- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по геометрии, 7 класс, Атанасян Л. С
Рабочая программа по геометрии, 7 класс, Атанасян Л. С
Раздел | Математика |
Класс | 7 класс |
Тип | Тесты |
Автор | Павлова А.С. |
Дата | 17.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка.
Рабочая программа по геометрии разработана на основании программы линии Л.С.Атанасян. Геометрия. 7-11 классы. Базовый уровень. Линия Л.С.Атанасян / авт.-сост. Т.А.Салова.- Волгоград: Учитель,2010.-75с.; в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы по математике основного общего образования; федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях; с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования.
При составлении программы были использованы:
-
Программа линии Л.С.Атанасян. Геометрия. 7-11 классы: развёрнутое тематическое планирование. Базовый уровень. Линия Л.С.Атанасян / авт.-сост. Т.А.Салова.- Волгоград: Учитель,2010.-75с.
-
Учебник: Геометрия, 7-9: Учебник для общеобразоват. учреждений / Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.-13-е изд.-М.:Просвещение,2003.-384с.ил.
Геометрия является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение не только математических предметов, но и смежных дисциплин.
Основные цели курса:
-
развитие пространственных представлений и умений, помощь в освоении основных фактов и методов планиметрии;
-
использование геометрического языка для описания предметов,
-
овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
-
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
-
воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса.
Задачи обучения:
-
ввести основные геометрические понятия, научить различать их взаимное расположение;
-
научить распознавать геометрические фигуры и изображать их;
-
ввести понятия: теорема, доказательство, признак, свойство;
-
изучить все о треугольниках (элементы, признаки равенства);
-
изучить признаки параллельности прямых и научить применять их при решении задач и доказательстве теорем;
-
научить решать геометрические задачи на доказательства и вычисления;
-
подготовить к дальнейшему изучению геометрии в последующих классах.
Общая характеристика учебного предмета
Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими фигурами и их свойствами.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
Продолжить овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для приме нения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
Продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых че ловеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
Воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой куль туры, понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса.
Курс имеет следующую структуру:
Начальные геометрические сведения. Треугольники. Параллельные прямые. Соотношения между сторонами и углами треугольника.
Итоговое повторение. Решение задач.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с образовательной программой школы на 2015-2016 учебный год на изучение геометрии в 7 классе отводится 2 часа в неделю, всего - 68 часов + 2 часа резервных, что соответствует примерной программе по предмету «Геометрию» основного общего образования и Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ. Программа обеспечивает обязательный минимум подготовки учащихся по геометрии, определяемый образовательным стандартом, соответствует общему уровню развития и подготовки учащихся данного возраста.
Планируется в I четверти - 45 часа, во II - 35, в III - 50, в IV -45. Программа рассчитана на один год
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
В ходе преподавания геометрии в 7 классе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
-
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
-
овладевали приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теории и решении задач;
-
целенаправленно обращались к примерам из практики, что развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовали язык геометрии для их описания, приобретали опыт исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
-
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи; проведения доказательных рассуждений, аргументаций, выдвижения гипотез и их обоснования; поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, со временные информационные технологии.
Образовательные технологий и приемы, основные формы организации образовательного процесса для достижения образовательных результатов
В программе используются педагогические технологии:
-
технология коммуникативного обучения - направлена на формирование коммуникативной компетентности учащихся, которая является базовой, необходимой для адаптации к современным условиям межкультурной коммуникации.
-
технология разноуровневого (дифференцированного) обучения - предполагает осуществление познавательной деятельности учащихся с учётом их индивидуальных способностей, возможностей и интересов, поощряя их реализовывать свой творческий потенциал. Создание и использование диагностических тестов является неотъемлемой частью данной технологии.
-
технология индивидуализации обучения - помогает реализовывать личностно-ориентированный подход, учитывая индивидуальные особенности и потребности учащихся.
