмечены задания, соответствующие уровню обязательной подготовки.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Список литературы:
-
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089).
-
Примерная программа общеобразовательных учреждений по геометрии 10-11 классы, к учебному комплексу для 10-11 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова - М: «Просвещение», 2008 - М: «Просвещение», 2008. - с. 19-21).
-
Геометрия: учеб, для 10-11 кл. / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.]. - М.: Просвещение, 2009.
-
Зив Б.Г. Геометрия: дидактические материалы для 11 кл. / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. - М.: Просвещение, 2009.
-
О преподавании математики в 2010/2011 учебном году. Методическое письмо. Под ред. Ященко И.В., Семенова А.В. (2010, 240с.)
Дополнительная литература:
-
Математика 5-11 классы: нетрадиционные формы организации контроля на уроках / авт.-сост. М.Е. Козина, О.М. Фадеева. - Волгоград, Учитель, 2007;
-
Конструирование современного урока математики: кн. для учителя / С.Г. Манвелов. - М.: Просвещение,2009.
Интернет-ресурс
1. edu - "Российское образование" Федеральный портал.
2. school.edu - "Российский общеобразовательный портал".
3. school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
4. mathvaz.ru - docье школьного учителя математики
5. it-n.ru "Сеть творческих учителей"
6. www .festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
7. shomtaya.ucoz.ru/ Персональный сайт - Шомахова Таисия Исмаиловна.