-
технология тестирования - используется для контроля уровня знаний на определённом этапе обучения. Осуществление контроля с использованием технологии тестирования соответствует требованиям всех международных экзаменов по математике. Кроме того, данная технология позволяет преподавателю выявить и систематизировать аспекты, требующие дополнительной проработки.
-
технология обучения в сотрудничестве - реализует идею взаимного обучения, осуществляя как индивидуальную, так и коллективную ответственность за решение учебных задач.
Комплексное использование в учебном процессе всех вышеназванных технологий стимулируют личностную, интеллектуальную активность, развивают познавательные процессы, способствуют формированию компетенций, которыми должен обладать учащийся основной школы.
Основные типы учебных занятий:
-
урок изучения нового учебного материала;
-
урок закрепления и применения знаний;
-
урок обобщающего повторения и систематизации знаний;
-
урок контроля знаний и умений.
Основным типом урока является комбинированный.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные групповые, индивидуально-групповые, фронтальные.
На уроках используются такие формы занятий как:
-
практические занятия;
-
консультация;
-
лекция.
Результаты образования, способы и формы оценки достижения этих результатов
В результате изучения курса геометрии 7 класса обучающиеся должны
знать / понимать:
-
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
-
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
-
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
-
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
-
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
-
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
-
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
-
смысл и деализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь:
-
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
-
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
-
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
-
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), находить стороны, углы треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
-
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат, идеи симметрии;
-
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
описания реальных ситуаций н аязыке геометрии;
-
расчетов, включающих простейшие формулы;
-
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
-
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
В результате изучения курса ученик должен овладеть следующими понятиями:
-
угол, луч, прямая, отрезок;
-
треугольник и его виды;
-
медиана, биссектриса, высота;
-
признаки равенства треугольников;
-
признаки параллельных прямых;
-
свойства параллельных прямых;
-
аксиомы параллельных прямых;
-
соотношения между сторонами и углами треугольника;
-
неравенство треугольника;
-
свойства прямоугольного треугольника;
-
расстояние между параллельными прямыми;
-
построение треугольника по трем элементам;
-
окружность.
В результате овладения программы обучающийся должен знать и уметь:
-
доказывать изученные теоремы;
-
проводить обоснования при решении задач, используя изученные сведения;
-
знать виды треугольников и их свойства, уметь применять эти положения при решении задач;
-
знать признаки равенства треугольника и уметь находить равные треугольники;
-
знать соотношения между сторонами и углами треугольника, уметь принимать эти положения при решении задач;
-
уметь строить треугольник по трем элемента
Формы контроля: текущий и итоговый. Проводится в форме контрольных работ, рассчитанных на 45 минут, тестов и самостоятельных работ на 15 - 20 минут с дифференцированным оцениванием.
Текущий контроль проводится с целью проверки усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; содержание определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся класса.
Итоговые контрольные работы проводятся:
- после изучения наиболее значимых тем программы,
- в конце года.
Содержание учебного предмета.
Глава 1.Начальные геометрические сведения (10 часов)
Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.
Глава 2.Треугольники (17 часов)
Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Глава 3. Параллельные прямые (13 часов)
Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
Глава 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника (18 часов)
Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.
Повторение. Решение задач. (10 часов)
№
Изучаемый материал
Кол-во часов
Глава 1. Начальные геометрические сведения.
9
1
Прямая и отрезок.
1
2
Луч и угол.
1
3
Сравнение отрезков и углов.
1
4
Измерение отрезков.
2
5
Измерение углов.
1
6
Перпендикулярные прямые.
2
Контрольная работа№1
1
Глава 2. Треугольники.
18
7
Первый признак равенства треугольников.
3
8
Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.
3
9
Второй и третий признаки равенства треугольников.
4
10
Задачи на построение.
6
Контрольная работа №2
1
Глава 3. Параллельные прямые.
13
11
Признаки параллельности двух прямых.
4
12
Аксиома параллельных прямых.
7
Контрольная работа№3
1
Глава4. Соотношения между сторонами и углами треугольника.
20
13
Сумма углов треугольника.
2
14
Соотношения между сторонами и углами треугольника.
3
15
Прямоугольные треугольники.
6
16
Построение треугольника по трем сторонам.
4
Контрольная работа №4.
1
Решение задач на повторение курса геометрии 7 класса.
11
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
-
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
-
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
-
формирование коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
-
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
-
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
-
креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
-
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
-
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
регулятивные универсальные учебные действия:
-
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-
умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
-
умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
-
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
-
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
-
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
познавательные универсальные учебные действия:
-
осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
-
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
-
умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
-
формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
-
формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
-
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
-
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
-
умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
-
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
-
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
-
коммуникативные универсальные учебные действия:
-
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;
-
умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
-
слушать партнера;
-
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
предметные:
-
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (геометрическая фигура, величина) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
-
умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
-
овладение навыками устных письменных, инструментальных вычислений;
-
овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
-
усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
-
умение измерять длины отрезков, величины углов;
-
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочные материалы и технические средства.
График проведения контрольных работ.
1.Контрольная работа №1. Начальные геометрические сведения. 30.09
2. Контрольная работа №2Треугольники.4.12
3.Контрольная работа №3 Параллельные прямые.3.02
4.Контрольная работа №4 Соотношения между сторонами и углами треугольника.24.02
5.Контрольная работа №5 Прямоугольные треугольники16.04
6.Контрольная работа №6 Итоговая 21.05
Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся (приложение 1)
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Магнитная доска, циркуль, транспортир, линейка, таблицы по геометрии 7 класс, проектор, экран.
Интернет-ресурсы:
-
zavuch.info
-
proschkolu.ru
-
uchportal.ru
-
interneturok.ru
-
urokimatematiri.ru
Список литературы.
Литература, использованная при подготовке программы
-
Программа линии Л.С.Атанасян. Геометрия. 7-11 классы: развёрнутое тематическое планирование. Базовый уровень. Линия Л.С.Атанасян / авт.-сост. Т.А.Салова.- Волгоград: Учитель,2010.-75с.
-
Учебник: Геометрия, 7-9 : Учебник для общеобразоват. учреждений / Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.-13-е изд.-М.:Просвещение,2003.-384с.ил.
-
Геометрия. Сборник рабочих программ. 7-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/составитель Т. А. Бурмистрова.-М.: Просвещение, 2011.-95 с.
-
Программа общеобразовательных учреждений Геометрия 7-9 классы. Составитель Т. А. Бурмистрова, издательство М.:»Просвещение» 2009 год. Автор программы Л. С. Атанасян.
Литература для учителя:
-
Учебник: Геометрия, 7-9: Учебник для общеобразоват. учреждений / Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.-13-е изд.-М.:Просвещение,2003.-384с.ил.
-
Гаврилова Н.Ф. Универсальные поурочные разработки по геометрии: 7 класс. М.: ВАКО,2010.-304с.
-
Изучение геометрии в 7-9 классах: Метод, рекомендации для учителя/Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков и др. - М.: Просвещение, 2003.-255 с.
Дидактический материал:
-
Балаян Э.Н. Геометрия: задачи на готовых чертежах: 7-9 классы.- Ростов н/Д: Феникс,2009.-188с.
Литература для учащихся:
-
Учебник: Геометрия, 7-9: Учебник для общеобразоват. учреждений / Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.-13-е изд.-М.:Просвещение,2003.-384с.ил.
-
Б. Г. Зив, В. М. Мейлер. Дидактические материалы по геометрии. 7 класс. М.: Просвещение, 2007г.
Приложение 2.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
-
работа выполнена полностью;
-
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
-
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
-
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
-
допущены одна ошибка или есть два - три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
-
допущено более одной ошибки или более двух - трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
-
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2.Оценка устных ответов обучающихся.
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
-
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
-
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
-
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
-
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
-
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
-
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
-
возможны одна - две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
-
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
-
допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
-
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
-
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
-
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
-
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
-
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
-
не раскрыто основное содержание учебного материала;
-
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
-
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.